Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Красноярский край. Модернизация педагогического образования

Красноярский край является одним из передовых в развитии образовательной отрасли, находясь в числе регионов-лидеров по реализации национальных проектов. В начале ноября 2010 года образовательные учреждения высшего, среднего и дополнительного образования края подписали документ о создании краевого образовательного консорциума, первого в РФ.

Просмотров: 2662

Территория инициативной молодежи

БАШЕВ Вячеслав Владимирович – министр образования и науки Красноярского края, кандидат психологических наук

Красноярский край является одним из передовых в развитии образовательной отрасли, находясь в числе регионов-лидеров по реализации национальных проектов. В начале ноября 2010 года образовательные учреждения высшего, среднего и дополнительного образования края подписали документ о создании краевого образовательного педагогического консорциума, первого в Российской Федерации. В беседе с нашим корреспондентом министр образования и науки Красноярского края Вячеслав БАШЕВ рассказал об актуальных аспектах деятельности образовательной системы края.

– Вячеслав Владимирович, известно, что в начале ноября в крае произошло событие, которое председатель комитета по образованию, науке и культуре Законодательного cобрания Красноярского края Василий Нечаев назвал историческим фактом, – подписано соглашение о создании краевого образовательного педагогического консорциума, первого в России. Прокомментируйте, пожалуйста, это событие.

– Документ о сотрудничестве в сфере подготовки педагогов подписали образовательные учреждения высшего, среднего и дополнительного профессионального образования края. Среди них Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Спектр задач, которые будут решать участники соглашения, достаточно широк. Это повышение качества образования различного уровня, в том числе для представителей коренных малочисленных народов Севера и мигрантов; выстраивание эффективной системы непрерывного педагогического образования на качественно новом уровне; развитие системы дополнительного профессионального образования работников образовательных учреждений; сотрудничество с образовательными учреждениями других регионов страны. Создание консорциума позволит понять и определить ответственность и роль каждого учреждения в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогов, а также объединить усилия для повышения качества педагогического образования.

Скажем, переподготовкой учителей на сегодняшний день занимаются и Институт повышения квалификации, и педагогический университет. Задача в том, чтобы они согласовывали свои действия, а не тратили федеральные и региональные деньги на одни и те же цели.

Образовательному консорциуму предстоит позиционировать край как лидера педагогического образования России.

– Красноярский край в числе 31 региона России принимал участие в реализации комплексного проекта модернизации образования (КПМО). По вашему мнению, каким образом здесь сегодня сопрягаются результаты КПМО с решением задачи реализации инициативы «Наша новая школа»?

– Проделанная в течение трех лет большая работа в рамках комплексного проекта модернизации образования, который реализовывался в Красноярском крае с января 2007 по декабрь 2009 годов, является, на наш взгляд, серьезным фундаментом для реализации инициативы Президента России «Наша новая школа».

Безусловно, по всем направлениям инициативы разработаны планы реализации. В рамках интервью мы остановимся на тех задачах, для решения которых в крае имеется серьезный задел и которые на сегодняшний день остаются для образовательной системы актуальными.

Среди этих задач основополагающей для нас является дальнейшее развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО).

В ходе реализации КПМО мы сформулировали представление о качестве образования, которое будет отслеживать созданный региональный Центр оценки качества образования. По нашему мнению, сегодня качество образования наиболее объективно характеризуют шесть основных показателей:

  • формальные академические достижения школьников, оцениваемые процедурами единого государственного экзамена выпускников, государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов;
  • результаты выступления школьников на олимпиадах различного уровня – школьных, муниципальных, региональных, федеральных, международных – конкурсах, спортивных соревнованиях;
  • промежуточные академические достижения школьников на переходах с одной образовательной ступени на другую: 4-й класс – окончание начальной школы, 8-й класс – подготовка к государственной итоговой аттестации;
  • здоровье школьников;
  • удовлетворенность школьников и их родителей условиями и качеством образования;
  • условия, в которых ученик получает образование: состояние здания школы, наличие оборудованных учебных кабинетов, свободный доступ к сети Интернет и др.

Созданная в регионе система оценки качества образования позволит решать триединую задачу: отслеживать качество образования в школах и рейтинговать их; выявлять одаренных в разных областях детей для дальнейшей работы с ними, в том числе целенаправленной работы вузов с такими детьми; информировать родителей и общественность о качестве образования в тех или иных школах на основе объективных данных.

Центр оценки качества образования будет оценивать результаты деятельности по вышеуказанным показателям. На основе этой оценки планируется составлять рейтинг образовательных учреждений. Результаты его будут широко доступны общественности посредством Интернета, средств массовой информации. Школы-лидеры на региональном уровне – получат дополнительную финансовую поддержку в виде грантов.

Ежегодно на основе полученных данных о качестве образования министр образования и науки края будет готовить доклад «О состоянии, достижениях и проблемах системы образования Красноярского края» и представлять его на заседании губернаторского совета по образованию.

Вторая задача – повышение квалификации учителей – ключевая в рамках совершенствования учительского корпуса.

Введение нормативного подушевого финансирования в общеобразовательных учреждениях показало свою эффективность в полной мере. Принцип «деньги следуют за учеником» позволяет финансировать не учреждение, а услугу, что дает возможность потребителю– ученику и его родителям – выбирать образовательное учреждение.

Думается, этот принцип необходимо распространить и на систему повышения квалификации учителей. «Деньги следуют за учителем» – это именно тот принцип, при главенстве которого учитель будет выбирать учреждение повышения квалификации и переподготовки, наиболее адекватно отвечающее его образовательным запросам.

Предстоит разработать норматив финансирования повышения квалификации педагога и довести до каждой школы. Повышение квалификации будут осуществлять лицензированные и аккредитованные по этому виду деятельности образовательные учреждения на основании договора между школой и соответствующим учреждением.

В нашем крае на сегодняшний день это Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный педагогический университет, Сибирский государственный аэрокосмический университет. Важно дополнить, что при таком подходе открывается возможность включения негосударственных образовательных учреждений в процесс повышения квалификации и переподготовки.

Важная роль в этом процессе отныне принадлежит краевому образовательному педагогическому консорциуму, о котором уже говорилось в нашей беседе.

Еще одной задачей, на решении которой сейчас сосредоточены усилия министерства, является дальнейшее развитие физической культуры и спорта в школе. Уже немало сделано для этого в общеобразовательных учреждениях Красноярского края. В части школ, а именно в 567, в учебную программу введены три часа физической культуры в неделю. В образовательных учреждениях в течение 2007-2009 годов построен 101 спортивный школьный двор. К началу 2010 года создано 507 школьных спортивных клубов, успешно решающих задачу максимального включения школьников в спортивные состязания на разных уровнях. С середины 2009 года в крае реализуется проект «Школьная спортивная лига». Эта многообразная плодотворная работа будет продолжена и дополнена следующим содержанием:

  • введением во всех общеобразовательных учреждениях трех обязательных часов физкультуры в неделю;
  • включением каждой общеобразовательной школы в проект «Школьная спортивная лига»;
  • строительством спортивных залов в тех общеобразовательных учреждениях, в которых их пока нет, – около 50;
  • разработкой системы мер по поддержке и стимулированию работы учителей физической культуры и спорта – стимулирующими выплатами за достижения школьников, грантами педагогам по итогам профессиональных конкурсов;
  • открытием дополнительно 240 физкультурно-оздоровительных клубов во всех общеобразовательных школах с численностью детей по 100 и более человек.

В результате этих мер, по нашим прогнозам, количество школьников, регулярно занимающихся физической культурой и спортом в Красноярском крае, увеличится до 200 тыс. человек.

– Указом Президента Российской Федерации 2010 год объявлен Годом учителя. Как проходит эта акция в Красноярском крае?

– Повышение престижа учительской профессии через выявление, поддержку и предъявление обществу лучших учителей региона, демонстрацию достижений образования – цель Года учителя в Красноярском крае.

Для проведения конкурсных мероприятий в краевом бюджете предусмотрено 19826,5 тыс. рублей, в том числе 17880,8 тыс. рублей составляет призовой фонд конкурсов: 460 денежных поощрений от 10 до 300 тыс. рублей для победителей.

Уже состоялись 10 краевых профессиональных конкурсов. В общей сложности их участниками стали 5,5 тыс. педагогических работников.

После пятилетнего перерыва в крае проведен конкурс «Учитель года Красноярского края – 2010». Победителем стала Татьяна Лобанова, учитель географии Шушенской средней общеобразовательной школы №2. Она представляла Красноярский край в финале Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2010» и вошла в число 15 лучших учителей страны.

В будущем году, продолжая и развивая традицию краевых профессиональных конкурсов для разных категорий педагогических работников, мы намерены добиться того, чтобы конкурс «Учитель года» стал еще более массовым – за счет проведения школьных и муниципальных этапов, действительно знаковым событием для краевой педагогической общественности.

Благодаря трехлетней работе региона по внедрению новой системы оплаты труда в рамках реализации КПМО на территории Красноярского края стало возможным стимулировать и поддерживать результативно работающих учителей.

Работа в этом направлении продолжена в Год учителя. С января 2010 года 16 краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений края разного типа и вида включены в эксперимент по апробации новой системы оплаты труда. С 1 сентября 2010 года увеличен состав участников этого эксперимента, в него включено еще 39 образовательных учреждений.

Министерством образования и науки Красноярского края оформлены предложения по разработке долгосрочной целевой программы «Учитель». Предполагаемые мероприятия направлены на привлечение молодых специалистов в систему образования края. К числу первоочередных относится обеспечение жильем молодых специалистов, работающих в сельских школах, выплата подъемных.

В 2010 году в рамках краевого летнего лагеря «Территория инициативной молодежи «Бирюса – 2010» 500 молодых педагогов в составе муниципальных и краевых команд стали участниками третьей смены молодых учителей «Инновации и интеллект» По результатам смены определены пять лучших проектов, презентация которых состоялась в первый день работы краевого августовского педагогического совета.

Подчеркну, что продолжением и обобщением опыта работы с молодыми педагогами в рамках «Бирюсы» в 2011 году станет разработка краевой образовательной программы для молодых педагогов, нацеленная на их профессиональное развитие, выявление, поддержку и реализацию молодежных образовательных инициатив, проектов, ориентированных на позитивные изменения в системе образования.

Предъявление лучших учителей общественности края осуществляется через конференции, форумы, творческие площадки, размещение информации на едином краевом портале «Красноярский край» www.krskstate.ru и на сайте www.krao.ru, в средствах массовой информации. В рамках реализации телепроекта «Современная школа» продолжен еженедельный выпуск на телеканалах ТВК, «Енисей-регион», «12 канал» программ о педагогах, учащихся, значимых событиях и достижениях краевого образования, актуальных проектах в образовательной сфере – всего в течение года выйдет по 36 программ на каждом телеканале. В День учителя, 5 октября 2010 года, в рамках проведения краевых торжеств, посвященных профессиональному празднику, вручены награды работникам образования, удостоенным почетного звания «Заслуженный педагог Красноярского края», победителям профессиональных конкурсов.

В заключение приведу цифры. Общий объем финансирования мероприятий Года учителя в Красноярском крае составит 44643,8 тыс. рублей, из них 26467,8 тыс. рублей – средства краевого бюджета, 18176 тыс. рублей – муниципальных бюджетов.

– Известно, что Сибирский федеральный университет занял шестую позицию в рейтинге предпочтений победителей и призёров олимпиад, поступивших в российские вузы в 2010 году, составленном по результатам мониторинга, который недавно был проведен Российским советом олимпиад школьников, Российским союзом ректоров, а также Высшей школой экономики в сотрудничестве с РИА «Новости» по заказу Общественной палаты. Каковы на настоящий момент главные приоритеты деятельности СФУ?

– Программа развития СФУ на 2007-2010 годы одобрена межведомственной рабочей группой по приоритетному национальному проекту «Образование» при Президенте Российской Федерации в апреле 2007 года. В ней ясно определена миссия университета: «СФУ готовит высококвалифицированные кадры, способные к практической деятельности, создает инновационные технологии и содействует росту социоэкономического потенциала регионов, расположенных в сложных географических и климатических условиях и богатых природными ресурсами».

В 2007-2009 годах проведена масштабная модернизация материально-технической базы университета, создано 6 центров коллективного пользования современными научными приборами, позволяющими проводить исследования на мировом уровне. В результате, значительно расширен спектр научных исследований, в 3,5 раза возросло число публикаций в международных научных журналах, на 250 процентов вырос объем выполненных по договорам с предприятиями НИР, в 6 раз увеличилось число выполняемых грантов федерального и международного уровней.

В рамках выполнения программы развития отремонтировано более 60 тыс. кв. метров учебных площадей, более 325 учебных аудиторий оснащены мультимедийными средствами, сформирован современный библиотечно-информационный комплекс, успешно реализуется проект «Электронный университет». Около 1100 преподавателей прошли стажировку и повышение квалификации в ведущих российских и зарубежных университетах и научных организациях. В качестве визит-профессоров прочитали лекции 428 ведущих российских и зарубежных профессоров. Разработаны и внедрены в учебный процесс 570 учебно-методических комплексов дисциплин, дополнительно издано более 150 учебников и учебных пособий, приобретено более 3 тыс. лицензий на информационные программные средства для научно-образовательного процесса.

Подготовлен и проходит утверждение генеральный план строительства университета, достроены 2 учебно-лабораторных корпуса общей площадью 30863 кв. метра, студенческое общежитие на 700 мест площадью около 16 тыс. кв. метров. Сдана в эксплуатацию первая очередь университетской библиотеки на 900 тыс. томов площадью 13,122 тыс. кв. метра, которая является современной информационно-коммуникационной платформой качественно нового подхода к организации доступа читателей к информационным ресурсам.

Сегодня Сибирский федеральный университет – крупнейший в восточной части страны. В его структуре 16 учебных институтов, 212 кафедр, 35 научно-исследовательских лабораторий и центров. В вузе обучается более 41 тыс. студентов, 758 аспирантов и соискателей, работает около 7,5 тыс. сотрудников и преподавателей, 407 докторов наук и профессоров, 1601 кандидат наук, функционирует 17 диссертационных советов по защитам докторских и кандидатских диссертаций. В настоящее время в СФУ ведется подготовка специалистов по 147 специальностям, по 54 направлениям бакалавров и 14 – магистров, а также по 116 специальностям – аспирантов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Сибирский педагогический консорциум
Совет ректоров вузов Красноярского края
Проблемы здоровьесбережения в системе образования
Совет директоров ссузов Красноярского края
Инструмент кластерной политики
Международная ассоциация гуманитариев – «республика» ученых
Инновационная политика в медицинском образовании
Совет ректоров вузов Ставрополья
Перемены в системе образования понятны не всем работодателям
Красноярский край: региональный обзор

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ