Республика Башкортостан. Развитие науки и образованияБашкортостан – признанный научный центр, известный не только в нашей стране, но и в мире. Он входит в число лидеров по объемам средств, выделяемых на науку и образование. Просмотров: 5915
Развитие науки и образования – билет в будущее
Республика Башкортостан занимает территорию 143 тыс. кв. км, что составляет 0,8 процента от общей площади страны. По численности населения – 4 млн. 051,6 тыс. человек – она находится на седьмом месте в России. Плотность населения составляет 28,3 человека на один квадратный километр территории против 8,3 человека в среднем по России. В республике 54 административных района, 21 город, 40 поселков городского типа. Русские составляют 36,3 процента населения, башкиры – 29,8 процента, татары – 24,1 процента. А всего в республике проживают представители более ста национальностей и народностей. Государственными являются башкирский и русский языки. Башкортостан входит в число ведущих индустриальных регионов Российской Федерации. Аналитики причисляют его к субъектам федерации с наименьшим инвестиционным риском. Это один из основных нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих районов страны, центр химической промышленности и машиностроения. Примечательно, что выпускаемые нефтепродукты конкурентоспособны, востребованы на внутреннем и внешнем рынках и соответствуют европейским стандартам качества. Кроме того, республика имеет мощные строительный и транспортный комплексы и занимает третье место в России по общему объему продукции сельского хозяйства. Башкортостан – признанный научный центр, известный не только в нашей стране, но и в мире. Он входит в число лидеров по объемам средств, выделяемых на науку. В регионе сохранены ведущие научные школы и их кадровый потенциал, проводятся фундаментальные и прикладные исследования на актуальные темы, в ведущих отраслях промышленности созданы уникальные научно-образовательные комплексы вузов, колледжей, научно-исследовательских институтов, опытных заводов, проектных и конструкторских организаций. Представителями академической науки в республике являются Уфимский научный центр Российской Академии наук и Академия наук Республики Башкортостан. В республике работает 14 институтов академического профиля, 24 отраслевых НИИ, проектных институтов, 10 конструкторских бюро, научно-исследовательские подразделения предприятий, вузов. Персонал, занятый научными исследованиями, составляет более 10 тыс. человек или около 7 процентов от общего числа научных работников Приволжского федерального округа. Среди них более 800 докторов и около 4 тыс. кандидатов наук. Признаны ведущими в стране и удостоены грантов Президента Российской Федерации 9 научных школ Башкортостана. Ряд ученых авиационного и нефтяного университетов являются лауреатами премии Правительства России в области науки и техники. В регионе созданы благоприятные условия для профессионального роста ученых, повышения мотивации их творческой деятельности, в частности, утверждены республиканские премии в области науки и техники, а также аналогичные молодежные премии. С 2007 года молодым ученым и молодежным научным коллективам ежегодно вручается по 30 республиканских грантов. Регулярно проводятся международные и российские научные конгрессы и форумы, конкурсы молодых ученых. Укрепляются связи науки с производством, углубляется интеграция науки и образования, расширяется международное сотрудничество. Система образования Башкортостана является одной из крупнейших в Российской Федерации по количеству образовательных учреждений и числу обучающихся в них. Ее активное развитие провозглашено приоритетом социальной политики. В республике строятся и открываются новые школы (более 40 ежегодно), реализуются важные целевые программы, рассчитанные до 2010 года: например, такие как «Формирование гражданина нового Башкортостана», «Компьютеризация системы образования», «Программа развития учебных хозяйств сельских профессиональных училищ и повышения их роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров для агропромышленного комплекса» и другие. В высшем профессиональном образовании наработан немалый опыт реализации направлений Болонского процесса: вводится двухуровневая система подготовки специалистов, в вузах применяется система зачетных единиц, действуют системы обеспечения качества обучения, широко используются различные формы международного сотрудничества, начата выдача выпускникам европейских приложений к диплому. В ряде высших учебных заведений совместно с иностранными партнерами реализуются учебные программы по отдельным направлениям подготовки бакалавров, общими усилиями проводятся научные исследования и готовятся публикации. Вузы участвуют в международных конференциях, симпозиумах, семинарах, образовательных и научных программах, практикуют стажировки преподавателей и научных сотрудников за границей. Профессорско-преподавательский состав выезжает в зарубежные страны для чтения лекций в ведущих университетах. Башкирские студенты обучаются за пределами России, а республиканские вузы принимают иностранных граждан на обучение. Из 18 вузов республики 6 имеют статус академии, 6 – института, 6 – университета. Государственными являются 11 учебных заведений.
В Центральном банке данных государственной аккредитации содержатся сведения о 100 средних учебных заведениях и 47 филиалах, в которых обучается 9 тыс. 360 студентов. В учебных заведениях контингент обучающихся насчитывает свыше тысячи человек.
Обзор подготовлен по данным Центрального банка данных государственной аккредитации, официального информационного портала органов власти Республики Башкортостан и информационных Интернет-сайтов. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|