KAMAZ: опыт социального партнерстваИнтервью с представителями ОАО «КАМАЗ» о проблемах подготовки инженерных кадров для производственных предприятий, социальном партнерстве, участии работодателей в процессе оценки качества подготовки специалистов. Просмотров: 3050
KAMAZ: как завести «моторы» социального партнерства
Об опыте и будущих перспективах сотрудничества Камского автомобильного завода и образовательной системы региона рассказывают заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» по управлению персоналом и организационному развитию Кирилл ПУЗЫРЬКОВ и директор Корпоративного университета КАМАЗа Светлана МИХЕЕВА. – Какие специалисты сегодня наиболее востребованы на предприятии? Как предприятие их «рекрутирует»: через ярмарки вакансий, кадровые агентства? Какие учебные заведения региона являются для КАМАЗа основными «поставщиками» кадров? – Конечно, это, в первую очередь, инженеры. Инженеры – основа основ предприятия. «Поставщиками» инженеров являются базовые для КАМАЗа вузы: Камская государственная инженерно-экономическая академия (ИНЭКА) и Казанский государственный технический университет (КАИ). Основной поток идет из ИНЭКА. Типичная цифра ежегодного приема молодых специалистов – около 250 человек, из них две трети – технического профиля. В связи с тем, что молодые специалисты попадают на КАМАЗ непосредственно из учебных заведений, без посредников в лице кадровых агентств, важна системная работа с вузами в этом отношении. И именно по этому пути мы стремимся идти. За последнее время достигнуто взаимопонимание с базовыми вузами о том, что в системе подготовки специалистов должны произойти серьезные изменения. Единые подходы формировались непросто, по каким-то аспектам мы долго говорили «на разных языках». Достижению взаимопонимания, надо отметить, очень сильно способствовало изменение государственной политики в области образования – усиление требований к практической ориентации обучения, что полностью отвечает нашим потребностям. – Довольны ли на предприятии уровнем знаний молодых специалистов и как бы вы описали «идеальный портрет» квалифицированного молодого специалиста для КАМАЗа? – Основными проблемами существующей системы подготовки инженерных работников, на наш взгляд, являются недостаточный уровень собственно инженерной подготовки, отсутствие смежных компетенций, неразвитость коммуникативных компетенций, слабое представление о реальном производстве, несформированная мотивация на достижение результата. Бизнесу же нужны молодые специалисты с качественно другим уровнем компетентности, адаптации к производству и мотивации. Уровень собственно инженерной подготовки требуется значительно повысить: с точки зрения методов и инструментов разработки продукта и процессов, методов поиска новых технических решений, автоматизации проектирования, развития технического творчества и других областей. Современный инженер должен быть полипрофессиональным специалистом: обладающим знаниями и умениями не только в технической сфере, но и владеющим методами организации производства и труда, управления качеством, управления проектами, управления экономикой.
Сегодня от специалиста требуются компетенции, связанные с коммуникациями: умение работать в команде, в том числе применять групповые методы выработки решений, умение работать с людьми, управлять производственным коллективом. У специалиста должны быть также сформированы системное представление о предприятии и профессии: как с точки зрения функциональной определенности, так и с точки зрения применимости и взаимосвязи изученных дисциплин в практической деятельности. Выпускники должны хорошо представлять реальное производство и быть частью его: знать и понимать технологические и трудовые процессы, владеть рабочими профессиями по профилю подготовки. У выпускников должен быть сформирован и мотив ориентации на результат, поскольку практикой бизнеса становится дифференциация персонала, с точки зрения предоставления стимулов – в зависимости от вклада конкретных работников в результат компании. Усилить необходимо также языковую подготовку – бизнес все больше становится транснациональным. В свою очередь, вузы, в том числе при поддержке работодателей, органов власти, должны выдвигать свои требования к подготовке в общеобразовательной школе. Сегодняшние выпускники школ категорически не устраивают технические вузы. Слабое знание математики и физики, недостаточный уровень подготовки в области информационных технологий, несформированное техническое мышление, отсутствие мотивации к техническому образованию – здесь целый комплекс проблем, требующих решения. – Разговоры о необходимости участия работодателей в оценке качества подготовки специалистов ведутся давно и настойчиво. Да, представители работодателей входят в составы ГАК. Но, видимо, этого недостаточно. Каким вы видите такое участие? Какими могут быть механизмы, формат такой оценки? Вообще, как и через какие институциональные механизмы бизнес-сообщество может наиболее эффективно, на ваш взгляд, влиять на образовательный процесс и его качество? Каков опыт КАМАЗа в этом направлении? – Действительно, участия в ГАК недостаточно. Слишком поздно. Качество подготовки нужно «оценивать» на стадии проектирования системы и процесса обучения, качество нужно закладывать заранее.
Именно поэтому, вместе с базовыми учебными заведениями, мы выработали модель совместной работы, которая нам подходит, и, как нам кажется, она может быть интересна и другим. Ключевыми задачами, в соответствии с этой моделью, являются:
Бесполезно предъявлять требования к студентам и не делать этого в отношении тех, кто их учит. К сожалению, пока в реформировании системы образования наблюдается увлечение совершенствованием учебно-материальной базы. Безусловно, это важно, но все-таки ключевое звено преобразований – это преподаватель. И основные проблемы, которые требуют в данном случае решения – оторванность преподавателей от передового отечественного и мирового опыта, оторванность от реальных проблем производства и бизнеса, узкая специализация, недостаточное владение методами и технологиями обучения, адекватными производственной системе. В этом направлении мы значительно активизировали свою работу с преподавательским составом базовых учебных заведений в той части, где можем оказать реальную помощь. Это программы повышения квалификации для преподавателей, организуемые ОАО «КАМАЗ»; включение преподавателей в программы повышения квалификации, организуемые для специалистов КАМАЗа; включение преподавателей в корпоративные профессиональные сообщества КАМАЗа. Но, конечно, мы осознаем, что предстоит сделать еще больше, чем уже сделано. В учебных заведениях существует своего рода неформальный рейтинг преподавателей. Но даже если преподаватель имеет последнее место в рейтинге, то он никак от этого не страдает и, следовательно, не пытается изменить свое положение. Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу об оценке качества подготовки специалистов, в дополнение к системе повышения квалификации преподавателей необходима система оценки и дифференциации преподавательского состава, с точки зрения обеспечения требуемого уровня компетентности выпускников.
Для решения второй задачи – обеспечения соответствия содержания, методов и технологий обучения современным и перспективным требованиям производства – мы используем такие формы взаимодействия, как совместный анализ и доработка учебных планов, введение в изучаемые дисциплины «КАМАЗовской» тематики, обеспечение соответствия программных продуктов, технологий обучения внедряемым на КАМАЗе формам работы. Методы и технологии обучения – особый вопрос. Они должны максимально задействовать интеллектуальный потенциал студентов, способствовать формированию навыков, поиска, анализа и обобщения информации, должны быть приведены в соответствие с методами организации деятельности на предприятии: это проектный подход, процессный подход, межфункциональные группы, командные методы принятия решений, профессиональные сообщества и т.д.
И, наконец, третья задача – развитие практико-ориентированного и проблемно-ориентированного обучения студентов. КАМАЗ принимает участие в практико-ориентированных формах обучения студентов непосредственно в учебных заведениях: фестивалях, мастер-классах, студенческих лабораториях и т.д. Часть дисциплин учебного процесса вообще «отдана на откуп» КАМАЗовским специалистам. Но максимально обучение станет практико- и проблемно-ориентированным только при условии, что студенты будут учиться, в том числе и непосредственно на производстве. Пилотный образовательный проект с таким подходом к обучению КАМАЗ реализует совместно с Казанским государственным техническим университетом (КАИ) и Набережночелнинским политехническим колледжем. Основные идеи его: получение во время обучения в вузе рабочей квалификации, затем квалификации техника и, наконец, квалификации бакалавра техники и технологии; совмещение обучения с работой на предприятии; проблемно-ориентированное обучение, преимущественно непосредственно на производстве; участие студентов и преподавателей в процессах улучшений на предприятии. По сути, это вариант системы «завод – втуз», выведенный на новый уровень. По этой системе мы работаем пока один год, но уже сейчас понятно, что в этом направлении и нужно двигаться. В соответствии с этой моделью, основное внимание на первом – То, что работодателей не устраивает качество выпускников, известно всем, но ведь и вузы выдвигают «встречные обвинения», и самое главное – работодатель сам не может четко сформулировать, какие специалисты, с какими знаниями и компетенциями понадобятся ему в трех-пятилетней (не говоря о десятилетней) перспективе. Кого же учить, если заказчик сам этого не знает! Логично… – Понятно, что этот «пинг-понг» ни к чему хорошему не приводит. Поэтому мы совместно с Камской государственной инженерно-экономической академией приступили к разработке моделей выпускника по приоритетным для КАМАЗа направлениям подготовки. В них будут заложены требования к специалисту на «выходе» из учебного заведения и, соответственно, на «входе» в организацию. Действительно, довольно трудно прогнозировать требования к выпускнику на пяти- или десятилетнюю перспективу, с точки зрения конкретных знаний и умений, и в этом случае должна срабатывать гибкая «поднастройка» учебных планов в связи с изменением требований, где это возможно. Однако, определение требуемых компетенций, с точки зрения поведенческих характеристик, характеристик мышления, – прогнозируемо на более длительную перспективу. Сюда относятся, в том числе, и способность учиться на протяжении всей своей профессиональной карьеры, искать и анализировать информацию, работать в команде, техническая креативность. И, как уже ясно, сейчас этому «не учат». Если выпускники придут к нам с подобными системными компетенциями, то остальное им «простится», поскольку они смогут работать с миром информации, миром людей и миром техники, снова и снова учась в процессе трудовой деятельности.
– С 1 сентября этого года высшая школа переходит на подготовку по системе «бакалавр – магистр». Будет ли востребован диплом бакалавра, в частности, на вашем предприятии? – По поводу этого перехода много дискуссий, в том числе существует обеспокоенность в связи с возможным исчезновением квалификации «инженер», а также тем, возможно ли качественно подготовить технического специалиста за более короткий срок – в рамках бакалавриата. Какие аргументы в защиту двухуровневой подготовки можно назвать? Во-первых, как промышленность ищет пути интенсификации производства, роста производительности труда для достижения конкурентоспособности, так и система образования должна использовать более эффективные формы, методы и технологии обучения, которые позволяют обеспечить требуемое качество подготовки в определенные сроки. Даже правильнее говорить о единстве форм и методов интенсификации обучения и производства. Во-вторых, конкретные знания устаревают так быстро, что никакого срока обучения не хватит, каким бы он ни был, чтобы добиться «законченного» результата. Поэтому в рамках бакалавриата задачей является формирование хорошего базового уровня, обеспечение комплексной подготовки. Выпускники бакалавриата, которые далее свою карьеру видят в области проектно-конструкторской деятельности, прикладных исследований и разработок, ориентированы на научные исследования и имеют способности к этому, пойдут в магистратуру. КАМАЗу нужны и те, и другие. – Как повлиял экономический кризис на взаимодействие с учебными заведениями? Увы, многие предприятия намерены его заметно сокращать… Какие антикризисные меры, в данном случае, на ваш взгляд, были бы уместны? – Взаимодействие за последний год только усилилось, акценты во взаимоотношениях сместились в сторону партнерства и Сотрудничества, стало характерным стремление усилить потенциал друг друга, благодаря совместной работе по совершенствованию системы подготовки кадров и развитию НИР и НИОКР. И этот процесс имеет внутреннюю логику, с кризисом он не связан. Другое дело, что во время кризиса, в связи со снижением объемов производства, у предприятия не такая большая, как прежде, потребность в привлечении на работу молодых специалистов. И если раньше мы в какой-то степени вынуждены были закрывать глаза на низкий уровень подготовки конкретных выпускников, то теперь появилась возможность отбора тех, чей уровень подготовки на сегодня выше, чем «типичный», – более способных и мотивированных. В связи с проблемой трудоустройства выпускников 2009 года, благодаря государственной поддержке, для них реализуется программа стажировок на предприятии для приобретения практического опыта. Появившаяся возможность выбора дала нам хороший состав и в этой категории. – Какие конкретные примеры сотрудничества с вузами в области проведения научных исследований, НИОКР вы могли бы привести? Какие барьеры мешают наиболее эффективному налаживанию такого сотрудничества? – С Казанским государственным университетом реализуются проекты по телематике, бортовым системам управления автомобилем. С Казанским государственным техническим университетом (КАИ) – проекты по моделированию процессов в двигателях, созданию энергоэффективного жилья с комплексом автономного энергообеспечения. Важным направлением работы является совместное развитие и стимулирование НИР и НИОКР специалистов КАМАЗа из числа молодежи. Так, в научно-техническом и технологическом центрах КАМАЗа сейчас 26 сотрудников работают в рамках своих кандидатских диссертаций над актуальными для предприятия научно-прикладными задачами. Переход на двухуровневую систему подготовки в высшей школе требует формирования системы работы с магистрами в области практико-ориентированных исследований. В этом направлении также понадобится выработка совместных с базовыми учебными заведениями подходов, что мы в ближайшее время и начнем отрабатывать по тем направлениям магистерской подготовки, которые уже введены. Сегодня барьером для более активного взаимодействия в сфере НИОКР является финансовый кризис – предприятие более ограничено в своих возможностях финансирования исследований. Но это объективные и преходящие трудности. С точки зрения организационных усилий по формированию системы работы в области НИР, наоборот, есть положительные сдвиги. Более того, хотелось бы отметить важнейшую тенденцию, которая набирает силу – интеграция систем подготовки и НИР. Так, совместно с Казанским государственным техническим университетом (КАИ) создан научно-образовательный кластер КАМАЗ – КГТУ, важными элементами которого являются научно-образовательный центр КГТУ в научно-техническом центре КАМАЗа и завод-втуз на базе Набережночелнинского филиала КГТУ. Основными задачами научно-образовательного кластера являются совместные научно-исследовательские работы и обучение инженерных кадров. Технические возможности научно-образовательного центра позволяют решать сложнейшие задачи по компьютерному моделированию процессов в автомобилях и двигателях. Центр также является базой для повышения квалификации инженеров КАМАЗа и студентов завода-втуза. В перспективе – создание центра компетенций и центра коллективного пользования «Супер-компьютерные технологии виртуального проектирования» на уровне Республики Татарстан с включением заинтересованных сторон из числа промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, также на принципах интеграции науки и образования. – Сейчас активно формируется Приволжский кластерный университет «Автомобилестроение». Какое участие намерен принять в этом проекте КАМАЗ? – Да, наши базовые вузы – Казанский государственный технический университет (КАИ) и Камская государственная инженерно-экономическая академия – являются его участниками. КАМАЗ также принимал участие в рабочих встречах ассоциации. Идея создания кластерного университета «Автомобилестроение» представляется вполне конкурентоспособной. Пока автомобилестроение в качестве главной сферы приложения образовательных и научных усилий никем «не подхвачено». Создание сильного научно-образовательного центра в области автомобилестроения – крайне актуальная задача. По-видимому, более реально решать эту задачу в рамках объединения, чем отдельно какому-либо вузу пытаться «вытянуть» ее самому.
Нам импонирует базовый посыл участников кластера из образовательной сферы – быть полезными автомобилестроительной отрасли. Это уже значительный перелом в сознании: не рассматривать себя как некую автономную структуру, со своим представлением о качестве подготовки инженерных кадров, со своим представлением об областях научной деятельности, которыми следует заниматься. Участие КАМАЗа и других предприятий автомобилестроения полезно для партнеров сферы образования и науки. И наоборот. В рамках данной ассоциации также есть возможность развития профессиональных контактов и выработки консолидированных подходов между предприятиями отрасли по вопросам подготовки специалистов и научных, и прикладных разработок для отрасли. Так, одним из наиболее важных вопросов для нас является выработка программ, соответствующих мировому уровню, в области инженерного образования. Если продолжать говорить об образовании, перспективной является идея интеграции институтов академического образования и корпоративных систем повышения квалификации в области инженерной и инженерно-управленческой подготовки. Одновременно, на наш взгляд, пока еще очень значительны центробежные тенденции в кластере. Наверное, трудно абстрагироваться от интересов собственного вуза, да и объединяющие идеи еще только нащупываются. Кроме того, пока к обсуждению незначительно привлечены промышленные предприятия. С одной стороны, это понятно – сначала необходимо концептуально определиться в своей среде, с другой – в выработке совместных решений на тему отличительных компетенций кластера ощущается недостаток обратной связи от отрасли. Будем надеяться, что совместная работа продолжится и даст позитивные результаты для всех участников кластера и для автомобилестроения в целом. – Как, на ваш взгляд, должна измениться отечественная система профессионального образования, чтобы полностью удовлетворять запросы работодателей? Что для этого необходимо поменять принципиально? И что для этого готово сделать само бизнес-сообщество? – Необходимо сбалансировать рынок образования и рынок труда, с точки зрения соотношения высшего и начального профессионального образования, технических и прочих специальностей. При этом права личности на образование не могут и не должны быть ущемлены. Следовательно, решение этой задачи возможно путем активизации профориентационной работы, социальной рекламы с учетом перспектив развития структуры экономики, а также путем контроля со стороны государства и общественных организаций за качеством образования на всех его уровнях, установления требований к «входным» и «выходным» параметрам от уровня к уровню. Необходимо на законодательном уровне включить в систему образования корпоративное обучение. Сейчас пока огромный массив внутрифирменного обучения, играющий важную роль в повышении квалификации персонала компаний, да и, как в нашем варианте, взаимодействия с базовыми учебными заведениями, законом «Об образовании» не отнесен к категории дополнительного профессионального образования. Необходимо активизировать разработку профессиональных стандартов. Поскольку их разработка идет медленно, можно предположить, что что-то не до конца организационно выстроено при проведении этой работы. В образовательные стандарты необходимо заложить идеи практико- и проблемно-ориентированного обучения, интенсификации процессов обучения за счет применения соответствующих методов и технологий. И еще раз хочется подчеркнуть: все попытки улучшить ситуацию в сфере образования сведутся на «нет», если не изменится преподаватель! На самом деле, по всем этим направлениям уже ведется работа. И курс, которым идет реформирование системы образования, соответствует нашим ожиданиям. Но, как было подробно сказано выше, мы не ждем, когда за нас кто-то все сделает, а мы воспользуемся готовыми рецептами и результатами. Мы действуем: и на уровне органов власти, и на уровне наших партнеров в сфере образования и науки, и на уровне наших коллег по отрасли. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|