Кадры для сельского хозяйства. Перспективы развитияНа сегодня село, как никакая другая отрасль, слабо укомплектовано специалистами, а потому одна из важнейших позиций, требующая внимания, – кадровая составляющая аграрного кластера. В основе её должно находиться качественное образование, соответствующее высочайшим требованиям к современному производству продукции. Просмотров: 3300
Аграрный свет знаний
Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов. Станет ли образование локомотивом для села? На наших глазах открывается новая страница в истории российского агропромышленного комплекса. Президент Владимир Путин обозначил государственную позицию: сельское хозяйство, наша продовольственная безопасность и независимость – важнейший приоритет для страны и россиян. Курс на импортозамещение обнадёжил аграриев. Отечественные сельхозпроизводители взволнованы: удастся ли им занять освободившиеся рыночные ниши? Оценка специалистами потенциального объёма замещения привозной продукции в среднесрочной перспективе довольно оптимистична: мяса крупного рогатого скота – на $2,5 млрд., рыбы и рыбной продукции – на $2,5 млрд., молочной продукции (масло, сыры, молоко) – на $1 млрд., яблок и груш – на 1 млрд. долларов. Но для государства вопросы звучат более остро и глубоко: что необходимо, для того чтобы в дальнейшем избежать зависимости от недружественных действий стран-партнёров, способно ли сельское хозяйство России обеспечить продовольственную безопасность страны и главное – кто это будет делать? На сегодня село, как никакая другая отрасль, слабо укомплектовано специалистами, а потому одна из важнейших позиций, требующая внимания, – кадровая составляющая аграрного кластера. В основе её должно находиться качественное образование, соответствующее высочайшим требованиям к современному производству продукции. Реальная статистика
Аграрные образовательные учреждения – одни из старейших в России, накопивших богатое наследие. За прошедшие двести с лишним лет в аграрном образовании появились традиции, представляющие собой исторически сложившиеся идеи, практические действия, которые передаются из поколения в поколение и способствуют эффективному выполнению первостепенных задач страны. За два века работы учебные заведения обучили более миллиона специалистов для российского села. Сегодня рабочие кадры для АПК готовят профессиональные училища и лицеи системы Минобрнауки РФ. Специалистов среднего и высшего звена выпускают 59 вузов, 25 учреждений дополнительного профессионального образования и 162 учреждения среднего профобразования, подведомственные Минсельхозу РФ. В них, по данным министерства сельского хозяйства, обучается примерно 460 тыс. человек. Более 87 процентов от общего числа студентов получают специальности сельскохозяйственного профиля, остальные – специальности, необходимые для развития сельских территорий и их инфраструктуры. Но при этом российскому АПК недостаёт порядка 80 тыс. специалистов с высшим образованием. Казалось бы, в чём проблема: выпускников должно хватить отрасли с лихвой? Однако реальная картина далека от статистической: молодёжь в село не едет. Сегодня на земле трудятся в основном полупрофессиональные кадры, получившие умения и навыки на рабочем месте, не имеющие основ научных знаний по профессии. Особенно это касается личных подсобных хозяйств, где наиболее распространён метод «проб и ошибок». На практике только треть выпускников вузов и техникумов приходит на работу в сельскохозяйственные организации. Остаются на селе и того меньше: по разным специальностям от 2 до 18 процентов обучавшихся за счёт федерального бюджета. Тем временем потребность отечественных предприятий в специалистах высшего звена такова: для замещения должностей руководителей организаций – 8,6 тыс. человек, главных агрономов – 9,7 тыс., главных зоотехников – 10,1 тыс., главных ветврачей – 10,4 тыс., главных инженеров – 13,8 тыс., главных экономистов – 6,2 тыс., главных бухгалтеров – 13,2 тыс. Высока потребность в специалистах среднего звена и людях, владеющих рабочими профессиями. Нынешний кадровый состав сельскохозяйственной отрасли стареет в целом. За последние годы в предпенсионный возраст вступила значительная часть работников массовых профессий, в том числе занятых ручным трудом в растениеводстве, животноводстве и других сферах деятельности. Освобождаемые места непривлекательны для молодёжи. Существует множество факторов, которые отбивают у молодых специалистов желание жить и трудиться на селе. Тяжёлый труд – одна из причин. Не зря же редактор и романист Эдгар Хау заметил: «Крестьянин, даже если он решил побездельничать, встаёт с петухами, чтобы начать это дело пораньше». Сельский труд считается непрестижным также из-за сезонности работ и низкой оплаты. Заработок зависит от реализованной продукции, хотя трудозатраты и вложения могут быть разные при одинаковых объёмах продукции. Как подтверждают данные Минсельхоза РФ, в 2013 году среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве чуть превысила 14,5 тыс. рублей, что в два раза меньше среднего показателя по всем отраслям экономики. Разрыв между городом и селом по уровню доходов увеличивается. Бедность, разрушающая трудовой и генетический потенциал села, остаётся массовым явлением. Можно сказать, что бедность концентрируется на сельских территориях, на которые приходится 42 процента всего малоимущего (по располагаемым ресурсам) населения России, тогда как на долю сельского населения приходится 27 процентов общей численности населения страны. Кстати, то что вузы сосредоточены в основном в крупных городах, – немаловажное обстоятельство, которое становится препятствием для выпускников школ из сельской глубинки, чей «стартовый капитал» меньше. Поступить им на учёбу крайне сложно. То есть довольно значительную часть студентов составляют горожане, которые вряд ли после окончания вуза поедут работать на село. Да и уровень общего оптимизма у сельской молодёжи в возрасте от 14 до 24 лет при вступлении в самостоятельную жизнь, согласно результатам социологических исследований, невелик – 48,8 процента, и тот основывается на переезде из сельской местности в город. Половина учащихся выпускных классов сельских школ сегодня не заинтересована в трудовой подготовке по сельскохозяйственному профилю, только 15 процентов изъявляют желание быть высококвалифицированными специалистами и лишь 9 процентов стремятся к получению сельскохозяйственной профессии. Отпугивает молодых незначительность перспектив как в карьерном, так и социальном планах. В результате в отраслевой численности занятого населения доля работающих в сельском, лесном и рыбном хозяйствах сократилась с 48 процентов в 1992 году до 27 процентов в 2009 году. Эксперты отмечают, что стратегические цели аграрного образования должны быть тесно увязаны с проблемами решения социальных проблем сельских территорий. Ещё сто лет назад наш известный экономист Александр Чаянов подчеркивал, что сельское хозяйство в России нельзя рассматривать только как деятельность, приносящую доход и пропитание тем, кто ею занимается. Это образ жизни, и если он под влиянием каких-либо факторов начинает изменяться, это непосредственно отразится и на эффективности отрасли в целом. Привлекательность труда для молодёжи сдерживается инвестиционно-технологическими факторами. Современное производство на селе скорее исключение, чем правило, отсюда и низкий уровень производительности труда в отрасли: по различным оценкам, в пять-десять раз меньше, чем в наиболее развитых странах мира, и в два раза ниже, чем в среднем в отечественной экономике. По словам специалистов, ситуация требует кардинальных мер, чтобы не пройти точку невозврата. Уже сегодня почти четвёртая часть сельскохозяйственных угодий, в том числе около 30 процентов пашни, подвержена водной и ветровой эрозии. Ежегодно в результате несельскохозяйственной деятельности разрушается около 50 тыс. гектаров земель, и масштабы этих разрушений превышают площади рекультивируемых территорий. Происходит деградация лесного фонда страны, что связано не только с его нерациональным использованием, но и участившимися пожарами, которых происходит более 18 тыс. в год. Между тем в России сосредоточено 9 процентов мировых сельхозугодий. Как подчеркнул заместитель министра сельского хозяйства России Александр Петриков: – Страна с таким потенциалом по определению обязана иметь передовое сельскохозяйственное производство, образование и науку. В противном случае возрастает зависимость от зарубежных поставок, в том числе технологий. Учитывая растущую потребность на мировых агропродовольственных рынках в продуктах, рост мирового населения и потенциальную возможность вовлечения наших огромных земельных богатств в хозяйственный оборот, задачи развития аграрного образования в России приобретают глобальный характер. Клубок проблем
Надо отметить, российские учебные заведения имеют сегодня высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, опытных специалистов, обладающих научными знаниями и прочными деловыми связями с предприятиями и агрохолдингами. Но наука до сих пор не оправилась от кризисных 90-х годов. Тогда уровень бюджетных ассигнований для Российской сельскохозяйственной академии не превышал 30 процентов от потребности. В итоге только за 1992-1997 годы численность исследовательских кадров сократилась с 30 до 14 тыс. человек. Особенно значительным оказался отток молодых квалифицированных специалистов. Динамика этих показателей позволяет говорить о трёхкратном сокращении научно-технического потенциала отечественного аграрного сектора. Тяжёлыми оказались эти годы и для самого сельского хозяйства, которое испытало беспрецедентное для мирного времени падение объёмов производства на 40-50 процентов. В Советском Союзе подобное было зарегистрировано лишь в результате Великой Отечественной войны, когда подверглись разорению лучшие сельскохозяйственные районы страны. Даже в потерпевших сокрушительное поражение Германии и Японии, несмотря на повсеместные разрушения, спад сельскохозяйственного производства составил лишь около 30 процентов. В критические годы коллективизации сельскохозяйственное производство в СССР сократилось только на 14 процентов, но 90-е нанесли стране сильнейший удар. Данные Госкомстата России свидетельствуют, что в период между переписями населения (1989-2002) обезлюдело около 179 тыс. сельских населённых пунктов. Лишь после 2001 года наметились первые ощутимые признаки стабилизации и возрождения аграрной экономики. Однако и сейчас большинство сельскохозяйственных предприятий остается нерентабельным, неспособным не только к внедрению инноваций, но и к ведению нормального воспроизводственного процесса. В образовательной и научной деятельности перемены оказались более ощутимы и значимы – началась масштабная модернизация. Сегодня основное внимание уделяется изучению вопросов рыночной экономики и предпринимательства, инновационной и внешнеэкономической деятельности, менеджменту, правовому обеспечению АПК, налогообложению и кредитованию, изучению и созданию современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий. Учебные заведения осваивают новые образовательные технологии. Но до сих пор остаётся множество проблем, которые негативно сказываются на качестве профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, кадров массовых профессий, в целом на кадровом обеспечении агропромышленного комплекса. Вопрос вопросов – морально устаревшие и слабо обновляемые материально-технические фонды. Отрасли требуется основательное техническое переоснащение образовательного процесса с одновременным применением новых образовательных технологий. Недостаточно крепки связи образовательных учреждений с сельхозпредприятиями, а содержание образования не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым сегодня работодателями к уровню профессиональной компетентности выпускников. Студенты испытывают сложности с прохождением практики. Прежде производственной базой для учащихся и специалистов, проходящих переподготовку, были учебно-опытные хозяйства высших учебных заведений. Сегодня, в результате проведённых в стране аграрных реформ, часть учхозов утратила свой статус, а большинство отделилось от вузов и стало самостоятельными государственными унитарными предприятиями. Но поскольку сумма господдержки сократилась, производство стало нерентабельным. В связи с этим многие хозяйства резко сократили посевные площади и поголовье скота. Учебные хозяйства уменьшили базу практики для студентов вузов, а кафедры высших учебных заведений сократили количество экспериментов и опытов, проводимых на полях и фермах учебно-опытных хозяйств. Как следствие, снизилось внедрение в производство новых сортов сельскохозяйственных растений, пород скота, современных высокоиндустриальных технологий. В российской аграрной науке только по отдельным научным направлениям ведутся исследования, близкие к мировым аналогам или даже задающие мировой уровень. Практическая же результативность этих исследований крайне низка: по разным оценкам, ежегодно остаются невостребованными сельхозпроизводством до 40-50 процентов законченных научно-технических разработок. Это обусловлено как отсутствием эффективного организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью, побуждающего разработчика создавать инновационные проекты, а потребителя их использовать, так и низкой ориентированностью науки на потребности практики. Нельзя забывать, что образование – это не только высшие учебные заведения. В сельскохозяйственной сфере, как ни в какой другой, очень важна преемственность, если мы хотим, чтобы российская деревня не опустела. Сегодня в отрасли отсутствует системная работа по организации непрерывного обучения, координации повышения квалификации и переподготовки кадров. Несмотря на приход инноваций и глобализацию современного общества, на селе по¬прежнему сохраняется много традиционных технологий, где требуются специалисты на уровне начального профессионального образования. Необходимо поднимать престиж крестьянского труда, на котором держится аграрная экономика любого государства. Специалисты считают, что для сохранения преемственности необходимо обеспечить координацию учебных программ образовательных заведений всех уровней. В структуру должна вписаться и сельская школа. И конечно, в идеале ни одно звено этой цепи не должно быть ущемлённым. Пока же можно констатировать, что есть существенная разница в финансировании. – Сельские училища и техникумы настиг кризис, который не позволил обновить их материальную базу и своевременно провести компьютеризацию, – поясняет директор Каменск-Уральского агропромышленного техникума, член-корреспондент Академии профессионального образования Сергей Некрасов. – Большинство из нас ведет обучение на технике двадцатипятилетней давности, мы уже давно не видим ни моделей, ни наглядных пособий (скорее всего, их просто перестали выпускать). К тому же, если раньше нас окружали прибыльные колхозы и совхозы, способные оказать помощь в совершенствовании материальной базы, принять учащихся на производственную практику, выплачивать дополнительные адресные стипендии, то теперь вокруг одни фермеры, которые просто не в состоянии оказать профессиональному образованию какую¬либо помощь. И это несмотря на то, что каждое сельское училище или техникум обслуживает по тричетыре района, а агропромышленный комплекс до сих пор продолжает являться основой слабо диверсифицированной сельской экономики. Невысоким остаётся уровень жизни работников образовательных учреждений, при этом, как отмечают педагоги, оплата труда в системе аграрного образования ниже, чем в других учебных заведениях. То есть, чтобы трудиться в этой сфере, надо быть большим энтузиастом. Отток педагогических кадров замедляет начавшуюся модернизацию системы. В аграрном образовании, по оценкам многих специалистов, существуют явные противоречия. Образовательные организации финансируются из различных источников – местных, региональных, федеральных, что затрудняет концентрацию средств на подготовку наиболее важных для конкретных условий кадров. К тому же отсутствует информация о потребностях в работниках различного уровня квалификации: магистрах, специалистах, бакалаврах, сотрудниках со средним специальным и начальным профессиональным образованием – механизаторах и животноводах. То, что учебные заведения находятся в ведении двух министерств, эксперты тоже считают минусом. И это далеко не все болевые вопросы, накопившиеся в отрасли. Что за рейтингом?
По убеждению специалистов, образование может стать тем локомотивом, который способен вытащить российское село из затяжного системного кризиса. Но при нынешнем положении вещей в сельскохозяйственной отрасли и демографическом спаде возникает вполне закономерный вопрос: откуда же возьмутся те производительные силы, которые, получив образование, обеспечат продвижение аграрной науки и экономики? Ситуацию понимают на самом высоком уровне. Государство всё больше внимания уделяет аграрному сектору экономики, поддерживая село национальными проектами и профинансированными программами. Сельхозпредприятия начали мотивировать специалистов: молодёжь, которая остается жить и работать на селе, поощряют жильём, грантами, надбавками к зарплате. Правительством страны утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, которой определены основные цели государственной аграрной политики и развития рыбохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе. Документ определяет ключевые проблемы и финансово-экономические, правовые и организационные меры, позволяющие вывести сельские территории на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач при сохранении природно¬ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности. Основная цель – поднять уровень и качество жизни российской деревни, сделать её более привлекательной. Среди мер названо научное и кадровое обеспечение села. В принципе, система высшего аграрного образования к этому готова. Министерство сельского хозяйства продолжает работу по её оптимизации. Как отмечают специалисты ведомства, в настоящее время накоплен положительный опыт реорганизации вузов в форме объединения. Например, на базе сельскохозяйственного и ветеринарного институтов в г. Омске в 1994 году создан Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, в г. Саратове в состав Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова в 1998 году вошли академия ветеринарной медицины, сельскохозяйственная академия и агроинженерный университет. Сегодня эти объединённые университеты являются одними из самых крупных и эффективно функционирующих учебных заведений, подведомственных Минсельхозу РФ. Кроме того, к аграрным вузам в течение последних десяти лет присоединены 22 техникума, 41 институт повышения квалификации, 1 НИИ. В течение нескольких лет обсуждается вопрос об объединении отраслевых высших учебных заведений, расположенных в одном субъекте Российской Федерации, с целью создания крупных многопрофильных агротехнологических университетов, что позволит обеспечить комплексность решения образовательных и научных задач, поставленных реалиями времени. Для этого есть предпосылки. Согласно оценке Минобрнауки РФ, проводившего мониторинг деятельности федеральных государственных учреждений высшего профобразования в 2012 году, к категории «имеющих признаки неэффективности» отнесено 46 процентов аграрных вузов. Но следует заметить, что эти учебные заведения обладают рядом особенностей, обусловленных отраслевой спецификой. Вопервых, все аграрные вузы имеют более низкие показатели по ЕГЭ. Это объясняется не их неэффективностью, а низкой престижностью сельскохозяйственных профессий. В аграрные вузы поступают в основном выпускники сельских школ – более 60 процентов, у которых средний балл ЕГЭ ниже, чем у городских школьников. Вовторых, сельскохозяйственные учебные заведения имеют более низкие показатели по некоторым финансовым критериям, что связано с исторически сложившимся недофинансированием. В частности, в среднем на одного студента¬агрария из федерального бюджета затрачивается на 25-30 процентов финансовых средств меньше, чем в других вузах, а низкая доходность сельскохозяйственных организаций не позволяет привлекать их средства на проведение научных исследований. Министерство сельского хозяйства РФ провело свой отраслевой мониторинг среди подведомственных вузов. По результатам отраслевой оценки было признано, что 14 вузов нуждаются в оптимизации. Поэтому продолжается плановое укрупнение учебных заведений. Как заверили в министерстве, это влечёт за собой увеличение объёмов финансирования образовательного и научного процессов, повышение средней заработной платы научно-педагогических работников, исключение дублирования одноимённых направлений подготовки, повышение экономической эффективности деятельности вузов. Необходимо обновить материально-техническую базу учебных заведений, поскольку физический износ оборудования составляет около 70 процентов. Как отмечают специалисты министерства, направления образовательной, научной и другой деятельности, проводимые каждым вузом, после объединения сохранятся и получат дальнейшее развитие во вновь созданных на их базе университетах. Предполагается создать студенческие кампусы (институты) с профильной подготовкой. Безусловно, будут учтены глубокие исторические традиции и уникальность каждого учебного заведения. К разработке концепции объединённого университета приглашаются учёные советы, факультеты и кафедры реорганизуемых вузов. Но аграрным вузам требуются не только структурные изменения. Необходима глубинная модернизация сельскохозяйственного образования, чтобы соответствовать реалиям сегодняшнего дня. Нехватка квалифицированных молодых кадров в агропромышленном комплексе – половина беды. Сегодня селу нужен работник, обладающий самыми современными знаниями. Грамотные специалисты – залог эффективной работы, дополнительная прибыль и стабильность организации. Особенно профессионалы важны в условиях совершенствования технологий на современных производствах. Нужно учитывать, что спрос большинства работодателей направлен на получение готового высоко-квалифицированного, опытного специалиста. Это ставит перед вузами новые задачи. Модернизация
Начавшаяся в образовании модернизация призвана снять остроту проблем или устранить их вовсе. Тема эта многогранна и актуальной будет ещё долго. Основными направлениями модернизации аграрного образования являются обеспечение доступности образования для сельской молодёжи, подготовка квалифицированных кадров соответствующего уровня и профиля, конкурентных на рынке труда, способных обеспечить эффективное ведение агропромышленного комплекса. Современная концепция образования включает необходимость выработки кругозора, охватывающего всю систему сетевых взаимоотношений между различными компонентами агросферы. Модернизацию необходимо рассматривать как комплексный инновационный процесс, включающий решение проблем повышения качества образования и его эффективной организации, существенного повышения уровня учебно-методической работы, материального и информационного процесса. Наиболее масштабные изменения произошли в высшем образовании, где формально завершён переход к уровневой системе, включающей бакалавриат и магистратуру. У студентов должны появиться новые мотивации к получению профессиональных и общекультурных компетенций. Этому способствуют новые технологии обучения, применение активных и интерактивных методов, привлечение к реализации образовательных программ работодателей. Вузам предстоит отладить взаимодействие с работодателями и их объединениями не только в разработке и реализации основных и дополнительных программ, но и в оценке компетенций выпускников. Ещё одно направление в комплексе мер модернизации – повышение статуса нескольких аграрных университетов. На конкурсной основе Минобрнауки РФ определило четыре инновационных вуза – РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, Кубанский государственный аграрный университет, Орловский ГАУ и Ставропольский ГАУ, – которым предоставлено государственное финансирование для создания инновационной образовательной среды. – Создание модели взаимодействия аграрных образовательных учреждений, бизнеса и государства позволит инновационную составляющую в научно-исследовательской деятельности дополнить развитием прямых связей с организациями агропромышленного комплекса, – отметила Людмила Хоружий, декан учётнофинансового факультета РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, – в первую очередь, со стратегическими партнёрами из числа крупнейших компаний, агрохолдингов по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. В результате будут развиваться конкурентоспособные фундаментальные исследования, и на их базе будут реализовываться прорывные прикладные разработки с последующей коммерциализацией, что обеспечит дальнейшее укрепление аграрных вузов. Ректоры многих аграрных вузов России выделяют следующие базисные моменты платформы развития аграрного образования в России: система образования должна быть построена на активном сочетании практики с теорией, при этом вузы – стать центрами разработки и реализации различных инновационных методов организации и управления производством. Студент, обучаясь с помощью новейших технологий, может стать хорошим специалистом только в том случае, когда теория будет подкреплена качественным производственным опытом. Таким образом, вновь встаёт вопрос о сохранении в структуре образовательных учреждений учебно-опытных хозяйств и организации других форм практического обучения. У каждого учебного заведения есть свои подходы. В частности, ректор Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии Александр Самоделкин рассказывает: – Перед преподавательским составом поставлена задача – научить студентов быть не только узкими специалистами в своей области, но и иметь представление о сопутствующих процессах, чтобы они могли начать с нуля новый бизнес, развивать производство, быть конкурентоспособными. Эти знания мы планируем давать в виде и основного курса лекций, и практических занятий, и дополнительного образования, и в виде еженедельных открытых тематических конференций. Очевидно, что без высококвалифицированных кадров в современных условиях не обойтись. Благодаря областным и федеральным программам, а также приходу частных инвесторов сельское хозяйство развивается, и у молодых специалистов есть хорошие перспективы для самореализации. К нам стали приходить представители крупных хозяйств, которые хотели бы подобрать себе квалифицированные кадры, и примерно с третьего курса студенты уже могут быть ориентированы на конкретное предприятие и работу там. Руководители заинтересованы в знающей молодёжи, поэтому предоставляют возможность практики во время обучения, иногда осуществляют и стипендиальную поддержку. Важнейшим аспектом модернизации аграрного образования в России, по мнению специалистов, может стать её международная составляющая. В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, повышению его качества, интеграции российского образования в международное образовательное пространство. В первую очередь речь идёт о вхождении России в Болонский процесс, повышении гибкости образовательных программ, преодолении ранней узкой специализации, внедрении федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Отечественные учебные заведения должны быть не пассивными, а максимально активными участниками процесса интернационализации образования, наращивать экспорт образовательных услуг и выстраивать такую сбалансированную систему взаимоотношений с иностранными партнёрами, которая отражала бы интересы России. Надо помнить, что исторически Россия всегда являлась аграрной страной, и от эффективного развития сельского хозяйства во многом зависело её благосостояние. Основной задачей развития страны как крупнейшей мировой державы является обустройство территорий, в чём ключевая роль принадлежит аграрному образованию. В начале XXI века, когда агропромышленный комплекс России вступил в новый период своего развития, от квалификации и компетенции специалистов во многом зависит решение вопросов обеспечения продовольственной безопасности страны, сохранение и возрождение российского села. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 4
Оставить комментарий
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|