Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Подведены итоги четвертого этапа «Образовательного марафона»

За любимым делом время летит незаметно. Казалось бы, только вчера наградили победителей первого этапа всероссийского конкурсного проекта «Образовательный марафон», а уже завершился четвертый. О его итогах и поговорим.

Просмотров: 208

Материал опубликован в журнале №107 от 26.11.2018.

За любимым делом время летит незаметно. Казалось бы, только вчера наградили победителей первого этапа всероссийского конкурсного проекта «Образовательный марафон», а уже завершился четвертый. О его итогах и поговорим.

Коротко о главном

За четыре года реализации проект «Образовательный марафон» стал, без преувеличения, достойным и своевременным ответом на запросы профессионального сообщества. Напомним, одной из предпосылок для организации конкурса стала потребность в совершенствовании политики информационной открытости, обозначенная в «Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации до 2025 года». Были и другие основания: необходимость широкого информирования общества об организациях ДПО с хорошей репутацией, нормативный запрос на информационную открытость в сфере дополнительного профессионального образования. Со своей стороны, мы были заинтересованы в том, чтобы дать слово лидерам этого сектора образования, и руководствовались принципом – создать благоприятные условия тем, кто достиг определенных успехов в проектировании и реализации актуальных образовательных программ и готов этим опытом поделиться.

Главным и одновременно самым сложным процессом оказался выбор конкурсных критериев, в качестве которых было решено взять базовые принципы вышеуказанной концепции. Значимым ориентиром стали и отзывы участников проекта. В частности, нас как организаторов интересовали ожидания, цели и мотивы конкурсантов – по сути, их рефлексия в отношении понятия «информационная открытость». Результаты четырех этапов конкурса показали, что сегодня для представителей системы ДПО крайне важно обмениваться опытом, определять актуальные векторы развития, заявлять о себе как о полноправных субъектах не только региональной, но и общенациональной образовательной среды. Другими словами, важно действовать в контексте информационного пространства, объединяющего участников и стимулирующего их к активному росту.

Компетенции лидерства

В список победителей четвертого этапа конкурсного проекта вошли 15 образовательных организаций из всех федеральных округов России (см. рис. 1). И несколько слов хотелось бы сказать о качественном составе участников.

Из года в год в проекте участвуют лучшие, и 2018-й не стал исключением. Свои программы на конкурс представили такие признанные лидеры отрасли, как, например, Северо-Кавказский федеральный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. Наряду с вузами участвовали и отдельные структуры ДПО – например, Центр инновационных компетенций РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, впервые был заявлен филиал – Саратовский социально-экономический институт РЭУ им. Г.В. Плеханова. Приятно отметить, что и на четвертом этапе «Образовательный марафон» объединил завсегдатаев проекта: не первый раз участвуют Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Тюменский индустриальный университет, Кубанский государственный технологический университет. Постоянный участник проекта с момента его реализации – Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области. Есть и новички: например, Чеченский государственный университет.

Как видим, лидеры ДПО страны очень разные, но что же их объединяет? По традиции остановимся на характеристике тех качеств, благодаря которым, собственно, эти организации и были признаны сильнейшими.

Речь, прежде всего, идет о наличии программы стратегического развития ДПО, что неудивительно: в обеспечении конкурентоспособности современной образовательной организации большую роль играет реализация программ дополнительного профессионального образования. Подчеркнем, что эти программы должны не только разрабатываться, но еще и стать востребованными.

Другой значимый аспект – взаимодействие с работодателями, привлечение их к разработке программ, в том числе предусматривающих индивидуальные образовательные траектории, учитывающих специфику конкретного предприятия. Яркое тому подтверждение – сотрудничество Управления дополнительного образования и повышения квалификации СКФУ с более чем 255 предприятиями и организациями различных форм собственности в интересах развития региона.

Содействие становлению Национальной системы квалификаций (НСК) – еще один убедительный показатель, позволяющий судить о лидерском потенциале организации ДПО. Так, Институт дистанционного образования Томского государственного университета вносит вклад в развитие НСК в части развития цифровых компетенций граждан. В рамках программы «Информатизация» выполнены проекты «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов», «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ-компетентности».

Большое значение в оценке конкурсантов имел и такой критерий, как возможность обучения людей с ОВЗ. Отметим, что абсолютно все победившие в четвертом этапе проекта организации ДПО таковую имеют. Для справки, в 2018 году Институт дополнительного образования и повышения квалификации КГПУ им. В.П. Астафьева более 85% программ реализовывал с применением дистанционных технологий, а на новом обучающем сайте института размещено более 50 модулей программ повышения квалификации и свыше 250 модулей программ профессиональной переподготовки.

Поскольку проект «Образовательный марафон» поддерживает и стимулирует рост информационной активности сферы ДПО, особое внимание уделялось наличию у организаций-участников ресурсов информационного взаимодействия с внешней средой. Следует отметить, почти все финалисты ими располагают, активно применяют и, что немаловажно, считают эффективными. В частности, на сайте управления дополнительного образования и повышения квалификации СКФУ размещена информация по каждой программе ДПО в разрезе институтов вуза и его филиалов, организована работа директора в режиме «вопрос-ответ». Специалисты управления оперативно взаимодействуют с клиентами, систематически организуют выступления в СМИ, на радио и ТВ.

В перечень штрихов к портрету организации-лидера ДПО также можно включить участие в федеральных проектах, разработку новых образовательных продуктов с актуальными востребованными компетенциями, активный творческий коллектив и ряд других, не менее важных для комплексного развития образовательной организации.

Что касается лучших программ, то их в этом году 48. Если в 2017 году больше всего программ было представлено по УГНП «Образование и педагогические науки», в 2018-м – первое место поделили между собой «Науки об обществе» и «Инженерное дело, технологии и технические науки» (см. рис. 2). Интересно, что из года в год весьма скромное место занимают «Гуманитарные науки» – количество программ здесь еще ни разу не превысило отметки в 5% от общего количества победителей.

Если говорить о конкурсном контенте в целом, хотелось бы отметить такие сильные стороны, как соответствие программ отраслевым и региональным требованиям рынка труда, наличие среди разработчиков представителей работодателей, реализацию обучения по индивидуальным образовательным траекториям, применение современных образовательных технологий и методов обучения.

Победители четвертого этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРАФОН»

  •  Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области (5 программ).
  •  Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (1 программа).
  •  Кубанский государственный технологический университет (3 программы).
  •  Национальный исследовательский Томский государственный университет (20 программ).
  •  Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина (1 программа).
  •  Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (1 программа).
  •  Самарский государственный технический университет (1 программа).
  •  Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А. (1 программа).
  •  Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (1 программа).
  •  Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (1 программа).
  •  Северо-Кавказский федеральный университет (6 программ).
  •  Технологический университет (Московская область) (3 программы).
  •  Тюменский государственный медицинский университет (1 программа).
  •  Тюменский индустриальный университет (2 программы).
  •  Чеченский государственный университет (1 программа).

Итак, позади четыре этапа нашего замечательного проекта, а это более 70 образовательных организаций – лидеров из всех федеральных округов страны, более 200 лучших программ, награждение победителей на мероприятиях федерального значения и, в совокупности, свыше 400 страниц уникального справочника «Банк лучших практик ДПО России». Спасибо, что вы с нами! Надеемся на встречи в следующем году.

Результаты четырех этапов конкурса показали, что сегодня для представителей системы ДПО крайне важно обмениваться опытом, определять актуальные векторы развития, заявлять о себе как о полноправных субъектах не только региональной, но и общенациональной образовательной среды. Другими словами, действовать в контексте информационного пространства, объединяющего участников и стимулирующего их к активному росту. 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Особенности работы международных отделов зарубежных вузов
Система ДПО в Губкинском университете: гармония традиций и инноваций
Коротко об аккредитации коротких программ
В какие вузы стремятся поступить
Проблемы и перспективы развития отраслевого образования
Как учить поколение Z
О работе центров ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании
Чемпионы своей судьбы
Алексей Чаплыгин о силе брендов российских вузов
Новые параметры проекта «5-100»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ