Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Прикладной бакалавриат: перспективы и проблемы

Автор статьи четко излагает этапы создания системы обучения нового типа специалиста (гибкого, практикоориентированного) на базе НПО – СПО – ВПО. Практикоориентированный бакалавриат – механизм формирования высокосоциологизированного исполнителя (рабочего, техника, технолога, мастера профессионального обучения и др.), нацеленного на реализацию корпоративных интересов.

Просмотров: 3644

Практикоориентированный бакалавриат в довузовском профессиональном образовании: перспективы, этапы, барьеры.

Михаил Валентинович НИКИТИН, д.п.н., проф., руководитель Центра развития профессионального и личностного потенциала научно-педагогических кадров ФИРО (г. Москва)
Эл. адрес: fpk-irpo@mail.ru; fpk@firo.ru; niki@firo.ru; niki-lab@mail.ru

1. Понятийный аппарат исследования.

Довузовское профессиональное образование (ДПО) – это уровень послешкольного профессионального образования, интегрирующий ресурсы государственных образовательных учреждений начального, среднего, дополнительного профессионального образования, а также образовательных структур внутрифирменного и неформального обучения и сопряженных (интегрированных, преемственных, сетевых и др.) образовательных программ.

Автономное учреждение довузовского профессионального образования – новое юридическое лицо, созданное на базе профессионального училища (НПО), либо колледжа, техникума (СПО) на основе укрупнения и присоединения образовательных учреждений других типов и видов.

Автономное учреждение (АУ) – группа горизонтально-интегрированных образовательных организаций (школа, училище, техникум, ресурсный центр), где инновационный менеджмент обеспечивает закрепление выпускников на конкретной территории на основе создания рабочих мест в соответствии с полученной ими профессией (квалификацией): как в структуре самого автономного учреждения, так и на отраслевых предприятиях.

АУ представляет собой многоуровневый, полифункциональный образовательно-социальный комплекс, где инновационная деятельность является стратегическим приоритетом.

Практикоориентированный бакалавриат – механизм формирования высокосоциологизированного исполнителя (рабочего, техника, технолога, мастера профессионального обучения и др.), нацеленного на реализацию корпоративных интересов.

2. Перспективы освоения практикоориентированного бакалавриата.

Научное исследование по проекту «Разработка структуры экономического механизма государственно-частного финансирования деятельности автономного учреждения довузовского профессионального образования (НПО, СПО)», проведенное в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», позволило выделить основные тренды по развитию уровней высшего образования.

Первый тренд – это «массовизация» высшего профессионального образования на основе подготовки специалистов гибких специальностей, в том числе рост новых специальностей с учетом требований неформального образования. Реализовать данные требования только на основе ресурсов образовательных учреждений высшего звена, по нашему мнению, не представляется возможным. К выполнению задачи необходимо подключить крупные региональные (федеральные) колледжи, интегрирующие ресурсы как начального, так и среднего профессионального образования.

Второй тренд – проектирование нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов на основе увеличения доли самостоятельной работы и внедрения зачетных кредитных единиц. Ведущим принципом практикоориентированного бакалавриата в этой связи становится разработка и практическая апробация сопряженных, интегрированных, преемственных, сетевых учебных планов и программ НПО – СПО – ВПО. Конечно, их структура и содержательные компоненты должны быть ориентированы на требования профессиональных (корпоративных, квалификационных) стандартов, где большую часть времени необходимо отдать практической деятельности, стажировке.

Третий тренд – формирование взаимно эффективного механизма государственночастного партнерства профессионального образования и бизнес-сообщества. На этой основе пилотные регионы ведут эксперимент по созданию автономных учреждений (далее по тексту – АУ) довузовского профессионального образования на базе наиболее продвинутых НПО – СПО. Наиболее продвинутые АУ среднего профессионального образования создают совместную с бизнес-сообществом образовательную инфраструктуру, куда входят центры по трудоустройству выпускников, агентства по маркетингу образовательных услуг и рейтингованию качества обучения, ресурсные центры квалификаций, центры сертификации и аттестации квалификаций, учебные хозяйства, учебные фирмы, автошколы и другие.

3. Этапы перехода к практикоориентированному бакалавриату.

Федеральный институт развития образования (ФИРО) является головной научной организацией в структуре Министерства образования и науки РФ, которая проводит комплексные исследования по проблеме практикоориентированного бакалавриата.

На первом этапе (2008) определены базовые региональные и федеральные колледжи, где отрабатываются различные аспекты данной проблемы. Результаты промежуточных исследований позволяют констатировать, что дальнейшие перспективы должны быть связаны с созданием крупных федеральных (региональных) колледжей, имеющих правовой статус автономного учреждения. Такие колледжи должны быть зарегистрированы как экспериментальная площадка Федерального института развития образования, который будет осуществлять научное сопровождение проводимого ими эксперимента.

На втором этапе (2009-2010) при участии работодателей различных отраслей необходимо завершить работу над общероссийским классификатором образовательных программ (ОКОП) и перечнем образовательных программ, который будет единым для всех уровней профессионального образования, в том числе для практикоориентированного бакалавриата. Представляется целесообразным создать при Федеральном институте развития образования федеральный научно-внедренческий центр практикоориентированного бакалавриата как коллегиальный орган, включающий представителей работодателей различных отраслей и именно в институте сосредоточить повышение квалификации педагогических работников довузовского профессионального образования, которые получат право работать по программам практикоориентированного бакалавриата.

На третьем этапе (2010-2011) необходимо осуществить массовое повышение квалификации и профессиональную переподготовку практических работников колледжей и корпоративных вузов по обучению работе по программам практикоориентированного (трехгодичного) бакалавриата. В настоящее время руководство ФИРО готовит проведение ряда мероприятий по развитию новой формы довузовского профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Волохин А.В., Никитин М.В. Довузовское профессиональное образование как механизм государственно-частного партнерства /Волохин А.В., Никитин М.В.// «Образовательная политика». – 2009. – № 5. – С. 26-30.
  2. Анисимов П.Ф. Профессиональное образование – естественная потребность экономики /П.Ф. Анисимов// «Национальные проекты». – 2009. – № 1-2. – С. 80-83.
  3. Лисов В.В. Довузовское профессиональное образование в России: нынешнее состояние и вопросы модернизации /В.И. Лисов// «Российский экономический журнал». – 2008. – № 7-8. – С. 35-55.
  4. Мальцев В.А. Основы нравственности: пособие для учащихся учебных заведений начального и среднего профессионального образования /В.А. Мальцев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 399, [1] с. – («Профессиональное образование»).
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: прикладной бакалавриат, ФГОС, ФИРО, СПО, акцент, ао-32

Похожие материалы:
Акцент на воспитание гражданина и патриота
Многоуровневая подготовка: проблемы и задачи
Экспресс-форум: инициативы Союза директоров ссузов России
Подведены промежуточные итоги демонстрационного экзамена
Интернет-олимпиада: тренировка для ума и продвижения таланта
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Прикладной бакалавриат в колледже
На первом месте – качественная подготовка специалистов
Колледж новых идей
В России тоже будет рабочая аристократия

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 6 (114) 2019

«Инновации в действии» – история, которая творится на наших глазах, и творится она в российских регионах. Так, в Белгородской области работают над созданием единственного в стране научно-образовательного центра мирового уровня аграрного направления. Входящая в число самых индустриально развитых территорий РФ Самарская область готова представить свой проект НОЦ. Один из ключевых научно-инновационных проектов, реализуемых в Новосибирской области - «Академгородок 2.0» - нацелен на укрепление взаимодействия между наукой, образованием и бизнесом. Факты и цифры, информация из первых уст, эксклюзивные подробности – всё это вы найдёте на страницах нового номера «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Обучение, обращенное в будущее
Пространство больших возможностей, открытое для умных, целеустремленных молодых людей, активно...
Развитие института как научно-методического центра юга Кузбасса
Становление Института повышения квалификации с момента его основания в 1990 году неразрывно...
«Педагогический парк» как инновационная форма профориентационной деятельности
В 2020 году Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова отмечает 145-летний юбилей. На...
Из журнала
#105Прошлое, настоящее и будущее Бирского медико-фармацевтического колледжа
#105Ростовский педагогический колледж отметил девяностопятилетие
#104Филиал ОмГПУ в г. Таре реализует стратегические проекты
#112Калининградскому филиалу СПбГАУ исполняется 60 лет
#110Кадровый потенциал Чукотки
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ