Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Объединение университетов снижает конкурентоспособность

Рейтинг лучших вузов России – 2017 по версии рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) представлен на V Международном форуме ведущих вузов «Глобальная конкурентоспособность». Ректоры университетов, представители международной ассоциации IREG Observatory, академического и экспертного сообществ проанализировали итоги исследования.

Просмотров: 98

Материал опубликован в журнале №95 от 25.04.2017.

Рейтинг лучших вузов России – 2017 по версии рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) представлен на V Международном форуме ведущих вузов «Глобальная конкурентоспособность». На основе статистических показателей, а также результатов опросов десятков тысяч студентов, выпускников, преподавателей, ученых и работодателей он составляется уже в шестой раз. Ректоры университетов, представители международной ассоциации IREG Observatory, академического и экспертного сообществ проанализировали итоги исследования.

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»:

– Нам предстоит колоссальная образовательная революция, и это не только открытые онлайн-курсы. С развитием искусственного интеллекта и облачных баз данных скоро все рутинные элементы обучения студент сможет имитировать, взяв из облака. Поэтому никакого образования без исследований, без непосредственного контакта с ученым, который вместе со студентом ищет новые решения, через двадцать лет просто не будет.

Алевтина ЧЕРНИКОВА, ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»:

– Мы живем в быстро меняющемся мире и уже сегодня наблюдаем, как ряд профессий уходит в историю и возникают новые. С течением времени это будет происходить все быстрее, поэтому тезис «образование через всю жизнь» становится насущной необходимостью, а компетенция к самообучению станет одной из самых востребованных в будущем.

Михаил ЭСКИНДАРОВ, ректор Финансового университета при Правительстве РФ:

– Миссия университета не только в образовании и науке. Если молодые люди в процессе обучения не создают сообщество друзей и не образуют семьи – это очень плохой университет. В целом же оценить вуз можно по тем глобальным предложениям, которые у него возникают, и по реализации этих идей.

Вальдемар СИВИНСКИ, вице-президент IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence:

– Первая волна международных рейтингов прежде всего обратила внимание на исследовательскую миссию университетов, и десять-двенадцать лет мы восхищались количеством цитирований и публикаций. Но оказалось, что, кроме индекса Хирша, существует еще множество показателей. После этой волны во многих странах началось движение к тому, как определить суть университетов, их третью миссию. Ответ здесь должен быть не только на международном, но, прежде всего, национальном уровне, поэтому мы видим возрождение национальных рейтингов.

Алексей ХОДЫРЕВ, исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА):

– Из тенденций стоит отметить, что наибольший прогресс наблюдается в области наращивания научных публикаций и их цитирований. Кроме того, заметно выросли показатели рейтинга у экономических вузов. А вот объединение университетов ведет к снижению конкурентоспособности в краткосрочной перспективе и ослаблению позиций в рейтингах. Источник: пресс-релиз RAEX (Эксперт РА).

Цифры и факты

Анализ динамики положения вузов в рейтинге RAEX (Эксперт РА) позволяет сделать однозначный вывод: при присоединении к сильным вузам менее успешных образовательных организаций конкурентоспособность первых снижается. Иными словами, процессы укрупнения за счет слияний наносят урон сильным вузам.

В частности, в течение последних нескольких лет из-за объединений с другими вузами в рейтингах RAEX (Эксперт РА) на время снижались позиции НИУ ВШЭ, Финансового университета, НИТУ «МИСиС». Такая динамика объяснима: она вызвана размыванием кадрового и финансового капиталов, которое неизбежно в случае, когда к сильному вузу присоединяют вуз с более скромными показателями. Зачастую это может сопровождаться резким скачком численности студентов на фоне недостаточно высокого прироста материальной базы и кадров.

В этом году наиболее яркой иллюстрацией влияния объединения на конкурентоспособность служит Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева. На протяжении четырех лет вуз исправно входил в топ-30 российских вузов: в частности, в 2016 году занял 26-е место. После присоединения к вузу Самарского государственного университета (занимал в рейтинге 76-е место) объединенный вуз в 2017 году занял лишь 31-е место, что на пять позиций ниже, чем результат аэрокосмического университета в прошлом году. Общее количество обучающихся в объединенном вузе резко выросло, тогда как финансирование осталось на прежнем уровне, в результате чего объем денежных средств, приходящихся на одного студента, рухнул в два раза. Объединение повлекло за собой серьезное падение и по ряду иных удельных критериев. Например, доля иностранных студентов снизилась с 5,5 до 4,8 %, а доля зачисленных на первый курс «олимпиадников» – с 1,1 до 0,5 %.

Тенденция к снижению позиций вузов в рейтинге после укрупнения хорошо прослеживается на примере опорных университетов.

Подробнее

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: акцент, ао-95, рейтинг, форум

Похожие материалы:
Алексей Чаплыгин о силе брендов российских вузов
С чего начинается школа будущего
Впервые в России проведен масштабный форум APQN
Как, зачем и чему учить представителей поколения Z
Общероссийский народный фронт о проблемах и стратегических перспективах российского образования
В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО
Демографическая яма: прогнозы и вызовы
Подведены итоги III Всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ»
Российские университеты в мировых рейтингах
Рейтингование как инструмент развития

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
VIII Форум «Открытые инновации» откроется 21 октября в технопарке «Сколково»
МОСКВА, 18 октября 2019 года. — В понедельник в Москве начнется VIII Международный Форум...
Первый в России корпоративный стартап-акселератор Orange Fab запустят в «Сколково»
МОСКВА, 17 октября 2019 года. — Международный сервис-провайдер Orange Business Services открывает...
«Инфосистемы Джет» открывает филиал Центра инноваций в «Сколково»
17 октября 2019, Москва —22 октября «Инфосистемы Джет» официально откроет в Технопарке «Сколково»...
Из журнала
#111Задачи «на вырост»
#111Рубцовский институт – центр образования, науки и культуры юго-западной части региона
#104Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники развивает инклюзивное образование
#106Подведены итоги и намечены перспективы развития российской кадровой политики
#111Аудит как платформа для формирования внутренней системы оценки качества образования
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ