Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инновационная карта России

На страницах журнала публикуется небольшой фрагмент из «Инновационной карты России», которая была подготовлена Центром стратегических разработок «Северо-Запад» и представлена с комментариями экспертов.

Просмотров: 4050

ОТ РЕДАКЦИИ. В конце 2009 года Министерство образования и науки РФ подготовило доклад «Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации», выполненный по методологии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) при участии ведущих российских экспертных организаций. «Подготовленный доклад содержит подробное описание научно-технического и инновационного потенциала, инфраструктуры и иных составляющих нашей инновационной системы, а также политики государства в этой сфере», – анонсировал многостраничный документ министр А.А. Фурсенко.

Документ весьма любопытен, поэтому журнал решил опубликовать небольшой фрагмент из него, а именно «Инновационную карту России», подготовленную Центром стратегических разработок «Северо-Запад» и представленную на страницах доклада с комментариями экспертов.

В силу низкой интенсивности инноваций использование официальных и охватывающих все регионы России статистических данных далеко не полностью отражает формирование инновационных процессов и условий, их стимулирующих, а также причины, им препятствующие. В связи с этим на основании косвенных статистических показателей были рассмотрены основные составляющие инновационного процесса. В качестве критерия оценки научного потенциала рассматривался так называемый индекс инновационности. Были выделены регионы, являющиеся лидерами по научно-технологическому потенциалу, регионы-лидеры по реализации и продвижению научных разработок в конечный бизнес-продукт, регионы, ориентированные на заимствование технологий. Также приведены результаты анализа регионов Российской Федерации с точки зрения наличия человеческого потенциала для ведения инновационной деятельности, распространения новых знаний, а также для вывода инновационной продукции на рынок.

Показатели, входящие в индекс инновационности :

  • человеческие ресурсы;
  • соотношение выпускников аспирантуры и вузов;
  • число аспирантов на 1 тыс. человек с высшим образованием;
  • численность исследователей с научными степенями на 1 тыс. человек населения;
  • процент выпуска из учреждений послевузовского образования с защитой степени;
  • доля населения с высшим образованием в экономически активном населении;
  • занятость в секторе обрабатывающих производств;
  • создание новых знаний;
  • внутренние затраты на исследования и разработки (в % от ВРП);
  • численность организаций, выполнявших исследования и разработки (в % от общего числа организаций);
  • численность персонала, занятого исследованиями и разработками (на 1 тыс. человек населения);
  • передача и применение знаний;
  • количество выданных патентов;
  • удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации;
  • затраты на технологические инновации;
  • вывод инновационной продукции на рынок;
  • доля отгруженной инновационной продукции (в % от ВРП);
  • объем отгруженной инновационной продукции;
  • затраты на информационные и коммуникационные технологии;
  • число использованных передовых технологий.

Индекс инновационности в условиях становления инновационной системы России фиксирует скорее стартовую позицию регионов с точки зрения наличия у них некоторых качеств, необходимых для создания инноваций. Индекс в большей степени характеризует готовность или способность регионов к инновациям, нежели действительный инновационный процесс. К достоинствам предложенного индекса можно отнести комплексность использованных для его расчета показателей, охватывающих – насколько это позволяет современная официальная российская статистика – основные этапы или элементы инновационного процесса. Недостатком данного инструмента является то, что он не позволяет оценить качество и интенсивность взаимодействия между составляющими инновационной цепочки.

Проведенное исследование показывает, что по индексу инновационности регионы Российской Федерации можно разделить на 6 условных групп.

Группа № 1 («столицы») лидирует по всем показателям. Она концентрирует высококвалифицированные человеческие ресурсы и наиболее успешно реализует рыночный этап инноваций.

Группа № 2, которую можно условно назвать «потенциальные инновационные лидеры» или «регионы, готовые к инновациям», в наибольшей степени (после «столиц») является ведущей по рыночной составляющей (соответствует уровню «столиц»), отставая по характеристикам человеческого потенциала. В регионах второй группы используется наибольшее число передовых технологий, производится наибольший объем инновационной продукции.

В группе № 3 собраны регионы, в итоговом индексе которых наибольшим весом обладают подиндексы человеческих ресурсов. По ним они незначительно уступают группе потенциальных инновационных лидеров. Однако «рыночные» подиндексы, в особенности индекс «выхода на рынок», существенно отстают. Это можно объяснить неэффективным использованием достаточно качественных человеческих ресурсов, отсутствием устойчивых связей между наукой и производством или несоответствием научной и производственной баз региона. Эту группу можно охарактеризовать как регионы с нереализованным интеллектуальным потенциалом.

Группа № 4 является очень однородной по индексам «рынка» и «человеческого потенциала», при этом в большинстве ее регионов существуют крупные города, или они расположены рядом с Москвой, следовательно, в данных регионах есть источники человеческих ресурсов для создания новых знаний. Четвертая группа уступает третьей группе по индексу «создания новых знаний», но по рыночным индексам находится с ней на одном уровне. Таким образом, регионы группы № 4 можно охарактеризовать как крупные производственные центры, опирающиеся на трансфер технологий, с инновационным потенциалом среднего уровня, так как в них производится достаточно большой объем продукции с использованием передовых технологий, однако нет должного числа специалистов для создания новых знаний.

В группе № 5 собраны регионы, которые на данный момент не относятся к числу лидеров ни по одному из показателей, а система образования и производственная база не позволяют им переместиться на следующий уровень.

Наконец, в последней группе № 6 оказались регионыаутсайдеры по всем показателям.

* По методологии Центра стратегических разработок «Северо- Запад».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: Минобрнауки, инновации, акцент, ао-44

Похожие материалы:
Проблемы и перспективы развития отраслевого образования
Мониторинг эффективности – мониторинг объективности?
Технопарк «Мордовия»: будущее «умной» экономики рождается сегодня
Минобрнауки России определило критерии инновационной продукции
НИ ИрГТУ примет участие в конкурсе по созданию инжиниринговых центров
Мониторинг эффективности – мониторинг объективности?
Проблемы педагогической инноватики
ВУЗПРОМЭКСПО – 2015
Инновации: известное уравнение с неизвестным результатом
Ставропольский государственный университет – образовательный центр Северного Кавказа

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#109Тверской госуниверситет реализует проект по поддержке русского языка в странах СНГ
#95Региональный технический колледж в г. Мирном активно участвует в WSR
#110Подготовка студентов педагогического колледжа к участию в чемпионате WorldSkills
#97Инициативы Минобрнауки РФ в сфере общего образования
#95Впервые в России проведен масштабный форум APQN
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний