Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Госдума: в интересах образования и общества

Государственная Дума РФ VI созыва, которая, по мнению аналитиков, наконец, стала «местом для дискуссий», активна как никогда. Свои первые заседания провел и Комитет ГД по образованию, стратегическая – без преувеличения – роль которого все более отчетливо осознается и властью, и обществом.

Просмотров: 2055

Государственная Дума РФ VI созыва, которая, по мнению аналитиков, наконец стала «местом для дискуссий», активна как никогда. В числе 29 парламентских комитетов свои первые заседания провел и Комитет ГД по образованию, стратегическая – без преувеличения – роль которого все более отчетливо осознается и властью, и обществом. Журналисты «АО» неизменно «сопровождают» все ключевые мероприятия профильного для системы образования комитета.

Без сомнения, одной из глобальных задач комитета, «обязательных» для решения, будет доработка интегрированного закона «Об образоdании в РФ», обсуждаемого уже более года. Хочется верить, что каждый из депутатов решил для себя, с чего начинается законопроектная деятельность.

Может быть, с гражданской позиции?

Опыт и свежий взгляд

В январе 2012 года Комитет Госдумы РФ по образованию был окончательно сформирован. По предложению председателя комитета были избраны заместители: Владимир Бурматов и Олег Смолин – первые, а также Михаил Берулава, Людмила Бокова, Надежда Шайденко, Виктор Шудегов. Членами комитета являются Григорий Балыхин, Ильдар Гильмутдинов, Наталья Губарева, Ирина Мануйлова, Иван Мельников, Марина Назарова, Николай Разворотнев и Ахмет Эркенов. Из прежнего состава в комитете продолжают работать Г. Балыхин, О. Смолин, В. Шудегов, И. Мельников, Н. Разворотнев, А. Эркенов.

Появилось немало новых лиц, в том числе из педагогической среды. Это, например, Л. Бокова – учитель истории из гимназии № 1 г. Балашова Саратовской области, Н. Губарева из Белгородской области, которая в свое время окончила Белгородский педагогический институт им. М.С. Ольминского, И. Мануйлова – бывший директор лицея-интерната № 7 г. Бердска Новосибирской области, Н. Шайденко – бывший ректор Тульского государственного педагогического университета, кстати, совсем недавно избранная членом-корреспондентом Российской академии образования, М. Назарова, бывший председатель Тамбовской областной организации профсоюзов работников народного образования и науки РФ, выпускница Тамбовского педагогического института. К слову, из 15 членов комитета пять женщин.

Можно констатировать, опыт, педагогический и политический, и свежий взгляд в обновленном комитете по образованию на сегодняшний день представлены практически на паритетных началах. Какой результат даст этот сплав? Увидим. Со своей стороны обещаем, что в течение года постараемся поближе познакомить читателей со всеми членами Комитета Госдумы РФ по образованию.

Известно, что в предыдущем созыве при комитете образования существовала система экспертных советов. Новый председатель комитета посчитал нужным провести ревизию системы. Отныне каждый совет будет заточен под определенное направление образования: дошкольное, инклюзивное, международное и т.д.

Распорядиться наследством

Известно, что в преемство новому составу комитета достался 21 законопроект. По мнению председателя, это вполне «добротное наследие», поскольку проекты законов, его составляющие, «находятся в хорошей стадии проработанности, проходят процедуру соответствующих обсуждений в экспертном сообществе». Эти законопроекты, напомнил глава парламентского комитета по образованию, размещены «на сайте Государственной Думы, и, естественно, граждане также имеют возможность вносить свои предложения, а субъекты законодательной инициативы – свои поправки».

Как правило, любое, даже добротное наследство требует упорядочения. Давайте и мы разберемся, на решении каких первоочередных задач сосредоточил свои усилия новый состав комитета по образованию.

Одним из первых шагов было продолжение «пестования» законопроекта о содействии гражданам в получении образования в негосударственных образовательных учреждениях общего и дошкольного образования. (В качестве ремарки, 13 февраля 2012 года Совет Госдумы РФ принял решение о вынесении этого документа на рассмотрение Думы.) По мнению председателя комитета, принятие этого законопроекта поможет решить целый ряд серьезных проблем с негосударственными школами. На сегодняшний день они работают в правовом поле, которое не обеспечивает равенства возможностей по сравнению с муниципальными школами. Что очень важно, как убедительно пояснил А. Дегтярев, введение документа в строй в нынешнем году позволит «детям с 1 сентября 2012 года поступать в негосударственные образовательные учреждения на законном основании, и все школы будут иметь соответствующие преференции». Это обстоятельство, по оценке председателя комитета, будет иметь серьезные позитивные социальные последствия. Если частная школа ведет обучение по государственным образовательным стандартам, то она может смело рассчитывать на получение дополнительной субсидии из бюджета соответствующего уровня на покрытие части затрат, которые на сегодняшний день несут родители. Двух мнений быть не может: родители станут платить меньше! Значит, число родителей, даже с небольшим достатком, у которых появится возможность выбора школы или детского сада для своих детей, увеличится. А детские образовательные учреждения разных форм собственности, неизбежно конкурируя друг с другом за учеников и воспитанников, будут вынуждены повышать качество образования.

Имеет особое значение и срок вступления в силу будущего закона – 1 июля 2012 года: к этому времени, подчеркнул глава комитета, уже сформирован бюджет субъектов и муниципалитетов. Взаимосвязь очевидна: как известно, в законопроекте прописана норма – «за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации… в соответствии с нормативами финансирования образовательной деятельности, установленными для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных образовательных учреждений».

На основании анализа уже состоявшихся заседаний парламентского комитета по образованию можно сделать вывод о том, что его членам удалось внятно структурировать «планов громадье». Депутатами утверждена программа законопроектной работы комитета в период весенней сессии 2012 года, а также план работы комитета в целом на этот период.

О многих законопроектах с трудной судьбой, доводить до ума которые придется уже новому составу комитета, журнал «Аккредитация в образовании» достаточно подробно рассказывал в своих публикациях. К их числу, несомненно, принадлежит проект закона о расширении возможностей использования электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий. Сегодня налицо парадокс: возможности использования информационно-коммуникационных технологий существуют де-факто, но де-юре законодательно не прописаны. Поэтому пока что вне закона, строго говоря, и дистанционное обучение, и электронные экзамены. В ближайшее время комитет вынесет на рассмотрение Госдумы РФ во втором чтении проект, приводящий законодательную базу ИКТ в соответствие с реальной практикой.

Мучительно прокладывал себе широкую законодательную дорогу проект о создании и деятельности студенческих советов (см. «АО» №49, 2011), замалчивать наличие которого в закромах Думы далее стало невозможно. Однако ответить на ключевой вопрос – как превратить студсовет в один из легитимных органов законодательной инициативы и управления в вузе? – не так просто. По мнению А. Дегтярева, законодатели обязаны «пойти навстречу молодежи», ведь студенты – «это внушительная часть гражданского общества, 7 миллионов человек». Став легитимными, считает депутат, студсоветы смогут взять на свои плечи принятие ответственных решений в молодежной среде. (Читайте подробности обсуждения названных законопроектов в следующем номере «АО».)

Всего в период весенней сессии 2012 года (январь-июнь) Комитет Госдумы РФ по образованию намерен рассмотреть 16 законопроектов. Среди них серьезнейшие: поднимающие вопросы увеличения размера стипендий, обеспечения конституционной гарантии общедоступности и бесплатности среднего профессионального образования в государственных учреждениях, содействия педагогическим работникам в доступе к сети Интернет, увеличения надбавок к должностным окладам (ставкам) научно-педагогических работников вузов за ученые степени кандидата и доктора наук, установления мер социальной поддержки педагогических работников и другие. Согласитесь, найти правильное законодательное решение обозначенных вопросов будет очень нелегко. Безусловно, перипетии прохождения этих документов сквозь законотворческое «сито» мы попытаемся донести до вас, уважаемые читатели.

Привлечь внимание к проблеме

Одной из значимых составляющих работы любого думского комитета является организация и проведение парламентских слушаний, круглых столов и других мероприятий, которые, по мнению члена комитета по образованию Григория Балыхина, позволяют «привлечь внимание к проблеме».

Стоит напомнить, что комитет в Думе предыдущего созыва широко использовал потенциал парламентских слушаний, в первую очередь связанных с тематикой рассматриваемых законопроектов, а также посвященных другим актуальным проблемам образования. В период работы Комитета по образования Думы V созыва (2008-2011) прошло 15 парламентских слушаний. Обнародуем не очень широко известный факт, дающий повод гордиться «нашим» комитетом: в мае 2009 года состоялись слушания «Законодательное обеспечение национальной образовательной стратегии – инициативы «Наша новая школа». Они стали первым в истории Государственной Думы опытом проведения парламентских слушаний в формате видеотрансляции в залы пленарных заседаний законодательных органов 83 субъектов Российской Федерации, а также установления обратной связи в режиме видеоконференции с органами законодательной и исполнительной власти, органами управления образованием ряда субъектов РФ. Этот проект стал лауреатом конкурса «Лучший ИТ-проект в госсекторе – 2009», проведенного агентством CNews Analytics в рамках подготовки ежегодного обзора «ИТ в органах государственной власти». В таком креативном режиме парламентский комитет по образованию стал проводить основную часть последующих слушаний и ряд круглых столов.

Особый резонанс имело подробное освещение на страницах нашего журнала парламентских слушаний, проведенных в Думе предшествующего созыва комитетами по образованию и культуре по вопросам художественного образования в проекте нового федерального закона об образовании (февраль, 2011).

Согласно существующей практике, по итогам состоявшихся парламентских слушаний комитет по образованию формулирует рекомендации в адрес Правительства РФ, профильных министерств, Российской академии образования, общественных организаций, работодателей, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, дает оценку состояния рассматриваемых вопросов.

Что касается намеченных на весеннюю сессию слушаний, комитет по образованию после очень детального и вдумчивого обсуждения, в котором приняли участие заместитель председателя Госдумы РФ Людмила Швецова, заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко, директор Департамента правового обеспечения деятельности Минобрнауки Марина Лукашевич, определился с тематикой. В апреле пройдут слушания «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества», в мае – «Нормативное обеспечение реализации полномочий в сфере образования на разных уровнях власти». Выбор тематики, разумеется, неслучаен. Григорий Балыхин, в частности, напомнил о том, что в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2011 году «очень много говорилось об инклюзивном образовании». Дмитрий Медведев
подчеркнул:

– Шаг за шагом мы будем устранять сложности с передвижением инвалидов, будем заниматься их трудоустройством и существенно увеличим количество школ с инклюзивным образованием. Отношение к инвалидам, усилия, которые мы прикладываем к этому, нам необходимы для того, чтобы условия их жизни, их возможности перестали быть ограниченными. Они важны для всех нас, для всего
общества.

В этом контексте особенно веско прозвучали слова Людмилы Швецовой, заострившей внимание на одном из важнейших аспектов проблемы инклюзивного образования:

– На мой взгляд, отрывать специализированное образование от инклюзивного нельзя. Точно так же, как его (человека с ограниченными возможностями здоровья. – Прим. ред.) нельзя отрывать от того, что будет потом, потому что получит человек образование, а дальше «горе от ума», понимаете? Человек получил образование, получил взгляд на жизнь, а в жизни ему места нет.

Подготовительную работу по организации слушаний по указанной теме будет координировать депутат Олег Смолин. Его первым помощником вызвался быть председатель комитета, обозначив свои намерения обезоруживающе ясно:

– Этой проблематикой занимаюсь не столь давно, второй год, но кое-что уже сделано и хотелось бы продолжить.

Стоит обратить внимание и на то, что комитет во главе с новым председателем, судя по всему, придерживается разумных традиций преемственности: к обсуждению проблем инклюзивного образования прежний состав комитета обращался неоднократно и в рамках своих заседаний, и на парламентских слушаниях, круглых столах.

Что касается темы еще одних запланированных на весеннюю сессию слушаний, то проблема совершенствования и распределения полномочий между уровнями власти в сфере образования, по выражению председателя комитета, вызывает оправданную озабоченность. С его точки зрения, законы в сфере образования, направленные на то, чтобы отвечать новым вызовам времени, не всегда на местах воспринимаются с полной мерой ответственности и глубиной понимания:

– По-разному читают законы в Государственной Думе, в регионах, в муниципалитетах и учреждениях образования. Как это ни парадоксально, но это действительно так.

Игорь Реморенко высказался по этой проблеме весьма определенно:

– Думаю, что тема созрела для законодательного обсуждения.

Он пояснил свою позицию:

– Как раз парламентские слушания ценны для медийного поля тем, что они позволяют собрать с регионов палитру мнений на сей счёт и просчитать риски, которые вследствие тех или иных решений возможны уточнить собственно законодательные инициативы, которые могут быть в этой области.

На важность еще одного аспекта указал А. Дегтярев:

– В преддверии большого закона об образовании это может быть весьма актуальным, то есть позволит сделать обсуждение документа, который рано или поздно поступит в Думу, более объективным.

«Прикладное» значение темы распределения полномочий между уровнями власти в сфере образования более чем актуально сегодня, как отметили А. Дегтярев и И. Реморенко. Причина известна: на региональный уровень полномочий передается большая часть учреждений НПО и СПО. Как прекрасно осведомлены выступающие, в связи с этим у субъектов Российской Федерации возникает очень много проблем, связанных и с сохранением материально-технической базы учебных заведений, и с организацией учебного процесса (кстати, это новое полномочие для регионов).

О круглых столах. Комитет по образованию Госдумы прошлого созыва провел в этом формате 24 заседания. На весеннюю сессию 2012 года их запланировано два: «Инструменты контроля и обеспечения качества в сфере дополнительного профессионального образования» и «Образование и здоровье: состояние и проблемы законодательства».

Подводя итоги сказанному, будет справедливым сделать вывод: первые шаги нового комитета Госдумы РФ по образованию не выглядят неуверенными, и это обстоятельство искренне радует.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Законопроект об образовании перед вторым чтением Госдумой РФ
Развитие инженерного образования и его роль в модернизации
Закон об образовании: согласие и согласованность
Негосударственных детей в России нет
Историческое образование: выстраивая линейку...
Новый формат педагога
Комитет по образованию ГД: впереди большая работа
Функция воспитания возвращается в школу
Госдума: обсуждение законопроекта «Об образовании в РФ»
Какая аккредитация нужна вузам «легкого поведения»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ