Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ПНП «Образование»: дагестанский вариант

Интервью с министром образования и науки Республики Дагестан Алексеем Гасановым. Приоритетный национальный проект «Образование» позволил произвести системные изменения в сфере образования, создать стимулы учебным заведениям и педагогам для движения вперед

Просмотров: 2008
Материалы о том, как реализуется национальный проект «Образование», в журнале публикуются регулярно. В рамках рубрики «Регион» мы обратились к министру образования и науки Республики Дагестан, кандидату экономических наук Алексею ГАСАНОВУ с просьбой рассказать о результатах реализации проекта в школах региона.

Приоритетный национальный проект позволил произвести системные изменения в сфере образования Республики Дагестан, создать стимулы учебным заведениям и педагогам для движения вперед. Это подтверждает статистика.

За время реализации национального проекта государственную поддержку получили 312 школ, внедряющих инновационные образовательные программы, и 1 профессиональное училище. 1279 общеобразовательных учреждений были подключены к сети Интернет (с оплатой трафика в течение двух лет за счет федерального бюджета) и ос-из сельской местности получать качестнащены лицензионным программным венное образование в хорошо оснащенобеспечением. Ежемесячное дополни-ных школах. тельное вознаграждение за классное В общей сложности за три года на руководство выплачивается 23 тыс. 763 закупку оборудования, приборов, авклассным руководителям. Лучшим из тотранспорта и деньгами из федеральлучших, а это 1058 учителей, вручены ного бюджета выделено более 2 млрд. Премии Президента РФ в размере 100 рублей. Софинансирование проекта из тысяч рублей, гранты – 171 представи-республиканского бюджета составило телю талантливой молодежи. 129 млн. рублей.

В образовательные учреждения пос-В качестве положительной тендентавлено 1187 комплектов учебного и ции следует отметить и то, что нациоучебно-наглядного оборудования для нальный проект инициировал создание кабинетов физики, математики, химии, ресурсных центров на базе трех учбиологии, географии, русского языка, а реждений начального профессиональтакже интерактивные доски. ного образования: профессионального

Автопарк республики пополнился 369 лицея №12 в Буйнакске, ПТУ № 3 в автобусами, предназначенными для пе-поселке Дагестанские Огни, респубревозки детей. Это очень важно, пос-ликанского профессионального лицея кольку дает возможность оптимизиро-№1 в Хасавюрте. Также осуществлена вать сеть образовательных учреждений организация питания школьников наи, что самое главное, позволяет детям чальных классов за счет средств республиканского бюджета. Кроме того, большие возможности открыла победа профессионального лицея №12 в конкурсе инновационных программ 2008 года, обеспечившая привлечение федеральных средств в сумме 30 млн. рублей. На базе этого учебного заведения предполагается создать образцовый ресурсный центр, в котором будет осуществляться подготовка необходимых республике высококвалифицированных рабочих и переподготовка специалистов и рабочих, увольняемых из организаций и предприятий в связи с финансовым кризисом.

В ходе реализации национального проекта повысилось внимание федеральных, республиканских органов власти к проблемам общего образования, что послужило стимулом для привлечения в учебные заведения значительных средств спонсоров и муниципальных органов. Так, созданный в 2008 году Фонд имени заслуженного учителя Республики Дагестан М.А. Абдулкеримова, приобрел и передал в сельские школы 495 компьютеров на общую сумму около 10 млн. рублей. За счет муниципальных бюджетов в 1024 школах были созданы необходимые условия для организации питания учащихся начальных классов.

В значительной степени благодаря приоритетному национальному проекту, удалось довести до среднероссийского показатель компьютеризации школ, так как образовательные учреждения, заработавшие миллион, приобрели компьютерные классы нового поколения. Кроме того, были привлечены средства спонсоров и из региональных бюджетов. В итоге, достигнут уровень 35 учащихся на 1 компьютер.

Министерство образования и науки Дагестана добивается, чтобы полученные ресурсы активно использовались для преподавания предметов не только федерального, но и национально-регионального компонента. В результате этого завершен первый этап подготовки учебно-методических комплексов по истории и географии Дагестана, включающих интерактивные карты республики.

Школьный портал, созданный министерством, позволяет наиболее эффективно использовать Интернет. На нем выделена страница каждой школе и каждому управлению образованием. На базе Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров осуществлена подготовка специалистов для работы с порталом. Таким образом, можно говорить о том, что система образования республики на сегодняшний день обладает своей широко разветвленной отраслевой связью.

Системные изменения в деятельности учреждений образования возможны лишь при существенном повышении уровня профессиональной компетенции учителей. В республике осуществляется переход на новую систему повышения квалификации и аттестации педагогов. Все учителя, приезжающие на курсы при Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров, проходят компьютерный всеобуч. Для обучения на местах подготовлены тьюторы. А основной формой аттестации на высшую квалификационную категорию стало компьютерное тестирование. На первых порах это привело к резкому снижению числа учителей, получивших высшую категорию. Однако устранить проблему помогли специальные модульные рейтинговые курсы, при успешном окончании которых высшая категория присуждается без дополнительных испытаний. Большинство учителей, не набравших проходной балл, изъявили желание пройти обучение на этих курсах.

Следует заметить, что перестройка сознания происходит, к сожалению, медленнее, чем процесс переоборудования школ. Компьютерными технологиями преподавания пока владеют далеко не все педагоги. Работа по совершенствованию системы переподготовки педагогических кадров будет продолжаться.

В итоге, результаты реализации национального проекта в системе образования Республики Дагестан таковы:

  • улучшились условия обучения более чем в 1200 общеобразовательных учреждениях (это 72,5 процента от общего числа и около 380 тысяч учащихся);
  • выросла доля учителей, хорошо владеющих навыками работы с компьютерными программами, способных применять новые информационно-коммуникационные технологии;
  • активизировалась деятельность муниципальных органов власти по развитию образования, повысилось их внимание к нуждам образовательных учреждений;
  • образование становится личностно ориентированным, растет число внеурочных и внешкольных занятий с учащимися, а также их разнообразие;
  • такие достижения ребят, как победы в конкурсах, на олимпиадах и соревнованиях, реализованные проекты признаются как значимые и учитываются при продолжении образования.

Дальнейшая реализация проекта предусматривает продолжение мероприятий: поощрение лучших педагогов и учебных заведений, вознаграждение за классное руководство и т.д. Вместе с этим будут создаваться новые программы, направленные на развитие образования детей дошкольного возраста, дистанционного образования детей-инвалидов, формирование современной образовательной среды в школах.

Еще одно направление деятельности – совершенствование образовательных стандартов, учебных программ и учебников нового поколения по предметам национально-регионального компонента, связанное с возросшим уровнем технической оснащенности.

В 2009 году планируется усилить работу с одаренными детьми, продолжить цикл мероприятий по созданию ресурсных центров на базе учреждений начального профессионального образования, повысить эффективность работы по выводу каждого дагестанского школьника в информационные поля любого уровня.

В конце 2005 года по инициативе Президента РФ В.В. Путина в нашей стране было объявлено о приоритетном национальном проекте «Образование», призванном произвести системные изменения в образовании; способствовать развитию в стране институтов гражданского общества и внедрению новых управленческих механизмов (создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение к их деятельности общественных организаций); поддержать лидеров образования; выровнять условия обучения в различных регионах.

Проект развивался по следующим направлениям:

  • стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы (поощрение для школ составляет миллион рублей);
  • информатизация, предполагающая поддержку школ путем оснащения современными мобильными комплектами компьютерной техники и подключения к сети Интернет;
  • поощрение лучших учителей, для которых предусмотрена премия Президента России в размере 100 тысяч рублей;
  • выплата дополнительного вознаграждения за классное руководство (1 тыс. руб. в месяц, если класс полнокомплектный);
  • поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи (учащихся и студентов – победителей всероссийских и международных олимпиад по учебным предметам и всероссийских многоуровневых конкурсов) путем вручения именных грантов по 60 тысяч рублей;
  • формирование сети национальных университетов и бизнес-школ;
  • расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащим (открытие современных учебных центров).
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Красноярский край: региональный обзор
Ростовская область: итоги совместного труда
Обзор системы СПО Республики Дагестан
Обновления образовательной системы Северной Осетии-Алании
Институт ЮЖДАГ: учиться на родине
РГУТИС в Дагестане
Инновационной экономике – инновационное образование
Владимир Садырин. Подведение итогов ПНП «Образование»
Республика Дагестан - реиональный обзор
Кадровый потенциал инновационного развития Кубани

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ