Подведены итоги четвертого этапа «Образовательного марафона»За любимым делом время летит незаметно. Казалось бы, только вчера наградили победителей первого этапа всероссийского конкурсного проекта «Образовательный марафон», а уже завершился четвертый. О его итогах и поговорим. Просмотров: 208
Материал опубликован в журнале №107 от 26.11.2018. За любимым делом время летит незаметно. Казалось бы, только вчера наградили победителей первого этапа всероссийского конкурсного проекта «Образовательный марафон», а уже завершился четвертый. О его итогах и поговорим. Коротко о главном За четыре года реализации проект «Образовательный марафон» стал, без преувеличения, достойным и своевременным ответом на запросы профессионального сообщества. Напомним, одной из предпосылок для организации конкурса стала потребность в совершенствовании политики информационной открытости, обозначенная в «Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации до 2025 года». Были и другие основания: необходимость широкого информирования общества об организациях ДПО с хорошей репутацией, нормативный запрос на информационную открытость в сфере дополнительного профессионального образования. Со своей стороны, мы были заинтересованы в том, чтобы дать слово лидерам этого сектора образования, и руководствовались принципом – создать благоприятные условия тем, кто достиг определенных успехов в проектировании и реализации актуальных образовательных программ и готов этим опытом поделиться. Главным и одновременно самым сложным процессом оказался выбор конкурсных критериев, в качестве которых было решено взять базовые принципы вышеуказанной концепции. Значимым ориентиром стали и отзывы участников проекта. В частности, нас как организаторов интересовали ожидания, цели и мотивы конкурсантов – по сути, их рефлексия в отношении понятия «информационная открытость». Результаты четырех этапов конкурса показали, что сегодня для представителей системы ДПО крайне важно обмениваться опытом, определять актуальные векторы развития, заявлять о себе как о полноправных субъектах не только региональной, но и общенациональной образовательной среды. Другими словами, важно действовать в контексте информационного пространства, объединяющего участников и стимулирующего их к активному росту. Компетенции лидерства В список победителей четвертого этапа конкурсного проекта вошли 15 образовательных организаций из всех федеральных округов России (см. рис. 1). И несколько слов хотелось бы сказать о качественном составе участников. Из года в год в проекте участвуют лучшие, и 2018-й не стал исключением. Свои программы на конкурс представили такие признанные лидеры отрасли, как, например, Северо-Кавказский федеральный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. Наряду с вузами участвовали и отдельные структуры ДПО – например, Центр инновационных компетенций РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, впервые был заявлен филиал – Саратовский социально-экономический институт РЭУ им. Г.В. Плеханова. Приятно отметить, что и на четвертом этапе «Образовательный марафон» объединил завсегдатаев проекта: не первый раз участвуют Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Тюменский индустриальный университет, Кубанский государственный технологический университет. Постоянный участник проекта с момента его реализации – Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области. Есть и новички: например, Чеченский государственный университет. Как видим, лидеры ДПО страны очень разные, но что же их объединяет? По традиции остановимся на характеристике тех качеств, благодаря которым, собственно, эти организации и были признаны сильнейшими. Речь, прежде всего, идет о наличии программы стратегического развития ДПО, что неудивительно: в обеспечении конкурентоспособности современной образовательной организации большую роль играет реализация программ дополнительного профессионального образования. Подчеркнем, что эти программы должны не только разрабатываться, но еще и стать востребованными. Другой значимый аспект – взаимодействие с работодателями, привлечение их к разработке программ, в том числе предусматривающих индивидуальные образовательные траектории, учитывающих специфику конкретного предприятия. Яркое тому подтверждение – сотрудничество Управления дополнительного образования и повышения квалификации СКФУ с более чем 255 предприятиями и организациями различных форм собственности в интересах развития региона. Содействие становлению Национальной системы квалификаций (НСК) – еще один убедительный показатель, позволяющий судить о лидерском потенциале организации ДПО. Так, Институт дистанционного образования Томского государственного университета вносит вклад в развитие НСК в части развития цифровых компетенций граждан. В рамках программы «Информатизация» выполнены проекты «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов», «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ-компетентности». Большое значение в оценке конкурсантов имел и такой критерий, как возможность обучения людей с ОВЗ. Отметим, что абсолютно все победившие в четвертом этапе проекта организации ДПО таковую имеют. Для справки, в 2018 году Институт дополнительного образования и повышения квалификации КГПУ им. В.П. Астафьева более 85% программ реализовывал с применением дистанционных технологий, а на новом обучающем сайте института размещено более 50 модулей программ повышения квалификации и свыше 250 модулей программ профессиональной переподготовки. Поскольку проект «Образовательный марафон» поддерживает и стимулирует рост информационной активности сферы ДПО, особое внимание уделялось наличию у организаций-участников ресурсов информационного взаимодействия с внешней средой. Следует отметить, почти все финалисты ими располагают, активно применяют и, что немаловажно, считают эффективными. В частности, на сайте управления дополнительного образования и повышения квалификации СКФУ размещена информация по каждой программе ДПО в разрезе институтов вуза и его филиалов, организована работа директора в режиме «вопрос-ответ». Специалисты управления оперативно взаимодействуют с клиентами, систематически организуют выступления в СМИ, на радио и ТВ. В перечень штрихов к портрету организации-лидера ДПО также можно включить участие в федеральных проектах, разработку новых образовательных продуктов с актуальными востребованными компетенциями, активный творческий коллектив и ряд других, не менее важных для комплексного развития образовательной организации. Что касается лучших программ, то их в этом году 48. Если в 2017 году больше всего программ было представлено по УГНП «Образование и педагогические науки», в 2018-м – первое место поделили между собой «Науки об обществе» и «Инженерное дело, технологии и технические науки» (см. рис. 2). Интересно, что из года в год весьма скромное место занимают «Гуманитарные науки» – количество программ здесь еще ни разу не превысило отметки в 5% от общего количества победителей. Если говорить о конкурсном контенте в целом, хотелось бы отметить такие сильные стороны, как соответствие программ отраслевым и региональным требованиям рынка труда, наличие среди разработчиков представителей работодателей, реализацию обучения по индивидуальным образовательным траекториям, применение современных образовательных технологий и методов обучения.
Итак, позади четыре этапа нашего замечательного проекта, а это более 70 образовательных организаций – лидеров из всех федеральных округов страны, более 200 лучших программ, награждение победителей на мероприятиях федерального значения и, в совокупности, свыше 400 страниц уникального справочника «Банк лучших практик ДПО России». Спасибо, что вы с нами! Надеемся на встречи в следующем году.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|