Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Медицинское образование: коррекция учебных программ

В статье рассматриваются основные недостатки существующих учебных программ по специальным дисциплинам медицинского вуза и рост дисциплин учебного плана. В конечном итоге, складывается положение, при котором молодой специалист, приступая к самостоятельной работе, не имеет навыка клинического мышления.

Просмотров: 2622

Коррекция учебных программ как требование времени и обстоятельств

В.Н. МУРАВЬЕВА, и.о. ректора Ставропольской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор
Ю.А. ФИЛИМОНОВ, проректор по учебной работе Ставропольской государственной медицинской академии, кандидат медицинских наук, доцент

Из официальных источников известно, что в 40-60 процентах случаев качество оказания медицинской помощи оставляет желать лучшего. Причин этого несколько, но основной из них является «человеческий фактор», то есть уровень профессионализма врачей.

Подготовка врачебных кадров проводится по учебным программам высшего медицинского образования, которые, как показывает практика организации учебного процесса в вузе, не отвечают современным требованиям.

Думается, основными недостатками существующих учебных программ по специальным дисциплинам медицинского вуза можно считать следующие.

– Каждая из программ рассчитана на изучение отдельного предмета вне связи с другими дисциплинами вуза, то есть выключена из общей системы подготовки врача.

– Каждая программа предоставляет собой перечень тем теоретических и практических занятий без учета принципа «от простого к сложному», без учета преемственности по каждому курсу обучения в медицинском вузе.

– Ни одна из программ не подкреплена адекватным количеством часов по учебному плану, в связи с чем зачастую на практическом занятии рассматриваются не одна, а несколько тем, порой никак не связанных друг с другом.

– Тематика лекций и практических занятий охватывает все разделы дисциплины, в результате чего вместо углубленного изучения особо важных разделов студент получает информацию по принципу «обо всем понемногу».

– Каждая программа рассчитана на так называемого эталонного студента, который в состоянии, во-первых, усвоить и запомнить всю учебную информацию, полученную на отдельной кафедре, а во-вторых, в состоянии использовать эту информацию на последующих курсах обучения, а в дальнейшем и в практической деятельности врача.

Ситуация усугубляется непрерывным увеличением числа дисциплин учебного плана, количество которых достигает в настоящее время 60. В конечном итоге, складывается положение, при котором молодой специалист, приступая к самостоятельной работе, не имеет навыка клинического мышления и в лучшем случае оказывает медицинскую помощь по синдромному принципу.

Помимо недостатков учебных программ, следует отметить и недостатки в организации образовательного процесса в высших медицинских учебных заведениях. В частности, практически полностью исключен обучающий компонент занятия, замененный контролирующим компонентом. В этом случае студент, не подготовившийся или недостаточно подготовившийся к занятию, не получает никакой информации.

Все изложенное дает основание считать необходимой коррекцию учебных программ.

Особое внимание следует обратить на программы клинических дисциплин. Набор нозологических форм в этих программах должен соответствовать статистическим показателям здоровья населения: в первую очередь, уделять внимание наиболее часто встречающимся заболеваниям, а также болезням, определяющим высокий уровень летальности. Подобный подход к коррекции учебных программ отнюдь не волюнтаризм, так как резервом расширения объема и углубления знаний являются элективы и программы последипломного образования.

Рациональная коррекция учебных программ даст возможность добиться оптимального минимума знаний у выпускника, то есть знаний, позволяющих молодому специалисту на первых этапах самостоятельной работы избежать недостатков в оказании медицинской помощи.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ставропольская государственная медицинская академия, медицинское образование, точка зрения, ао-30

Похожие материалы:
Николай Володин: о реформах медицинского образования
СибГМУ: подготовка специалистов для здравоохранения
Экспресс-форум: проблемы подготовки медицинских кадров
Развитие медицинского образования на современном этапе
Ставропольская государственная медицинская академия - призвание медицина
Медицинское образование в условиях кризиса
Хирурги Ставропольского края повышают профессиональный уровень
Байконурское медицинское училище. Курс – на повышение качества
О подготовке медицинских кадров
Интервью с ректором СамГМУ Котельниковым Геннадием Петровичем

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
От «лоскутной» автоматизации к цифровому университету
Стоит ли ввязываться современному университету в цифровую трансформацию или можно обойтись...
Расписание вебинара «Интернационализация высшего образования»
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
СГСПУ как Самарская долина
О научно-исследовательской работе Самарского государственного социально-педагогического...
Из журнала
#108РИСК-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ: новый раунд реформы
#106Практико-ориентированное обучение в Якутском индустриально-педагогическом колледже
#110Опыт и традиции подготовки специалистов
#111Признанный лидер профобразования Московской области
#104Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники развивает инклюзивное образование
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ