Дополнительное образование: найти нишу, чтобы не зайти в тупикКлючевым вопросом создания центров прикладных квалификаций является экономическая основа их функционирования, поскольку существующие учреждения НПО и СПО, работая в рамках утвержденных государственных заданий, осуществляют обучение, финансируемое из бюджета субъекта федерации, только по длинным программам. Просмотров: 977
ТенденцииНа рынке труда и образовательных услуг Удмуртии отчетливо виден ряд устойчивых тенденций. Как и во многих регионах страны, в республике происходит обусловленное демографическим спадом сокращение контингента учащихся в системе начального и среднего профессионального образования, а на большинстве предприятий возрастает дефицит рабочих, обладающих высокой квалификацией. Благодаря растущему спросу взрослого населения и организаций расширяется рынок коротких программ и, соответственно, снижается интерес к программам, рассчитанным на длительный срок обучения. Растет и потребность объединения работодателей в формировании рынка квалификаций и независимой оценке качества преподавания. Как свидетельствуют данные общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», проблема нехватки работающих кадров сегодня по значимости вышла на первое место, обогнав коррупцию и административные барьеры. Одним из способов выхода из этой сложной ситуации является формирование многофункциональных центров прикладных квалификаций. Что будут представлять собой такие центры и какова экономическая основа их функционирования? Основа развитияУчебный центр прикладных квалификаций – это структурное подразделение крупного многопрофильного колледжа или техникума, созданного на базе действующего ресурсного центра, обладающего современной учебной материальной базой, подготовленными кадрами, лицензией на программы профессионального обучения и профессионального образования и прошедшего профессионально-общественную аккредитацию. В основе формирования центра должны быть следующие принципы:
Болевая точкаКлючевым вопросом создания центров прикладных квалификаций является экономическая основа их функционирования, поскольку существующие учреждения НПО и СПО, работая в рамках утвержденных государственных заданий, осуществляют обучение, финансируемое из бюджета субъекта федерации, только по длинным программам. Но обучение продолжительностью два с половиной – три года не вполне устраивает работодателей, тем более что после получения диплома часть выпускников уходит в армию или продолжает учиться дальше. Закон об образовании 1992 года не предусматривал бюджетное финансирование коротких программ, в результате профессиональное обучение осуществлялось главным образом за счет средств физических и юридических лиц. Принятым «Законом об образовании в Российской Федерации» предоставление профессионального обучения не отнесено ни к полномочиям РФ, ни к полномочиям её регионов. Для того чтобы государственные образовательные учреждения заполнили эту нишу, необходимо, чтобы короткие программы вошли в контрольные цифры приема, формируемые правительством субъекта федерации. А это станет возможным, если региональными законами о реализации полномочий в сфере образования, разрабатываемыми сейчас в связи с вступлением в силу федерального закона №273, будет предусмотрена не только организация и предоставление среднего профессионального образования, но и организация и предоставление профессионального обучения. В этом случае учебные центры профессиональных квалификаций могут создаваться как образовательные организации или как структурные подразделения существующих образовательных организаций. Финансирование из регионального бюджета государственного задания по программам профессионального обучения и среднего профессионального образования позволит выполнять основную задачу создаваемых центров: преодоление разрыва между потребностями экономики в квалифицированных рабочих и реальным уровнем их подготовки. Таким образом, принятие регионального закона о реализации полномочий в сфере образования сформирует на первом этапе необходимую нормативно-правовую базу для создания и функционирования учебных центров прикладных квалификаций. Важной является и проблема участия работодателей в подготовке кадров. Для стимулирования взаимодействия бизнеса с системой образования на примере мирового опыта необходимо предусмотреть налоговые льготы предприятиям, принимающим участие в подготовке кадров. Следовательно, необходимо внести изменения в статьи 146 и 270 Налогового кодекса РФ и освободить от уплаты налога на прибыль и НДС средства предприятий и организаций, вложенные в развитие материально-технической базы образовательных учреждений НПО, СПО, ВПО и ДПО. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|