Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Специфика высшего геологоразведочного образования

Как решает объективные проблемы нового времени один из ведущих вузов страны? Читайте в февральском номере журнала статью В.И. Лисова, ректора Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе (МГРИ – РГГРУ) «Специфика высшего геологоразведочного образования».

Просмотров: 66

Действующая модель отечественной экономики, основанная на постоянном росте мировых цен на нефть и ее значительном экспорте с целью решения военных, социальных и иных задач, себя исчерпала. Сегодня сложно прогнозировать дальнейший ход событий, поскольку Россия вступает в эру новой экономической модели и ломки сложившихся методов управления.

Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе (МГРИ – РГГРУ, г. Москва), стоящий у истоков российской сырьевой экономики, находится в условиях поиска своего места в происходящих процессах.

Лисов Василий

ЛИСОВ Василий Иванович – ректор Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе (МГРИ – РГГРУ), заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, член-­корреспондент РАО, трижды лауреат премии Правительства РФ.


Стратегический университет

Образовательная деятельность ре­сурсных технических университетов, таких как МГРИ – РГГРУ, сильно отличается от образовательной деятельности других вузов: например, военно­промышленного, сельскохозяйственного и медицинского профилей. Студенты уже с первого курса ориентированы на исследовательскую и производственную работу на новых территориях – в тайге, горах, на шельфе, то есть на полевое изучение недр Земли.

Многие годы университет специализируется на подготовке кадров в области прикладной геологии особо значимых для страны полезных ископаемых и технологиях их промышленной разработки. Смежные направления – горное и нефтегазовое дело, геммология для ювелирного дела, гидрогеология, экология, отраслевая экономика. У вуза большой опыт деятельности: 4 сентября 2013 года коллектив отметил девяностопятилетний юбилей.

В эпоху гонки атомных вооружений МГРИ стал стратегическим вузом уранового профиля, готовя кадры для добычи урана методом подземного выщелачивания. В 1971 году здесь была создана уникальная, единственная в мире горная кафедра геотехнологии руд редких и радиоактивных металлов. Благодаря личной поддержке министра среднего машиностроения СССР Е.П. Славского к 1986 году был получен комплекс новых современных зданий на улице Миклухо­Маклая.

После 1991 года урановый вуз попал под «тройной удар». Во­первых, значительно повлиял общий экономический кризис и снижение затрат на высшее профессиональное образование. Во­вторых, не могла не сказаться демилитаризация атомного Минсредмаша СССР и резкое сокращение добычи урана. В­третьих, произошла ликвидация Министерства геологии СССР и многократное падение в России геологоразведочных работ.

Столь сложной кризисной ситуации не испытали даже прославленные технические университеты, работающие на военно­промышленный комплекс.

Объективные проблемы

Есть ряд общих проблем совершенствования геологоразведочного, горнопромышленного и нефтегазового высшего образования. Одна из самых серьезных – финансирование.

В настоящее время подготовка кадров по прикладной геологии, технологии геологической разведки и горному делу явно обделена в рамках подушевого финансирования. На 67,06 тыс. рублей в год квалифицированного специалиста, геолога и геофизика, подготовить невозможно. Следует учитывать объем транспортных и полевых затрат при подготовке будущих геологов, геофизиков и горных инженеров в местах производственной практики в удаленных регионах России. Есть и своя инновационная составляющая для более высоких затрат на данное образование, когда основные машины, оборудование, приборы в добывающей промышленности – импортные и часто без российских аналогов. Полагаем, специализированный МГРИ – РГГРУ в рамках наук о Земле и ее полезных ископаемых должен получать от Минобрнауки РФ более щедрое финансирование.

Бюджетообразующее недропользование в России, особенно в перспективных удаленных районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, остро нуждается в росте наукоемкости, эффективности и развитии своей промышленной базы.

Основные доходы университет получает от платного образования, но некоторые важные для государства специальности с изучением математики, физики, химии имеют пониженный конкурс абитуриентов и свой предел цены контракта (см. таблицу).

Табл. Динамика доходов от предпринимательской деятельности за 2012-2014 годы

Если говорить о бюджетных затратах на геологоразведку в России, то с 2008 года началось их существенное ограничение. Есть жизненная необходимость обеспечения простого воспроизводства и в отдельных случаях – прироста ресурсов (ниобий, вольфрам, уран, алмазы и другие). В этой связи МГРИ – РГГРУ вправе рассчитывать на спонсорскую помощь со стороны Федерального агентства по недропользованию и его бюджетных структур, включая отраслевые, типа уникального редкоземельного ФГУП «ИМГРЭ» (г. Москва).

Ситуация в геологической отрасли улучшилась лишь с созданием по решению Правительства РФ новой госкорпорации ОАО «Росгеология», ставшей центром формирования геологического холдинга, в который вошло, наряду с «Центргеологией», еще 37 профильных государственных предприятий.

Подчеркнем, что – как в сфере традиционных НИОКР, так и в прикладной геологии по поиску и разведке новых месторождений полезных ископаемых – начать получать существенную прибыль можно лишь в дальней перспективе. В традиционной экономической модели сфера российской науки и высшего образования имеет множество преград на пути к прибыльному производству новых товаров и услуг. Так, налицо неблагоприятная ситуация в России с оформлением интеллектуальной собственности, ее информационной защитой и возможной коммерциализацией. Налоговая политика по отношению к российским инноваторам отмечается экспертами как провальная.

Консолидация усилий

Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе (МГРИ – РГГРУ) необходим геологической отрасли России (Минприрода, Роснедра, Росгеология), горнопромышленному и нефтегазовому комплексу (Минпромторг, Мин­энерго, Росатом, частный крупный и средний бизнес), дающим госбюджету страны подавляющую часть денежных доходов.

Уточнить приоритеты развития и финансирования НИОКР – одна из первых задач для Минобрнауки РФ. Далее следует обеспечить вузы, реализующие программы геологического, нефтегазового и горного образования, специальными формами государственной поддержки в рамках конкурсов федеральных целевых программ, государственной программы РФ «Развитие образования» до 2020 года и различных стратегических проектов.

Полагаем, что в этом направлении целесообразно организовать кон­структивное взаимодействие между группами ресурсных университетов, и МГРИ – РГГРУ в том числе, профильными министерствами страны (Мин­обрнауки, Минприроды, Минпром­торг, Минэнерго), а также компаниями крупного и среднего бизнеса по новым стратегиям инновационной модернизации.

Технические университеты ориентированы на обучение студентов основам создания и использования новейшей техники и оборудования, используемых в производстве. Крупный и средний бизнес, приобретающий новейшую импортную технику, нуждается в высококвалифицированных кадрах, которые будут на ней работать. В таком случае через специальные гранты Минобрнауки, Минприроды, Минпромторга, Минэнерго и других заинтересованных министерств и ведомств, а также Росгеологии можно было бы проводить регулярные учебные мастер­классы для студентов и преподавателей.

Положительно зарекомендовавшей себя формой взаимодействия вузов, работодателей геологической отрасли, академических и отраслевых институтов являются научно­образовательные центры (НОЦ). В Российском государственном геологоразведочном университете им. Серго Орджоникидзе (МГРИ – РГГРУ) создано 19 таких центров. В их рамках действуют базовые кафедры. К работе кафедр привлекаются наиболее опытные специалисты. Занятия проводятся с использованием современного оборудования, приобретенного за счет предприятий.

Подобная консолидация усилий учебных заведений, научных организаций и промышленных предприятий позволяет сохранять на высоком уровне качество обучения в условиях ограниченного финансирования.

Избранные публикации автора по тематике высшего образования

  1. Лисов В.И. Проблемы развития высшего инженерно-технического образования России// Издательский дом «МГРИ-РГГРУ», 2013, 298 с.
  2. Лисов В.И., Кушель Е.С. и др. Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации в МГРИ-РГГРУ// М: МГРИ-РГГРУ, 2013, 106 с.
  3. Лисов В.И. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» и совершенствование деятельности УМО по прикладной геологии// М., «Известия высших учебных заведений. Геология и разведка», № 4, 2013, с. 3-4.
  4. Лисов В.И. О стейкхолдерской концепции стратегии вуза и механизмах ее реализации// М., «Менеджмент и бизнес-администрирование», № 3, 2012, с. 53-76.
  5. Лисов В.И. Приоритеты международной образовательной деятельности российских вузов//М., «Высшее образование в России», № 1, 2012, с. 3-10.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: высшее образование, социальное партнерство, МГРИ-РГГРУ имени Серго Орджоникидзе, точка зрения, ао-77

Похожие материалы:
Образовательные стандарты: проверка временем
Заокский университет дает качественное образование в христианской среде
Мобилизация инженерной мысли
Инвестиции, госзаказ и другие факторы, которые влияют на развитие металлургического образования
Роль университета на территории опережающего развития
Франчайзинг как инструмент государственно-частного партнерства
Результаты превзошли ожидания
Опыт высшей школы Казахстана: стратегия обеспечения качества
Инновационное образование для автомобильной отрасли
Перспективы развития строительной сферы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Бизнес-спикеры поделились опытом на Всероссийском форуме профессий #СделайШагвБудущее
Портал для осознанной профориентации WOWPROFI провел Всероссийский форум профессий...
Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
Зачем вузам информационная открытость? Что настораживает в утвержденных ФГОС ВО 3++ по программам...
Выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес– 2019. Выставка рабочих профессий-2019» пройдет в Набережных Челнах
С 13 по 15 ноября в Набережных Челнах пройдет выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес–...
КАК БЫТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЕМ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЫ: ЭКСПЕРТЫ ФОРУМА «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ПРЕДСТАВЯТ НАИБОЛЕЕ УСПЕШНЫЕ КЕЙСЫ
Инновационный подход необходим большим компаниям для повышения их внутренней производительности и...
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ НА ФОРУМЕ «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»: ВОПРОСЫ ПРАГМАТИКИ И ЭТИКИ
Президент России Владимир Путин считает сектор ИИ «одним из ключевых направлений технологического...
Из журнала
#106Подведены итоги и намечены перспективы развития российской кадровой политики
#109Успешно реализуется проект К(П)ФУ «Послы русского языка в мире»
#104Филиал ОмГПУ в г. Таре реализует стратегические проекты
#103В Институте водного транспорта им. Г.Я.Седова реализуется концепция непрерывного флотского образования
#96Опыт Японии в привлечении иностранных студентов
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку