Специфика высшего геологоразведочного образованияКак решает объективные проблемы нового времени один из ведущих вузов страны? Читайте в февральском номере журнала статью В.И. Лисова, ректора Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе (МГРИ – РГГРУ) «Специфика высшего геологоразведочного образования». Просмотров: 204
Действующая модель отечественной экономики, основанная на постоянном росте мировых цен на нефть и ее значительном экспорте с целью решения военных, социальных и иных задач, себя исчерпала. Сегодня сложно прогнозировать дальнейший ход событий, поскольку Россия вступает в эру новой экономической модели и ломки сложившихся методов управления. Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе (МГРИ – РГГРУ, г. Москва), стоящий у истоков российской сырьевой экономики, находится в условиях поиска своего места в происходящих процессах.
Стратегический университет Образовательная деятельность ресурсных технических университетов, таких как МГРИ – РГГРУ, сильно отличается от образовательной деятельности других вузов: например, военнопромышленного, сельскохозяйственного и медицинского профилей. Студенты уже с первого курса ориентированы на исследовательскую и производственную работу на новых территориях – в тайге, горах, на шельфе, то есть на полевое изучение недр Земли. Многие годы университет специализируется на подготовке кадров в области прикладной геологии особо значимых для страны полезных ископаемых и технологиях их промышленной разработки. Смежные направления – горное и нефтегазовое дело, геммология для ювелирного дела, гидрогеология, экология, отраслевая экономика. У вуза большой опыт деятельности: 4 сентября 2013 года коллектив отметил девяностопятилетний юбилей. В эпоху гонки атомных вооружений МГРИ стал стратегическим вузом уранового профиля, готовя кадры для добычи урана методом подземного выщелачивания. В 1971 году здесь была создана уникальная, единственная в мире горная кафедра геотехнологии руд редких и радиоактивных металлов. Благодаря личной поддержке министра среднего машиностроения СССР Е.П. Славского к 1986 году был получен комплекс новых современных зданий на улице МиклухоМаклая. После 1991 года урановый вуз попал под «тройной удар». Вопервых, значительно повлиял общий экономический кризис и снижение затрат на высшее профессиональное образование. Вовторых, не могла не сказаться демилитаризация атомного Минсредмаша СССР и резкое сокращение добычи урана. Втретьих, произошла ликвидация Министерства геологии СССР и многократное падение в России геологоразведочных работ. Столь сложной кризисной ситуации не испытали даже прославленные технические университеты, работающие на военнопромышленный комплекс. Объективные проблемы Есть ряд общих проблем совершенствования геологоразведочного, горнопромышленного и нефтегазового высшего образования. Одна из самых серьезных – финансирование. В настоящее время подготовка кадров по прикладной геологии, технологии геологической разведки и горному делу явно обделена в рамках подушевого финансирования. На 67,06 тыс. рублей в год квалифицированного специалиста, геолога и геофизика, подготовить невозможно. Следует учитывать объем транспортных и полевых затрат при подготовке будущих геологов, геофизиков и горных инженеров в местах производственной практики в удаленных регионах России. Есть и своя инновационная составляющая для более высоких затрат на данное образование, когда основные машины, оборудование, приборы в добывающей промышленности – импортные и часто без российских аналогов. Полагаем, специализированный МГРИ – РГГРУ в рамках наук о Земле и ее полезных ископаемых должен получать от Минобрнауки РФ более щедрое финансирование. Бюджетообразующее недропользование в России, особенно в перспективных удаленных районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, остро нуждается в росте наукоемкости, эффективности и развитии своей промышленной базы. Основные доходы университет получает от платного образования, но некоторые важные для государства специальности с изучением математики, физики, химии имеют пониженный конкурс абитуриентов и свой предел цены контракта (см. таблицу). Табл. Динамика доходов от предпринимательской деятельности за 2012-2014 годы Если говорить о бюджетных затратах на геологоразведку в России, то с 2008 года началось их существенное ограничение. Есть жизненная необходимость обеспечения простого воспроизводства и в отдельных случаях – прироста ресурсов (ниобий, вольфрам, уран, алмазы и другие). В этой связи МГРИ – РГГРУ вправе рассчитывать на спонсорскую помощь со стороны Федерального агентства по недропользованию и его бюджетных структур, включая отраслевые, типа уникального редкоземельного ФГУП «ИМГРЭ» (г. Москва). Ситуация в геологической отрасли улучшилась лишь с созданием по решению Правительства РФ новой госкорпорации ОАО «Росгеология», ставшей центром формирования геологического холдинга, в который вошло, наряду с «Центргеологией», еще 37 профильных государственных предприятий. Подчеркнем, что – как в сфере традиционных НИОКР, так и в прикладной геологии по поиску и разведке новых месторождений полезных ископаемых – начать получать существенную прибыль можно лишь в дальней перспективе. В традиционной экономической модели сфера российской науки и высшего образования имеет множество преград на пути к прибыльному производству новых товаров и услуг. Так, налицо неблагоприятная ситуация в России с оформлением интеллектуальной собственности, ее информационной защитой и возможной коммерциализацией. Налоговая политика по отношению к российским инноваторам отмечается экспертами как провальная. Консолидация усилий Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе (МГРИ – РГГРУ) необходим геологической отрасли России (Минприрода, Роснедра, Росгеология), горнопромышленному и нефтегазовому комплексу (Минпромторг, Минэнерго, Росатом, частный крупный и средний бизнес), дающим госбюджету страны подавляющую часть денежных доходов. Уточнить приоритеты развития и финансирования НИОКР – одна из первых задач для Минобрнауки РФ. Далее следует обеспечить вузы, реализующие программы геологического, нефтегазового и горного образования, специальными формами государственной поддержки в рамках конкурсов федеральных целевых программ, государственной программы РФ «Развитие образования» до 2020 года и различных стратегических проектов. Полагаем, что в этом направлении целесообразно организовать конструктивное взаимодействие между группами ресурсных университетов, и МГРИ – РГГРУ в том числе, профильными министерствами страны (Минобрнауки, Минприроды, Минпромторг, Минэнерго), а также компаниями крупного и среднего бизнеса по новым стратегиям инновационной модернизации. Технические университеты ориентированы на обучение студентов основам создания и использования новейшей техники и оборудования, используемых в производстве. Крупный и средний бизнес, приобретающий новейшую импортную технику, нуждается в высококвалифицированных кадрах, которые будут на ней работать. В таком случае через специальные гранты Минобрнауки, Минприроды, Минпромторга, Минэнерго и других заинтересованных министерств и ведомств, а также Росгеологии можно было бы проводить регулярные учебные мастерклассы для студентов и преподавателей. Положительно зарекомендовавшей себя формой взаимодействия вузов, работодателей геологической отрасли, академических и отраслевых институтов являются научнообразовательные центры (НОЦ). В Российском государственном геологоразведочном университете им. Серго Орджоникидзе (МГРИ – РГГРУ) создано 19 таких центров. В их рамках действуют базовые кафедры. К работе кафедр привлекаются наиболее опытные специалисты. Занятия проводятся с использованием современного оборудования, приобретенного за счет предприятий. Подобная консолидация усилий учебных заведений, научных организаций и промышленных предприятий позволяет сохранять на высоком уровне качество обучения в условиях ограниченного финансирования. Избранные публикации автора по тематике высшего образования
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|