Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Стимулировать самообучение и творческий поиск

Сегодня в образовании происходит то, что можно назвать тотальным внедрением нового. Зафиксирована готовность педагогов обозначить любую деятельность как инновационную. В результате, как было недавно иронично замечено, появились «склады инновационной продукции», которая никем не востребована.

Просмотров: 2245

Наиболее актуальные вопросы обучения инновациям

ЕРМОЛАЕВА Марина Григорьевна – доцент, профессор кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук

Что именно можно считать основанием для объявления инновацией любого изменения в области образования? Какими критериями в оценке качества, полезности, актуальности разработанного новшества руководствоваться?

Помочь нашим читателям разобраться в этой теме мы пригласили профессора кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Марину ЕРМОЛАЕВУ.

– Марина Григорьевна, какие факторы препятствуют внедрению инноваций в образовательный процесс? Какие вы видите варианты их решения?

– С одной стороны, сегодня в образовании происходит то, что можно назвать тотальным внедрением нового. Зафиксирована готовность педагогов обозначить любую деятельность как инновационную. В результате, как было недавно иронично замечено, появились «склады инновационной продукции», которая почему-то никем не востребована. Поэтому возникает задача более четкого определения сути педагогической инновации, а главное – описания и оценки полученного результата.

Еще одна сложность состоит в том, что педагогические инновации явным образом обнаруживают себя только в самой образовательной практике. Поэтому одним из факторов, затрудняющих инновационное движение, является современный кризис отечественной педагогики, который проявляется, в частности, в неразработанности способов идентификации той инноватики, которая представлена в школьной повседневности, в неразвитости описания педагогической уникальности.

Понятно, что любой по-настоящему новый педагогический опыт требует особых средств наблюдения, описания теоретической реконструкции. И школа – в попытках описать свою педагогическую самобытность – вынуждена пользоваться категориальным инструментарием педагогической науки.

Нельзя не согласиться с российским педагогом и психологом Александром Лобком, что так называемая «научная педагогика» (и армия «педагогических учёных») в нашей стране по-прежнему предпочитает заниматься не теоретической экспертизой инновационной деятельности уникальных школьных коллективов, а моделированием неких педагогических универсалий. Иными словами, наша наука ориентирована на принцип обобщения и абстрагирования от школьной практики, а не на выявление, идентификацию и теоретическое описание тех или иных педагогических уникальностей. При этом многие новшества – такие как образовательные стандарты общего среднего образования, новая структура школы, профильное обучение, единый госэкзамен и др. – еще не проработаны в инновационно-педагогическом смысле, отсутствует целостность и системность в процессах их освоения и применения.

С другой стороны, ожидая инноваций в образовании, сегодня мы встречаем и сопротивление переменам, существующее в самих образовательных системах. Это усталость от постоянных нововведений, реформ в образовании, нежелание меняться, страх перед возможными неудачами, неизвестным («что будет с нами после изменений?») и т.д.

В связи с этим нужно искать ответы на вопрос: как вместо страха или самоуверенности сориентировать педагогов на продуктивный поиск новых идей? Решение этих комплексных проблем мы видим в оптимальном использовании инфраструктуры и в формировании модели управления инновационной деятельностью в системе образования на уровнях «школа – район – город».

Одна из основных составляющих этой модели – поддержка инновационной деятельности, ее материальное и финансовое сопровождение. Конечно, необходимо единое открытое информационное пространство, дающее понятие о направлениях и результатах инновационной деятельности образовательных учреждений. Это позволит учесть опыт коллег, работающих по избранному направлению.

Нужны программы повышения квалификации, которые помогли бы педагогам в освоении исследовательской деятельности.

И еще один важный аспект – создание механизмов взаимодействия педагогов-практиков и представителей научного сообщества. Это позволит сформировать условия для развития культуры инновационной деятельности в образовательном учреждении, осуществить рефлексию своей деятельности, способствовать профессиональному и личностному развитию педагогов и, в результате, актуализировать поиск новых путей решения старых проблем, разработку новых технологий, созидание новых отношений между участниками образовательного процесса.

– Востребованы ли вообще сегодня инновации в реальной образовательной политике государства?

– Одна из аксиом педагогической инноватики гласит: обновление есть функция жизни. Значит, для того чтобы не впасть в застой, обладать «свежестью бытия», необходимо обновление во всем – внешнем виде, деятельности, результатах. Во-вторых, отношение коллектива к инновациям, обновлению позволяет судить о том, в каком режиме существует образовательное учреждение: в режиме функционирования или режиме развития. Конечно, приветствуются коллективы, которые могут обоснованно доказать, что они находятся в режиме развития, то есть ведут активный поиск новых идей, новых возможностей, чтобы наиболее точно соответствовать реалиям времени.

Разумеется, многое на этом пути определяется государственной политикой в сфере образования, поддержкой творческих поисков учительства. Но не меньшее значение приобретает сам характер движения «снизу», компетентность тех, кто непосредственно организует образовательный процесс и участвует в нем, – школьной администрации, учителей, методистов. Их понимание сущности инновационных процессов, отношение к ним, профессионально-педагогическая культура в целом – всё это во многом определяет судьбу нововведений в школьной практике.

Кроме того, в проект нового положения об аттестации педагогических кадров внесен такой критерий для первой квалификационной категории, как «применение в практической деятельности инновационных образовательных методик и технологий», а для высшей – ещё и их активное распространение в профессиональном сообществе. Очевидно, что нас ожидает очередной «девятый вал инноваций».

– А в каком случае инновационная деятельность учителя будет успешной и востребованной?

– В том случае, когда она будет:

  • практико-ориентированной – направленной на разрешение конкретных и реальных проблем жизни учащихся;
  • непрерывной – осуществляться постоянно, систематически;
  • контекстной – проводиться в естественных условиях процесса воспитания и обучения ребят;
  • оптимистичной – включать позитивную установку на успех;
  • индивидуализированной – строиться на основе и с учетом имеющегося уникального опыта педагога, его оригинальной системы профессиональных «конструктов».

Немаловажно и то, что инновационные процессы нуждаются в специальной подготовке кадров – педагогов, администраторов, менеджеров образования, – компетентных в сфере педагогических инноваций.

– Где и каким образом можно научиться практическому инновационному подходу нашим педагогам? Существуют ли какие-либо центры, методики? Есть ли у них возможность обмениваться опытом в этом плане?

– В качестве основного источника для знакомства и освоения учителями инновационных подходов можно назвать ресурсные центры. Это те образовательные учреждения, которые обладают не только инновационным продуктом, но и владеют технологиями по его распространению и внедрению. Эта готовность зафиксирована в их особом статусе городского ресурсного центра, который присваивается по результатам особой экспертизы.

Следует отметить и существующую систему повышения квалификации педагогических кадров. Она, в свою очередь, должна усилить содействие школам-победителям конкурса в описании и обобщении их опыта, инновационных методик, технологий, моделей, механизмов, образцов проектного менеджмента и организационной культуры, издании информационных и методических материалов.

Нужно иметь в виду, что для выработки единого понимания и единых подходов к оценке инновационных процессов крайне важно осуществлять одновременную подготовку директоров школ, специалистов органов управления образованием и методических служб.

Система высшего образования, педагогические университеты вряд ли в скором времени откликнутся на призывы учить по-новому, поэтому необходимы образовательные программы повышения квалификации и переподготовки для разных категорий работников системы – от менеджмента до исполнителя. При этом обучать нужно не отдельно взятых педагогов и руководителей, а школьные команды. Обучать не столько теоретическим основам инноваций – а НА ПРИМЕРАХ и НА БАЗЕ тех образовательных учреждений (ресурсных центров), которые эти самые инновации перевели в уклад жизни.

В плане же освоения инновационных образовательных технологий важно учитывать два основных вектора.

Первый вектор. Это обучение предвидению, то есть ориентация человека не столько в прошлом опыте и настоящем, сколько в будущем. Только такое обучение может подготовить человека к использованию технологий прогнозирования, моделирования и проектирования и в жизни, и в профессиональной деятельности. В этом отношении важно развитие воображения, акцентирование внимания на проблемы и трудности, ожидающие человека в будущем, на альтернативные способы их разрешения.

Второй вектор. Это включенность взрослого обучающегося в сотрудничество и участие в процессе принятия важных решений на разном уровне – от локальных и частных до глобальных с учетом развития мира, культуры и цивилизации.

В целом анализ современной практики показывает, что локальных педагогических инициатив достаточно много, и они крайне разнообразны. Однако наиболее актуальны в процессе обучения инновациям все-таки следующие вопросы: как помочь педагогу осмыслить собственную профессиональную позицию, выделить дефициты деятельности и найти решения по их преодолению? как сориентироваться в многообразии предлагаемых подходов и технологий, провести анализ их реального инновационного потенциала? как образовательному учреждению сделать педагогические инициативы ресурсом развития практики?

Увы, вопросов в этом направлении пока больше, чем ответов. Поэтому основным в обучении инновациям становится следующий момент: не столько научить чему-либо новому коллектив педагогов, сколько стимулировать их самообучение, чтобы в процессе деятельности педагоги могли сами находить и получать необходимые знания, а также применять эти знания в своем творческом поиске.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
«Падчерица» российской системы образования
Проблемы педагогической инноватики
Система образования в туризме не отвечает требованиям отрасли
Инструмент кластерной политики
Красноярский край. Модернизация педагогического образования
Система взаимодействия социальных партнеров
С чего начинается школа будущего
Социальное партнерство как условие качественной подготовки cпециалистов
Двойное опережение подготовки педагогов
Совет ректоров вузов Ставрополья

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ