Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Кадры для гидроэнергетики

Программа развития гидроэнергетики России требует значительного притока кадров. Решением задачи занимается Саяно-Шушенский филиал Сибирского федерального университета.

Просмотров: 2273

Реализация отраслевых потребностей в гидроэнергетике.

В.А. Булатов, директор Саяно-Шушенского филиала СФУ, заслуженный работник
Единой энергетической системы России, почетный энергетик Минэнерго, заслуженный энергетик Республики Хакасия, почетный гидроэнергетик РАО «ЕЭС России»

У истоков становления

В 2001 году гидроэнергетиками Саяно-Шушенского гидроэнергокомплекса при поддержке РАО «ЕЭС России» был создан Саяно-Шушенский филиал Красноярского государственного университета. Сегодня это филиал Сибирского федерального университета (СФУ). Причины такого шага заключаются в необходимости сохранения школы подготовки специалистов-универсалов для отрасли. Достигнутые в 90-е годы технологии строительства, монтажа оборудования ГЭС начали забываться и утрачиваться. Заметно поредел эксплуатационный персонал многих гидростанций. Ушли энергетики-корифеи, положившие начало созданию великих ГЭС. Освоение возобновляемых гидроресурсов России остановилось на показателе 18 процентов. Практически весь неосвоенный гидроэнергопотенциал страны оказался сосредоточен в Сибири.

Саяно-Шушенская ГЭС была последней из построенных в Сибири и самой мощной гидростанцией страны, где в тяжелые годы финансовых и организационных неурядиц сохранялся и поддерживался на должном уровне высококвалифицированный персонал. На станции работали 3 доктора и 5 кандидатов технических наук, которые совместно с привлеченными ведущими учеными вузов России, НИИ отрасли и РАН положили начало становлению специализированного учебного заведения с укрупненной, комплексной и единственной на все вузы страны специальностью «Гидроэлектростанции».

Во главе процесса создания филиала стоял генеральный директор ГЭС, доктор технических наук, профессор В.И. Брызгалов. На техсоветах ГЭС обсуждались варианты учебных планов и рабочих программ дисциплин. Главная идея создания филиала заключалась в возможности проведения выездных занятий на действующем оборудовании и сооружениях двух ГЭС гидроэнергокомплекса: высоконапорной Саяно-Шушенской и низконапорной Майнской. Для филиала создавались лаборатории с использованием резерва оборудования ГЭС, специально заказывались лабораторные стенды и установки. В корпусе лаборатории гидросооружений ГЭС монтировалось уникальное оборудование: действующий масштабный гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС, крупные гидравлические лотки и системы трубопроводов для лаборатории гидравлики, прессовое оборудование для лабораторий материаловедения и сопромата, стенды и специальное оборудование лабораторий геологии и геомеханики.

В 2005 году комплексная экспериментальная специальность «Гидроэлектростанции» была узаконена стандартом. Филиал прошел аккредитацию, осуществил четыре выпуска специалистов. Востребованность выпускников превысила возможности филиала. Географией их трудоустройства оказалась вся страна: Вилюйская гидроэлектростанция (Светлинская ГЭС), Усть-Хантайская ГЭС, Красноярская ГЭС и другие.

Траектория роста

Программа развития гидроэнергетики России требует значительного прилива кадров на строящиеся и эксплуатируемые гидроэлектростанции страны. В связи с расширением объемов и географии гидроэнергетического строительства, отсутствием подготовки гидроэнергетиков в Сибири эта проблема в регионе стоит особенно остро.

Филиал расширяет перечень специальностей, нужных гидроэнергетике. К сожалению, негибкость стандартов образования не позволяет включать в учебный план в необходимом объеме дисциплины, требующие умения и навыков для отработки новых методик исследования технологических процессов, подходов при техническом перевооружении и реконструкции производства. Студенты вуза нуждаются в развитии компетенций технических подходов и соответствующего аналитического мышления. Сегодня в промышленности появилось много менеджеров, но при управлении без применения технических знаний и навыков предприятие терпит издержки.

Расширение направлений подготовки специалистов, необходимых для гидроэнергетики, увеличивает контингент студентов филиала. Демографические коллизии нас не затронули, в филиале всегда большой конкурс при поступлении.

Сегодня много полемики по вопросам вхождения РФ в ВТО, интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство. Вхождение России во Всемирную торговую организацию, несомненно, имеет плюсы, но интеграция должна быть основана на конкурентных преимуществах нашей страны. Для этого необходима модернизация отраслей производства на базе современных технологий. Поставленные задачи могут быть решены с приходом в производство и науку специалистов c новым мышлением, знающих проблемы отрасли.

Президентом РФ поставлена задача по отработке новых моделей по организации высшего образования. Для этого необходима интеграция науки, производства и образования. В настоящее время преобладает копирование зарубежных форм и закрепление стандартов, мало отвечающих требованиям науки и экономики государства.

При создании Саяно-Шушенского филиала СФУ главным было своевременное решение проблемы подготовки необходимых для гидроэнергетики кадров. Студенты, постигая теорию и изучая гидроэнергетический комплекс, его задачи, проблемы, пути их решения, в своих конкурсных и дипломных работах предлагают собственные оригинальные идеи, применимость которых обсуждается на практике, то есть обеспечивается взаимосвязь академических положений с реальным производством. Такая интеграция способствует готовности выпускника к решению производственных задач с первых дней работы.

Из-за аварии на Саяно-Шушенской ГЭС проблема подготовки квалифицированных кадров еще более обострилась. Жизнь показала необходимость дооснащения филиала более современным лабораторным оборудованием – по автоматике, измерительной технике, переходным процессам, системам безопасности, а также открытия специальности с учетом проблем, выявленных по результатам расследования аварии. Новые кадры должны иметь подготовку, соответствующую современным требованиям развития энергетики.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: сибирский федеральный университет, ВПО, красноярский край, инженерное образование, филиалы, ао-33

Похожие материалы:
Академия МУБиНТ: тенденции электронного обучения
Система «головной вуз – филиал»
Инновационное образование для автомобильной отрасли
Состоялось очередное заседание Совета ректоров вузов Красноярского края
Евгений Ваганов вошёл в состав попечительского совета Российского научного фонда
Мониторинг эффективности обсудили ректоры сибирских вузов
МИСиС: сплав науки и производства
Автономия Сибирского федерального университета
Инновационная идеология КГТУ
Подготовка специалистов машиностроительного профиля на основе корпоративного партнерства

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
В «Сколково» впервые пройдут иммерсивные экскурсии
МОСКВА, 10 октября 2019. —С 21 по 23 октября в Инновационном центре «Сколково» специально для...
Из журнала
#100Михаил Стриханов рассказал о деятельности экспертного совета по высшему образованию
#101В Удмуртском государственном университете откроется центр развития передовых технологий
#107Роль РГЭУ (РИНХ) в формировании интеллектуального потенциала региона
#108Колледж «Подмосковье»: особенности реализации программы профессионального самоопределения
#107Качественная подготовка специалистов в Приморском политехническом колледже
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ