Владимир Садырин. Подведение итогов ПНП «Образование»О подведении итогов реализации приоритетного национального проекта «Образование» рассказывает министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин. Просмотров: 1664
Национальный проект «Образование»: от модернизации к современной модели
В этом году подводятся итоги реализации приоритетных национальных проектов. Вот уже три года страна работает над воплощением важнейших национальных идей, связанных с наиболее актуальными проблемами современной России. Из четырех принятых к действию проект «Образование» признан наиболее успешным. А Челябинская область, по итогам опубликованных Министерством образования и науки РФ рейтингов, признана лучшей среди всех регионов России. О результатах реализации ПНП «Образование» и планах на будущее рассказывает министр образования и науки Челябинской области Владимир CАДЫРИН. За три последних года на реализацию областной программы национального проекта «Образование» в Челябинской области направлено 4,3 млрд. рублей, из них 62 процента – это привлеченные средства федерального (1 млрд. рублей), местного (1,8 млрд. рублей) бюджетов и внебюджетных источников (298 млн. рублей). Выделив на областном и муниципальном уровнях единые приоритетные направления под эффективным контролем по единой системе показателей, нам удалось достичь высоких результатов, стать первыми в российском рейтинге эффективности реализации национального проекта. Задача сегодняшнего дня – сохранить достигнутые результаты, на основе созданного потенциала определить приоритетные направления развития отрасли и обеспечить значимый результат в 2009 году на каждом уровне образования: дошкольном, школьном, профессиональном.
Меры по расширению доступности дошкольного образования, предусмотренные программой на 2006-2008 годы, в целом по области выполнены. На реализацию программы за эти годы из областного бюджета было выделено 1997,7 млн. рублей, в том числе в 2008 году – 734,5 млн. рублей. Проведены мероприятия по рационализации действующей сети дошкольных учреждений. Организованы дошкольные группы и отделения в общеобразовательных школах. Приняты иные меры, позволившие увеличить мощность сети детских садов, повысить качественный уровень услуг, оказываемых системой дошкольного образования. Охват детей дошкольным образованием вырос с 76,1 процента до 79,8 процента и превысил показатели дореформенного периода: в 1990 году охват дошкольным образованием в области составлял 76,7 процента. Реализованы дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми. Учебно-материальная база дошкольных учреждений пополнилась новым оборудованием, игрушками, программно-методической литературой. Улучшилась материальная обеспеченность работников системы дошкольного образования. В 2009 году создано 2,5 тыс. новых рабочих мест, в том числе 1,6 тыс. мест педагогических работников. В ряде городских округов (Снежинском, Южноуральском, Локомотивном, Трехгорном и других) и Чесменском, Кизильском муниципальных районах выполнена задача, поставленная Президентом Российской Федерации, – ликвидировать очередность детей в детсады. В связи с ростом рождаемости, несмотря на значительное увеличение мощности сети дошкольных учреждений, в очереди на устройство детей в детские сады на начало 2009 года было зарегистрировано более 40 тыс. человек (в основном дети до трех лет). И работу по наращиванию мощности сети учреждений, реализующих программы дошкольного образования, необходимо продолжить. В условиях увеличения рождаемости и реализации мер государственной демографической программы эта задача является особенно актуальной. Первоочередных мер также требует проблема комплектования вновь созданных рабочих мест кадрами соответствующей квалификации. На начало года в детских садах области зарегистрировано более 900 педагогических вакансий, снизился уровень квалификации кадров, в условиях стремительного расширения сети детских садов часть их не является специалистами. Челябинский институт повышения квалификации работников образования продолжит работу по обучению кадров воспитателей детских садов. В целом, в 2009 году важно не допустить снижения качества дошкольного образования, ухудшения условий содержания и питания детей в детских садах, снижения достигнутого уровня социальной защищенности работников системы дошкольного образования и уровня квалификации педагогических кадров.
За период реализации национального проекта «Образование» наиболее очевидные, ощутимые перемены произошли в школе. На обновление учебного и технологического оборудования направлен 1 млрд. рублей, приобретено 30 тыс. комплектов оборудования. Осуществлена информатизация. За три года количество учащихся области, приходящихся на один компьютер, снизилось с 40 до 14 человек. В каждой средней школе обучение ведется с помощью автоматизированного рабочего места учителя, в 82 процентах средних школ применяется не менее 5 автоматизированных рабочих мест. Через систему РКЦ-ММЦ (региональный координационный центр – межшкольный методический центр) подготовлено 23 тыс. педагогов, 92 процента применяют в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии, осуществляют образовательный процесс с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), современных Интернет-технологий, дистанционных форм обучения. Отдельно хотелось бы рассказать о развитии лего-движения в нашей области. На протяжении трех лет работает программа развития этого вида деятельности, в ее рамках в каждую среднюю школу области были поставлены лего-конструкторы, организованы внутришкольные, городские и областные соревнования как отборочные этапы для международных соревнований лего-роботов. Проведенная работа по внедрению лего-роботов в образовательный процесс дала результаты: школьники Челябинской области стабильно занимают первые места не только на всероссийских, но и международных соревнованиях по лего-конструированию. Проведена оптимизация сети общеобразовательных учреждений с целью повышения качества образования. Сформирована сеть школ XXI века. Получила дальнейшее развитие система оценивания результатов образования.
Признавая успехи, вместе с тем, следует признать, что школьное образование далеко не соответствует целям опережающего социально-экономического развития нашего общества. В связи с этим на 2009 год определено несколько приоритетных направлений развития школьного образования в области.
Национальный проект «Образование» вызвал системное обновление начального и среднего профессионального образования. Серьезным шагом на пути качественных изменений в системе начального и среднего профессионального образования Челябинской области стало создание ресурсных центров. Государственную поддержку получили из средств областного бюджета 28 ресурсных центров, созданных на базе учреждений начального профессионального образования, и поддержку из средств областного и федерального бюджетов – 7 инновационных площадок, осуществляющих подготовку рабочих и специалистов для высокотехнологичных производств, созданных на базе образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Общая сумма государственной поддержки составила 394,6 млн. рублей. В результате сформирована сеть ресурсных центров по востребованным экономикой области направлениям подготовки: металлообработка, железнодорожный транспорт, строительство, сельское хозяйство, сфера обслуживания и быта. Сегодня в ресурсных центрах УНПО по основным образовательным программам начального профессионального образования обучается более 12 тыс. человек – 39,2 процента от общего количества обучающихся в УНПО. По дополнительным образовательным программам за 9 месяцев 2008 года получили рабочую профессию, прошли переподготовку или повысили квалификацию 3820 человек – 40,8 процента от общего количества прошедших в УНПО хоздоговорную подготовку. В настоящее время социальными партнерами ресурсных центров является около 170 промышленных предприятий и организаций Челябинской области. Например, стратегическим партнером профессионального лицея №5 является Челябинский тракторный завод, профессионального лицея №89 – автомобильный завод «Урал», профессионального лицея №40 – Златоустовский машиностроительный завод, профессионального лицея №46 – производственное объединение «Маяк», профессионального училища №69 – комбинат «Магнезит», Магнитогорского политехнического колледжа – ОАО «ММК». Улучшение показателя трудоустройства связано с тем, что работодатели делают ставку не только на внутрифирменную подготовку, но и на потенциал профессиональных училищ и лицеев. В настоящее время ресурсными центрами заключено 660 договоров (в 2006 году – 419) на целевое обучение рабочих кадров, а ООО «Бакальское рудоуправление» полностью перенесло центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации в ресурсный центр, созданный на базе ПУ №31 города Бакала. В наступившем году ресурсные центры УНПО и СПО должны стать базой для переподготовки или опережающей подготовки кадров, востребованных на рынке труда, а также временно высвобождающихся на предприятиях. В ресурсных центрах уже переработано с участием работодателей более 180 новых рабочих программ предметов и дисциплин. В 2009 году планируется осуществить переработку более 320 программ предметов и учебных дисциплин. О готовности профессионального образования к опережающему обучению работников промышленных предприятий и организаций, находящихся под риском увольнения в 2009 году, говорит тот факт, что только в ресурсных центрах предполагается провести обучение и переподготовку около 4 тыс. человек по договорам, заключенным с предприятиями службой занятости. Задача руководителей образовательных учреждений – максимально участвовать в антикризисных программах. Министерству образования и науки области, Челябинскому институту развития профессионального образования, ресурсным центрам в 2009 году предстоит разработать перечень компетенций, адекватных современным производственным технологиям, организовать проведение итоговой государственной экспертизы на базе ресурсных центров. Особое внимание министерством и органами управления образованием будет уделено работе с педагогическими кадрами. Уже начата организация конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей из средств федерального бюджета в размере 100 тыс. рублей. Подготовлен проект распоряжения губернатора о выплате из средств областного бюджета надбавок воспитателям детских садов. Совместно с Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования проведен мониторинг работ муниципальных методических служб, выявлены победители областного конкурса и сделан глубокий всесторонний анализ качества методической работы в областной образовательной системе. В 2009 году Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования, Челябинским институтом развития профессионального образования и ресурсно-координационным центром будут внедряться очно-заочные, дистанционные формы обучения педагогов на основе модульно-накопительной системы. Инициатива к такой организации обучения должна, по сути, в большей мере исходить от муниципальных методических служб. Нынешний год нужно использовать как подготовительный к 2010-му – Году учителя. Решен вопрос о включении в компетенцию министерства надзорной функции: лицензирования, аккредитации, контроля, надзора. В частности, это касается лицензирования автошкол. Для улучшения качества подготовки водителей транспортных средств и снижения аварийности на дорогах Челябинской области с 1 июля 2009 года Министерством образования и науки и ГИБДД Челябинской области будут предъявляться к автошколам новые требования. Как следствие, некоторые автошколы окажутся не соответствующими изменившимся требованиям и не получат лицензию. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|