Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новые параметры проекта «5-100»

Две Ольги Юрьевны – Васильева и Голодец – сошлись в споре, вспыхнувшем на октябрьском общем собрании ректоров ведущих вузов России. Министр образования и науки РФ О.Ю.Васильева предложила оставить в проекте «5-100» только 6 наиболее перспективных вузов. Однако с предложением министра не согласилась вице-премьер О.Ю.Голодец.

Просмотров: 66

Материал опубликован в журнале №97 от 25.09.2017.

6-5-100: новые параметры проекта?

Две Ольги Юрьевны – Васильева и Голодец – сошлись в споре, вспыхнувшем на октябрьском общем собрании ректоров ведущих вузов России, состоящих в ассоциации «Глобальные университеты». Именно здесь руководители учреждений, участвующих в проекте «5-100», узнали о том, что дополнительное бюджетное финансирование могут оставить лишь трети из них.

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева предложила не распыляться на все российские университеты, претендующие на места в международных рейтингах, а из нынешних двух десятков оставить только шесть наиболее перспективных. Речь, в частности, шла о НИУ ВШЭ, МФТИ, Университете ИТМО, НИЯУ МИФИ, НИТУ «МИСиС» и Новосибирском госуниверситете. Однако с предложением министра не согласилась вице-премьер Ольга Голодец…

Вопрос – в финансировании

Напомним, что проект «5-100» направлен на улучшение конкурентных позиций группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ. Проект, стартовавший в 2013 году с подачи Президента РФ Владимира Путина, уже пе-ресек «экватор». Он рассчитан на семь лет, и в 2020 году глава государства, подписавший указ «О мерах по реализации государст­венной политики в области образования и науки», спросит с его исполнителей конкретные результаты. Впрочем, в начале января президент встретился с ректором НИУ «Высшая школа экономики» Ярославом Кузьминовым, который проинформировал главу государства о том, что цель проекта уже, в принципе, достигнута.

Тут бы впору порадоваться – Минобрнауки РФ справилось с поставленной задачей за половину отведенного срока, и, как это водится, подсчитать сэкономленные деньги. Действительно, как и предполагал проект, 5 российских университетов вошли в лучшую сотню рейтингов. Правда, предметных. Но ведь указ и не оговаривал, в каких конкретно рейтингах должны обозначить свое присутствие российские вузы – институциональных или предметных. По словам Я. Кузьминова, в мировых «топах» оказались МИФИ, МФТИ, Новосибирский государственный университет, Университет ИТМО и Высшая школа экономики. При этом ректор «Вышки» предложил поставить группе университетов «5-100» новые задачи: мол, мы готовы взять на себя «повышенные обязательства». Например, до 2025 года войти в каждый предметный рейтинг по всему спектру наук. Вопрос только в финансировании.

Наобещали лишнего…

Именно вопрос финансирования проекта «5-100» стал одной из основных тем на октябрьском совещании ректоров с участием министра образования и науки РФ Ольги Васильевой и вице-премьера Ольги Голодец.

К слову, ровно год назад, в октябре 2016 года на аналогичном заседании ректоров вузов, входящих в ассоциацию «Глобальные университеты», министр предупреждала о том, что в финансирование могут быть внесены изменения… Впрочем, этого вполне можно было ожидать после оглашения результатов второй волны конкурса, проведенного среди российских университетов на право носить звание регионального опорного вуза. Тогда для участников стало полным сюрпризом, когда обещанное финансирование в размере 100 млн. рублей из 22 университетов-победителей получили только 8, а остальным достались поздравления и горячие пожелания успехов в реализации программ развития, разрабатывавшихся, кстати, с прицелом на конкурсные деньги. Особенно не повезло тем вузам, которые, чтобы произвести максимальное впечатление на конкурсную комиссию, мягко говоря, наобещали лишнего.

По мнению регионального директора компании «QS Ltd» по Восточной Европе и Центральной Азии Зои Зайцевой в интервью «Indicator. Ru», поставленная перед российскими вузами задача в принципе не выполнима. В глобальных рейтингах они продвигаются очень медленно, поэтому, если рассматривать именно их, на попадание в топ-100 не хватит ни времени, ни средств. 

Всё прочее – лукавство?

В октябре 2017 года на совещании, посвященном подведению промежуточных итогов проекта «5-100», по сути, вновь был поднят вопрос об оптимизации расходов на авангард российской высшей школы. Министр Ольга Васильева продемонстрировала участникам совещания таблицу с промежуточными итогами проекта – кто чего добился за два с половиной года, и сделала вывод о том, что «надо оставить эффективные вузы, не более 6». По словам министра, за истекший срок на амбициозный проект государство потратило 50,2 млрд. рублей. Оставшиеся 29,2 млрд. она предложила не распылять на 21 вуз, а отдать максимум 6.

Как считает руководитель профильного ведомства, только таким путем можно выполнить указание президента, все прочее – лукавство. То есть из этих 6 избранных вузов как минимум 5 должны войти в рейтинги. А как быть остальным, которые, получая свой кусок от 50 млрд., хотели ворваться в международные рейтинги и, возможно, тоже имели шансы «распечатать» нижний край «топ-100» гигантов мирового образования? Министр пообещала, что им придется отчитаться о проделанной работе и израсходованных деньгах за отчетный период. Ректоры вузов из разряда «оставшиеся» пригорюнились: считанные минуты назад они строили планы, а тут словно подрезали крылья. Ярослав Кузьминов, возглавляющий ВШЭ, которая попала в «великолепную шестерку» министра, от лица «счаст­ливчиков» пытался, видимо, мягко реабилитироваться, заявив о том, что вместе с ними за места в международных рейтингах вполне могли бы побороться еще три-четыре вуза.

Ключевые позиции

За первоначальную версию проекта выступила вице-премьер Ольга Голодец: предложение коллеги-министра ее явно удивило, к тому же спонтанно-публичное обсуждение темы финансирования вряд ли входило в планы высокопоставленного спикера. Вице-премьер настаивала на том, что «нельзя делать резких движений, которые сведут на нет достижения прошлых лет и накопленные уже результаты». Судя по выражениям лиц присутствовавших, ее мнение вполне одобряли все ректоры, чьи вузы не вошли в намеченные «топ-6». Однако как только Ольга Голодец покинула совещание, министр образования и науки еще раз подчеркнула, что «ничего другого не может быть», «потому что распыление программы «5-100» по всем вузам не даст результатов».

После того, как вслед за вице-премьером отбыла и министр, ректоры оживились и обсудили обозначенную перспективу. Кто-то говорил о том, что вузы «поматросили и бросили», другие о репутационных потерях в случае вылета из программы, но Я. Кузьминов напомнил коллегам, что проект был задуман для глобальной цели, и деньги выделялись из бюджета для решения проблем российской экономики. Совещание завершилось принятием итогового документа, в котором ректоры решили указать на необходимость продолжения начавшейся работы.

Миллиарды на «оживление»

Интересно, что уже первоначально перед российскими вузами была поставлена задача попасть не в предметные рейтинги, как это рассматривается сейчас, а в общие. Хотя конкретики в словах президента не было, большинство представителей высшей школы прекрасно понимало, о чем идет речь. Задача была обозначена намного серьезнее, чем оказаться в предметном рейтинге. Но начали с малого, а потом стали преподносить места в предметных рейтингах как выполнение указа.

По мнению регионального директора компании «QS Ltd» по Восточной Европе и Центральной Азии Зои Зайцевой в интервью «Indicator.Ru», поставленная перед российскими вузами задача в принципе не выполнима. В глобальных рейтингах они продвигаются очень медленно, поэтому, если рассматривать именно их, на попадание в топ-100 не хватит ни времени, ни средств. Хотя в целом динамику многие из университетов демонстрируют положительную. В любом случае участие в проекте оживило процессы во всех двух десятках учебных заведений, и в особенности публикационную активность на английском языке, влияющую на рейтингование.

Но не много ли потратили бюджетных средств на «оживление», ведь счет идет на десятки миллиардов рублей? Давайте признаемся себе, что, «оживившись» на 700-м месте международного рейтинга, российскому вузу за какие-то семь лет оказаться в первой сотне лучших не реально. Продвинуться на пару сотен мест вверх – куда ни шло, но ведь в топе находятся университеты, которые не просто являются лидерами, но тоже постоянно совершенствуются. Причем, по определению, гораздо быстрее, чем российские, во многом зависимые от государственного финансирования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: акцент, ао-97, ольга васильева, высшее образование

Похожие материалы:
Проблемы и перспективы развития отраслевого образования
В Госдуме РФ обсудили создание единого образовательного пространства
Приоритет Правительства РФ – цифровая экономика
Инициативы Минобрнауки РФ в сфере общего образования
Как учить поколение Z
Северо-Кавказский институт (филиал) МГЭУ – интеллектуально-образовательный центр региона
Новости образования «АО-97»
Алексей Чаплыгин о силе брендов российских вузов
Особенности работы международных отделов зарубежных вузов
К чему ведет глобальная автоматизация профессий СПО?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#111Система ДПО в Губкинском университете: гармония традиций и инноваций
#102Снежинский физико-технический институт отметил шестидесятилетие
#105Прошлое, настоящее и будущее Бирского медико-фармацевтического колледжа
#102Новочебоксарский химико-механический техникум дает достойное образование
#103В Институте водного транспорта им. Г.Я.Седова реализуется концепция непрерывного флотского образования
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний