Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №53

Вступительное слово главного редактора журнала «Аккредитация в образовании» Галины Мотовой к 53 номеру.

Просмотров: 1477

Влияет ли градусник на болезнь

Галина МОТОВА,
главный редактор

Все зависит от условий и цели использования градусника: например, если ставить диагноз и принимать жизненно важные решения о методах лечения болезни, основываясь только на наличии повышенной температуры и не используя другого медицинского оборудования. К счастью, в здравоохранении диагностика требует целой серии анализов и изучения состояния больного, чего не скажешь об образовании.

На основании ЕГЭ – единственной унифицированной шкалы оценки – сегодня можно поставить пожизненный диагноз судьбе и карьере человека, а также принимать решения об аттестации школы, учителей-предметников, об оценке деятельности регионального министерства образования и губернатора (интервью с координатором Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA в России Г.С. Ковалевой). В такой ситуации все сводится к тому, что система начала приспосабливаться под инструмент. Стоит ли удивляться, что учеников уже в начальной школе начинают натаскивать по заданиям ЕГЭ, не уделяя внимания творчеству, развитию личности и кругозора. И так далее, вплоть до того, что студентов натаскивают по заданиям аккредитационного тестирования, а вуз подгоняет свои показатели под критерии аккредитации. И если нет других измерителей, способных сбалансировать результат, такие подходы могут в лучшем случае только консервировать ситуацию, но никак не способствовать качественному улучшению.

С другой стороны, сама по себе разработка измерителей, оценочных средств и методов – необходимое условие мониторинга и анализа тенденций развития, а формирование культуры оценивания является гарантией качества образования.

Еще один важный вопрос: в чьих руках окажется «градусник»? Если педагогические измерительные материалы используются педагогами и психологами, можно не сомневаться – в целях мониторинга и диагностики. Если чиновниками – то для принятия мер, далеко не всегда позитивных. Такое предположение – результат прочно сложившегося в последнее время отношения к чиновникам. «Фигура государственного служащего продолжает оставаться в общественном сознании одной из самых непопулярных… и по негативу восприятия образ чиновника идёт следом за фигурой бандита», – приводит в своей статье итоги социологических опросов ректор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ С.Н. Лаврентьев. Вместе с тем государственные служащие – это тоже продукт современного отечественного образования, как инженеры, врачи, педагоги, экономисты, юристы и другие. Получается замкнутый круг: при отсутствии государственного заказа на подготовку специалистов (нет, не о бюджетных местах речь – о концепции, четких приоритетах и стимулах) не приходится ждать высококвалифицированных, социально ответственных, морально и нравственно устойчивых специалистов, подготовленных для служения обществу и государству.

Безусловно, еще есть в России талантливая молодежь, такие как лауреаты Зворыкинской премии – 2011 (в материале «Ученому необходима потребность мечтать»), но почему так бездумно мы ими разбрасываемся («Наука без акцента») и все больше с каждым годом теряем привлекательность российского образования («Экспорт образования: дайджест мировых тенденций»)?

Остается надежда, что инициативы академической общественности («Университет как «локомотив» идеи») не будут ограничиваться пределами допустимых значений государственных контрольных «градусников», а государственная политика в области образования обретет внятное и разумное начало в составе обновленного Комитета по образованию Государственной Думы РФ VI-го созыва («В интересах образования и общества»).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Слово редактора к №36
Слово редактора к №52
Слово редактора к №82
Кто устанавливает приоритеты?..
Слово редактора к №71
Слово редактора к №44
Слово редактора №93
Слово редактора к №54
Слово редактора к №70
Слово редактора к №91

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ