Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

СибГМУ: подготовка специалистов для здравоохранения

О качестве медицинского образования, требованиях, предъявляемых временем к выпускникам медицинских вузов, и путях достижения нового уровня в подготовке специалистов для здравоохранения рассуждает ректор Сибирского государственного медицинского университета Новицкий В.В.

Просмотров: 2525

Век лечи, век учись

НОВИЦКИЙ Вячеслав Викторович – ректор Сибирского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор
РЯЗАНЦЕВА Наталья Владимировна – проректор по стратегическому развитию и инновационной политике СибГМУ, доктор медицинских наук, профессор

О качестве медицинского образования, требованиях, предъявляемых временем к выпускникам медицинских вузов, и путях достижения нового уровня в подготовке специалистов для здравоохранения рассуждают ректор Сибирского государственного медицинского университета Вячеслав НОВИЦКИЙ и проректор по стратегическому развитию Наталья РЯЗАНЦЕВА.

В.В. НОВИЦКИЙ: Медицинское образование по сути своей является непрерывным. В начале XXI века бурно развиваются фундаментальные медико-биологические науки, появляются все более современные знания о сущности тех или иных заболеваний, новые патогенетически обоснованные подходы к лечению и профилактике. Это значит, что даже самый квалифицированный врач со временем теряет компетентность. Не подлежит сомнению польза послевузовского образования и обучения на факультетах повышения квалификации, но я бы сделал акцент именно на необходимости непрерывного самообразования врача, его внутренней потребности к этому, которую мы должны воспитывать со студенческой скамьи.

Н.В. РЯЗАНЦЕВА: Достижения последних десятилетий в области медико-биологических наук стали основой современных технологий, позволяющих на молекулярном, клеточном уровне изучить, своевременно идентифицировать заболевания и повлиять на механизм их развития. Но внедрение инноваций в вузах ограничено жесткими рамками государственных образовательных стандартов, которые позволяют разрабатывать лишь дополнительные образовательные программы. Наш вуз воспользовался этой возможностью и получил хороший результат. В 2002 году в рамках отделения фундаментальной медицины были созданы уникальные, не имеющие аналогов в России программы дополнительного образования студентов врачебных факультетов по геномике, молекулярной медицине, клинической патофизиологии, клинической цитологии, биохимии, лабораторной медицине и молекулярной биологии. Такой прецедент стал возможным, благодаря нескольким факторам: наличию единственного в Сибири медико-биологического факультета, свыше тридцати лет выпускающего профессиональных исследователей; формированию научно-педагогических и клинических школ, имеющих столетние традиции; многолетней интеграции университета с научно-исследовательскими институтами Сибирского отделения РАМН.

Сегодня медицина остро нуждается в специалистах, способных привносить инновации в практическое здравоохранение. Приведу пример. Благодаря национальному проекту «Здравоохранение», переоснащены многие муниципальные и областные лечебные учреждения. В том числе внедрено новое оборудование для клинической лабораторной диагностики. Однако, по оценкам экспертов, как минимум 15 процентов этого оборудования не вовлечено в диагностический процесс. Причина – неосведомленность практикующих врачей. Они не готовы к ежедневному назначению исследований, интерпретации и использованию их результатов. Значит, для подготовки студентов и врачей, которые были бы компетентны в вопросах клинической лабораторной диагностики, нужна существенная коррекция образовательных стандартов на уровне переподготовки.

Наш вуз за счет собственных резервов разработал и внедрил подобные дополнительные образовательные программы. Но для системного эффекта необходимы и системные действия – пересмотр содержательной части государственных образовательных программ. Для ряда ведущих вузов, в том числе и для нашего, такая возможность открывается в ходе участия в конкурсе национальных исследовательских университетов. СибГМУ будет представлять на этом конкурсе стратегию, разработанную исходя из потребностей в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, развития кластера биотехнологий, фармацевтического кластера.

В.В. НОВИЦКИЙ: В рамках национального проекта «Здоровье» предприняты действия, повышающие доступность высокотехнологичной медицинской помощи населению, но явственно ощутим дефицит ее кадрового сопровождения. В связи с этим хочу заметить: у нас в стране не так много медицинских вузов, имеющих собственные клиники, с историей, традициями научнопедагогических клинических школ. Подобные клиники являются системообразующими центрами в здравоохранении региона, ведь в них эффективно сочетаются научный, образовательный, лечебно-диагностический процессы. Считаю, сегодня необходимы действия со стороны государства, направленные на развитие и дооснащение существующих в вузах клиник, ведь по некоторым позициям аппаратура в них не обновлялась десятилетиями.

Н.В. РЯЗАНЦЕВА: Кроме того, современная медицина – это сфера высоких технологий, которые носят междисциплинарный характер, находятся на стыке нескольких наук. Поэтому особенно актуальной становится поддержка со стороны государства комплексных проектов и программ, нацеленных на генерацию новых и освоение передовых зарубежных медицинских технологий, которые реализуются при участии нескольких вузов и академических институтов. Международный опыт свидетельствует о том, что подобные стратегические альянсы являются эффективными инструментами образовательной политики на уровне регионов.

Сегодня в Томске предпринимаются беспрецедентные усилия по созданию консорциума, объединяющего медицинский и классический университеты и два технических вуза для реализации комплексных межвузовских научно-технологических проектов. Результатом консолидации может стать научно-образовательный комплекс мирового уровня, выпускающий специалистов с уникальными компетенциями и реализующий проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники. Это реальный путь для подготовки нового поколения врачей, способных разрабатывать и внедрять высокие технологии в практическое здравоохранение.

В.В. НОВИЦКИЙ: Еще я хотел бы сказать о тенденциях, которые считаю опасными для качества подготовки квалифицированных врачей в России.

Первое – это широкое открытие медицинских факультетов в непрофильных вузах. На сегодняшний день в России их уже больше 60. Считаю, законодательное решение о запрещении подобной практики будет реальным шагом к повышению качества высшего медицинского образования. Я глубоко убежден, что самое сложное в высшей школе – обучение врачеванию. Это искусство требует много такого, чего нет в классических университетах, а тем более в инженерных вузах. Обучать медицине в вузе, где не имеется клинической базы, анатомического театра, коллекций макро-и микропрепаратов и квалифицированных педагогических кадров, все равно, что готовить инженеров для атомной энергетики в медицинском учебном заведении!

Нашему университету непрофильные факультеты не конкуренты – я говорю об интересах государства.

Вторая опасная вещь в плане качества подготовки специалистов – использование для определения эффективности работы медицинского вуза такого показателя, как «отсев студентов не более 3 процентов». Многие молодые люди, том числе умные, пришедшие из школы с медалями поступают к нам, не представляя, насколько сложно будет учиться. Мой личный пример: закончил спецшколу с золотой медалью и с психологией отличника «всё знать». Пришел на первое занятие по анатомии, получил грудинную кость с заданием выучить все ямочки, бугорки, бороздки – тридцать семь названий по латыни, усердно запоминал их, гордый собой. На следующем занятии получил новое задание, кость была уже со ста названиями по латыни и т.д. А ведь требовали подготовки и другие дисциплины. Сейчас я ректор медицинского университета, но когда-то моим родителям стоило больших усилий уговорить сына не оставлять учебу. Полагаю, в связи с введением такого показателя можно ожидать снижение уровня требований по учебным программам в вузах. На мой взгляд, акцент в оценке эффективности учебных заведений высшего звена нужно делать больше на талант, поддержку способной молодежи.

Пример нашего вуза: благодаря правильной кадровой политике ректората, более 30 сотрудников защитили докторские диссертации в возрасте до тридцати-тридцати пяти лет. Молодые профессора руководят кафедрами и лабораториями университета, занимают руководящие должности в системе практического здравоохранения Томской области.

Как показало время, ставка, сделанная на молодых, себя оправдала полностью. На их долю приходится 80 процентов всех грантов, получаемых университетом, не менее половины публикаций в высокоцитируемых российских и зарубежных научных изданиях.

Сибирский медицинский университет располагает уникальным, по сравнению с другими медицинскими вузами, опытом реализации грантовой политики. В период с 2005 года здесь выполнены 13 проектов в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса РФ». Кроме того, ежегодно реализуется не менее 10 проектов, поддержанных РФФИ и РГНФ (в 2009 году – 21 проект РФФИ), 3-5 проектов, поддержанных Советом по грантам при Президенте России, 5-9 проектов Администрации Томской области. Несколько лет ученые участвуют в Европейской рамочной программе «TASIS».

Еще для качества медицинского образования очень важно обновить кадры. В вузы должно придти новое поколение, состоящее из креативных молодых людей, которые одновременно являлись бы и профессионалами своего дела, и учеными, и педагогами, любящими студентов. Считаю, что преподаватель медицинского вуза призван заниматься наукой, иначе он не должен преподавать, поскольку не владеет современными знаниями о предмете. Когда солидный профессор на ученом совете говорит: «Меня пятьдесят лет назад мои учителя так учили, и я так буду» – это самый плохой пример сохранения традиций. Научно-педагогическая школа должна развиваться. А это происходит только тогда, когда каждый профессор – а это звание педагогическое – подготовит от двух до пяти учеников, которые умнее его, больше знают и умеют. У меня таких учеников – не один десяток. Они моя главная гордость. Но я знаю и помню, чему меня учили мои учителя, и бережно к этому отношусь

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: медицинское образование, томская область, СибГМУ, наталья рязанцева, вячеслав новицкий, точка зрения, ао-30

Похожие материалы:
О подготовке медицинских кадров
Обзор системы СПО Республики Дагестан
Томский политех и СибГМУ будут готовить уникальных специалистов по ядерной медицине
Медицинское образование в условиях кризиса
Смоленская государственная медицинская академия: достижения, проблемы, перспективы
Медицинское образование: коррекция учебных программ
Байконурское медицинское училище. Курс – на повышение качества
Естествознание – основа фундаментального образования врачей
Интервью с ректором СамГМУ Котельниковым Геннадием Петровичем
Развитие медицинского образования на современном этапе

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 10 (110) 2019

Парадоксы – наше всё! По данным доклада Организации экономического сотрудничества и развития «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», российское образование вошло в тройку самых инновационных среди стран-участниц ОЭСР. Между тем в результате того, что в России 98% учителей задают домашнюю работу минимум два раза в неделю, 36% старшеклассников не умеют использовать полученные знания и принимать решения. Еще больше парадоксов – в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#104Форум сети INQAAHE состоялся на острове Маврикий
#94Российская система аккредитации в сфере образования прошла знаковые рубежи
#101Хабаровский медицинский колледж включает формат демонстрационного экзамена в процедуру ГИА
#99Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А.Николаева активно участвует в WSR
#100Новости образования «АО-100»
Информационная лента
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний
09:51Популяризируя знания о Байкале
09:51Магистерская программа «Информационные и гибридные конфликты» запускается в ИОНМО СевГУ
09:40Новые материалы и технологии: российские ученые переходят на экологичное производство