Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новосибирская область: уникальный сплав науки и образования

Обзор образовательной системы Новосибирской области: структура, научно-технический и образовательный потенциал, итоги реализации ПНП «Образование».

Просмотров: 2944

Новосибирская область расположена в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины. Граничит с Алтайским краем, Кемеровской, Омской и Томской областями, Республикой Казахстан. Занимает территорию, равную 178,2 тыс. кв. км. Входит в Сибирский федеральный округ. В составе области – 30 районов, 14 городов, 19 поселков. На начало 2008 года численность населения составляла 2 млн. 635 тыс. 642 человека, в том числе городского – 75,3 процента.

Технопарковая идеология и инновационная инфраструктура

Администрация области совместно с партнерами выполняет комплекс мероприятий по формированию инновационной культуры общества, выражающейся в его готовности к восприятию новых продуктов и технологий, а главное – нового мышления тех, кто будет создавать и продвигать инновации, и тех, кто будет их потреблять. В регионе формируется новая – технопарковая – идеология как система представлений о развитии общества, опирающаяся на определенные ценности – развитие не только экономики, основанной на знаниях, но и общества знаний в целом.

В рамках этой идеологии при поддержке администрации области в Новосибирском научном центре развивается сетевая инновационная инфраструктура, включающая центры развития творческих способностей («школа – вуз»), центры развития инновационных компетенций, бизнес-инкубаторы, технопарковые зоны и т.д. Эти объекты инфраструктуры решают задачи выявления, поддержки и привлечения талантливой молодежи к фундаментальной науке и инновационному предпринимательству; активного включения инновационной деятельности в образовательный процесс; подготовки и переподготовки кадров для инновационной экономики; мониторинга и технологического аудита результатов научной и научно-технической деятельности вузов. Кроме того в области разработаны новые программы подготовки специалистов в сфере инновационной деятельности, связанные с высокими технологиями и ориентированные на формирование базовых и ключевых компетенций.

Для талантливой молодежи выделяются гранты, устанавливаются стипендии и премии. Молодые ученые получают помощь в решении жилищных вопросов.

Научно-технический и образовательный потенциал

В Новосибирской области успешно развиваются 3 уникальных научных городка; 55 институтов сибирских отделений Российской Академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор» (наукоград Кольцово); более 60 отраслевых НИИ; более 50 научных школ мирового уровня. В научно-технической сфере области эффективно функционирует более 400 малых и средних предприятий, многие из которых являются лидерами не только в России, но и мире.пусников школ в Новосибирской области в последние годы снижается:

2006 год. Выпуск на базе 9 классов – 30 тыс. человек, на базе 11классов – 25,1 тыс. человек.

2007 год. Выпуск на базе 9 классов – 28,1 тыс. человек, на базе 11классов – 23,6 тыс. человек.

2008 год. Выпуск на базе 9 классов – 24,0 тыс. человек, на базе 11классов – 19,7 тыс. человек.

Безусловно, это приводит к необходимости перестраивать системы профессионального образования.

Начальное, среднее и высшее профессиональное образование является важной сферой экономики области, в которую вовлечено более 270 тысяч человек.

В учреждениях высшего профессионального образования осуществляется подготовка кадров почти по 400 направлениям и специальностям. Реализуется целевая контрактная подготовка специалистов за счет средств областного бюджета.

В новосибирских университетах накоплен уникальный полувековой опыт подготовки высококвалифицированных кадров для науки, инновационной деятельности и бизнеса. Он связан с организацией работы студентов-старшекурсников в лабораториях академических институтов и наукоемких фирмах, с развитием кафедр университетов на базе институтов Сибирского отделения РАН.

Важную роль в системе подготовки специалистов играет интеграция всех уровней образования, обеспечивающая преемственность обучения. Примерами могут служить система отбора абитуриентов по результатам олимпиад школьников, обучение победителей олимпиад в физико-математической школе, деятельность Новосибирской ассоциации лицеев и гимназий и т.д.

Особое значение для повышения качества образования имеют действующая система переподготовки, повышения квалификации, стажировок преподавательского состава, развивающаяся академическая и студенческая мобильность, ускоряющая процесс внедрения в образовательные программы мировых достижений образования и науки. Разрабатываются и внедряются авторские учебно-методические комплексы и модульные образовательные программы, в том числе на иностранных языках, реализуются системы двойных дипломов.

Участие в ПНП «Образование»

Проводниками технопарковой идеологии в системе высшего профессионального образования являются, в первую очередь, Новосибирский государственный университет, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирский химикотехнологический колледж им. Менделеева – победители конкурса образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы.

За счет получения значительных финансовых средств университетам удалось не просто обновить лабораторную базу, но и создать лаборатории и научно-образовательные комплексы, многие из которых могут получить статус ресурсных центров или центров коллективного пользования для Сибирского региона. В результате реализации проектов создана научно-образовательная инновационная среда для обеспечения непрерывной многоуровневой подготовки высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на мировом уровне, активизации процессов сближения науки, инженерного образования и промышленных предприятий. Развивается компетентностный подход с опорой на современные тенденции в науке, экономике и обществе. Укрепляются партнерские взаимоотношения по линии «наука – образование – бизнес – власть». Реализованы принципы наддисциплинарности и приоритетности образования в сфере естественнонаучных направлений (нано- и биотехнологии) и новых материалов, биоинформатики, бизнес-информатики и других.

Учебные заведения высшего звена

В Центральном банке данных государственной аккредитации имеются сведения о 29 образовательных учреждениях Новосибирской области, реализующих программы высшего образования, из них 18 – государственные и 11 – негосударственные, а также 20 филиалов вузов. В них обучается около 183 тысяч студентов. Несмотря на значительное число негосударственных вузов, большинство студентов получает высшее образование в государственных учебных заведениях (рис. 1).

В Новосибирской области 10 университетов, 6 академий и 13 институтов.

Из особенностей системы высшего образования области можно отметить высокую долю платного образования: на бюджетной основе в вузах обучается 35 процентов студентов, тогда как в целом по стране – 41.

Крупнейшими вузами являются Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ», Новосибирский государственный аграрный университет, Сибирский университет потребительской кооперации.

Наибольшее число студентов Новосибирской области обучается по укрупненным группам специальностей: «Экономика и управление» – 26,2 процента от общего числа студентов, «Образование и педагогика» – 8,9 и «Гуманитарные науки» – 6,9 (рис. 2).

Учебные заведения среднего звена

В Центральном банке данных государственной аккредитации зарегистрировано 55 учреждений среднего профессионального образования, находящихся на территории Новосибирской области и 5 их филиалов. Среди них насчитывается 29 техникумов и 26 колледжей, в том числе 6 представляют негосударственный сектор образования.

Система среднего профессионального образования области охватывает около 40 тысяч студентов, обучающихся по медицинским, техническим, педагогическим, сельскохозяйственным и многим другим специальностям. Большинство из них выбрали государственные колледжи и техникумы (рис. 3).

Обзор подготовлен по данным Центрального банка данных государственной аккредитации, Департамента науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области, сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Новосибирская область: Пути обновления систем НПО и СПО
Реальность и тенденции СПО. Новосибирская область
Владимир Садырин. Подведение итогов ПНП «Образование»
Научный потенциал Челябинской области
Ростовская область: итоги совместного труда
От инвестиций в экономику – к развитию образования
Николай Пустовой: Альтернативы инновационному развитию нет
Новые вехи развития профессионального образования Якутии
Республика Дагестан - реиональный обзор
Профессиональное образование – фактор социализации молодежи

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ