Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Дополнительное образование: найти нишу, чтобы не зайти в тупик

Ключевым вопросом создания центров прикладных квалификаций является экономическая основа их функционирования, поскольку существующие учреждения НПО и СПО, работая в рамках утвержденных государственных заданий, осуществляют обучение, финансируемое из бюджета субъекта федерации, только по длинным программам.

Просмотров: 977
В.М. ЧУЧКОВ, заместитель министра образования и науки Удмуртской Республики

Тенденции

На рынке труда и образовательных услуг Удмуртии отчетливо виден ряд устойчивых тенденций. Как и во многих регионах страны, в республике происходит обусловленное демографическим спадом сокращение контингента учащихся в системе начального и среднего профессионального образования, а на большинстве предприятий возрастает дефицит рабочих, обладающих высокой квалификацией. Благодаря растущему спросу взрослого населения и организаций расширяется рынок коротких программ и, соответственно, снижается интерес к программам, рассчитанным на длительный срок обучения. Растет и потребность объединения работодателей в формировании рынка квалификаций и независимой оценке качества преподавания.

Как свидетельствуют данные общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», проблема нехватки работающих кадров сегодня по значимости вышла на первое место, обогнав коррупцию и административные барьеры. Одним из способов выхода из этой сложной ситуации является формирование многофункциональных центров прикладных квалификаций. Что будут представлять собой такие центры и какова экономическая основа их функционирования?

Основа развития

Учебный центр прикладных квалификаций – это структурное подразделение крупного многопрофильного колледжа или техникума, созданного на базе действующего ресурсного центра, обладающего современной учебной материальной базой, подготовленными кадрами, лицензией на программы профессионального обучения и профессионального образования и прошедшего профессионально-общественную аккредитацию.

В основе формирования центра должны быть следующие принципы:

  • концентрация дефицитных высокостоимостных ресурсов;
  • сетевая организация обучения для расширения доступа к ресурсам, продиктованного выбором образовательной программы, видом профессиональной деятельности, способом обучения, и для реализации механизма государственно-частного софинансирования модулей образовательной программы;
  • корпоризация управления для перехода от директивных отношений к договорным со всеми субъектами, обеспечивающими качество прикладных квалификаций: работодателями, обучающимися, учреждениями профессионального образования, органами управления. Для ускорения этого перехода руководителям необходимо в совершенстве овладеть методикой бизнес-менеджмента.

Болевая точка

Ключевым вопросом создания центров прикладных квалификаций является экономическая основа их функционирования, поскольку существующие учреждения НПО и СПО, работая в рамках утвержденных государственных заданий, осуществляют обучение, финансируемое из бюджета субъекта федерации, только по длинным программам. Но обучение продолжительностью два с половиной – три года не вполне устраивает работодателей, тем более что после получения диплома часть выпускников уходит в армию или продолжает учиться дальше.

Закон об образовании 1992 года не предусматривал бюджетное финансирование коротких программ, в результате профессиональное обучение осуществлялось главным образом за счет средств физических и юридических лиц. Принятым «Законом об образовании в Российской Федерации» предоставление профессионального обучения не отнесено ни к полномочиям РФ, ни к полномочиям её регионов.

Для того чтобы государственные образовательные учреждения заполнили эту нишу, необходимо, чтобы короткие программы вошли в контрольные цифры приема, формируемые правительством субъекта федерации. А это станет возможным, если региональными законами о реализации полномочий в сфере образования, разрабатываемыми сейчас в связи с вступлением в силу федерального закона №273, будет предусмотрена не только организация и предоставление среднего профессионального образования, но и организация и предоставление профессионального обучения.

В этом случае учебные центры профессиональных квалификаций могут создаваться как образовательные организации или как структурные подразделения существующих образовательных организаций. Финансирование из регионального бюджета государственного задания по программам профессионального обучения и среднего профессионального образования позволит выполнять основную задачу создаваемых центров: преодоление разрыва между потребностями экономики в квалифицированных рабочих и реальным уровнем их подготовки. Таким образом, принятие регионального закона о реализации полномочий в сфере образования сформирует на первом этапе необходимую нормативно-правовую базу для создания и функционирования учебных центров прикладных квалификаций.

Важной является и проблема участия работодателей в подготовке кадров. Для стимулирования взаимодействия бизнеса с системой образования на примере мирового опыта необходимо предусмотреть налоговые льготы предприятиям, принимающим участие в подготовке кадров. Следовательно, необходимо внести изменения в статьи 146 и 270 Налогового кодекса РФ и освободить от уплаты налога на прибыль и НДС средства предприятий и организаций, вложенные в развитие материально-технической базы образовательных учреждений НПО, СПО, ВПО и ДПО.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Инновационная экономика начинается с образования
Межрегиональный отраслевой ресурсный центр в Тольятти
Проблемы дополнительного образования в свете нового закона
Четыре условия непрерывного образования машиностроителей
ДПО: независимая оценка и признание качества
О необходимых изменениях в системе непрерывного образования с позиции бизнеса
Аккредитационные коллизии ДПО
ДПО: как покинуть периферию?
Коммерциализация дополнительного профессионального образования
Профессиональное самообразование – безграничный ресурс

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ