Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Четыре условия непрерывного образования машиностроителей

За последние тридцать лет среднее количество работающих на предприятиях машиностроительного комплекса сократилось в несколько раз. Относительно небольшие производства оказались в этом плане гораздо более уязвимыми. Сейчас на таких предприятиях на специалистов возложено огромное количество непрофильных функций.

Просмотров: 1169
С.В. КАСЬЯНОВ, декан факультета повышения квалификации преподавателей Камской государственной инженерно-экономической академии (Республика Татарстан, г. Набережные Челны)

Ныне получение образования для большинства граждан России является прикладной задачей, решить которую необходимо, чтобы получить работу, сделать карьеру, обеспечить благосостояние. В условиях административной экономики, ответы на эти запросы, по сути, гарантировались. На иждивении государства состояло не так уж мало наших граждан.

Если говорить о машиностроительном комплексе, непродуманный переход к рыночной экономике создал в России совершенно особую ситуацию. Некомпетентные собственники оказались незаинтересованными в развитии предприятий. Они понимали: если удалось так легко, практически даром получить собственность, её можно и так же легко лишиться.  Угодные владельцам директора старались выжать из имеющегося оборудования всё возможное, и при этом никак не поддерживали его техническое состояние. Инженерные подразделения были ликвидированы, а вспомогательные службы обескровлены. Все силы руководство бросило только на выпуск и продажу товарной продукции. Персонал предприятий несколько лет попросту выживал на старом багаже знаний. В этот период заметно снизился интеллектуальный потенциал специалистов и была в значительной мере утеряна культура подготовки производства.

За последние тридцать лет среднее количество работающих на предприятиях машиностроительного комплекса сократилось в несколько раз. Естественно, относительно небольшие производства оказались в этом плане гораздо более уязвимыми. Сейчас на таких предприятиях на специалистов возложено огромное количество непрофильных функций. У них нет возможности систематически учиться. Кроме того, руководители многих предприятий запрещают своему персоналу общаться с людьми, которые работают на других производствах. Обмен опытом также стал практически невозможным.

С другой стороны, на мой взгляд, в связи с переходом на двухуровневую систему высшего образования вузы потеряли способность обеспечить выпускникам уровень, приемлемый для практической работы. Полагаю, в дальнейшем ситуация будет только ухудшаться.

«Нельзя надеяться, что, устроившись на работу, молодые специалисты, получившие преимущественно теоретические знания, будут разрабатывать те или иные инновации. У них нет на это времени. Они должны практически освоить правила применения современных инструментов и средств инженерного проектирования. Все это нужно было максимально понятно преподать студентам еще во время обучения. Но для такой подготовки требуются преподаватели-эксперты и консультанты. Если вуз сумеет их вырастить, он окажет огромную помощь развитию региона».

Как же всё-таки обеспечить запросы собственников и помочь нашим гражданам развить свой потенциал? Выход вполне очевиден – это скорейшая реализация как минимум четырех условий, связанных с непрерывным образованием работников и специалистов предприятий.

Условие первое – формирование региональных систем непрерывного дополнительного профессионального образования. В России подвижность населения очень невелика, а различия в специализации регионов существенны.

Следовательно, задачи  обучения персонала многообразны. Это означает, что какие-то обязательные направления – охрану труда, экологию, промышленную безопасность – могут реализовывать узкоспециализированные учреждения ДПО, но основную деятельность должно осуществлять учреждение, являющееся лидером региональной системы. Таким может стать политехнический вуз.

Условие второе – наличие преподавателей-экспертов и консультантов. Нельзя надеяться, что, устроившись на работу, молодые специалисты, получившие преимущественно теоретические знания, будут разрабатывать те или иные инновации. У них нет на это времени. Они должны на практике освоить правила применения современных инструментов и средств инженерного проектирования. Все это нужно было максимально понятно преподать студентам еще во время обучения. Но для такой подготовки требуются преподаватели-эксперты и консультанты, которых пока нет. Если вуз сумеет их вырастить,  он окажет огромную помощь  развитию региона.

Условие третье – не рассматривать непрерывное образование само по себе. Компактные узкоспециализированные предприятия остро нуждаются не только в обучении специалистов, но и в широкой номенклатуре технических услуг, прежде всего связанных с подготовкой производства. Поставщики таких услуг должны быть не только надежны, но и универсальны. Ведь невозможно заказывать множество услуг у разных исполнителей и быть спокойным за конечный результат своей работы. Поэтому непрерывное образование необходимо вплести в комплекс услуг (проектных, измерительных, ремонтных, информационных), а не рассматривать само по себе.

«Разработка отраслевых образовательных стандартов вызывает вопрос: если, например, российские автомобили неконкурентоспособны на мировом рынке, как же их производители смогут разработать действительно современный востребованный стандарт? Не лучше ли поручить работодателям оценивать результативность обучения по качеству выполнения работниками новых функций?»

Условие четвертое – не считать панацеей аккредитацию программ дополнительного образования и разработку профессиональных стандартов. Почему? Аккредитация программ дополнительного образования, осуществляемая профессиональным сообществом, вряд ли будет работать, потому что формальный критерий выбора экспертов (наличие ученой степени)  не характеризует и не гарантирует их компетентность. Разработка отраслевых образовательных стандартов вызывает вопрос: если, например, российские автомобили неконкурентоспособны на мировом рынке, как же их производители смогут разработать действительно современный востребованный стандарт? Не лучше ли поручить работодателям оценивать результативность обучения по качеству выполнения работниками новых функций?

Соблюдение всех перечисленных выше условий требует помощи государства. Ведь возможности машиностроительных предприятий по оплате обучения  весьма скромные.  А сами работники обучаться за деньги будут только по тем программам, которые позволяют искать приемлемое место работы: бухгалтер, сметчик и прочие.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: образование в течение жизни, Набережночелнинский институт КФУ, дополнительное профессиональное образование, точка зрения, ао-65

Похожие материалы:
Дополнительное образование: найти нишу, чтобы не зайти в тупик
Профессиональное самообразование – безграничный ресурс
Коммерциализация дополнительного профессионального образования
Проблемы дополнительного образования в свете нового закона
Опыт обучения взрослых в городах Европы, Азии и России
О необходимых изменениях в системе непрерывного образования с позиции бизнеса
ДПО: как покинуть периферию?
Дополнительное профессиональное образование работников АПК
Межрегиональный отраслевой ресурсный центр в Тольятти
Экспертиза качества программ дополнительного профессионального образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ТЕХНООПТИМИСТЫ ПРОТИВ ТЕХНОСКЕПТИКОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ПРОЙДЕТ В «СКОЛКОВО»
VIII Международный Форум инновационного развития «Открытые инновации» состоится с 21 по 23...
В Высшей школе экономики пройдет X Международная российская конференция исследователей высшего образования
В Высшей школе экономики пройдет X Международная российская конференция исследователей высшего...
RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
Информационно-аналитический портал российской национальной нанотехнологической сети RusNanoNet.ru...
V Всероссийский студенческий форум «Инженерные кадры - будущее инновационной экономики России»
Поволжский государственный технологический университет приглашает вас принять участие в работе V...
Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский фонд фундаментальных исследований»...
Из журнала
#101Медицинский колледж Управделами Президента РФ готовит конкурентоспособных специалистов
#106Научно-образовательный центр Республики Дагестан
#106Инклюзия и коррекция в школе на примере обучения глухих и слабослышащих детей
#106Базовый центр по топ-50 в Саратове реализует эффективную стратегию развития
#100Бийский педагогический колледж отметил столетний юбилей
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку