Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Медицинское образование в условиях кризиса

В интервью с ректором Уральской государственной медицинской академии, профессором Сергеем Кутеповым обсуждается одна из главных задач – генерация знаний, ускорение процесса интеграции науки и образования.

Просмотров: 2245

Искать новые формы, осуществить рывок вперед!

КУТЕПОВ Сергей Михайлович – ректор Уральской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор

В настоящее время в стране идут серьезные преобразования в области высшего и послевузовского профессионального образования. Эти непростые процессы осложняются влиянием мирового финансово-экономического кризиса. О том, какие перспективы в этой ситуации видят для себя вузы, интервью с ректором Уральской государственной медицинской академии Сергеем КУТЕПОВЫМ.

– Сергей Михайлович, на ваш взгляд, какие изменения должны произойти в ближайшее время в образовании и, в частности, вузовской науке?

– Безусловно, финансово-экономический кризис стал своеобразным катализатором и уже обнажил самые острые проблемы, а также поставил новые задачи. Главная из них – генерация знаний, ускорение процесса интеграции науки и образования с целью подготовки специалистов для высокотехнологичных сфер экономики. Думаю, что в связи с этим в ближайшие годы будет существенно ускорен процесс работы по адаптации российской системы образования к Болонскому соглашению. Будет пересмотрена система научных и учебных организаций.

Грядет реорганизация всей российской университетской сети. По информации СМИ, в будущем из 450 университетов, возможно, останется только 50. По мнению Министерства образования и науки РФ, учебные заведения, имеющие статус университета, по аккредитационным показателям не всегда соответствуют этому высокому званию, особенно их филиалы. Планируется несколько форм реорганизации университетской сети. Во-первых, создание федеральных университетов. Во-вторых, формирование национальных исследовательских университетов. Возможно, третьей формой станет развитие вузовских холдингов с ядром в виде регионального института, университета или академии с определенным количеством институтов-сателлитов.

Эти реформы заставляют нас еще раз оценить свои возможности, определить свое положение в мировом научном и отечественном вузовском пространстве. Медицинская академия проходит лицензирование и аккредитацию. Динамизм изменений, новых лицензионных требований и достаточно высоких аккредитационных показателей заставляет весь профессорско-преподавательский коллектив работать в напряженном ритме. Хотя с уверенностью можно сказать, что мы идем в ногу со временем, достигли определенных высот и нам есть чем гордиться.

– Затронут ли реформы только вузовскую науку?

– Конечно, нет. Поэтому параллельно должен запуститься процесс реорганизации и отраслевых НИИ. В связи с этим мы будем предлагать искать те новые формы, которые позволят не только сохранить наш научный потенциал, но и осуществить рывок вперед, чтобы обобщить все самое лучшее, сохранить традиции медицинской науки и практики, поставить новые задачи, которые будут носить инновационный характер, отличаться новаторским подходом и внедренческим результатом. В будущем будем консолидироваться с отраслевой и академической наукой и обязаны реализовать вариант Национального исследовательского университета или вузовского холдинга с сетью НИИ, которые усилят друг друга.

– Насколько необходима такая реорганизация?

– Жизненно необходима! В нашей области подготовкой кадров для отрасли здравоохранения занимаются Уральская государственная медицинская академия и, частично, в сфере последипломной подготовки – 4 федеральных НИИ медицинского профиля. В настоящее время в УГМА работают более 500 докторов и кандидатов медицинских наук, обучается около 5 тысяч студентов, 500 аспирантов и соискателей. Для сравнения, в Уральском НИИ травматологии и ортопедии Росмедтехнологий – 5 докторов и 26 кандидатов наук, в Уральском НИИ охраны материнства и младенчества Росмедтехнологий – 7 докторов и 18 кандидатов наук. Возможности по подготовке специалистов для отрасли здравоохранения несопоставимы, ресурсы у НИИ существенно ограничены. Большая часть НИИ одновременно участвует в реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи жителям области и выполняет некоторые виды высокотехнологичной медицинской помощи по квотам Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Однако профиль и эффективность использования коечного фонда НИИ не всегда соответствуют потребностям Свердловской области. Затратность сложившейся модели совершенно очевидна. Ресурсы, которыми располагает НИИ, имеют высокий процент изношенности зданий и основного оборудования. Следует также отметить низкий уровень коммерциализации научных результатов и внедрения в практику здравоохранения. Поэтому абсолютно логично наше предложение – объединение образовательного и научного потенциала отрасли здравоохранения области и создание Национального исследовательского университета. Базой станет Уральская государственная медицинская академия, которая объединит Уральский НИИ травматологии и ортопедии, Уральский НИИ охраны материнства и младенчества, Уральский НИИ фтизиопульмонологии и Уральский НИИ дерматовенерологии и иммунопатологии (все – Росмедтехнологий). Главные задачи нового университета – обеспечение более высокого уровня подготовки специалистов и их конкурентоспособности, выполнение задач по стратегическому развитию региона и мероприятий по преодолению экономического кризиса.

– Каковы преимущества этой модели?

– Формируется единая клиническая база для обучения студентов, подготовки врачей и проведения научных исследований. По нашим подсчетам, у новой организации будет 1215 коек, объединение даст возможность эффективно использовать этот фонд. Произойдет укрупнение лабораторной базы, что позволит не дублировать в каждом учреждении оборудование и повысит эффективность его работы для улучшения диагностики и проведения научных исследований. Также будет создана единая интеллектуально-информационная база: библиотечный фонд, программы для подготовки врачей, разработки современных образовательных технологий. Станут более доступными все формы обучения для подготовки кадров высокой квалификации. Вместе мы сможем формировать глубокие комплексные программы для научных исследований, которые будут направлены на повышение качества диагностики, лечения и профилактики заболеваний и сохранения здоровья населения.

– Что требуется для скорейшей реализации этого проекта?

– Решения на самом высоком уровне. Нам нужны площади. Медицинский вуз имеет все возможности учить врача непосредственно у постели больного, в перевязочной, родовой, операционной. В этом ему с пониманием и желанием помогают лучшие лечебно-профилактические учреждения Екатеринбурга, которые обоснованно считают за честь иметь статус клинической больницы. Более того, при проектировании, строительстве крупных медицинских центров, больниц, как правило, предусматриваются помещения и площади под учебные, лекционные аудитории, профессорские и ординаторские кабинеты. Законодательство на сегодняшний день не позволяет учитывать производственные помещения ЛПУ при расчете соответствия учебных площадей вуза лицензионным требованиям без оформления договора безвозмездной или возмездной аренды. Между тем, такие договоры неприемлемы для обеих сторон. Лечебно-профилактические учреждения не могут передать помещения в безвозмездную аренду без разрешения основного собственника, да и не хотят терять право контроля над площадями. Но, кроме этого, вырастает такой ненужный и неоправданный вопрос, как удорожание образовательных услуг, ибо за вузом остается обязательство оплачивать все коммунальные услуги на арендуемых площадях.

Решение вопроса возможно лишь на государственном уровне. Назрела актуальнейшая необходимость принятия законодательной базы, которая определит отношения медицинского вуза и клинической базы, способствующей оптимизации, с одной стороны, и подготовки высокопрофессиональных выпускников, с другой. Это даст определенные преимущества, повышающие престиж лечебно-профилактического учреждения, имеющего статус клинической базы. Означенные вопросы были бы решены сразу при создании Национального исследовательского университета.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: медицинское образование, уральская государственная медицинская академия, сергей кутепов, точка зрения, ао-30

Похожие материалы:
Экспресс-форум: проблемы подготовки медицинских кадров
Медицинское образование: коррекция учебных программ
Развитие медицинского образования на современном этапе
Байконурское медицинское училище. Курс – на повышение качества
Российское и зарубежное медицинское образование
Николай Володин: о реформах медицинского образования
Обзор системы СПО Республики Дагестан
Интервью с ректором СамГМУ Котельниковым Геннадием Петровичем
О подготовке медицинских кадров
СибГМУ: подготовка специалистов для здравоохранения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#101Новосибирский кооперативный техникум им. А.Н.Косыгина готовит востребованные кадры
#96Плюсы и минусы российского рынка труда
#106Профессиональное становление студентов Института искусств и информационных технологий СПбГУП
#102Евгений Ямбург о школьном образовании, о свободе, о России, о будущем
#94О работе центров ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний