Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

УМО аграрного профиля на этапе реформирования

Уменьшение практической подготовки по программам специалитета, снижение сроков обучения в связи с переходом на программы подготовки бакалавров, другие негативные явления в сфере высшего образования привели к тому, что выпускники вузов стали менее подготовленными к работе в реальном секторе экономики. Со стороны представителей бизнеса все чаще стала звучать критика о плохом качестве подготовки выпускников.

Просмотров: 301
В.И. НЕЧАЕВ, ректор Российского государственного аграрного университета – МСХА им. К.А. Тимирязева, председатель координационного совета УМО по образованию в области сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук, доктор экономических наук, профессор
В.Е. БЕРДЫШЕВ, проректор по учебно-методической работе Российского государственного аграрного университета – МСХА им. К.А. Тимирязева, заместитель председателя координационного совета УМО по образованию в области сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук, кандидат технических наук, профессор

Истоки объединения

Центральным органом государственного управления высшей и средней специальной школой в СССР (1946-1988) было Министерство высшего и среднего специального образования (Минвуз СССР), преобразованное в Государственный комитет СССР по народному образованию. Основные задачи Минвуза СССР – развитие и совершенствование системы высшего и среднего специального образования, разработка основных показателей по перспективному и текущему планированию отрасли; издание учебно-методических материалов; координация действий отраслевых министерств и союзных республик в подготовке квалифицированных специалистов; развитие научно-исследовательской работы в высшей школе; подготовка и повышение квалификации научно-педагогических кадров и их аттестация; осуществление международных связей в области высшего и среднего специального образования.

Министерство определяло перечни специальностей, по которым велась подготовка кадров, утверждало учебные планы и программы, правила приёма в высшие и средние специальные учебные заведения и документы, касающиеся учебной и научной работы, координировало издание учебников и учебных пособий.

Все аграрные вузы в 1956 году были переданы из Минвуза СССР в ведение Министерства сельского хозяйства СССР, которое в ноябре 1985 года вошло в состав Государственного агропромышленного комитета СССР. В 1989 году Госагропром СССР был ликвидирован и функции по управлению аграрными вузами передали Главному управлению высших учебных заведений при Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам.

В аграрном ведомстве, как и в Минвузе СССР, утверждали учебные планы и программы, координировали издание учебников и учебных пособий, выполняли другие управленческие функции, но только относительно подведомственных вузов и реализуемых в них образовательных программ.

В процессе многочисленных реформ, проводимых в годы перестройки, сокращался управленческий аппарат, многие функции передавались органам управления союзных республик, появилась необходимость часть функций государственных чиновников переложить на вузовскую общественность. Так для обеспечения методического сопровождения реализации образовательных программ высшего образования в 1987 году Минвузом СССР созданы учебно-методические объединения по группам родственных специальностей во главе с ведущими вузами.

Учебно-методические объединения в аграрных вузах были созданы приказом Государственного агропромышленного комитета СССР от 30 июня 1988 года, № 451. Учебно-методические объединения создавались по группам специальностей сельскохозяйственного профиля. В соответствии с указанным выше приказом базовыми вузами были определены: по агрономическим и экономическим специальностям – Московская сельскохозяйственная академия, по гидромелиоративным – Московский гидромелиоративный институт (МГМИ), по инженерным – Московский институт инженеров сельскохозяйственного производства (МИИСП).

Основные направления деятельности УМО были сформулированы в Типовом положении об учебно-методическом объединении высших сельскохозяйственных учебных заведений, утвержденном приказом Госагропрома СССР. В 90-е годы прошлого столетия существенные изменения претерпела нормативная правовая база, определяющая работу образовательной системы России, в том числе и системы высшего профессионального образования. В связи с этим задачи, стоящие перед УМО, существенно расширились. В достаточно краткой форме они были изложены в Типовом положении об учебно-методическом объединении высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденном приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2001 года, № 1742.

Более четверти века УМО, объединяющие не только сельскохозяйственные вузы, но и факультеты аграрного профиля вузов Минобрнауки РФ, являются координаторами деятельности по совершенствованию содержания образования в соответствии с потребностями отраслей агропромышленного комплекса и основными тенденциями развития науки, техники и производства; методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса; распространению передовых методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов, развитию их творческого мышления и самостоятельности, интенсификации учебного процесса.

Новые задачи

За прошедшие годы накоплен уникальный опыт педагогических коллективов вузов, входящих в состав УМО. Разработаны государственные образовательные стандарты первого, второго и третьего поколения по всем аграрным специальностям и направлениям подготовки бакалавров, магистров и научно-педагогических кадров в аспирантуре, примерные основные образовательные программы и их научно-методическое сопровождение. Все это явилось основой развития системы высшего профессионального образования, ее адаптации к реалиям современного аграрного сектора экономики страны.

Вместе с тем уменьшение практической подготовки по программам специалитета, снижение сроков обучения в связи с переходом на программы подготовки бакалавров, другие негативные явления в сфере высшего образования, проявившиеся в последние двадцать лет, привели к тому, что выпускники вузов стали менее подготовленными к работе в реальном секторе экономики. С другой стороны высокими темпами меняются технологии, средства производства, экономические условия хозяйствования. Со стороны представителей бизнеса, объединений работодателей все чаще стала звучать критика о плохом качестве подготовки выпускников.

Неслучайно, в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» приведена новая трактовка цели высшего образования – обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

Деятельности учебно-методических объединений в новом законе уделяется особое внимание. В статье 19 «Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования» указано, что «в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования в системе образования могут создаваться учебно-методические объединения». Это свидетельствует о том, что государственно-общественные формы управления образованием остаются весьма актуальными и в настоящее время.

Учитывая требования современного производства, а также федеральный закон № 273 (особенно по обеспечению доступности образования людям с ограниченными возможностями), Минобрнауки РФ поручило учебно-методическим объединениям разработать изменения в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения. Новые проекты получили условное название ФГОС ВО 3+.

Можно отметить следующие основные отличия проектов ФГОС ВО от ранее утвержденных ФГОС ВПО:

  • в рамках одной образовательной программы можно готовить бакалавров с разной квалификацией – академический и прикладной (практикоориентированный);
  • области, объекты и виды профессиональной деятельности академического и прикладного бакалавров имеют отличия;
  • профессиональные компетенции академического и прикладного бакалавров также отличаются;
  • изменены требования к структуре программы бакалавриата; вузам предоставлено больше свободы в ее формировании, некоторые ограничения могут быть связаны с разработкой примерных образовательных программ;
  • в базовой части сохранились обязательные дисциплины – философия, история, иностранный язык и безопасность жизнедеятельности, а также физическая культура;
  • в проектах прописаны требования к обеспечению доступности образования людям с ограниченными возможностями.

Таким образом, высшим учебным заведениям предоставляются большие права по формированию образовательных программ. Однако в такой ситуации из-за несоответствия учебных планов и программ может быть существенно снижена мобильность студентов в рамках реализации одной и той же образовательной программы, но в разных вузах.

В связи с этим важной задачей для учебно-методических объединений является определение наполнения образовательных программ: чем наполнить содержание программы подготовки бакалавра, магистра и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, какие дисциплины читать, в каком объеме, что должно быть отражено в программе изучения той или иной дисциплины? И в целом образовательные программы различных уровней должны быть согласованными и обеспечивать высокий уровень качества образования, соответствующий как требованиям профессиональных стандартов, так и потребностям общества в повышении интеллектуального уровня населения.

Структурная схема УМО в области сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук

Актуальные вопросы

Вопрос о разработке профессиональных стандартов – нормативных документов, определяющих характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, остро поставлен в последнее время руководством страны.

Профессиональные стандарты должны применяться:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Учитывая, что образовательные стандарты разработаны раньше профессиональных, перед УМО поставлена задача актуализировать их. Но реальнее учитывать требования профстандартов в примерных основных образовательных программах, так как эти требования в большей мере относятся к профессиональным компетенциям. На последнем заседании координационных советов по областям образования Минобрнауки РФ поставлена задача перед рабочей группой по модернизации содержания высшего образования – разработать до 15 февраля 2015 года методические рекомендации по разработке основных образовательных программ.

Перед УМО поставлена другая задача – до 15 февраля 2015 года представить в Минобрнауки РФ «дорожную карту» относительно организации работы по разработке и утверждению примерных основных образовательных программ, а также планы работы учебно-методических объединений по научно-методическому обеспечению образовательной деятельности в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки. Кроме того, в 2015 году УМО должны организовать разработку ФГОС 4 по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также работу по приведению действующих ФГОС в соответствие с утвержденными профстандартами.

По областям знаний создаются координационные советы, а по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки – учебно-методические объединения. По области сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук система взаимодействия будет выглядеть примерно так, как показано на рисунке.

В координационный совет входят представители вузов, научных организаций, отраслевых органов управления образованием, объединений работодателей.

Председателем координационного совета утвержден ректор РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева. Это говорит о высоком доверии Минобрнауки РФ к ведущему и старейшему аграрному вузу России – с одной стороны, а также о высокой ответственности вуза перед обществом за совершенствование высшего образования в области сельского, лесного и рыбного хозяйства.

Московская сельскохозяйственная академия, преобразованная в Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, является старейшим аграрным высшим учебным заведением России. Датой основания считается декабрь 1865 года. В этот день почти сто пятьдесят лет назад было объявлено решение Правительства России об открытии Петровской земледельческой и лесной академии.

В то время для эффективного ведения сельского хозяйства потребовались квалифицированные специалисты, которые смогли бы использовать результаты научных опытов в практической работе. Еще в 1857 году Московское общество сельского хозяйства признало необходимым основать земледельческий институт в имении Петровско-Разумовское под Москвой. Петровская земледельческая и лесная академия имела целью распространение сведений по сельскому хозяйству и лесоводству.

Петровская академия стала родоначальницей аграрного образования и аграрной науки России. За полуторавековую историю по мере формирования научных направлений и школ на базе структурных подразделений Тимирязевки были созданы высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации, в том числе МИИСП, преобразованный в Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина (МГАУ), и МГМИ, преобразованный в Московский государственный университет природообустройства (МГУП).

В апреле 2014 года в состав РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева вернулись МГАУ и МГУП. В настоящее время РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева – ведущий аграрный университет России. Это опирающийся на мощные исторические корни крупнейший аграрный научно-образовательный центр, готовящий специалистов по широкому спектру направлений сельского хозяйства для обеспечения продовольственной безопасности страны.

В университете обучается около 20 тыс. студентов по 66 направлениям подготовки, а также более 400 аспирантов и докторантов по 69 программам подготовки научно-педагогических кадров. Здесь работают 3,8 тыс. сотрудников, в том числе более тысячи докторов и кандидатов наук, более 30 академиков и членов-корреспондентов РАН, лауреатов различных государственных премий, заслуженных деятелей науки и образования Российской Федерации. В связи с недавним объединением трех аграрных вузов Тимирязевка встала во главе трех учебно-методических объединений аграрного профиля.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Механизмы совершенствования системы общего образования
Повышение конкурентоспособности аграрного образования
Лесное образование в России: обозначая тенденции
Аграрное образование на севере: опыт Якутской ГСХА
Состоялось селекторное совещание Минсельхоза РФ
Кузница сельскохозяйственных кадров для всей страны
Джойстик для трактора
Вопрос аграрный – кадры
Живешь на селе – овладевай знаниями
Формула аграрного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ