Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Прикладной бакалавриат: перспективы и проблемы

Автор статьи четко излагает этапы создания системы обучения нового типа специалиста (гибкого, практикоориентированного) на базе НПО – СПО – ВПО. Практикоориентированный бакалавриат – механизм формирования высокосоциологизированного исполнителя (рабочего, техника, технолога, мастера профессионального обучения и др.), нацеленного на реализацию корпоративных интересов.

Просмотров: 3657

Практикоориентированный бакалавриат в довузовском профессиональном образовании: перспективы, этапы, барьеры.

Михаил Валентинович НИКИТИН, д.п.н., проф., руководитель Центра развития профессионального и личностного потенциала научно-педагогических кадров ФИРО (г. Москва)
Эл. адрес: fpk-irpo@mail.ru; fpk@firo.ru; niki@firo.ru; niki-lab@mail.ru

1. Понятийный аппарат исследования.

Довузовское профессиональное образование (ДПО) – это уровень послешкольного профессионального образования, интегрирующий ресурсы государственных образовательных учреждений начального, среднего, дополнительного профессионального образования, а также образовательных структур внутрифирменного и неформального обучения и сопряженных (интегрированных, преемственных, сетевых и др.) образовательных программ.

Автономное учреждение довузовского профессионального образования – новое юридическое лицо, созданное на базе профессионального училища (НПО), либо колледжа, техникума (СПО) на основе укрупнения и присоединения образовательных учреждений других типов и видов.

Автономное учреждение (АУ) – группа горизонтально-интегрированных образовательных организаций (школа, училище, техникум, ресурсный центр), где инновационный менеджмент обеспечивает закрепление выпускников на конкретной территории на основе создания рабочих мест в соответствии с полученной ими профессией (квалификацией): как в структуре самого автономного учреждения, так и на отраслевых предприятиях.

АУ представляет собой многоуровневый, полифункциональный образовательно-социальный комплекс, где инновационная деятельность является стратегическим приоритетом.

Практикоориентированный бакалавриат – механизм формирования высокосоциологизированного исполнителя (рабочего, техника, технолога, мастера профессионального обучения и др.), нацеленного на реализацию корпоративных интересов.

2. Перспективы освоения практикоориентированного бакалавриата.

Научное исследование по проекту «Разработка структуры экономического механизма государственно-частного финансирования деятельности автономного учреждения довузовского профессионального образования (НПО, СПО)», проведенное в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», позволило выделить основные тренды по развитию уровней высшего образования.

Первый тренд – это «массовизация» высшего профессионального образования на основе подготовки специалистов гибких специальностей, в том числе рост новых специальностей с учетом требований неформального образования. Реализовать данные требования только на основе ресурсов образовательных учреждений высшего звена, по нашему мнению, не представляется возможным. К выполнению задачи необходимо подключить крупные региональные (федеральные) колледжи, интегрирующие ресурсы как начального, так и среднего профессионального образования.

Второй тренд – проектирование нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов на основе увеличения доли самостоятельной работы и внедрения зачетных кредитных единиц. Ведущим принципом практикоориентированного бакалавриата в этой связи становится разработка и практическая апробация сопряженных, интегрированных, преемственных, сетевых учебных планов и программ НПО – СПО – ВПО. Конечно, их структура и содержательные компоненты должны быть ориентированы на требования профессиональных (корпоративных, квалификационных) стандартов, где большую часть времени необходимо отдать практической деятельности, стажировке.

Третий тренд – формирование взаимно эффективного механизма государственночастного партнерства профессионального образования и бизнес-сообщества. На этой основе пилотные регионы ведут эксперимент по созданию автономных учреждений (далее по тексту – АУ) довузовского профессионального образования на базе наиболее продвинутых НПО – СПО. Наиболее продвинутые АУ среднего профессионального образования создают совместную с бизнес-сообществом образовательную инфраструктуру, куда входят центры по трудоустройству выпускников, агентства по маркетингу образовательных услуг и рейтингованию качества обучения, ресурсные центры квалификаций, центры сертификации и аттестации квалификаций, учебные хозяйства, учебные фирмы, автошколы и другие.

3. Этапы перехода к практикоориентированному бакалавриату.

Федеральный институт развития образования (ФИРО) является головной научной организацией в структуре Министерства образования и науки РФ, которая проводит комплексные исследования по проблеме практикоориентированного бакалавриата.

На первом этапе (2008) определены базовые региональные и федеральные колледжи, где отрабатываются различные аспекты данной проблемы. Результаты промежуточных исследований позволяют констатировать, что дальнейшие перспективы должны быть связаны с созданием крупных федеральных (региональных) колледжей, имеющих правовой статус автономного учреждения. Такие колледжи должны быть зарегистрированы как экспериментальная площадка Федерального института развития образования, который будет осуществлять научное сопровождение проводимого ими эксперимента.

На втором этапе (2009-2010) при участии работодателей различных отраслей необходимо завершить работу над общероссийским классификатором образовательных программ (ОКОП) и перечнем образовательных программ, который будет единым для всех уровней профессионального образования, в том числе для практикоориентированного бакалавриата. Представляется целесообразным создать при Федеральном институте развития образования федеральный научно-внедренческий центр практикоориентированного бакалавриата как коллегиальный орган, включающий представителей работодателей различных отраслей и именно в институте сосредоточить повышение квалификации педагогических работников довузовского профессионального образования, которые получат право работать по программам практикоориентированного бакалавриата.

На третьем этапе (2010-2011) необходимо осуществить массовое повышение квалификации и профессиональную переподготовку практических работников колледжей и корпоративных вузов по обучению работе по программам практикоориентированного (трехгодичного) бакалавриата. В настоящее время руководство ФИРО готовит проведение ряда мероприятий по развитию новой формы довузовского профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Волохин А.В., Никитин М.В. Довузовское профессиональное образование как механизм государственно-частного партнерства /Волохин А.В., Никитин М.В.// «Образовательная политика». – 2009. – № 5. – С. 26-30.
  2. Анисимов П.Ф. Профессиональное образование – естественная потребность экономики /П.Ф. Анисимов// «Национальные проекты». – 2009. – № 1-2. – С. 80-83.
  3. Лисов В.В. Довузовское профессиональное образование в России: нынешнее состояние и вопросы модернизации /В.И. Лисов// «Российский экономический журнал». – 2008. – № 7-8. – С. 35-55.
  4. Мальцев В.А. Основы нравственности: пособие для учащихся учебных заведений начального и среднего профессионального образования /В.А. Мальцев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 399, [1] с. – («Профессиональное образование»).
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: прикладной бакалавриат, ФГОС, ФИРО, СПО, акцент, ао-32

Похожие материалы:
Прикладной бакалавриат в колледже
Подведены промежуточные итоги демонстрационного экзамена
В России тоже будет рабочая аристократия
Акцент на воспитание гражданина и патриота
Многоуровневая подготовка: проблемы и задачи
Интернет-олимпиада: тренировка для ума и продвижения таланта
Экспресс-форум: инициативы Союза директоров ссузов России
Колледж новых идей
На первом месте – качественная подготовка специалистов
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (119) 2020

В номере читайте. Высшая школа против пандемии: оперативные меры и долгосрочные стратегии. Регион: адаптация системы образования Хабаровского края к новым условиям. Университеты: стратегия и тактика заимствования. ДПО: актуальная проблематика и лучшие практики. СПО: переход на дистант и комплексное развитие.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Стратегия и тактика заимствования
Всегда была и будет ватерлиния, которая отделяет университеты «первого класса» от остальных....
Из журнала
#112Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
#112Дуальное обучение как важная форма профподготовки кадров
#112QUALITY ASSURANCE: развитие на примере образовательных систем ведущих стран мира
#112НАЦАККРЕДСОВЕТ: миссия выполнима
#112Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ