Стимулировать самообучение и творческий поискСегодня в образовании происходит то, что можно назвать тотальным внедрением нового. Зафиксирована готовность педагогов обозначить любую деятельность как инновационную. В результате, как было недавно иронично замечено, появились «склады инновационной продукции», которая никем не востребована. Просмотров: 2247
Наиболее актуальные вопросы обучения инновациям
Что именно можно считать основанием для объявления инновацией любого изменения в области образования? Какими критериями в оценке качества, полезности, актуальности разработанного новшества руководствоваться? Помочь нашим читателям разобраться в этой теме мы пригласили профессора кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Марину ЕРМОЛАЕВУ. – Марина Григорьевна, какие факторы препятствуют внедрению инноваций в образовательный процесс? Какие вы видите варианты их решения? – С одной стороны, сегодня в образовании происходит то, что можно назвать тотальным внедрением нового. Зафиксирована готовность педагогов обозначить любую деятельность как инновационную. В результате, как было недавно иронично замечено, появились «склады инновационной продукции», которая почему-то никем не востребована. Поэтому возникает задача более четкого определения сути педагогической инновации, а главное – описания и оценки полученного результата. Еще одна сложность состоит в том, что педагогические инновации явным образом обнаруживают себя только в самой образовательной практике. Поэтому одним из факторов, затрудняющих инновационное движение, является современный кризис отечественной педагогики, который проявляется, в частности, в неразработанности способов идентификации той инноватики, которая представлена в школьной повседневности, в неразвитости описания педагогической уникальности. Понятно, что любой по-настоящему новый педагогический опыт требует особых средств наблюдения, описания теоретической реконструкции. И школа – в попытках описать свою педагогическую самобытность – вынуждена пользоваться категориальным инструментарием педагогической науки. Нельзя не согласиться с российским педагогом и психологом Александром Лобком, что так называемая «научная педагогика» (и армия «педагогических учёных») в нашей стране по-прежнему предпочитает заниматься не теоретической экспертизой инновационной деятельности уникальных школьных коллективов, а моделированием неких педагогических универсалий. Иными словами, наша наука ориентирована на принцип обобщения и абстрагирования от школьной практики, а не на выявление, идентификацию и теоретическое описание тех или иных педагогических уникальностей. При этом многие новшества – такие как образовательные стандарты общего среднего образования, новая структура школы, профильное обучение, единый госэкзамен и др. – еще не проработаны в инновационно-педагогическом смысле, отсутствует целостность и системность в процессах их освоения и применения. С другой стороны, ожидая инноваций в образовании, сегодня мы встречаем и сопротивление переменам, существующее в самих образовательных системах. Это усталость от постоянных нововведений, реформ в образовании, нежелание меняться, страх перед возможными неудачами, неизвестным («что будет с нами после изменений?») и т.д. В связи с этим нужно искать ответы на вопрос: как вместо страха или самоуверенности сориентировать педагогов на продуктивный поиск новых идей? Решение этих комплексных проблем мы видим в оптимальном использовании инфраструктуры и в формировании модели управления инновационной деятельностью в системе образования на уровнях «школа – район – город». Одна из основных составляющих этой модели – поддержка инновационной деятельности, ее материальное и финансовое сопровождение. Конечно, необходимо единое открытое информационное пространство, дающее понятие о направлениях и результатах инновационной деятельности образовательных учреждений. Это позволит учесть опыт коллег, работающих по избранному направлению. Нужны программы повышения квалификации, которые помогли бы педагогам в освоении исследовательской деятельности. И еще один важный аспект – создание механизмов взаимодействия педагогов-практиков и представителей научного сообщества. Это позволит сформировать условия для развития культуры инновационной деятельности в образовательном учреждении, осуществить рефлексию своей деятельности, способствовать профессиональному и личностному развитию педагогов и, в результате, актуализировать поиск новых путей решения старых проблем, разработку новых технологий, созидание новых отношений между участниками образовательного процесса. – Востребованы ли вообще сегодня инновации в реальной образовательной политике государства? – Одна из аксиом педагогической инноватики гласит: обновление есть функция жизни. Значит, для того чтобы не впасть в застой, обладать «свежестью бытия», необходимо обновление во всем – внешнем виде, деятельности, результатах. Во-вторых, отношение коллектива к инновациям, обновлению позволяет судить о том, в каком режиме существует образовательное учреждение: в режиме функционирования или режиме развития. Конечно, приветствуются коллективы, которые могут обоснованно доказать, что они находятся в режиме развития, то есть ведут активный поиск новых идей, новых возможностей, чтобы наиболее точно соответствовать реалиям времени. Разумеется, многое на этом пути определяется государственной политикой в сфере образования, поддержкой творческих поисков учительства. Но не меньшее значение приобретает сам характер движения «снизу», компетентность тех, кто непосредственно организует образовательный процесс и участвует в нем, – школьной администрации, учителей, методистов. Их понимание сущности инновационных процессов, отношение к ним, профессионально-педагогическая культура в целом – всё это во многом определяет судьбу нововведений в школьной практике. Кроме того, в проект нового положения об аттестации педагогических кадров внесен такой критерий для первой квалификационной категории, как «применение в практической деятельности инновационных образовательных методик и технологий», а для высшей – ещё и их активное распространение в профессиональном сообществе. Очевидно, что нас ожидает очередной «девятый вал инноваций». – А в каком случае инновационная деятельность учителя будет успешной и востребованной? – В том случае, когда она будет:
Немаловажно и то, что инновационные процессы нуждаются в специальной подготовке кадров – педагогов, администраторов, менеджеров образования, – компетентных в сфере педагогических инноваций. – Где и каким образом можно научиться практическому инновационному подходу нашим педагогам? Существуют ли какие-либо центры, методики? Есть ли у них возможность обмениваться опытом в этом плане? – В качестве основного источника для знакомства и освоения учителями инновационных подходов можно назвать ресурсные центры. Это те образовательные учреждения, которые обладают не только инновационным продуктом, но и владеют технологиями по его распространению и внедрению. Эта готовность зафиксирована в их особом статусе городского ресурсного центра, который присваивается по результатам особой экспертизы. Следует отметить и существующую систему повышения квалификации педагогических кадров. Она, в свою очередь, должна усилить содействие школам-победителям конкурса в описании и обобщении их опыта, инновационных методик, технологий, моделей, механизмов, образцов проектного менеджмента и организационной культуры, издании информационных и методических материалов. Нужно иметь в виду, что для выработки единого понимания и единых подходов к оценке инновационных процессов крайне важно осуществлять одновременную подготовку директоров школ, специалистов органов управления образованием и методических служб. Система высшего образования, педагогические университеты вряд ли в скором времени откликнутся на призывы учить по-новому, поэтому необходимы образовательные программы повышения квалификации и переподготовки для разных категорий работников системы – от менеджмента до исполнителя. При этом обучать нужно не отдельно взятых педагогов и руководителей, а школьные команды. Обучать не столько теоретическим основам инноваций – а НА ПРИМЕРАХ и НА БАЗЕ тех образовательных учреждений (ресурсных центров), которые эти самые инновации перевели в уклад жизни. В плане же освоения инновационных образовательных технологий важно учитывать два основных вектора. Первый вектор. Это обучение предвидению, то есть ориентация человека не столько в прошлом опыте и настоящем, сколько в будущем. Только такое обучение может подготовить человека к использованию технологий прогнозирования, моделирования и проектирования и в жизни, и в профессиональной деятельности. В этом отношении важно развитие воображения, акцентирование внимания на проблемы и трудности, ожидающие человека в будущем, на альтернативные способы их разрешения. Второй вектор. Это включенность взрослого обучающегося в сотрудничество и участие в процессе принятия важных решений на разном уровне – от локальных и частных до глобальных с учетом развития мира, культуры и цивилизации. В целом анализ современной практики показывает, что локальных педагогических инициатив достаточно много, и они крайне разнообразны. Однако наиболее актуальны в процессе обучения инновациям все-таки следующие вопросы: как помочь педагогу осмыслить собственную профессиональную позицию, выделить дефициты деятельности и найти решения по их преодолению? как сориентироваться в многообразии предлагаемых подходов и технологий, провести анализ их реального инновационного потенциала? как образовательному учреждению сделать педагогические инициативы ресурсом развития практики? Увы, вопросов в этом направлении пока больше, чем ответов. Поэтому основным в обучении инновациям становится следующий момент: не столько научить чему-либо новому коллектив педагогов, сколько стимулировать их самообучение, чтобы в процессе деятельности педагоги могли сами находить и получать необходимые знания, а также применять эти знания в своем творческом поиске. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|