Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Вопрос аграрный – кадры

Важнейшим звеном сферы образования Республики Башкортостан является система начального профессионального образования. Сегодня в системе происходят масштабные реформы.

Просмотров: 1575

Создать преемственность системы образования

Г.Я. Надыргулов, директор ПЛ № 80 с.Юлдыбаево Зилаирского района
Республики Башкортостан, заслуженный работник образования РБ, почетный работник НПО РФ

Важнейшим звеном сферы образования в Республике Башкортостан является система начального профессионального образования.

Президент республики М.Г. Рахимов в ежегодном послании к Госсобранию – Курултаю уделил большое внимание вопросам подготовки квалифицированных кадров, отметив, что «профессиональные училища и сегодня остаются хорошей формой подготовки рабочих кадров и нельзя допускать необоснованного сокращения их количества». Озабоченность вопросами подготовки кадров для сельскохозяйственного производства М.Г. Рахимов выразил и на расширенном заседании Правительства Республики Башкортостан по вопросам развития агропромышленного комплекса в феврале этого года. Подчеркивалась необходимость дальнейшего укрепления и более эффективного использования материально-технической базы 13 базовых учреждений начального профессионального образования, занимающихся подготовкой механизаторов категории «D» и «F» для работы на современной импортной сельскохозяйственной технике.

В современном сельскохозяйственном производстве, которое динамично развивается в республике, применяются новые технологии и высокопроизводительная техника. Поэтому одним из наиболее острых является вопрос подготовки квалифицированных рабочих кадров. Все сельские профессиональные училища и лицеи закреплены за управлениями сельского хозяйства как за базовыми хозяйствами и приравнены к сельхозпроизводителям для решения вопросов обеспечения минеральными удобрениями, химическими средствами защиты растений, ГСМ, приобретения элитных семян, племенного скота, дотаций на животноводческую продукцию, льготное кредитование. Такое внимание со стороны руководства республики обосновано. Учреждения начального профессионального образования на селе функционируют в особых социальных условиях. Их специфичность в том, что они наиболее тесно связаны с производством и подвержены в переходный период быстрым и глубоким изменениям.

Сегодня в системе начального фессионального образования реформирование, которое должно быть адекватно социально-экономическому, ческому, демографическому состоянию К сожалению, демографические процессы сказываются и на системе НПО. На фоне общего уменьшения количества учащихся в общеобразовательных школах наблюдается резкое уменьшение количества выпускников, поступающих в учреждения начального профессионального образования. Хотя на рынке труда ощущается нехватка именно специалистов рабочих профессий.

К сожалению, при повышенном спросе работодателей сельскохозяйственные профессии являются малопривлекательными для выпускников школ. Определенные трудности, характерные для сельского хозяйства страны, способствуют оттоку потенциальных абитуриентов сельскохозяйственных лицеев и училищ в город.

Выходом из сложившейся ситуации, наряду с улучшением экономического состояния сельскохозяйственных предприятий, должно быть повышение привлекательности учреждений НПО. Это создание и финансовое обеспечение хороших социально-бытовых условий для обучающихся, совершенствование и модернизация учебно-материальной базы в соответствии с современными технологиями и обеспечение сельскохозяйственной техникой, которая применяется в передовых хозяйствах агропромышленного комплекса республики.

В 2007 году с целью укрепления материально-технической базы из МТС «Башкирская» сельским учреждениям начального и среднего профессионального образования было передано для учебных целей 175 единиц современной сельскохозяйственной техники отечественного и импортного производства. Несомненно, это большая и реальная поддержка сельских училищ, что уже положительно отразилось на качестве подготовки механизаторских кадров нового уровня.

В июне 2009 года на базе лицея проходил заключительный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства среди учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования по профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. В Башкортостан прибыли участники из 29 регионов России. Это были победители республиканских, областных, краевых олимпиад: от Сахалина – на востоке и Белгородской, Брянской областей – на западе, от Мурманска – на севере и Чеченской Республики, Северной Осетии – на юге. На примере лицея № 80 с. Юлдыбаево Зилаирского района участники олимпиады были приятно удивлены тем, что и в отдаленных от центра районах республики созданы столь хорошие условия для учащихся.

Благодаря огромной поддержке руководства республики, олимпиада прошла на высоком организационном уровне. Учащийся нашего лицея Динар Багишаев, представлявший Башкортостан, занял второе место. Как призеру олимпиады ему присуждена премия в размере 30 тыс. рублей в рамках поддержки талантливой молодежи по национальному проекту «Образование». А лицею от руководства республики подарен колесный трактор с плугом.

Место проведения заключительного этапа олимпиады было выбрано неслучайно: профессиональный лицей №80 с. Юлдыбаево является одним из старейших учебных заведений Башкортостана по подготовке специалистов для сельского хозяйства. В этом году ему исполняется семьдесят пять лет. Долгие годы это было единственное учебное заведение системы начального профессионального образования в Зауралье, готовящее механизаторские кадры для сельского хозяйства. Всего подготовлено более 40 тыс. молодых специалистов для народного хозяйства.

Сегодня профессиональный лицей № 0 – одно из ведущих учебных заведений своего профиля в республике. Обучение ведется по тем специальностям, которые востребованы в сельскохозяйственном производстве и других отраслях экономики. Производственная деятельность осуществляется в учебном хозяйстве, которое имеет 681 га земельных угодий, из них 561 га пашни. Имеются животноводческая ферма, зернохранилище, овощехранилище, пилорама. В составе автотракторного парка лицея 15 тракторов, 13 автомобилей, 4 комбайна. Имеется поголовье крупного рогатого скота, лошадей, учебная пасека, которым уделяется особое внимание. В учебном хозяйстве молодые люди обучаются передовым приемам обработки почвы, технологическому процессу возделывания овощных культур.

Будущее лицея – в создании на его базе многопрофильного, многоуровневого образовательного учреждения. Уже сегодня в рамках интеграции родственных по профилю учебных заведений начального и среднего профессионального образования на базе лицея открыт и работает филиал Уфимского автотранспортного колледжа, одного из самых престижных и сильных учебных заведений не только в Башкортостане, но и в России. С 2008-2009 учебного года по ходатайству глав администраций районов в филиале организовано обучение студентов за счет средств бюджета республики. Такое взаимовыгодное сотрудничество «колледж – лицей» положительно сказывается на качестве и уровне подготовки кадров.

В лицее подготовлена программа совершенствования профессиональной подготовки высококвалифицированных рабочих кадров для участия в конкурсе 2009 года среди учреждений начального профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В ходе реализации этой программы предусматривается расширение сотрудничества с учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования, организация и развитие многоуровневой, преемственной системы образования. Это стало производственной необходимостью на современном этапе развития агропромышленного комплекса. Основанием является опережающее образовательную сферу оснащение современной техникой производственной базы передовых сельскохозяйственных предприятий.

На процесс формирования кадрового потенциала в настоящее время – в условиях становления новых форм хозяйствования на селе – существенно влияет недостаточная работа по профессиональной ориентации учащихся. Налаживание тесного делового сотрудничества с работодателями, службами занятости населения и другими социальными партнерами может оказать только положительное влияние на повышение престижа начального профессионального образования на селе. Кроме этого, крайне необходима популяризация рабочих профессий в средствах массовой информации, чтобы подготовка к работе руками, карьере квалифицированного исполнителя была лишена ярлыка социального провала, стала привлекательной для молодежи.

Но для этого требуется коррекция очень многих элементов образовательной системы, начиная с программы общеобразовательной школы, где сложилась односторонняя ориентация на формирование только академических знаний. Она далеко не всегда успешна, поскольку дети имеют различные способности и склонности. Включение в школьную программу технических, художественно-прикладных элементов приобретения практических навыков позволит найти себя многим подросткам. Они и сформируют костяк лучших, заинтересованных учащихся профессиональных училищ и лицеев. При этом нельзя забывать о том, что и из этих представителей молодого поколения вырастают знаменитые люди, авторитетные хлеборобы и механизаторы, столь нужные республике и стране.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Приоритет – интеграция образования, науки и практики
Башкирский институт физической культуры: кузница чемпионов
Воспитательный процесс в Октябрьском экономическом техникуме
Год большого строительства и инноваций
Концепция непрерывности для подготовки аграриев
Республика Башкортостан. Развитие науки и образования
Реалии и перспективы среднего профессионального образования
Профильный техникум Мелеуза
Воспитательная работа в Туймазинском государственном юридическом колледже
И техникум, и экспериментальная площадка

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ