Проблемы педагогической инноватикиСегодня инноватикой занимаются буквально все. Любое образовательное учреждение, которое мыслит себя в режиме развития, должно овладеть инновационной терминологией и любые свои методические идеи и разработки описать инновационно. Но многие не вникают в суть понятия, будучи не в состоянии определить, что есть инновация, а что –нет. Отсюда ощущение банальности, общепонятности. Просмотров: 4839
Поддавшись магии модного слова, не вникаем в суть понятия… Инновации
Инновационная деятельность охватила все сферы общества. Внедрять новейшие достижения науки и техники, мыслить по-новому стало главным признаком любого активно развивающегося процесса. Не осталась в стороне и педагогическая инноватика. Как средство преобразования сегодня она еще находится в стадии становления, эмпирического поиска и, соответственно, вопросов в этой области возникает много. Общепринятой концепции инновационной деятельности в образовании пока нет. Даже если она уже разработана, до учителей-практиков она пока не доведена, хотя уже существует насущная потребность в методическом пособии, которое бы раскрывало суть живой новации в образовании. Сегодня инноватикой занимаются буквально все. Любое образовательное учреждение, которое мыслит себя в режиме развития, должно овладеть инновационной терминологией и любые свои методические идеи и разработки описать инновационно. Но, увлекшись и поддавшись магии модного слова, мы не вникаем в суть понятия, будучи не в состоянии определить, что есть инновация, а что – нет. Отсюда ощущение банальности, общепонятности. И скоро любое учреждение, занимающееся проектной и исследовательской методической деятельностью, будет вполне уверено, что занимается инновационной. По результатам опроса руководителей образовательных учреждений на тему инноваций можно увидеть, что в основном это слово используется в отношении новых технологий, методических средств, новых форм проведения занятий. То есть любая новизна, даже субъективного характера, мыслится руководителями как идея вполне инновационная. И понятно: если есть сложности у руководителей, то, наверняка, не меньше их и у практиков.
Инновационный продукт – это результат деятельности образовательного учреждения, имеющего определенный статус и контакт с наукой, который представляет собой новую или усовершенствованную услугу, или продукт, апробированный на практике и готовый к распространению. Существует два вида инноваций (по определению М.В. Кларина, автора книги об инновациях в мировой педагогике). Модернизация – это усовершенствованный процесс (не посягаем на революционное преобразование привычного учебного процесса, но меняем некоторые фрагменты, чтобы выйти на иное качество процессов, результата). Трансформация (понятие парное к модернизации и подчеркивающее кардинальное изменение привычных, традиционных форм) – порождение новых идей в педагогической практике, приводящих к существенному изменению привычной классно-урочной системы (возникновение альтернативных учебных заведений или форм организации учебного процесса). Главная идея концепции модернизации - попытка обеспечить эффективность обучения для большинства учащихся («дайте минимум, но всем»). И тут возможно движение в трех направлениях:
Идея модернизации процесса обучения может быть сведена к этим трем основным позициям. Если мы посмотрим на те продукты, которые предложены в рамках конкурса инновационных продуктов, то они все построены либо вокруг содержания образовательной программы, либо более четкого технологического обеспечения этого содержания, где основательнее прописана психолого-педагогическая сторона дела. Или разработаны варианты вокруг системы оценок и диагностических методик.
Именно на основе инноваций-трансформаций, где меняется учебный процесс и кардинально перестраивается сама форма организации учебного процесса, возможно порождение и творческих продуктов, и того, что мы называем продуктивной самодеятельностью учащихся. По сути дела, о подлинной инновации можно говорить только при наличии семи существенных признаков:
Очень трудно одним предложением сформулировать определение педагогической инновации. Понятно, что речь должна идти о системном изменении определенного педагогического объекта (школа, учебное занятие, курс, программа, методика и т.д.). И это не просто изменение. Оно обязательно согласуется с прогрессивными образовательными тенденциями, связанными со стратегическими задачами развития образования. Очень важно, чтобы изменение было направлено на решение актуальных педагогических проблем, не решаемых старыми средствами. Итак, привнесено некое изменение, представлено педагогической общественности и получено признание в том, что новое качество зафиксировано, и предложенная идея готова к распространению. То есть коэффициент авторства в этой идее невелик, потому что если предъявлен уникальный, самобытный продукт, то трудно надеться, что он может быть использован в других образовательных учреждениях или в деятельности другого педагога. Когда мы в качестве экспертов изучаем различные продукты, которые поступают от отдельных педагогов, инициативных групп или образовательных учреждений, то видим очень разный масштаб педагогических объектов. Это может быть образовательная система целого образовательного учреждения (иногда – района), или новый тип образовательного учреждения (инновации «макроуровня»), или (что является наиболее частым) по методическому совершенствованию своей деятельности. Например, разнообразные учебно-методические комплексы, которые обладают не только содержательным наполнением, но и некоторым методическим обеспечением процесса: программы, авторские курсы, образовательные сайты. Много разработок систем оценок, диагностических методик. Здесь можно говорить об инновациях «микроуровня» – когда речь идет о новаторстве отдельного учителя, инициативной группы или отдельной ступени образования. Но всегда надо иметь в виду, на какую перспективу рассчитан и этот микропродукт. Так или иначе, педагог или группа авторов соотносят его с основными образовательными тенденциями:
Говоря о появлении нового качества, мы прекрасно понимаем, что и стандарт, и, отчасти, новые документы предлагают нам новые цели – универсальные учебные действия, ключевые компетенции и т.д. Учитель в своем методическом воплощении не вполне «заточен» на эти компетентностные результаты. Понятно, что-то должно меняться в самой организации дела. Поэтому естественен повышенный интерес к инновациям на технологическом уровне – новой методической аранжировке. Поэтому когда мы говорим о типологии инновационных продуктов, нам интересен технологический аспект. И здесь возможны следующие варианты. Инновация-адаптация. Известная идея проецируется в некоторые новые условия. Групповая работа, например, не является новинкой, но использование ее на этапе проверки или оценки знаний является в определенной степени ноу-хау. Все учителя постоянно работают с индивидуальными карточками, но использование их на этапе сообщения нового знания во многом является новацией. Инновация-реновация. Это как раз дань той мысли, что в педагогике многое, если не все, создано. Огромный потенциал традиций и внимательное отношение к ним, их использование на сегодняшнем новом витке развития очень важны. Проектные идеи сегодня воспринимаются достаточно новационно, хотя и это также инновация-реновация. Пример: 1905 год, Станислав Шацкий со своей группой, работающий над воплощением проектного метода в обучении. И сегодня мы возвращаемся к этой технологии, но на новом витке, внося отчасти новый смысл и новые методические развороты. Инновация-интеграция. В этом случае у каждого педагога есть россыпь различных педагогических приемов, методических затей. Так же, как у художника есть много красок, и он каждый раз создает новую композицию. Можно говорить о некоторых технологических инновационных идеях, которые представляют собой новую композицию знакомых нам методов и приемов. К инновациям-интеграциям можно отнести и технологию критического мышления, потому что это определенно новая композиция известных приемов; технологию мастерских в самых разнообразных своих типах (ценностно-смысловых ориентаций, построения знаний, сотрудничества). Когда мы получаем инновационные продукты, где заявлены технологии, то редко выходим на их развернутый комментарий. Понятно, что целостное, системное описание или преобразование методического инструмента состоит в изложении концептуальной основы (принципов, ведущих идей) при обозначении возможностей (тех целей, которых мы можем достичь). В содержании же новой технологии самое важное – процессуальное описание алгоритма пошаговой организации процесса и диагностика. Диагностический инструментарий – одно из самых слабых мест любого инновационного продукта. Сегодня участники проекта «Живая инициатива» порождают много идей в рамках организации занятий по данному пособию. Но какие возможности есть у учителя, чтобы зафиксировать их результаты? Важно предложить новое основание для классификации современных образовательных технологий. В качестве такового можно предложить востребованную сегодня самостоятельную деятельность учащихся, проходящую под руководством педагога, ориентированную на определенные способности учащихся. Сама история цивилизации и культуры выдвигает четыре основных формы процесса. В них идет образование человека: учение, труд, общение и игра. Эти процессы не новы для нашего образования. Необходимо воспитать ученика, привычного к труду, но не любой труд сейчас востребован с точки зрения преобразования школы.
Можно предложить разные основания для осмысления педагогической инновации. Нам показалась интересной идея, предложенная В.А. Ганзеном, который утверждает, что любой процесс или явление могут быть описаны с помощью четырех основных позиций: времени, пространства, информации и энергии. Время. Анализируя продукт, который хотелось обозначить как инновационный, необходимо посмотреть, соответствует ли он современным вызовам? Пространство и информация. Насколько продукт может быть принят педагогической общественностью, насколько информация доступна и понятна на сегодняшнем уровне развития? В чем новизна: в новых целях, в новом процессе, новых условиях, новом результате? Энергия. Любая инновация чего-то стоит. Она требует серьезных ресурсных затрат и инвестиций. Необходимо понять, стоят ли те затраты, положенные на реализацию идеи, эффектов, которые мы получим со стороны учащихся? Вот основные позиции, которые хотелось бы предложить для осмысления. С тем, чтобы педагоги, осуществляя свою новаторскую практическую деятельность, смогли для себя понять, находится ли эта деятельность в русле инновационных идей, или для выхода на уровень подлинной инновации есть необходимость что-то додумать и доработать. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|