Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Формула аграрного образования

Председатель Российского союза сельской молодежи (РССМ) Юлия ОГЛОБЛИНА рассказала о необходимости решения проблем, актуальных для современной сельской молодежи: поддержке работающих в АПК молодых специалистов подъемными средствами, обеспечении их жильем, улучшении социальной инфраструктуры села – строительстве дорог, развитии спорта.

Просмотров: 172

За период обучения у молодых людей должна сформироваться мощная мотивация – стать высококлассным специалистом на селе

ОГЛОБЛИНА Юлия Васильевна – председатель Центрального совета общероссийской молодежной общественной организации «Российский союз сельской молодежи».

Родилась в 1989 году в поселке Торбеево Республики Мордовия. В 2012 году окончила Государственный университет по землеустройству (г. Москва). В настоящее время аспирантка, работает над кандидатской диссертацией «Организация рационального использования и охраны сельских территорий Республики Мордовия». В РССМ трудится с 2009 года, начав с должности специалиста по работе с региональными отделениями.

Является членом Центрального штаба Общероссийского народного фронта, Общественного совета при Минсельхозе РФ, Совета Минобрнауки РФ по делам молодежи.

В апреле 2014 года на совместном заседании Госсовета РФ и Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике выступила председатель Российского союза сельской молодежи (РССМ) Юлия ОГЛОБЛИНА. С высокой трибуны она заявила о необходимости решения проблем, актуальных для современной сельской молодежи: поддержке работающих в АПК молодых специалистов подъемными средствами, обеспечении их жильем, улучшении социальной инфраструктуры села – строительстве дорог, развитии спорта. По итогам заседания был сформулирован перечень поручений Правительству РФ, в котором нашли отражение и предложения РССМ.

«АгроОбразование» – обе части главные

Давайте честно ответим на прямой вопрос: какова вероятность того, что выпускник экономического вуза поедет работать в село?

Не секрет – город и деревня противопоставляются друг другу, особенно в сознании амбициозной, активной молодежи. Поэтому тем, кто радеет за развитие села, кто в школьных классах воспитывает будущих аграриев, приходится решать множество «дополнительных» вопросов, чтобы минимизировать влияние стереотипов, десятилетиями складывавшихся в российском обществе. Согласно статистике, около 90 процентов обучающихся в аграрных вузах и ссузах – сельская молодежь. И это неслучайно, ведь только те молодые люди, которые выросли вдали от города и с детства приучались работать на земле, не понаслышке знают, как вырастить урожай или ухаживать за сельскохозяйственными животными. Опираясь на собственный опыт, они быстрее, нежели городские сверстники, смогут освоить аграрную профессию и в последующем трудоустроиться на предприятие АПК или открыть собственное крестьянское (фермерское) хозяйство.

Однако, как показали многочисленные опросы и исследования, в обществе живучи стереотипы об отсталости и неразвитости отечественного сельского хозяйства, об умирающей деревне. Следуя им, молодые люди связывают свое будущее исключительно с городом. По данным опроса, проведенного активистами Российского союза сельской молодежи, основными причинами, которые называют сторонники переезда из села в город, являются отсутствие жизненных перспектив – 14,2 процента, приемлемых условий – 7,7, а также привлекательность городского образа жизни – 4,8. Главные мотивы тех, кто хотел бы остаться в селе, – из разряда психологических: 8,2 процента опрошенных заявляют о своей эмоциональной привязанности к деревенской жизни вообще, а 5,9 – утверждают, что они тяготеют к своей малой родине.

Подавляющее большинство сельской молодежи сегодня не знает, что такое современное сельскохозяйственное предприятие, что технологический процесс в промышленной сфере АПК умеет контролировать компьютер, а ручной труд может быть сведен к минимуму. Работодатели заинтересованы в кадрах и готовы предоставить молодым людям достойную заработную плату, помочь в решении вопроса обеспечения жильем и со временем перевести его в их собственность. Во многих регионах страны реализуются программы поддержки молодежи, переезжающей жить и работать в сельскую местность. Грамотно донести эту информацию – огромный шаг в деле развития российского села.

В апреле этого года, открывая заседание Госсовета РФ, посвященное, в том числе, и вопросам устойчивого развития сельских территорий, Владимир Путин отметил, что сельские территории обладают мощным экономическим, демографическим, природным и историко-культурным потенциалом, и задачей является его эффективное использование в интересах всей страны.

Россия была, есть и будет страной с мощной аграрной составляющей. Такое безусловное преимущество населению России, как возможность прокормить себя самим, дают огромные территории – земля, которую можно и нужно возделывать, использовать под пастбища, достаточно благоприятный, несмотря на некоторую суровость, климат. Однако это преимущество будет таковым только до тех пор, пока в России живо СЕЛО. А село будет жить, когда в нем есть молодежь, которая вкладывает свой труд в развитие аграрного производства, заботится о старшем поколении и подает пример подрастающему, способствует улучшению демографической ситуации.

Сейчас на селе проживает около 37 млн. человек, в 2000 году было 40. Отток населения из сельской местности продолжается. Молодежь, уезжая в город получать образование, обратно, как правило, не возвращается. В этой ситуации бессмысленно искать правых и виноватых – нужно решать проблему. В том числе, и в самих вузах. С нашей точки зрения, руководство аграрных образовательных организаций должно заботиться не только о том, чтобы дать своим учащимся актуальные знания, но и помочь сделать выбор в пользу села. Безусловно, фраза «мыслите масштабно» порядком избита, но каждый преподаватель аграрного вуза должен понимать, для чего он обучает своих студентов, осознавать, что именно от его усилий во многом зависит облик российского села через пять, десять, пятнадцать лет. Один в поле не воин, но армия неравнодушных людей, со всей мерой ответственности подходящих к своему делу, – большая сила, способная свершить многое.

Важно пропагандировать студентам достижения в сфере АПК и возможность успешного трудоустройства. За время обучения у молодых людей должна сформироваться мощная мотивация – стать высококлассным специалистом, реализующим потенциал полученных знаний на селе. Нет сомнений, эта задача не из легких, и решать ее нужно сообща. Нелишним будет напомнить, что в концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года декларируется «преодоление межведомственной разобщенности».

Противостоять стереотипам

Российский союз сельской молодежи (РССМ) – общероссийская молодежная общественная организация. На сегодняшний день объединяет более 40 тыс. молодых людей в 69 субъектах РФ. В районных центрах страны создано и успешно работает более 240 местных отделений организации.

Основная цель союза – создание условий для участия сельской молодежи в социально-экономическом развитии села. РССМ работает по нескольким направлениям: содействие развитию инновационной деятельности сельской молодежи, помощь в трудоустройстве, участие в развитии социальной инфраструктуры села, духовно-патриотическое воспитание молодежи. За почти шесть лет деятельности союз реализовал значительное число проектов, которые приобрели популярность. Среди них интеллектуальная бизнес-игра «Начинающий фермер», всероссийский конкурс творческих работ «Моя малая Родина», профориентационный проект для учащейся сельской молодежи «Выбираем профессию», всероссийский проект по повышению информированности сельского населения о существующих направлениях господдержки «Мобильные бригады».

РССМ налаживает международные связи. Подписаны соглашения о сотрудничестве с аналогичными союзами молодых аграриев Германии, Нидерландов и Казахстана. Активисты РССМ неоднократно принимали участие в обучающих сессиях Союза сельской молодежи Европы и других международных мероприятиях, в том числе принимали у себя коллег более чем из 20 стран мира на Международном форуме сельской молодежи.

Российским союзом сельской молодежи уже высказана позиция по поводу проекта стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года – в документе недостаточно внимания уделено вопросу профориентационной работы с сельской молодежью. Эта позиция не изменилась: поставленная на должный уровень, профориентация на селе способна решить многие проблемы аграрного сектора.

Отрадно, что эта точка зрения нашла поддержку у руководства страны. В результате РССМ успешно реализовал проект «Выбираем профессию», получивший президентский грант. Эта важная работа, безусловно, продолжится.

Проект «Выбираем профессию» призван развеять сложившиеся стереотипы и познакомить учащихся выпускных классов школ и ссузов с реальным положением дел в отечественном АПК, дать им возможность воочию убедиться, что сельское хозяйство на сегодняшний день – это высокотехнологичная отрасль, где можно быть очень успешным. В ходе первого этапа реализации проекта активисты РССМ, прошедшие обучение в Москве, совместно с представителями аграрных вузов выезжали в сельские школы и ссузы для проведения семинаров, научно-познавательных открытых уроков, мастер-классов, в которых приняли участие успешные в аграрной отрасли молодые предприниматели. Составной частью «точечной» профориентационной работы стали экскурсии на сельскохозяйственные предприятия, чтобы молодые люди могли видеть – ручной труд здесь сведен к минимуму, спецодеждой сотрудников являются белые халаты, а производственный процесс контролирует компьютер.

Профориентационная работа с учащейся сельской молодежью была проведена в 25 субъектах России, квалифицированные консультации получили около 10 тыс. человек в более чем 150 районах страны. Проект дал возможность выпускникам школ и ссузов реально оценить свои возможности, сориентироваться, по какой дороге идти, чтобы достичь поставленных жизненных целей.

Через всю жизнь

«Образование через всю жизнь – это необходимость, продиктованная стремительно меняющимся временем». Именно эти слова министра сельского хозяйства России Николая Федорова определили вектор дискуссий на прошедшем в октябре VI Всероссийском молодежном форуме «Формула аграрного образования», который был организован РССМ и состоялся в рамках агропромышленной выставки «Золотая осень-2014».

В ходе круглых столов участники форума обсудили проблемы и перспективы развития аграрного образования, в том числе необходимость реформирования всех уровней, начиная с дошкольного. Заведующая детским садом из Рязанской области Галина Лиманская рассказала о проходящем с 2011 года образовательном эксперименте. Его цель – раскрыть содержание основных компонентов профессиональной деятельности тружеников села, познакомить дошкольников с сельскохозяйственной техникой, рассказать о роли сельского труда в нашей жизни. В этом специализированном детском саду есть не только живой уголок, где дети могут увидеть всех сельскохозяйственных животных, но и уголок механизатора, в котором игрушечные тракторы и сеялки выглядят как настоящие. Есть и мини-поле, где малыши изучают семена, готовят их к посеву, сеют и выращивают.

Подобные специализированные детские сады в нашей стране пока можно сосчитать по пальцам, но они в сельской местности крайне необходимы, чтобы прививать любовь к родной земле, уважение к крестьянскому труду и желание продолжать дело предков.

Еще на одной проблеме заострил внимание статс-секретарь – заместитель министра сельского хозяйства РФ Александр Петриков. Это постоянное, из года в год, снижение количества бюджетных мест по так называемым непрофильным специальностям в сельскохозяйственных вузах. Речь идет о направлениях аграрной экономики и политики, аграрного права. В то же время сельское хозяйство должны поднимать специалисты, досконально знающие его специфику, постичь которую можно только в специализированном вузе. Очевидно, удельный вес подобных специальностей должен увеличиваться.

Не менее актуальную тему подняли участники круглого стола «Современные цифровые технологии в агропромышленном комплексе». Обсуждая проблему, они пришли к выводу о необходимости увеличения в вузах и ссузах количества часов и дисциплин, связанных с развитием компьютеризации сельского хозяйства – в настоящее время вчерашние студенты вынуждены практически весь объем знаний в этой области осваивать уже на рабочем месте.

Принцип «образование через всю жизнь» предполагает продолжение обучения и после получения диплома. Организации высшего и среднего профобразования по всей стране могут проводить дополнительные курсы для работников АПК, обучающие семинары, формировать и реализовывать специализированные программы переподготовки, повышения квалификации. Специалисты, развивающие российское село, обязаны знать все современные агротехнологии и эффективно применять их в своей деятельности.

Актуальные знания, безусловно, нужны и тем, кто уже живет в сельской местности, освоив какую-либо профессию, и задумывается о создании своего хозяйства, ведь молодые люди могут сегодня самореализоваться на селе не только в качестве наемных работников, но и открыв собственный бизнес. В этом направлении работает проект РССМ «Мобильные бригады», который реализуется уже во второй раз – при поддержке Минсельхоза РФ. «Мобильная бригада» – это группа, в состав которой входят студенты и аспиранты аграрных вузов (до пяти человек). Цель – повышение информированности сельчан о существующих мерах государственной поддержки в области развития сельского хозяйства и социального развития сельских территорий. Благодаря такой работе жители самых разных уголков России получают информацию о региональных аспектах федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и программах поддержки малого предпринимательства на селе.

Усилия РССМ и впредь будут направлены на то, чтобы молодые люди могли гордиться тем, что работают в агропромышленном секторе экономики страны и занимаются исключительно почетным делом – сохраняют и развивают настоящую, исконную Россию.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-76, акцент, аграрное образование, РССМ

Похожие материалы:
Кадры для агро-промышленного комплекса
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Кадры для сельского хозяйства. Перспективы развития
Кузница сельскохозяйственных кадров для всей страны
Профессиональное образование в условиях современной миграционной политики
Вклад в образование - вклад в здоровье нации
Повышение конкурентоспособности аграрного образования
Агроклассы – связующее звено школы и вуза
УМО аграрного профиля на этапе реформирования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ