Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Как школьника превратить в студента

Проблема адаптации первокурсников к условиям обучения в высшей школе чрезвычайно актуальна и является предметом постоянных дискуссий. Все принимаемые в красноярском государственном торгово-экономическом институте меры направлены на адаптацию студентов к учебному процессу и условиям социума.

Просмотров: 1567
Ю.Л. Александров, ректор Красноярского государственного торгово-экономического института, доктор экономических наук, профессор

Инструмент адаптации

Проблема адаптации первокурсников к условиям обучения в высшей школе чрезвычайно актуальна и является предметом постоянных дискуссий. Все принимаемые в Красноярском государственном торгово-экономическом институте меры направлены на адаптацию студентов к учебному процессу и условиям социума.

У вчерашних школьников нет привычки к самоконтролю. В связи с этим, несмотря на совершеннолетие студентов, деканат факультета контролирует их посещаемость и успеваемость и держит постоянную связь с родителями, а преподаватель-куратор академической группы выполняет функции не только организатора воспитательной и культурно-массовой, но и учебной работы. В качестве эксперимента некоторые группы курируют студенты-старшекурсники, имеющие соответствующие задатки и навыки и планирующие поступление в аспирантуру.

Результаты устных опросов первокурсников набора 2010 года показывают, что в школе идет «натаскивание» по дисциплинам ЕГЭ. Однако молодые люди, получающие высшее образование, должны уметь думать и самостоятельно работать. На первом этапе адаптации преподаватели активно выявляют трудности, снижающие успеваемость студента. Для этого применяются специальные тесты – опросы. Преподавателям естественно-математических дисциплин зачастую приходится восполнять существенные пробелы в школьной подготовке обучаемых.

Наличие сайта института, электронной библиотеки, методических разработок, предназначенных для самостоятельной работы и подготовки к экзаменам и семинарам, облегчает процесс учебной деятельности. Однако нельзя отрицать и важность умения конспектировать лекции, фиксируя основной материал, в том числе с помощью преподавателя.

Важным инструментом адаптации служит модульно-рейтинговая система (МРС) организации учебного процесса, применяемая в институте в течение последних лет. Ее плюсы заключаются в том, что учебный процесс состоит из нескольких последовательных модулей, завершающихся мини-сессией, которая из-за кратковременности психологически переносится легче, а обучение проходит интенсивнее и увлекательнее, с увеличением мотивации и заинтересованности в результатах. Нельзя отрицать и элемент соревновательности. Ежегодно при анкетировании студенты отмечают следующие положительные стороны модульно-рейтинговой системы:

  1. стимул к учебе и посещаемости занятий;
  2. кратковременность сессии (всего неделя);
  3. блочное построение модуля, позволяющее получить зачет или экзамен «автоматически»;
  4. небольшое количество экзаменов или зачетов в сессию (1-2);
  5. система накопления баллов и возможность личного воздействия на их количество.

Недостатки системы студенты видят, в основном, в неполной информированности о результатах учебы, что зависит от преподавателя. По данным анкетирования составляются планы корректирующих действий для устранения выявленных проблем.

Благодаря МРС первокурсники быстрее преодолевают психологический барьер, а в целом изменяется парадигма образования: преподаватель становится не ментором, а руководителем и помощником студента в реализации его образовательной траектории.

Развитие личностных качеств

Первокурсники изучают дисциплину «Введение в специальность», а на некоторых специальностях и направлениях и «Психологию самоорганизации». В ходе занятий они знакомятся с куратором, заведующим кафедрой, старшекурсниками. Кроме того, студентам читаются спецкурсы, разделы и темы, имеющие гуманистическую и личностно-развивающую, воспитательную направленность, среди которых «Культурология», «Эволюция торговли», «Этика и эстетика», «История Сибири» и другие.

Процесс адаптации студентов непосредственно связан с организацией воспитательной работы. Куратор группы как основное звено этой деятельности работает над формированием творческого климата в группах, заинтересованного и ответственного отношения студентов к обучению, участию в общественной жизни факультета и вуза, научных исследованиях, а также над формированием лидерских навыков.

Развитие студенческого самоуправления является одним из главных направлений воспитательной работы. В вузе организованы старостаты, студенческий профком, студенческие советы института и общежития, молодежный центр, студенческий трудовой отряд, отряд по борьбе с преступлениями на потребительском рынке. Студенческая пресс-служба выпускает газету «Под знаком Меркурия», ведет радиопередачи, организовывает фотоконкурсы и выставки, обеспечивает информационное сопровождение научных и массовых молодежных мероприятий. Работает школа лидеров, способствующая профессиональной и социальной адаптации студентов. Здесь проводятся семинары по психологии лидерства, навыкам делового общения.

В вопросах профилактической, санитарно-просветительской и психолого-консультационной деятельности институт сотрудничает с центром медико-психологической помощи молодежи, центром «Медика», Молодежным центром Железнодорожного района г. Красноярска, УВД города и района. Специалисты-наркологи, врачи и психологи читают лекции в аудиториях и общежитиях. Студенческий совет организует акции «Мы против наркотиков». В Молодежном центре на базе клуба «Академия семьи» проводятся занятия и беседы по темам «История семьи», «Защити себя сам», «Репродуктивное здоровье молодежи» и другим. При центре функционирует служба социально-психологической помощи.

Кроме того, в молодежном центре имеются различные клубы, студии флористики и дизайна, танца, вокала, театр моды, инструментальный ансамбль. Деятельность этих коллективов направлена на развитие творческих способностей студентов. Работают различные спортивные секции, причем ежегодно организуются соревнования по 6-7 видам спорта.

Требования бизнес-структур

Тесное взаимодействие со сферой бизнеса – неотъемлемая часть современного педагогического процесса вуза. При подготовке к аккредитации образовательных программ служба трудоустройства института провела анкетирование около 100 работодателей, одновременно изучив их требования, сформулированные в объявлениях о вакансиях. Получилось следующее:

  • требования бизнес-структур к знаниям – высокое качество, актуальность, умение получать и обрабатывать информацию, техническая грамотность, знание специализированных компьютерных программ, владение иностранными языками;
  • требования к практическим навыкам – умение применять теорию на практике, знание оборудования и т.п.;
  • требования к личностным качествам – мобильность, энтузиазм, энергичность, позитивность, активная жизненная позиция, коммуникабельность, коммуникационные навыки, стрессоустойчивость, открытость к новым знаниям и идеям.

Знание выпускником специализированных компьютерных программ, владение иностранными языками имеют особенно большое значение для компаний, активно ведущих внешнеэкономическую деятельность и предлагающих весьма интересные и перспективные рабочие места. К таким, например, относятся «Ванкорнефть», «Кока-кола».

Современные требования к профессионализму выдвигают на первый план исследовательскую составляющую получаемых знаний. С учетом этого в институте ведется подготовка квалифицированных специалистов сферы общественного питания и ресторанного бизнеса. Заведующая кафедрой организации и управления предприятиями общественного питания О.М. Медведева входит в состав руководителей Ассоциации кулинаров Красноярского края, под эгидой которой на базе института каждые два года проходит международный кулинарный фестиваль «Сибирь молодая». В нем обычно участвуют студенты техникумов и вузов из городов Сибири, Москвы, Санкт-Петербурга, а также из Китая. Главные цели фестиваля – оценка уровня профессиональной подготовки будущих специалистов предприятий общественного питания и создание единой информационной среды, позволяющей наладить деловые контакты между учебными заведениями. Проведение подобного мероприятия содействует развитию ресторанного бизнеса и демонстрирует современные технологии приготовления блюд, кондитерских изделий и обслуживания в сфере питания. Во время работы фестиваля проводится научно-практическая конференция, на которой преподаватели, студенты и специалисты-практики обсуждают медицинские проблемы питания, комплексные технологии получения здоровых продуктов. Ведущие специалисты проводят мастер-классы по новым продуктам, технологиям, фирменным блюдам и изделиям, а также способам их оформления и подачи.

Совершенствованию качества подготовки выпускников способствует и грамотно организованная и результативная производственная практика. В ее организации достигнуты значительные успехи.

Но, как и у других учебных заведений, у института имеется ряд проблем. Пожалуй, главная из них – слабая личная заинтересованность специалистов сферы бизнеса в партнерских отношениях. Предлагаемая для возрождения система наставничества, по нашему мнению, более пригодна при организации стажировки молодого специалиста в процессе трудоустройства, но слабо мотивирует специалистов на активную помощь студентам при организации практики. В значительной степени сняли бы проблему трехсторонние договоры между вузом, студентом и предприятием, обеспечивающим трудоустройство выпускника. К сожалению, в условиях кризиса работодатели неохотно идут на это, желая получить полностью готовый к использованию «продукт» без дополнительных финансовых или организационных затрат. В то же время можно привести и положительные примеры. Так руководитель ПКФ «Стройинструмент» (ООО ТКФ «Иннокентьевский») Елена Кривовяз за несколько лет сформировала штат руководителей предприятия из выпускников института, лично участвуя в процессе освоения ими профессии.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: красноярский государственный торгово-экономический институт, красноярский край, ВПО, alma mater, ао-43

Похожие материалы:
СПО в Красноярском государственном торгово-экономическом институте
Красноярский край. Модернизация педагогического образования
Инновационная политика в медицинском образовании
Академическая жизнь в старинном парке
Совет ректоров вузов Красноярского края
Образование – основа экономического развития
Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия
Опыт реализации положений Болонского процесса
Первый негосударственный вуз Красноярского края
Сибирский педагогический консорциум

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ