Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Республика Башкортостан. Развитие науки и образования

Башкортостан – признанный научный центр, известный не только в нашей стране, но и в мире. Он входит в число лидеров по объемам средств, выделяемых на науку и образование.

Просмотров: 5915

Развитие науки и образования – билет в будущее

Республика Башкортостан занимает территорию 143 тыс. кв. км, что составляет 0,8 процента от общей площади страны.

По численности населения – 4 млн. 051,6 тыс. человек – она находится на седьмом месте в России. Плотность населения составляет 28,3 человека на один квадратный километр территории против 8,3 человека в среднем по России.

В республике 54 административных района, 21 город, 40 поселков городского типа.

Русские составляют 36,3 процента населения, башкиры – 29,8 процента, татары – 24,1 процента. А всего в республике проживают представители более ста национальностей и народностей. Государственными являются башкирский и русский языки.

Башкортостан входит в число ведущих индустриальных регионов Российской Федерации. Аналитики причисляют его к субъектам федерации с наименьшим инвестиционным риском. Это один из основных нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих районов страны, центр химической промышленности и машиностроения. Примечательно, что выпускаемые нефтепродукты конкурентоспособны, востребованы на внутреннем и внешнем рынках и соответствуют европейским стандартам качества. Кроме того, республика имеет мощные строительный и транспортный комплексы и занимает третье место в России по общему объему продукции сельского хозяйства.

Башкортостан – признанный научный центр, известный не только в нашей стране, но и в мире. Он входит в число лидеров по объемам средств, выделяемых на науку. В регионе сохранены ведущие научные школы и их кадровый потенциал, проводятся фундаментальные и прикладные исследования на актуальные темы, в ведущих отраслях промышленности созданы уникальные научно-образовательные комплексы вузов, колледжей, научно-исследовательских институтов, опытных заводов, проектных и конструкторских организаций.

Представителями академической науки в республике являются Уфимский научный центр Российской Академии наук и Академия наук Республики Башкортостан.

В республике работает 14 институтов академического профиля, 24 отраслевых НИИ, проектных институтов, 10 конструкторских бюро, научно-исследовательские подразделения предприятий, вузов.

Персонал, занятый научными исследованиями, составляет более 10 тыс. человек или около 7 процентов от общего числа научных работников Приволжского федерального округа. Среди них более 800 докторов и около 4 тыс. кандидатов наук.

Признаны ведущими в стране и удостоены грантов Президента Российской Федерации 9 научных школ Башкортостана. Ряд ученых авиационного и нефтяного университетов являются лауреатами премии Правительства России в области науки и техники.

В регионе созданы благоприятные условия для профессионального роста ученых, повышения мотивации их творческой деятельности, в частности, утверждены республиканские премии в области науки и техники, а также аналогичные молодежные премии. С 2007 года молодым ученым и молодежным научным коллективам ежегодно вручается по 30 республиканских грантов. Регулярно проводятся международные и российские научные конгрессы и форумы, конкурсы молодых ученых. Укрепляются связи науки с производством, углубляется интеграция науки и образования, расширяется международное сотрудничество.

Система образования Башкортостана является одной из крупнейших в Российской Федерации по количеству образовательных учреждений и числу обучающихся в них. Ее активное развитие провозглашено приоритетом социальной политики. В республике строятся и открываются новые школы (более 40 ежегодно), реализуются важные целевые программы, рассчитанные до 2010 года: например, такие как «Формирование гражданина нового Башкортостана», «Компьютеризация системы образования», «Программа развития учебных хозяйств сельских профессиональных училищ и повышения их роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров для агропромышленного комплекса» и другие.

В высшем профессиональном образовании наработан немалый опыт реализации направлений Болонского процесса: вводится двухуровневая система подготовки специалистов, в вузах применяется система зачетных единиц, действуют системы обеспечения качества обучения, широко используются различные формы международного сотрудничества, начата выдача выпускникам европейских приложений к диплому. В ряде высших учебных заведений совместно с иностранными партнерами реализуются учебные программы по отдельным направлениям подготовки бакалавров, общими усилиями проводятся научные исследования и готовятся публикации.

Вузы участвуют в международных конференциях, симпозиумах, семинарах, образовательных и научных программах, практикуют стажировки преподавателей и научных сотрудников за границей. Профессорско-преподавательский состав выезжает в зарубежные страны для чтения лекций в ведущих университетах. Башкирские студенты обучаются за пределами России, а республиканские вузы принимают иностранных граждан на обучение.

Из 18 вузов республики 6 имеют статус академии, 6 – института, 6 – университета. Государственными являются 11 учебных заведений.

В Центральном банке данных государственной аккредитации содержатся сведения о 100 средних учебных заведениях и 47 филиалах, в которых обучается 9 тыс. 360 студентов. В учебных заведениях контингент обучающихся насчитывает свыше тысячи человек.

Обзор подготовлен по данным Центрального банка данных государственной аккредитации, официального информационного портала органов власти Республики Башкортостан и информационных Интернет-сайтов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Краснодарский край - региональный обзор
Концепция непрерывности для подготовки аграриев
И техникум, и экспериментальная площадка
Реалии и перспективы среднего профессионального образования
Воспитательный процесс в Октябрьском экономическом техникуме
Приоритет – интеграция образования, науки и практики
Год большого строительства и инноваций
Северная Осетия-Алания. Региональный обзор
ПНП «Образование»: дагестанский вариант
«Красная стрела» науки и образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ