Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Синергетический эффект интеграционной модели обучения

Технологический институт – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» активно сотрудничает с одним из ведущих предприятий ядерно-оружейного комплекса Госкорпорации «Росатом» – ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор», успешно реализуя совместную подготовку кадров в рамках модели дуального обучения.

Просмотров: 255

Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016.

Рябцун Владимир Васильевич Рябцун Владимир Васильевич – директор Технологического института НИЯУ МИФИ, доктор экономических наук, профессор.

Технологический институт – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» – один из старейших образовательных центров Свердловской области, более шестидесяти лет выпускающий специалистов высшего и среднего профессионального образования. Сегодня институт активно сотрудничает с одним из ведущих предприятий ядерно-оружейного комплекса Госкорпорации «Росатом» – ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор», успешно реализуя совместную подготовку кадров в рамках модели дуального обучения.

Эффективное взаимодействие

В 2012 году благодаря поддержке ректора НИЯУ МИФИ Михаила Стриханова и первого заместителя генерального директора по ядерно-оружейному комплексу ГК «Росатом» Ивана Каменских было заключено трехстороннее соглашение между НИЯУ МИФИ, ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» и Адми­нистрацией г. Лесной Свердловской области, положившее начало большой совместной работе по подготовке высококвалифицированных кадров и развитию Технологического института – филиала НИЯУ МИФИ.

Ключевыми моментами взаимодействия стали аудит учебных планов и последующие изменения учебного процесса под потребности заказчика, кураторство деятельности Технологического института руководителями и ведущими специалистами градообразующего предприятия, вследствие чего ученый совет института возглавил генеральный директор комбината – Андрей Новиков, а все государственные экзаменационные комиссии – руководители ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» высшего и среднего звена.

Необходимо было учесть и такой не маловажный фактор, как совмещение федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов НИЯУ МИФИ с требованиями заказчика в отношении определенных компетенций специалистов, переоборудовать лабораторную базу, а также реализовать практическую подготовку студентов на новом качественном уровне. Подходящим форматом для решения перечисленных задач стал формат дуального обучения, уже доказавший свою эффективность.

В рамках реализуемой модели студентам оказывается двусторонняя поддержка как со стороны государства, которое выплачивает стипендию, так и при непосредственном участии комбината, являющегося для обучающихся подготовительной базой и рабочим местом одновременно. Начиная с третьего курса и до окончания учебы молодые люди трудоустраиваются в ведущие подразделения комбината на 0,4 ставки, проводя на предприятии по два дня в неделю, при этом являются полноценными работниками, а не просто практикантами. Важно отметить, что перед студентами ставятся реальные задачи, и за их выполнение выплачивается заработная плата. После окончания обучения все студенты трудоустраиваются путем перевода с доли ставки на полную, и становятся полноправными участниками трудового и производственного процесса.

Благодаря тому, что предприятие-работодатель фактически на 30 процентов участвует в подготовке кадров и учебном процессе, создается синергетический эффект рационального взаимодействия. Преимущества очевидны: отдел главного конструктора, главного технолога, службы метрологии и другие обеспечиваются молодыми специалистами, а студенты получают необходимые компетенции для профессиональной самореализации и являются качественно подготовленными специалистами.

​Крайне важным является и то, что дуальное обучение позволяет студенту одновременно быть частью систем предприятия-работодателя и образовательной организации. В этом контексте обеспечивается тот синергетический эффект, вследствие которого полностью улаживается конфликт интересов сфер труда и образования

Высокое качество

Сотрудничество Технологического института НИЯУ МИФИ и ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» позволяет вести не только успешную подготовку кадров, но и решать одну из актуальнейших социально-экономических проблем – трудоустройство молодых специалистов. На фоне повсеместной оптимизации ресурсов и соответствующего сокращения рабочих мест приоритетной задачей комбината является резервирование ставок для студентов института.

Наша образовательная организация – одна из немногих, которая не только не имеет проблем с трудоустройством выпускников, а, наоборот, не может в полной мере удовлетворить потребности заказчика. Спрос комбината превышает предложение, так как приходится отчислять неуспевающих студентов для обеспечения высокого качества подготовки.

Немаловажную роль в реализации политики качества играет выстраивание непрерывной траектории образовательного процесса на всех этапах обучения. Активная профориентационная работа проводится в городских школах, где с пятого по девятый классы преподается специализированный курс «Мирный атом», который, дополняя общеобразовательный курс физики, повышает интерес школьников к естественным наукам. На уровне СПО уже три года успешно практикуется набор дневных групп (конкурс – до 5 человек на место). По окончании техникума некоторые молодые специалисты идут работать операторами станков, другие – продолжают обучение в институте, а после этого могут получить степень магистра на московской площадке университета на бюджетной основе.

Работая в рамках системы менеджмента качества реально, а не формально, коллектив Технологического института НИЯУ МИФИ проводит анкетирование для получения обратной связи. Руководители подразделений комбината сообщают о своих пожеланиях, делятся соображениями, после чего данные обрабатываются, а систематизированная информация позволяет увидеть объективную картину, наметить стратегию дальнейших совместных действий.

Для качественной подготовки специалистов одним из ключевых условий является достаточное материально-техническое обеспечение. За последние три года ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» помог институту полностью переоснастить учебно-лабораторную базу: на данный момент здесь функционирует один из самых современных в университете промышленный центр станков с числовым программным управлением (ЧПУ). Промышленное оборудование, которое может работать в три смены, используется для производства гражданской продукции комбината; в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) изготавливаются определенные изделия, при этом кафедрам нет нужды формулировать темы ОКР для студентов.

​Немаловажную роль в реализации политики качества играет выстраивание непрерывной траектории образовательного процесса на всех этапах обучения. Активная профориентационная работа проводится в городских школах, где с пятого по девятый классы преподается специализированный курс «Мирный атом» – который, дополняя общеобразовательный курс физики, повышает интерес школьников к естественным наукам.

Компетентностный подход

Особое значение при подготовке специалистов в контексте дуального обучения имеет предметная область и возможности применения полученной квалификации. Сравнивая национальные особенности внедрения и функционирования дуальных образовательных моделей в Технологическом институте и, например, на некоторых предприятиях Германии – родины дуального образования, обратимся к интересным выводам.

Так, принцип подготовки студентов зарубежными коллегами подразумевает очень узкую направленность. Многие крупные немецкие компании, заказывающие кадры в рамках дуального взаимодействия с образовательными организациями, строят лаборатории с тренажерами, имитирующими работу определенного элемента системы производства – скажем, сборочного конвейера. Подготовка студентов ведется путем натаскивания на таком тренажере, и профессиональная специализация выпускника, соответственно, имеет довольно ограниченный характер.

Что касается Технологического института, то здесь не выпускают специалистов широкого профиля, но при этом и не загоняют студентов в узкие рамки, а, наоборот, делают все возможное, чтобы этого избежать. Наша основная задача – научить студента максимально эффективно ориентироваться в предметной области, снабдив необходимыми для этого инструментами. Если практическая подготовка немецких специалистов является смешанной, то есть в ее рамках автоматизированное проектирование соседствует с имитационными процессами, то студенты института получают доступ к работе в центре ЧПУ только после овладения навыками виртуальной обработки деталей на компьютере в специализированном классе. Кроме того, в тренажерных классах Технологического института больше 8-10 студентов обычно не занимается, что позволяет учитывать индивидуальные особенности студентов. Заужение предметной области в интересах конкретного работодателя по немецкому образцу – это, возможно, и неплохо, но в Технологическом институте НИЯУ МИФИ дуальная система функционирует по-другому: учащиеся имеют возможность расширять сферу своих знаний, умений и навыков.

В данном ключе осуществляется и подготовка специалистов нетехнического профиля. В учебный план по направлению «Экономика» включены такие дисциплины, как «Инженерная графика», «Электротехника», «Основы проектирования и конструирования» и тому подобные, которые, конечно, экономистам и менеджерам преподаются несколько иначе, чем инженерам, однако студенты-гуманитарии имеют представление о нюансах производственного процесса, когда речь идет, например, о составлении сметы и используемых материалах или технологиях. В свою очередь, у инженеров в дипломе имеется целый раздел, посвященный экономическому эффекту осуществляемой деятельности, что позволяет тому же конструктору или технологу ориентироваться в себестоимости и конкурентоспособности продукции, которую он создает.

Несомненно, система образования должна удовлетворять потребности работодателей, поэтому средства, которые позволяют достигать этой цели, хороши, и если дуальная система образования успешно работает в данном направлении, то представители высшей школы только рады этому обстоятельству. Крайне важным является и то, что дуальное обучение позволяет студенту одновременно быть частью систем предприятия-работодателя и образовательной организации. В этом контексте обеспечивается тот синергетический эффект, вследствие которого полностью улаживается конфликт интересов сфер труда и образования. При непосредственном участии работодателя в процессе обучения гарантируется качество подготовки, образовательная организация получает необходимую поддержку, имея возможность содействовать развитию приоритетных направлений образовательной политики государства.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: инженерное образование, социальное партнерство, качество образования, МИФИ, ао-88, лучшие практики

Похожие материалы:
Сертифицированные инженеры – промышленная элита страны
ФИЭБ: новые возможности
Инженерная школа XXI века
Проблемы инженерно-технического образования
«Саханефтегазсбыт» станет партнером СВФУ по подготовке инженерных кадров
Отечественное инженерное образование: как вернуть лидерство?
Оценка качества подготовки выпускников Финуниверситета
Подготовка кадров под «корпоративный заказ»
Липецкий машиностроительный колледж развивает социальное партнерство
Образовательная экспансия на мировом рынке

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (117) 2020

В начале года принято подводить итоги предыдущего и обозначать планы на перспективу. Редакция «АО» традиций старается не нарушать и в 117-м номере журнала, первом за год текущий, знакомит читателей с промежуточными результатами «борьбы за инновации» в сфере образования и тенденциях её развития в условиях глобальной цифровизации на ближайшее десятилетие. О чём ещё расскажем в новом номере - читайте в анонсе.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#112Калининградскому филиалу СПбГАУ исполняется 60 лет
#111Аудит как платформа для формирования внутренней системы оценки качества образования
#112Участие в чемпионатах WorldSkills Russia как условие повышения качества профподготовки
#110«Лебедь, Щука и Рак»: образовательная политика в Бразилии
#111Дайджест № 111 «Аккредитация в образовании»
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ