Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ДПО: независимая оценка и признание качества

В прошлом номере «АО» была опубликована первая часть статьи на эту тему – по проблеме формирования независимой оценки профессиональных квалификаций. Сегодня читайте о развитии институтов профессионально-общественной и общественной аккредитации.

Просмотров: 290

Материал опубликован в журнале №86 от 31.03.2016.

Н.Н. АНИСЬКИНА, президент Союза руководителей учреждений и подразделений ДПО и работодателей, ректор Государственной академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, кандидат технических наук, доцент

Проблема независимой оценки и признания качества в сфере ДПО – одна из самых актуальных в современном российском образовании. В прошлом номере «АО» была опубликована первая часть статьи на эту тему1 – по проблеме формирования независимой оценки профессиональных квалификаций. Сегодня читайте о развитии институтов профессионально-общественной и общественной аккредитации.

Профессионально-общественная аккредитация

Формирование в стране института профессионально-общественной аккредитации (ПОА) образовательных программ имеет своей целью повышение степени удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников образовательных организаций.

В процессе проведения ПОА оцениваются такие группы показателей, как признание компетентностного профиля выпускника, сформированного при освоении программы, востребованность выпускника на региональном и/или федеральном рынке труда и многие другие.

Профессионально-общественная аккредитация программ наиболее распространена в сфере высшего образования, в сфере ДПО ее популярность существенно ниже. Это связано с краткосрочностью дополнительных профессиональных программ и высокой частотой их обновления. Программы повышения квалификации в большинстве своем разрабатываются под требования конкретных заказчиков, и лишь для программ профессиональной переподготовки аккредитация может иметь дополнительную ценность.

В России до создания Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК) профессионально-общественной аккредитацией программ ДПО уже занимались такие крупные организации, как Национальный центр профессионально-общественной аккредитации (Нац­аккредцентр), Ассоциация инженерного образования России (АИОР), Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России» и некоторые другие.

Нормативная база системы профессионально-общест­венной аккредитации находится в процессе формирования, но в ряде отраслей уже имеется собственный опыт ее использования. В частности, апробирована модель ПОА образовательных программ высшего образования по укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки «Экономика и управление», «Социология», «Юриспруденция», разработаны методические рекомендации по её применению, внедряется в практику модель профессионально-общественной аккредитации Ассоциации юристов России.

В настоящее время идет процесс создания Национального реестра профессионально-общественной аккредитации. Это делается с целью информационного обеспечения процессов мониторинга и контроля за деятельностью организаций, осуществляющих ПОА, а также стимулирования работ по внедрению единых механизмов функционирования системы независимой оценки качества профессионального образования.

Он будет включать в себя реестр организаций, осуществляющих профессионально-общественную аккредитацию, реестр профессиональных образовательных программ, прошедших аккредитацию, перечень профессиональных стандартов, используемых в процедурах профессионально-общественной аккредитации, реестр экспертов и базу нормативно-методической документации.

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ получила распространение и в сфере подготовки кадров. Так, Ассоциацией инженерного образования России актуализированы критерии и процедура аккредитации с учётом перспектив развития в РФ уровневого инженерного образования, расширения международного признания и авторитета программ подготовки и квалификаций выпускников российских образовательных организаций. На этом фоне примеров проведения профессионально-общественной аккредитации в сфере ДПО явно недостаточно.

​Модели системы профессионально-общественной аккредитации, реализуемые различными российскими общественными организациями, имеют много сходных черт. Общие правила ПОА и регламентирующие процедуры оценки и признания программ, выбора уполномоченных организаций, сертификации квалификаций экспертов, ведения реестра аккредитованных организаций могут быть легко гармонизированы.

Общественная аккредитация организаций

Под общественной аккредитацией в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года понимается признание уровня деятельности организации, реализующей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок, формы и методы оценки проведения общественной аккредитации могут быть различными и устанавливаются организацией, которая общественную аккредитацию осуществляет.

На регулирование отношений в сфере независимой оценки деятельности организаций и общественной аккредитации также направлен ряд федеральных законов. В частности, «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» от 21 июля 2014 года и «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 28 декабря 2013 года.

Первый закон (ст. 95.2) регламентирует независимую оценку качества организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Целью этой оценки является контроль деятельности организаций, финансируемых из бюджетов разных уровней и использующих федеральное, государственное или муниципальное имущество, а также предоставление участникам отношений в сфере образования общедоступной информации об уровне реализации образовательных программ.

Эта модель подходит для организаций, реализующих дополнительные профессиональные и общеразвивающие программы на региональном уровне. Для отраслевых и корпоративных систем ДПО, когда образовательные или обучающие организации работают на территории всей страны, она не годится.

Иная модель лежит в основе общественной аккредитации, опирающейся на сертификацию организаций по международным стандартам ISO. Данная модель не привязана к конкретной территории. Целью сертификации является признание качества образовательной деятельности, и как следствие – ее результатов, а также формирование доверия потребителей, знакомых с этой системой и, как правило, применяющих международные стандарты для управления качеством.

Система регулирования отношений субъектов аккредитации при использовании этой модели выстраивается в соответствии с федеральным законом «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Проведение независимой оценки уровня качества в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, строго ориентировано на принцип добровольности.

Как в первом, так и во втором случае независимая оценка качества образовательной деятельности организаций проводится по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, доброжелательность и компетентность работников, удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций. Но если в первой модели эти показатели фиксируются законом, то вторая модель дает большую свободу самой организации в выборе конкретных показателей, с помощью которых она сможет доказать результативность и эффективность своей деятельности, а также подтвердить удовлетворенность потребителя и других заинтересованных сторон.

НСПК еще не занимается общественной аккредитацией организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Отдельные примеры проведения общественной аккредитации в настоящее время имеют общественные организации потребителей, ассоциации вузов, некоммерческая общественная организация Союз ДПО.

Союз ДПО осуществляет общественную и профессионально-общественную аккредитацию в рамках международной Системы поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы.

Основой общественной аккредитации в Союзе руководителей учреждений и подразделений ДПО и работодателей является модель сертификации по стандартам ISO, отвечающая целям признания надежности и качества организаций-поставщиков образовательных услуг, как на международном уровне, так и национальном.

Требования к организациям, проводящим сертификацию (в нашем случае – общественную аккредитацию), к экспертам, порядку проведения процедур оценки и надзора определены национальными стандартами, которые полностью идентичны международным стандартам управления ISO, соответственно ISO 17024, ISO 17021, ISO 19011. Общие требования к системе управления организации, осуществляющей образовательную деятельность, формируются на основе стандарта ISO 9001 (в редакции 2015 года). Для случая неформального образования дополнительно используется стандарт ISO 29990.

В ДПО выбор той или иной модели независимой оценки и признания качества в значительно большей степени, чем для среднего профессионального или высшего образования, определяется подвидом программы и целевой группой потребителей. Сегодня система ДПО остро нуждается в интеграции всех трех видов признания: независимой оценки профессиональных квалификаций, профессионально-общественной аккредитации программ, общественной аккредитации организаций2.

  1. Аниськина Н.Н. ДПО: независимая оценка и признание качества (ч. I). «АО», № 1 (85) / 2016.
  2. Подробнее: Аниськина Н.Н. Интегральная модель участия общественных организаций и профессиональных ассоциаций в функционировании национальной системы квалификаций / Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. – 2014. – № 6-7 – с. 4-13.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: дополнительное профессиональное образование, качество образования, ао-86, точка зрения

Похожие материалы:
Развитие региональной системы оценки качества образования
Лауреатство – надежный сертификат качества
Как развить скорость системе образования?
Организация системы профессиональных квалификаций
Независимая аккредитация на Украине: вопрос остается открытым
Аккредитационные коллизии ДПО
Франчайзинг как инструмент государственно-частного партнерства
Слагаемые качества юридического образования
Инновационные механизмы адаптации
Награды победителям «Образовательного марафона» вручены в Госдуме РФ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#94От Эдуарда Днепрова до Ольги Васильевой: министры образования новой России
#100В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образования
#103Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова стал инновационным центром региона
#109ОмГПУ делится опытом проведения зимней языковой школы
#109Успешно реализуется проект К(П)ФУ «Послы русского языка в мире»
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний