Опыт обучения взрослых в городах Европы, Азии и РоссииВсе страны в большей или меньшей степени испытывают на себе процесс глобализации. Накопленные знания пересекают государственные границы. Экономика, основанная на знаниях, растет с беспрецедентной скоростью. В результате цикл технического обновления сокращается. Продолжительность жизни предприятий и индустрий становится короче. Впервые в истории люди вступили в век, когда степень или диплом больше не гарантируют пожизненное трудоустройство и постоянный доход. Просмотров: 3588
Территории познания и культурыВсе страны в большей или меньшей степени испытывают на себе процесс глобализации. Накопленные знания пересекают государственные границы. Экономика, основанная на знаниях, растет с беспрецедентной скоростью. В результате цикл технического обновления сокращается. Продолжительность жизни предприятий и индустрий тоже становится короче. Впервые в истории люди вступили в век почти полной неопределенности, когда степень или диплом больше не гарантируют пожизненное трудоустройство и постоянный доход. Это заставляет как профессионалов, так и людей, не имеющих специальности, постоянно обучаться и переобучаться, а руководителей – задумываться о роли образования и культуры в социально-экономическом развитии города или региона и предпринимать определенные шаги для их подъема. В результате в мире возникают сообщества, города и регионы, которые получили название «обучающиеся». Первой была КакегаваЛидером в развитии идеи обучающихся городов является Япония. В этой стране многие годы доктрина «обучающееся сообщество» развивается как официальная, государственная. Движение городов, население которых учится всю жизнь, началось здесь с маленького городка Какегава, расположенного недалеко от Токио. Для того чтобы люди не уезжали в столицу, власти этого поселения начали привлекать граждан к дальнейшему формальному и неформальному образованию, посещению различных культурных мероприятий и поощрять различные виды коммерческой деятельности. В 1971 году Какегава объявила себя «городом обучения на протяжении всей жизни». В соответствии с этой концепцией пожизненное обучение интерпретируется как культивирование новых отношений, попытка сделать жизнь менее сосредоточенной на работе. Исходя из данной интерпретации, неформальное образование в Какегаве организовано на трех уровнях: городском, районном и подрайонном. На городском уровне создаются условия для обучения в таких областях, как местная история, садоводство, пение и т.п. Другие виды обучения поддерживаются на уровне районов (их 16) посредством создания клубов по интересам. А 140 подрайонов отвечают за организацию спортивных и культурно-просветительских занятий, обучение церемониалу или ремеслам. Кроме того, есть еще много пожизненных центров обучения, управляемых частными некоммерческими организациями. В результате такой политики граждане Какегавы воспринимают пожизненное обучение как культуру, как отношение к жизни и как процесс участия в делах сообщества. Сейчас в Японии много обучающихся городов. Ключевой элемент – регионыМежду обучающимися городами (сообществами) налаживается взаимодействие и социальное партнерство. Процесс может охватить весь регион и оказать положительное воздействие на его социально-экономическое развитие. По мнению многих исследователей, именно регионы будут ключевым элементом новой эпохи глобальных изменений, основанных на экономике знаний. Наступает эра обучающегося общества. Движение обучающихся сообществ и городов насчитывает несколько десятилетий, но особенно активизировалось на рубеже веков, когда в него включились многие страны. Например, в Австралии обучающиеся города объединились в ассоциацию, которая разрабатывает и реализует оригинальные концепции социально-экономического развития на основе идеи образования на протяжении всей жизни. Мировой банк поддерживает инициативу этой страны. Недавно члены ассоциации установили общение через Интернет, что способствует обмену идеями, опытом, улучшению сотрудничества всех заинтересованных в развитии пожизненного обучения лиц и сторон и побуждает новые сообщества к творческому развитию. Образованная в Австралии сеть обучающихся городов является международным юридическим лицом. Процесс пошелОбучающиеся города и регионы особенно активно развиваются в европейских странах. Обучение на протяжении всей жизни – важная часть политики построения активного гражданского общества и социальной интеграции, проводимой Европейским Союзом. Главная стратегическая цель этой международной организации – радикальное преобразование европейской экономики и связанное с ним развитие человеческого капитала. Обучающиеся города и регионы – широко распространенная концепция европейской политики в области образования. Реализуется она в зависимости от особенностей той или иной страны и конкретного территориального образования. Опыт в этой области имеют Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Греция, Германия, Дания, Италия, Испания, Ирландия, Кипр, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словения, Румыния, Финляндия, Швейцария и другие страны.
Модели обучающихся городов весьма разнообразны и зависят от реализуемой концепции. В одних случаях во главу угла ставится подъем культурного уровня и выработка гражданской позиции людей, в других – изучение информационно-коммуникационных технологий, в третьих – содействие экономическому росту в регионе. Есть и другие варианты. Но, как бы то ни было, все они способствуют социально-экономическому развитию территорий и благотворно воздействуют на людей. Пример впечатляющего экономического и культурного преобразования в результате реализации концепции пожизненного обучения граждан представляет собой германский город Йена. До 1989 года и немецкого воссоединения в ее экономике доминировала оптика Карла Цейсса. Предприятия этой фирмы нанимали 23 тыс. местных жителей из общего количества 68 тыс. Сегодня в оптической промышленности работают только 4,5 тыс. человек. Новая стратегия развития Йены – область высоких технологий. Ее осваивают приблизительно 200 компаний. Глубокие экономические и культурные изменения в экономике города произошли очень быстро. Ориентируясь на них, Университет им. Ф. Шиллера всего за шесть лет заменил 85 процентов персонала, а все преподаватели в Тюрингии – приблизительно 32 тыс. человек – прошли переаттестацию. Движение обучающихся регионов развилось в Германии очень быстро. Если в 2001 году в него включились только 3 участника, то в 2002 году их уже было 54. А в настоящее время это движение поддерживает 91 город и муниципалитет. В соответствии со специальной программой правительство ФРГ оказывает поддержку 70 обучающимся регионам, расположенным в разных землях. В первый год работы (фаза планирования) все они получают поощрение для конкретизации своих идей и предложений. Если предлагаемая ими концепция обучения убедительна, начинается длящаяся до четырех лет фаза реализации, на протяжении которой регионы должны постоянно увеличивать собственную долю финансирования. Затем государственная поддержка прекращается. По близкой модели развивается движение обучающихся городов в Австрии. Там, по данным 2009 года, 13,8 процента лиц в возрасте от 25 до 65 лет либо приняли участие в образовательных мероприятиях, либо учились на курсах повышения квалификации на протяжении последних четырех недель перед опросом. Это более высокий показатель, чем в среднем по Европейскому Союзу. Особое внимание австрийцы уделяют сельским регионам, которые по инициативе министерства охраны окружающей среды включены в программу Европейского Союза по развитию сельских районов на 2007-2013 годы. Из средств ЕС, Европейского сельскохозяйственного фонда, федеральных и местных органов власти им выделяется в общей сложности 423 млн. евро. Пример обучающегося региона во Франции – Пуатье. Развитие новых технологий связи, мультимедиа привлекло в этот преимущественно сельский район 70 фирм. Центром притяжения высококвалифицированной рабочей силы стал технопарк «Futuroscope», объединивший научные исследования, образование и досуг. К настоящему времени здесь созданы 1,5 тыс. рабочих мест и 12 тыс. – вокруг. Также технопарк является главным туристским объектом, привлекающим посетителей со всего света. Проекты секретариата по обучению взрослых министерства образования Греции продвигают пожизненное обучение через приобретение мультинавыков и улучшение грамотности населения. Это такие программы, как школы «второго шанса», греческий язык для иммигрантов, управление досугом, изучение местной истории, женщины-предприниматели и т.п. Европейские сетиСотрудничество обучающихся городов или регионов – своего рода ключ к достижению поставленных целей. Каждый, действуя в конкретных условиях, накопил опыт создания институтов обучения в течение всей жизни, заинтересованных во взаимодействии и государственно-частном партнерстве, научился управлять ими. В ситуации, когда многие европейские страны стремятся децентрализовать основные услуги и передать принятие решений на региональный уровень, опыт одних помогает развитию и процветанию других. К тому же образовательные задачи часто связаны друг с другом и многомерны. Чтобы адекватно их решать, необходимо организовать обмен опытом на уровне государств. Важную роль в этом деле играют европейские сети обучающихся регионов. С одной стороны, они вовлекают в движение новых участников, с другой – способствуют распространению опыта лидеров. Программы обучения, разработанные новыми участниками, субсидируются правительствами европейских стран. Постоянно действующими европейскими сетями обучающихся регионов является PENR3L и ПАСКАЛЬ – стратегический союз развития и международных исследований в области управления регионами развития социального капитала и обучающихся регионов. В 2008 году эти организации объединенными силами провели конференцию в ирландском городе Лимерике и приняли на ней важный документ, аккумулирующий опыт обучающихся регионов, – Лимерикскую декларацию. Мировой поток все шире
Движение обучающихся регионов охватывает все новые и новые территории. Интересна концепция развития первого обучающегося города Индии – Удайпура, история которого насчитывает более тысячелетия. Она основывалась на утверждении, что, «завтрашние проекты не будут прибывать только из Вашингтона, Москвы, Лондона или Парижа… Они будут местные, согласованные с фактическими местными потребностями». В Китае при всем его своеобразии тоже учитывается мировой опыт и используется модель обучающегося города. Вот как это происходит в Шанхае, где новая идея столкнулась с двумя внутренними конфликтами – этническим и социокультурным. Первый произошёл между коренными жителями Шанхая и мигрантами из других китайских городов и привёл к значительной дискриминации последних. Второй связан со стремлением избавиться от влияния плановой экономики и наверстать упущенное в отношении экономического развития и модернизации. Не все жители приняли переход к рыночной экономике и идеи современного развития. С целью разрешить конфликты, а также поставить город на путь глобализации, муниципальная власть разработала пять основных стратегий, а по сути этапов, касающихся вопросов коллективного самосознания. Стратегия была нацелена на превращение Шанхая в первый город, являющийся символом национального единства, и в один из городов мира, включившихся в процесс глобализации. Вторая стратегия, тесно связанная с первой, заключалась в том, чтобы привить жителям осознание причастности к развитию города и необходимости вклада в общее дело. Третья стратегия состоит в том, чтобы повысить уровень цивилизованности горожан. Для реализации этих трех стратегий, кроме некоторых других мер, администрация Шанхая ввела в 1995 году свод основных правил поведения, называемый «Семь вещей, которые нельзя делать»: нельзя плевать, сорить, наносить ущерб окружающей среде, причинять вред общественным зданиям и сооружениям, переходить дорогу там, где это не разрешено, курить в общественных местах. Затем муниципальные власти провели ряд акций по созданию положительного образа жителей города: таких, например, как «Дух шанхайцев» и «Быть славными шанхайцами». В 2002 году правила поведения были дополнены еще одним сводом: «Семь вещей, которые следует делать»: следует уважать каждого, соблюдать правила и предписания, во всём делать всё возможное, выполнять обещания, быть дружелюбными, быть экономными, помогать нуждающимся. Четвёртая стратегия была нацелена на изменение имиджа города в глазах его жителей. Для этого проводились международные престижные мероприятия, направленные на привлечение внимания остального мира. Администрация Шанхая стремилась превратить город в международный центр туризма и конференций, подобный Гонконгу и Токио. Сейчас в Шанхае приводится в исполнение план действий, схожий с лондонским планом (Corporation of London, 2004), по которому имидж города поднимается по семи аспектам: сохранить общественный порядок и обеспечить личную безопасность граждан, построить чистый город, защитить окружающую среду, поддерживать цивилизованность граждан, ценить целостность, содействовать развитию научных знаний, поощрять дружелюбие. И только пятая стратегия имеет непосредственное отношение к образованию. Она заключается во включении дисциплины, изучающей вопросы современного развития Шанхая, в школьную программу в качестве факультатива или отдельного специального предмета. Перечисленные меры кажутся наивными, сам способ установления единства «сверху» вызывает возражение. Но воля муниципальных властей и реальные шаги, предпринимаемые для того чтобы снять социальную напряженность, поднять культуру граждан, улучшить образ города и воля, проявленная муниципальной властью, заслуживают внимания. Шанхай представляет еще один, пусть и спорный, вариант формирования обучающегося города. На обочинеК сожалению, наша страна пока еще остается в стороне от мирового потока. В России нет специального закона об образовании взрослых, поэтому говорить приходится не об общественно-государственной системе обучения на протяжении всей жизни, а о попытках включиться в мировое движение, которые предпринимаются «снизу». Если конкретнее, это ряд интересных проектов, реализуемых вузами, и формирование единого образовательного пространства, над чем работают многие территории. Есть в России и регион, поставивший перед собой непосредственную задачу – создать обучающееся сообщество. С 2001 года в городе Боровичи и Боровичском районе Новгородской области воплощается в жизнь муниципальная программа «Обучающееся сообщество», нацеленная на преодоление отставания в развитии образования взрослых. Ее разработчики придерживаются точки зрения, что к непрерывному образованию имеет отношение любая просветительская работа, проводимая со взрослыми людьми: и общеобразовательная, и профессиональная. В ходе реализации программы выявляются образовательные потребности населения и городского хозяйства, изучается учебно-материальная база и возможности ее улучшения, определяются пути вертикальной и горизонтальной интеграции профессиональных учебных заведений различных типов, проводится мониторинг развития образовательного пространства территории. В итоге должна произойти кооперация всех учреждений, организаций, структур, так или иначе задействованных в обучении взрослого населения, и возникнуть разнообразная по уровням и направлениям система непрерывного образования. В Боровичах организованы высшие народные школы, где взрослые люди осмысливают изменения, происходящие в мире, и связанные с этим свои возможности и ограничения, проводятся недели образования, которые охватывают все слои населения и являются первым шагом на пути к созданию обучающегося сообщества. Сделана попытка осуществления непрерывного образования путем создания учебно-научного производственного комплекса. В настоящее время идея обучающегося региона воплощается в жизнь в соответствии с двумя муниципальными целевыми программами. Одна – «Развитие информационного общества в Боровичском муниципальном районе на 2011-2013 годы» – предполагает внедрение и освоение информационных и коммуникационных технологий. А другая –«Молодежь Боровичей на 2011-2015 годы» – создание на территории района условий для успешной социализации и эффективной самореализации юношей и девушек, развитие потенциала молодежи в интересах страны и собственных. Реализуя в течение десяти лет идею обучающегося региона, Боровичский муниципальный район проложил дорогу для других малых и средних городов России. Опыт первопроходца обобщается и распространяется. Этому способствуют ежегодные акции ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых» и международный конкурс «Красивая школа», предполагающий участие детей в диалоге поколений. Вслед за Боровичами в других регионах России (Алтайский край, Иркутская область, Альшеевский район Республики Башкортостан), а также на Украине организуются высшие народные школы, где люди учатся осмысливать те или иные ситуации, свои возможности и ограничения. Они являются самыми активными провайдерами образования взрослых. С 2009 года проводится форум высших народных школ Украины и России, объединенных сетевым договором «Обучающийся регион». Как показывает зарубежный и отечественный опыт, важнейшим кирпичиком строительства обучающихся городов являются совместные действия местной власти, образовательных институтов, организаций культуры и работодателей. В настоящее время опыт такого взаимодействия формируется в Республике Татарстан, где проводятся недели образования взрослых и действует новый элемент инновационной инфраструктуры – центр кластерного развития. По поводу центра стоит заметить, что правительство нашей страны выделяет на создание подобных структур субсидии на конкурсной основе. В 2010 году, кроме Татарстана, конкурс выиграли Пермский край, Калужская, Самарская, Ульяновская, Томская области и Санкт-Петербург, так что предпосылки для участия в движении обучающихся сообществ, городов, регионов расширились. Развивается в России и концепция электронных городов, но пока только теоретически. В январе 2012 года в Кировограде прошел Международный форум «Креативный город», а в апреле 2012 года региональная общественная организация «Дом Европы в Санкт-Петербурге» совместно с кафедрой государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского института гуманитарного образования проведет семинар по проблемам развития обучающихся регионов, где будет представлен опыт Германии. Своеобразный облик каждого обучающегося города или региона, активное сетевое взаимодействие между ними, а главное – развитие человеческого потенциала делают их программы весьма привлекательными, а потому движение быстро набирает силу. За обучающимися городами – будущее. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|