Франчайзинг как инструмент государственно-частного партнерстваМожно с уверенностью утверждать, что в настоящее время – несмотря на многочисленные упреки в адрес негосударственных вузов, связанные со снижением качества образовательных услуг, – главными виновниками этого процесса являются филиалы и негосударственных, и государственных высших образовательных организаций. Просмотров: 288
Материал опубликован в журнале №86 от 31.03.2016. ПАНАРИН Андрей Александрович – президент образовательного консорциума «Среднерусский университет», ректор Московского областного гуманитарного института, член-корреспондент Академии информатизации образования, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы, кандидат экономических наук.
Эффективный инструмент Проблема качества высшего образования наиболее остро обозначила себя в середине 90-х годов прошлого века. В этот период стали появляться негосударственные вузы и их филиалы, а также многочисленные филиалы вузов государственных, не имеющие должного материальнотехнического обеспечения, профессорско-преподавательского состава и многолетних традиций российской высшей школы. Можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время – несмотря на многочисленные упреки в адрес негосударственных вузов, связанные со снижением качества образовательных услуг, – главными виновниками этого процесса являются филиалы и негосударственных, и государственных высших образовательных организаций. Это, в частности, подтверждают результаты мониторингов Минобрнауки РФ, а также лицензионные проверки вузов и филиалов, проводимые Рособрнадзором. Государственные органы контроля в сфере образования также отмечают снижение его качества при реализации филиальных проектов в удаленных регионах. Думается, важным инструментом, позволяющим обеспечить должный уровень качества образования на региональном уровне, может стать образовательный франчайзинг, нашедший широкое распространение за рубежом. Большой опыт применения образовательного франчайзинга в странах с развитой экономикой убедительно свидетельствует о высокой эффективности такого инструмента. Так, одной из стран, лидирующих по числу студентов, получающих высшее образование по системе франчайзинга, является Греция. В США и Великобритании гарантия качества обучения обеспечивается вузомфранчайзером, который тщательно контролирует образовательный процесс и выдает дипломы. Интересный факт: в Соединенном Королевстве на конец ХХ века ежегодный прирост студентов, обучающихся по системе франчайзинга, достигал 250 процентов, а 60 процентов вузов работали по франчайзинговым договорам. В Германии образовательный франчайзинг занимает четвертое место среди крупных сфер данного вида рыночных отношений по количеству участвующих в нем учебных учреждений. В России франчайзинг позволит реализовать актуальную на сегодняшний день задачу государственно-частного партнерства вузов для повышения качества образования в целом.
Задачи и решения Сегодня в России на рынке негосударственных высших образовательных организаций наблюдаются следующие процессы.
Эти задачи можно решить с помощью использования механизма государственно-частного партнерства. Франчайзинг позволит обеспечить доступ абитуриентов к получению образования по стандартам ведущих университетов, а реализация процесса обучения на основании этой процедуры будет не только способствовать увеличению количества предоставляемых образовательных услуг и повышению их качества, но и повышению интеллектуального уровня общества. В целом, образовательный франчайзинг открывает для существующих региональных негосударственных вузов большие возможности по улучшению уровня качества образования и доступности к передовым технологиям ведущих вузов страны, а также усиливает конкуренцию в области образовательных услуг. Содержание модели Модель франчайзинга предполагает предоставление ведущими вузами страны (вузами-франчайзерами) эксклюзивных прав другим высшим учебным заведениям (вузам-франчайзи) на распространение образовательных продуктов и услуг при условии жесткого соблюдения технологий ведения образовательного процесса. Негосударственный вуз, при его соответствии требованиям франчайзеров, может реализовывать образовательные программы как одного, так и нескольких федеральных университетов. По отношению к вузам-франчайзи головной вуз берет на себя ответственность по осуществлению контроля над качеством образования, повышением квалификации преподавательского состава, доступом к передовым технологиям и используемым платформам. Следствием использования франчайзинговой модели, с нашей точки зрения, могут стать:
Государственный уровень Несмотря на очевидные преимущества образовательного франчайзинга, отсутствие на данный момент развитых механизмов и моделей данного вида взаимодействия в сферах образования и бизнеса не позволяет в полной мере решить проблему всеобщей доступности качественного обучения. Считаем целесообразным вынести вопрос о применении модели образовательного франчайзинга, а также стандартов и требований, предъявляемых к вузамфранчайзи, на государственный уровень. Наряду с этим, с нашей точки зрения, необходима актуализация законодательной базы в части использования инструмента образовательного франчайзинга. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|