Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Кадровый потенциал инновационного развития Кубани

Об основных итогах реализации комплексного проекта модернизации образования, задачах, успехах и нравственных основах системы образования края рассказала нашему корреспонденту Татьяна ХЛОПОВА, руководитель департамента образования и науки Краснодарского края.

Просмотров: 2114
ХЛОПОВА Татьяна Павловна – руководитель
департамента образования и науки Краснодарского края, кандидат педагогических наук

Стратегическая цель реализации приоритетного национального проекта «Образование» на территории края, как и в целом по стране, – модернизация российского образования и достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. На этой мысли сделан акцент в Стратегии социальноэкономического развития Краснодарского края до 2020 года.

Об основных итогах реализации комплексного проекта модернизации образования, задачах, успехах и нравственных основах системы образования края рассказала нашему корреспонденту Татьяна ХЛОПОВА, руководитель департамента образования и науки Краснодарского края.

ПНП «Образование»: краснодарский вариант

Краснодарский край являлся одним из крупнейших участников комплексного проекта модернизации образования.

Важнейшими факторами КПМО на Кубани стала активная поддержка инновационных процессов губернатором Краснодарского края А.Н. Ткачевым и главами муниципалитетов. Комплексный проект сыграл роль катализатора, обеспечившего выделение из краевого бюджета дополнительно более 8,3 млрд рублей. В течение трех лет софинансирование обеспечивалось в следующем формате: на 1 рубль из федерального бюджета выделялось 7 рублей краевого бюджета.

Серьезным достижением реализации комплексного проекта на Кубани стало внесение системных изменений в практику финансирования образовательной отрасли и введение новой системы оплаты труда. Четвертый год мы доводим финансовый норматив до каждой школы, что запустило механизм стимуляции процессов саморегулирования системы.

Сегодня средняя наполняемость классов в городах края составляет 25 учащихся, в сельской местности она выросла почти до 19 учащихся. Средства поступают в каждую школу по нормативу, независимо от формы собственности (у нас 28 частных школ). Мы законодательно уравняли все школы в правах.

Нормативно-подушевое финансирование инициировало повышение финансово-хозяйственной самостоятельности и ответственности образовательных учреждений. Если на начало реализации комплексного проекта модернизации только 3,7 процента общеобразовательных учреждений вели самостоятельный бухгалтерский и налоговый учет, то в 2009 году практически все школы уже имели самостоятельные бухгалтерии.

Особенностью механизма финансирования отрасли в нашем крае является то, что одновременно с нормативно-подушевым механизмом активно используется программно-целевой метод. В соответствии с ним часть средств краевого бюджета (около одного млрд рублей) доводится общеобразовательным учреждениям в рамках краевых целевых программ.

Целевыми программами предусмотрено ежегодное финансирование каждого образовательного учреждения, средства могут быть пущены на следующее:

  • организация дополнительного образования для детей (доплаты за воспитательную работу и дополнительные ставки для работы в вечернее время; ежегодно – 170 млн рублей);
  • частичная компенсация удорожания стоимости питания учащихся и учителей (ежегодно – 312 млн рублей);
  • осуществление доплат педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений (ежегодно – 288 млн рублей);
  • переоснащение всех школьных медицинских кабинетов (за 2 года – 138 млн рублей);
  • переоснащение всех школьных мастерских и кабинетов трудового обучения (за 2 года – 200 млн рублей);
  • переоснащение школьных пищеблоков (ежегодно – 40-50 млн рублей)

и т.д.

Что касается новой системы оплаты труда, то мы апробируем её с самого начала реализации проекта во всех 1200 общеобразовательных учреждениях Кубани. Благодаря её введению заработная плата педагогических работников за три последних года выросла в 2,3 раза (с 5740 рублей в 2006 году до 13474 рублей в 2009 году).

Новая система оплаты труда позволила уйти от уравнительных подходов и обеспечить повышенный доход тем учителям, кто добивается высокого результата. Средняя заработная плата 10 процентов наиболее высокооплачиваемых педагогов достигла 22140 рублей.

В течение трех лет мы постоянно увеличивали стимулирующую часть фонда оплаты труда. Сегодня она составляет в среднем 30 процентов.

В результате введения новой системы оплаты труда уровень средней заработной платы учителей в крае приблизился к уровню заработной платы в экономическом секторе. Сегодня он составляет 93 процента. В связи с этим начался приток молодых учителей – с 2,7 процента в 2007 году до 4,8 процента в 2009.

Благодаря комплексному проекту процесс реорганизации сети общеобразовательных учреждений в крае удалось сделать управляемым. В период реализации КПМО в крае закрыто 144 общеобразовательных учреждения, была реорганизована каждая пятая школа. Одним из основных результатов КПМО стал существенный рост доли школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, которые отвечают современным требованиям. В настоящее время она возросла до 82 процентов. Оснащенность компьютерной техникой за три года выросла в 3,4 раза, мультимедийной – в 13,4 раза, в образовательном процессе используется более трех тысяч интерактивных досок. За счет средств краевого бюджета все школы получили скоростной Интернет, современное учебное оборудование, школьную мебель. В школах созданы хорошо оснащенные медицинские кабинеты, столовые.

За четыре года реализации национального проекта «Образование» 1634 учителя Кубани получили премию Президента РФ. Победителями конкурса на лучшую школу за три года стали 366 общеобразовательных учреждений края.

Сегодня в крае действует 168 ресурсных центров и 151 базовая школа, в которых обеспечены условия для качественного обучения всех детей, независимо от места их проживания.

В 2009 году лауреатами премии государственной поддержки талантливой молодежи стали 140 человек. Еще 70 одаренных детей получили премии администрации Краснодарского края. Всего же за 2006 – 2009 годы лауреатами премии на Кубани стали 613 человек.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» уже три года на Кубани осуществляется государственная поддержка подготовки кадров для высокотехнологичных производств в учреждениях НПО и СПО.

На базе профессионального училища № 47 Тихорецкого района и профессионального лицея № 70 Крымского района, как победителей конкурсного отбора, созданы первые профильные ресурсные центры в крае, где наиболее успешно осваиваются современные производственные технологии. В настоящее время предпосылки для создания ресурсных центров имеют еще более 20 учреждений начального профессионального образования.

За это же время три учреждения среднего профессионального образования стали победителями ПНПО: в 2007 году – Новороссийский колледж строительства и экономики, в 2008 году – Краснодарский машиностроительный колледж и Краснодарский краевой базовый медицинский колледж.

В 2009 году в конкурсном отборе участвовало 5 образовательных учреждений СПО, но лучшим во второй раз стал Новороссийский колледж.

Победители получили 82 млн рублей из федерального бюджета и 82,5 млн рублей – от работодателей, органов исполнительной власти субъектов РФ на реализацию инновационных образовательных программ.

Ожидаемым позитивным эффектом реализации приоритетного национального проекта является создание на базе учреждений–победителей ресурсных центров. На опыте таких учреждений будет совершенствоваться вся система подготовки рабочих кадров и специалистов в крае.

Прозрачные для общества механизмы

В крае во всех школах (100 процентов) и при главах всех муниципальных образований созданы органы государственно-общественного управления, обладающие комплексом полномочий, в том числе, по участию в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

Реализация этого направления КПМО позволила сформировать прозрачные для общества механизмы управления образованием и образовательными учреждениями. Его основными результатами стали:

  • привлечение общественности к оценке и стимулированию качества образования, созданию общественных институтов управления образованием;
  • повышение открытости системы образования;
  • и, наконец, рост гражданского самосознания родителей, повышение их внимания к проблемам образования.

Несомненным эффектом реализации КПМО стала модернизация системы повышения квалификации педагогических кадров.

В крае создана тьюторская сеть, в которую вошли представители всех муниципальных образований. Это, как правило, методисты или учителя высшей категории, пользующиеся заслуженным авторитетом (570 человек).

В крае введена модульно-накопительная система повышения квалификации педагогов и руководителей. В целом, за время реализации проекта, в крае более 5,5 тысяч педагогов, руководителей и специалистов различных категорий повысили квалификацию по основным направлениям модернизации образования.

Комплексный проект модернизации сыграл ключевую роль в развитии системы образования Кубани. Благодаря ему запущены системные изменения, которые уже сегодня дают положительные результаты. Многие направления получат дальнейшее развитие на новом качественном уровне в ходе реализации образовательной инициативы «Наша новая школа».

Решение двуединой задачи

Одним из важнейших направлений деятельности администрации Краснодарского края является поддержка талантливой молодежи.

В высших учебных заведениях Кубани работает более 10 тысяч преподавателей, обучается 177 тысяч студентов. Это значительный кадровый потенциал инновационного развития Кубани.

Ежегодно в крае проводятся различные конкурсы, демонстрирующие научные достижения вузов. Конкурс на «Лучшую научную и творческую работу преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов вузов Краснодарского края», который проводится на протяжении 11 лет, очень востребован в вузовской среде.

В 2008-09 учебном году жюри этого конкурса проанализировало более 200 работ из 21 высшего учебного заведения. В нем приняли участие свыше 150 докторов и кандидатов наук, 40 аспирантов, около 200 студентов вузов.

Студенты и аспиранты под руководством научных руководителей выполняют актуальные для нашего региона исследовательские работы. Многие из них в дальнейшем реализуются на практике. Заметно возросла активность студентов и аспирантов, имеющих патенты на изобретения и публикации в федеральных научных и международных изданиях.

Конкурс служит решению двуединой задачи: поддерживает талантливую научную молодежь, тем самым формирует кадровый потенциал края и способствует экономическому развитию Кубани.

К примеру, научные работы аспирантов Кубанского государственного технологического университета по проблемам пищевой промышленности нацелены на преодоление дефицита пищевого белка, увеличение выпуска «здоровых» пищевых продуктов, пользующихся спросом у населения.

За три года лауреатами конкурса на лучшую научную работу среди аспирантов в технологическом направлении стали молодые ученые КубГТУ Д.П. Фомич, В.В. Лисовой, Ю.О. Клиндухова и другие.

По результатам научных исследований, аспирантами разработана техническая документация на новые виды пищевых продуктов, которые прошли апробацию и внедрены на многих пищевых предприятиях и предприятиях общественного питания Краснодарского края.

В Кубанском государственном аграрном университете в инновационных исследованиях факультетов и кафедр активно участвуют аспиранты и студенты. Их научные работы занимают призовые места на краевых конкурсах, подтверждая актуальность их исследований.

Так, научные разработки аспиранта, а ныне молодого ученого, кандидата сельскохозяйственных наук Кубанского ГАУ И.А. Лебедовского в настоящее время приносят высокий экономический эффект в агрофирмах и хозяйствах Брюховецкого, Калининского, Усть-Лабинского районов и других сельскохозяйственных предприятиях.

Доктор биологических наук А.Г. Кощаев,начавшийсвоюнаучнуюдеятельность еще студентом, неоднократно занимал призовые места в краевых конкурсах за выпуски монографий, учебников и учебных пособий инновационного характера. Его практические разработки, защищенные блоком патентов, используются в 23 хозяйствах края и нескольких областях России.

Неоднократный призер краевых конкурсов, доцент Е.В. Труфляк опубликовал около 10 учебников и учебных пособий по механизации сельскохозяйственного производства, а также монографии, содержащие новые технологии по уборке кукурузы, применение которых позволило получить экономический эффект около 300 млн рублей.

Нравственное измерение

Для активного взаимодействия в вопросах духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи Кубани департамент образования и науки в 2010 году заключил второе соглашение о сотрудничестве с Екатеринодарской и Кубанской епархией. Состоялось заседание краевого координационного совета в обновленном составе, в который вошли представители духовенства и всех заинтересованных сопредельных служб. Аналогичные соглашения (договоры) с благочиниями округов заключены муниципальными органами управления образованием во всех территориях края.

С 2006 года в общеобразовательных учреждениях введён курс «Основы православной культуры» (ОПК), который изучается школьниками на основе заявлений родителей, организованы курсы повышения квалификации «Преподавание основ православной культуры» для педагогов.

В настоящее время к основам православной культуры в различных формах приобщается около 155 тысяч (32 процента) школьников края, ведут ОПК 1452 преподавателя, из которых 1368 учителей (историки, филологи, учителя музыки, ИЗО, МХК, химии и биологии, а также начальных классов), 63 педагога дополнительного образования детей, 21 священнослужитель.

Благодаря инициативе администрации Краснодарского края и отделу религиозного образования и катехизации Екатеринодарской и Кубанской епархии традиционными стали ежегодные Всекубанские духовно-образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения (октябрь), а также Екатерининские научно-практические чтения «Православие и наука в 21 веке» (ноябрь), самыми активными участниками которых являются именно преподаватели основ православной культуры.

На базе ВДЦ «Орлёнок» в марте проводятся Благовещенские духовно-образовательные форумы, где проходит обмен опытом работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи, пастырские беседы, просмотр фильмов в рамках фестиваля «доброго кино» с их последующим обсуждением.

Благодаря действию краевой целевой программы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи, развития и укрепления семейных традиций в Краснодарском крае на 2007-2010 годы в помощь преподавателям этого сложного культурологического курса для каждой школы приобретён комплект учебников по ОПК, сборник по духовно-нравственному воспитанию, аудиодиски с лекциями Московской духовной академии, CD-диски «Святые места Кубани» и др. – всего на сумму свыше 8 млн рублей.

Большим достижением в области духовно-нравственного воспитания и повышения эффективности преподавания ОПК является проведение в рамках профессионального конкурса «Учитель года Кубани» региональной номинации «Лучший учитель года Кубани по преподаванию ОПК». В 2010 году этот конкурс пройдёт уже в пятый раз. За четыре года в региональном этапе конкурса приняли участие около 200 лучших преподавателей ОПК.

По инициативе председателя жюри этой номинации в 2007 году в крае было организовано движение «Поезда творческих идей».

Второй год в крае получает широкую поддержку Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодёжью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».

Весной 2009 года в крае состоялась Первая Всекубанская Пасхальная выставка-ярмарка «В начале было СЛОВО…» На выставке были представлены иконы, предметы церковной утвари из разных уголков нашей страны и из ближнего зарубежья, одежды священнослужителей, святыни, а также рисунки, изделия декоративно-прикладного творчества детей и молодёжи; проводились театрализованные и литературно-музыкальные представления духовной направленности. Экскурсии по выставке помогали осуществлять студенты Екатеринодарской и Кубанской духовной семинарии, которые также выступали с концертами.

В рамках выставки-ярмарки состоялось торжественное награждение победителей краевых конкурсов «Рождество Христово» и «Пасха в кубанской семье» руководителями департамента образования и науки и отдела религиозного образования и катехизации Екатеринодарской и Кубанской епархии.

Новой формой сотрудничества в области духовно-нравственного воспитания явился краевой фестиваль «Легенды Тамани» и выставка-ярмарка «Кубань Православная – Кубань Первозванная».

Чтобы повысить интерес школьников к православной культуре и в ознаменование Дней славянской письменности, была организована заочная Всекубанская викторина по ОПК, посвящённая создателям славянской азбуки, равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию.

Проведение Первой Всероссийской предметной олимпиады школьников по основам православной культуры позволило привлечь внимание к преподаванию этого предмета. Серьезным достижением на заключительном этапе олимпиады в апреле 2009 года стала победа десятиклассника Кирилла Постыко, который был удостоен диплома первой степени из рук Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Храме Христа Спасителя.

В этом году численность участников муниципального этапа увеличилась почти вдвое – около 3 тыс. человек. В региональном туре приняли участие 154 учащихся. В состав жюри олимпиады входили не только лучшие педагоги, но и священнослужители.

По словам Патриарха Кирилла, «не случайно 2010 год объявлен в России Годом учителя. Роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле формирования человеческой личности. Поэтому в систему подготовки современных преподавателей и воспитателей должно быть включено лучшее из нашего национального и мирового опыта, и не в последнюю очередь – нравственное измерение, созидающее целостную и этически ответственную жизненную позицию».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Цель педагога – освоить инновационную среду
Год большого строительства и инноваций
Ейский педагогический колледж. Возраст духовной зрелости
Повысить престиж рабочих профессий
Обзор рынка труда Краснодарского края
Владимир Садырин. Подведение итогов ПНП «Образование»
Краснодарский региональный институт агробизнеса
Краснодарский край - региональный обзор
Аккредитационные показатели. К истории одного критерия
Лесной профиль в почете

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ