Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Современный взгляд на подготовку специалистов для сельского хозяйства

Томская область является территорией инновационного развития, что во многом объясняет активное внедрение инноваций в образовательных учреждениях, в том числе и в Томском сельскохозяйственном техникуме.

Просмотров: 4131

Акцент на новом поколении

Современный взгляд на подготовку специалистов в Томском сельскохозяйственном техникуме

«Сегодня сельскому хозяйству остро не хватает, прежде всего, квалифицированного персонала - специалистов с высшим образованием, как минимум - со среднеспециальным (агрономов, зоотехников, селекционеров, ветврачей и т.п.). Средний возраст таких специалистов на селе - 50 лет. Через 5-10 лет эти люди уйдут, адекватной замены им нет. Если даже предположить, что улучшится ситуация с новыми кадрами, то у вчерашних студентов нет достаточного опыта и квалификации.

…Возвращаясь к вопросу подготовки новых кадров. Здесь ситуация не безнадежная. Являясь председателем координационного совета Томского сельскохозяйственного техникума, я наблюдаю, что в последние два-три года приток абитуриентов стал больше. Если эта молодежь найдет в себе силы доучиться и пойти работать, то лет через 7-10 можно ожидать какие-то позитивные сдвиги. Государству нужно делать акцент на новом поколении, на выпускниках сельскохозяйственных институтов и техникумов, думать, как их удержать в отрасли».

Руслан Гурьев, исполнительный директор ЗАО «Сибирская аграрная группа»

ОКСЕНГЕРТ Альберт Яковлевич – директор Томского сельскохозяйственного техникума

Томский сельскохозяйственный техникум в 2010 году отметит юбилей – 100 лет. За время его деятельности было подготовлено более 30 тысяч специалистов. Среди выпускников техникума – бывший министр сельского хозяйства СССР В.В. Мацкевич, главы районов и хозяйств области, руководители отраслевого департамента и отделов администрации Томской области.

В 1967 году за большие заслуги в подготовке специалистов для сельского хозяйства техникум награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Сегодня в техникуме обучаются студенты из десяти регионов России:

  • по специальностям среднего профессионального образования: «Ветеринария»,«Зоотехния», «Агрономия»,«Механизация сельского хозяйства», «Правоведение»,«Менеджмент», «Экономика и бухгалтерский учет», «Страховое дело», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»;
  • по программам повышения квалификации специалистов агропромышленного комплекса и рабочим профессиям: водитель

автомобиля, инструктор служебного собаководства, мастер производственного обучения по вождению автомобиля, кузнец ручной ковки, лаборант химического анализа, оператор по искусственному осеменению животных и птицы, оператор сушильных установок, оператор ЭВМ, санитар ветеринарный, слесарь по топливной аппаратуре, токарь, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования (автоэлектрик), электрогазосварщик.

В настоящее время для подготовки специалиста, отвечающего требованиям работодателей, необходимы эффективные методики преподавания, развитая материально-техническая база, современные компьютерные средства обучения и надежность стратегических партнеров.

Техникум имеет два филиала, общежитие, учебно-производственное хозяйство и ветеринарную клинику, оснащенные современным производственным и учебно-лабораторным оборудованием. В структуру техникума введена служба содействия трудоустройству, отделение непрерывного образования.

Эффективность сельского хозяйства во многом зависит от уровня подготовки и деловых качеств руководителей и специалистов. В условиях рыночной экономики положение их существенно меняется, теперь приходится работать в новой организационной системе взаимодействия крупных, средних и мелких предприятий, являющихся самостоятельными товаропроизводителями, действующими в рыночной среде.

В настоящее время изменилась профильная структура подготовки кадров, внесены существенные изменения в образовательные программы, методики преподавания, введены с участием работодателей новые специализации и дисциплины для высокотехнологичных производств и предприятий малого бизнеса, способствующие формированию ключевых и профессиональных компетенций. Успешно реализуются разноуровневые программы повышения квалификации специалистов АПК по расширенным тематикам, программы опережающей подготовки.

Томская область является территорией инновационного развития, что во многом объясняет активное внедрение инноваций в образовательных учреждениях.

Инновационный потенциал Томского сельскохозяйственного техникума нарабатывался на протяжении пяти лет – с реализации программы «Подготовка конкурентоспособного специалиста», проектов по созданию информационноконсультационного центра на базе техникума и центра подготовки бизнес-команд.

Результатом активной деятельности всего педагогического коллектива явилась победа в конкурсе приоритетного национального проекта «Образование» с инновационной образовательной программой «Система подготовки кадров для высокотехнологичных предприятий АПК Сибирского региона».

В настоящее время коллектив работает над реализацией проекта «Создание ресурсного центра по подготовке и повышению квалификации кадров агропромышленного комплекса», который позволит качественно готовить специалистов, адаптированных к производственным технологиям конкретного предприятия.

С прошлого года работодатель определил свое место в образовательном процессе: участие в экспертизе образовательных программ, выделение профессиональных компетенций, формирование образовательных программ на основе компетентностного подхода, создание условий для отработки профессиональных компетенций на современном оборудовании, участие в оценке качества подготовки специалистов и аттестации педагогических работников. В результате разработаны план совместных мероприятий, положение о социальном партнерстве, заключены долгосрочные договоры о сотрудничестве, в области организации качественного профессионального образования определены компетенции выпускника-специалиста, проведена экспертиза содержания образовательных программ, определено содержание учебных, технологических и преддипломных практик, новые программы дисциплин.

В условиях социального партнерства расширились возможности для организации практики студентов, созданы новые рабочие места на учебных полигонах и площадках предприятий, увеличился показатель трудоустройства выпускников на высокотехнологичные предприятия, усовершенствовалась материально-техническая база лабораторий и учебно-производственных мастерских.

Практически весь персонал учебного заведения прошел обучение и специализированную стажировку на высокотехнологичных предприятиях России: «Гомельсельмаш», «Агромашхолдинг», ЗАО «Сибирская аграрная группа», ООО «Межениновскаяптицефабрика», институт ветеринарной биологии (Санкт-Петербург), ООО «Сибирское зерно», ЦНТИ «Прогресс», ТГУ и др.

В образовательном процессе реализуются модульная технология, основанная на компетенциях, и технология подготовки бизнес-команд. В практическом обучении внедряются ресурсосберегающие технологии, а для сравнения сохранена классическая технология возделывания сельскохозяйственных культур. Создана инфраструктура, направленная на выполнение научно-исследовательских и проектных работ.

Особое место в государственной аграрной политике администрации области отводится развитию малых форм хозяйствования на селе. Реализация ПНП «Развитие АПК» повысила предпринимательскую активность сельского населения. Создан центр подготовки бизнес-команд. Студентами техникума разработаны предпринимательские проекты по развитию личного подсобного хозяйства, реализуются проекты по заказу ЗАО «Сибирская аграрная группа», ООО «Сибирская губерния». В перспективе разработка совместных проектов с ООО «Технический центр ХТЗ» (Барнаул), ООО «Агромашхолдинг» (Москва).

Любую инновацию невозможно реализовать без высококвалифицированных кадров. Из общего числа преподавателей техникума 25 процентов имеют высшую квалификационную категорию; один преподаватель – кандидат сельскохозяйственных наук, три аспиранта, четыре заслуженных учителя России, десять лауреатов конкурса в сфере образования, науки, культуры и здравоохранения Томской области, специалисты отраслевого департамента и предприятий региона.

В ближайшей перспективе деятельность техникума будет направлена на развитие имеющихся ресурсов, вовлечение работодателей, развитие ресурсного центра и технологий внедрения бизнес-команд на предприятия региона.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, аграрное образование, томская область, томский сельскохозяйственный техникум, alma mater, ао-35

Похожие материалы:
Когда один владеет силой четырёх
Шахунский агропромышленный техникум готовит кадры для АПК Нижегородской области
Время «Ч» для ФГОС нового поколения
Модернизация есть, а здравый смысл?
Агрообразование: курская модель
Приоритет – новый уровень подготовки кадров
Академическая жизнь в старинном парке
У истоков медицинской школы Оренбуржья
Грани социального партнерства
Ивановская государственная сельскохозяйственная академия: испытание кризисом

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#98Гусь-Хрустальный технологический колледж успешно внедряет дуальное обучение
#100Как учить поколение Z
#102Опыт высшей школы Казахстана по обеспечению качества образования
#102Снежинский физико-технический институт отметил шестидесятилетие
#109Будущее рынка труда в России и мире
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний