Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Стимулировать самообучение и творческий поиск

Сегодня в образовании происходит то, что можно назвать тотальным внедрением нового. Зафиксирована готовность педагогов обозначить любую деятельность как инновационную. В результате, как было недавно иронично замечено, появились «склады инновационной продукции», которая никем не востребована.

Просмотров: 2135

Наиболее актуальные вопросы обучения инновациям

ЕРМОЛАЕВА Марина Григорьевна – доцент, профессор кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук

Что именно можно считать основанием для объявления инновацией любого изменения в области образования? Какими критериями в оценке качества, полезности, актуальности разработанного новшества руководствоваться?

Помочь нашим читателям разобраться в этой теме мы пригласили профессора кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Марину ЕРМОЛАЕВУ.

– Марина Григорьевна, какие факторы препятствуют внедрению инноваций в образовательный процесс? Какие вы видите варианты их решения?

– С одной стороны, сегодня в образовании происходит то, что можно назвать тотальным внедрением нового. Зафиксирована готовность педагогов обозначить любую деятельность как инновационную. В результате, как было недавно иронично замечено, появились «склады инновационной продукции», которая почему-то никем не востребована. Поэтому возникает задача более четкого определения сути педагогической инновации, а главное – описания и оценки полученного результата.

Еще одна сложность состоит в том, что педагогические инновации явным образом обнаруживают себя только в самой образовательной практике. Поэтому одним из факторов, затрудняющих инновационное движение, является современный кризис отечественной педагогики, который проявляется, в частности, в неразработанности способов идентификации той инноватики, которая представлена в школьной повседневности, в неразвитости описания педагогической уникальности.

Понятно, что любой по-настоящему новый педагогический опыт требует особых средств наблюдения, описания теоретической реконструкции. И школа – в попытках описать свою педагогическую самобытность – вынуждена пользоваться категориальным инструментарием педагогической науки.

Нельзя не согласиться с российским педагогом и психологом Александром Лобком, что так называемая «научная педагогика» (и армия «педагогических учёных») в нашей стране по-прежнему предпочитает заниматься не теоретической экспертизой инновационной деятельности уникальных школьных коллективов, а моделированием неких педагогических универсалий. Иными словами, наша наука ориентирована на принцип обобщения и абстрагирования от школьной практики, а не на выявление, идентификацию и теоретическое описание тех или иных педагогических уникальностей. При этом многие новшества – такие как образовательные стандарты общего среднего образования, новая структура школы, профильное обучение, единый госэкзамен и др. – еще не проработаны в инновационно-педагогическом смысле, отсутствует целостность и системность в процессах их освоения и применения.

С другой стороны, ожидая инноваций в образовании, сегодня мы встречаем и сопротивление переменам, существующее в самих образовательных системах. Это усталость от постоянных нововведений, реформ в образовании, нежелание меняться, страх перед возможными неудачами, неизвестным («что будет с нами после изменений?») и т.д.

В связи с этим нужно искать ответы на вопрос: как вместо страха или самоуверенности сориентировать педагогов на продуктивный поиск новых идей? Решение этих комплексных проблем мы видим в оптимальном использовании инфраструктуры и в формировании модели управления инновационной деятельностью в системе образования на уровнях «школа – район – город».

Одна из основных составляющих этой модели – поддержка инновационной деятельности, ее материальное и финансовое сопровождение. Конечно, необходимо единое открытое информационное пространство, дающее понятие о направлениях и результатах инновационной деятельности образовательных учреждений. Это позволит учесть опыт коллег, работающих по избранному направлению.

Нужны программы повышения квалификации, которые помогли бы педагогам в освоении исследовательской деятельности.

И еще один важный аспект – создание механизмов взаимодействия педагогов-практиков и представителей научного сообщества. Это позволит сформировать условия для развития культуры инновационной деятельности в образовательном учреждении, осуществить рефлексию своей деятельности, способствовать профессиональному и личностному развитию педагогов и, в результате, актуализировать поиск новых путей решения старых проблем, разработку новых технологий, созидание новых отношений между участниками образовательного процесса.

– Востребованы ли вообще сегодня инновации в реальной образовательной политике государства?

– Одна из аксиом педагогической инноватики гласит: обновление есть функция жизни. Значит, для того чтобы не впасть в застой, обладать «свежестью бытия», необходимо обновление во всем – внешнем виде, деятельности, результатах. Во-вторых, отношение коллектива к инновациям, обновлению позволяет судить о том, в каком режиме существует образовательное учреждение: в режиме функционирования или режиме развития. Конечно, приветствуются коллективы, которые могут обоснованно доказать, что они находятся в режиме развития, то есть ведут активный поиск новых идей, новых возможностей, чтобы наиболее точно соответствовать реалиям времени.

Разумеется, многое на этом пути определяется государственной политикой в сфере образования, поддержкой творческих поисков учительства. Но не меньшее значение приобретает сам характер движения «снизу», компетентность тех, кто непосредственно организует образовательный процесс и участвует в нем, – школьной администрации, учителей, методистов. Их понимание сущности инновационных процессов, отношение к ним, профессионально-педагогическая культура в целом – всё это во многом определяет судьбу нововведений в школьной практике.

Кроме того, в проект нового положения об аттестации педагогических кадров внесен такой критерий для первой квалификационной категории, как «применение в практической деятельности инновационных образовательных методик и технологий», а для высшей – ещё и их активное распространение в профессиональном сообществе. Очевидно, что нас ожидает очередной «девятый вал инноваций».

– А в каком случае инновационная деятельность учителя будет успешной и востребованной?

– В том случае, когда она будет:

  • практико-ориентированной – направленной на разрешение конкретных и реальных проблем жизни учащихся;
  • непрерывной – осуществляться постоянно, систематически;
  • контекстной – проводиться в естественных условиях процесса воспитания и обучения ребят;
  • оптимистичной – включать позитивную установку на успех;
  • индивидуализированной – строиться на основе и с учетом имеющегося уникального опыта педагога, его оригинальной системы профессиональных «конструктов».

Немаловажно и то, что инновационные процессы нуждаются в специальной подготовке кадров – педагогов, администраторов, менеджеров образования, – компетентных в сфере педагогических инноваций.

– Где и каким образом можно научиться практическому инновационному подходу нашим педагогам? Существуют ли какие-либо центры, методики? Есть ли у них возможность обмениваться опытом в этом плане?

– В качестве основного источника для знакомства и освоения учителями инновационных подходов можно назвать ресурсные центры. Это те образовательные учреждения, которые обладают не только инновационным продуктом, но и владеют технологиями по его распространению и внедрению. Эта готовность зафиксирована в их особом статусе городского ресурсного центра, который присваивается по результатам особой экспертизы.

Следует отметить и существующую систему повышения квалификации педагогических кадров. Она, в свою очередь, должна усилить содействие школам-победителям конкурса в описании и обобщении их опыта, инновационных методик, технологий, моделей, механизмов, образцов проектного менеджмента и организационной культуры, издании информационных и методических материалов.

Нужно иметь в виду, что для выработки единого понимания и единых подходов к оценке инновационных процессов крайне важно осуществлять одновременную подготовку директоров школ, специалистов органов управления образованием и методических служб.

Система высшего образования, педагогические университеты вряд ли в скором времени откликнутся на призывы учить по-новому, поэтому необходимы образовательные программы повышения квалификации и переподготовки для разных категорий работников системы – от менеджмента до исполнителя. При этом обучать нужно не отдельно взятых педагогов и руководителей, а школьные команды. Обучать не столько теоретическим основам инноваций – а НА ПРИМЕРАХ и НА БАЗЕ тех образовательных учреждений (ресурсных центров), которые эти самые инновации перевели в уклад жизни.

В плане же освоения инновационных образовательных технологий важно учитывать два основных вектора.

Первый вектор. Это обучение предвидению, то есть ориентация человека не столько в прошлом опыте и настоящем, сколько в будущем. Только такое обучение может подготовить человека к использованию технологий прогнозирования, моделирования и проектирования и в жизни, и в профессиональной деятельности. В этом отношении важно развитие воображения, акцентирование внимания на проблемы и трудности, ожидающие человека в будущем, на альтернативные способы их разрешения.

Второй вектор. Это включенность взрослого обучающегося в сотрудничество и участие в процессе принятия важных решений на разном уровне – от локальных и частных до глобальных с учетом развития мира, культуры и цивилизации.

В целом анализ современной практики показывает, что локальных педагогических инициатив достаточно много, и они крайне разнообразны. Однако наиболее актуальны в процессе обучения инновациям все-таки следующие вопросы: как помочь педагогу осмыслить собственную профессиональную позицию, выделить дефициты деятельности и найти решения по их преодолению? как сориентироваться в многообразии предлагаемых подходов и технологий, провести анализ их реального инновационного потенциала? как образовательному учреждению сделать педагогические инициативы ресурсом развития практики?

Увы, вопросов в этом направлении пока больше, чем ответов. Поэтому основным в обучении инновациям становится следующий момент: не столько научить чему-либо новому коллектив педагогов, сколько стимулировать их самообучение, чтобы в процессе деятельности педагоги могли сами находить и получать необходимые знания, а также применять эти знания в своем творческом поиске.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: марина ермолаева, СПбАППО, педагогическое образование, послевузовское образование, акцент, ао-45

Похожие материалы:
Николай Володин: о реформах медицинского образования
Инструмент кластерной политики
Агроклассы – связующее звено школы и вуза
ВТО и высшая школа России
Качество образования определяет содержание
Красноярский край. Модернизация педагогического образования
С чего начинается школа будущего
Проблемы педагогической инноватики
«Падчерица» российской системы образования
Двойное опережение подготовки педагогов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
В «Сколково» впервые пройдут иммерсивные экскурсии
МОСКВА, 10 октября 2019. —С 21 по 23 октября в Инновационном центре «Сколково» специально для...
Из журнала
#106Востребованных выпускников вузы готовят совместно с работодателями
#101Артур Лященко о поддержке экспортной деятельности в России
#107Кубанский государственный университет: на благо Кубани и России
#104Конкурсный проект «Образовательный марафон» популяризирует лучшие практики ДПО России
#111Признанный лидер профобразования Московской области
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ