Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Медицинское образование: коррекция учебных программ

В статье рассматриваются основные недостатки существующих учебных программ по специальным дисциплинам медицинского вуза и рост дисциплин учебного плана. В конечном итоге, складывается положение, при котором молодой специалист, приступая к самостоятельной работе, не имеет навыка клинического мышления.

Просмотров: 2610

Коррекция учебных программ как требование времени и обстоятельств

В.Н. МУРАВЬЕВА, и.о. ректора Ставропольской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор
Ю.А. ФИЛИМОНОВ, проректор по учебной работе Ставропольской государственной медицинской академии, кандидат медицинских наук, доцент

Из официальных источников известно, что в 40-60 процентах случаев качество оказания медицинской помощи оставляет желать лучшего. Причин этого несколько, но основной из них является «человеческий фактор», то есть уровень профессионализма врачей.

Подготовка врачебных кадров проводится по учебным программам высшего медицинского образования, которые, как показывает практика организации учебного процесса в вузе, не отвечают современным требованиям.

Думается, основными недостатками существующих учебных программ по специальным дисциплинам медицинского вуза можно считать следующие.

– Каждая из программ рассчитана на изучение отдельного предмета вне связи с другими дисциплинами вуза, то есть выключена из общей системы подготовки врача.

– Каждая программа предоставляет собой перечень тем теоретических и практических занятий без учета принципа «от простого к сложному», без учета преемственности по каждому курсу обучения в медицинском вузе.

– Ни одна из программ не подкреплена адекватным количеством часов по учебному плану, в связи с чем зачастую на практическом занятии рассматриваются не одна, а несколько тем, порой никак не связанных друг с другом.

– Тематика лекций и практических занятий охватывает все разделы дисциплины, в результате чего вместо углубленного изучения особо важных разделов студент получает информацию по принципу «обо всем понемногу».

– Каждая программа рассчитана на так называемого эталонного студента, который в состоянии, во-первых, усвоить и запомнить всю учебную информацию, полученную на отдельной кафедре, а во-вторых, в состоянии использовать эту информацию на последующих курсах обучения, а в дальнейшем и в практической деятельности врача.

Ситуация усугубляется непрерывным увеличением числа дисциплин учебного плана, количество которых достигает в настоящее время 60. В конечном итоге, складывается положение, при котором молодой специалист, приступая к самостоятельной работе, не имеет навыка клинического мышления и в лучшем случае оказывает медицинскую помощь по синдромному принципу.

Помимо недостатков учебных программ, следует отметить и недостатки в организации образовательного процесса в высших медицинских учебных заведениях. В частности, практически полностью исключен обучающий компонент занятия, замененный контролирующим компонентом. В этом случае студент, не подготовившийся или недостаточно подготовившийся к занятию, не получает никакой информации.

Все изложенное дает основание считать необходимой коррекцию учебных программ.

Особое внимание следует обратить на программы клинических дисциплин. Набор нозологических форм в этих программах должен соответствовать статистическим показателям здоровья населения: в первую очередь, уделять внимание наиболее часто встречающимся заболеваниям, а также болезням, определяющим высокий уровень летальности. Подобный подход к коррекции учебных программ отнюдь не волюнтаризм, так как резервом расширения объема и углубления знаний являются элективы и программы последипломного образования.

Рациональная коррекция учебных программ даст возможность добиться оптимального минимума знаний у выпускника, то есть знаний, позволяющих молодому специалисту на первых этапах самостоятельной работы избежать недостатков в оказании медицинской помощи.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ставропольская государственная медицинская академия, медицинское образование, точка зрения, ао-30

Похожие материалы:
Последипломное медицинское образование
КемГМА: Первая дорога для врача
Региональный этап Всероссийской студенческой хирургической олимпиады
СибГМУ: подготовка специалистов для здравоохранения
Медицинское образование в условиях кризиса
ММА: гармонизация медицинского образования
Современные образовательные технологии в высшей медицинской школе
Ярославская медакадемия: выбор антикризисной программы
Игорь Шешунов о Кировской медакадемии
Малые предприятия при медицинских вузах

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#102Ленинградский областной колледж культуры и искусства отметил восьмидесятилетие
#102Александр Домошницкий о секрете успеха интернет-олимпиады по математике
#96Цифровая трансформация в образовании
#103Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М.С. Солнцева развивает сетевое взаимодействие
#94Дальневосточный государственный университет путей сообщения отметил юбилей
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний