Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Опыт высшей школы Казахстана: стратегия обеспечения качества

В Казахстане сформирована национальная система оценки качества образования (НСОКО), включающая различные процедуры контроля и оценки: лицензирование, аттестацию, аккредитацию, лицензионный контроль, промежуточный государственный контроль (внешняя оценка учебных достижений), рейтинги.

Просмотров: 1281

Фокусом новых отношений и инструментом конкуренции становится независимая аккредитация

Ю.Н. ПАКЮ.Н. ПАК, проректор Карагандинского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор

М.В. ПОГРЕБИЦКАЯМ.В. ПОГРЕБИЦКАЯ, начальник службы менеджмента качества Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева, кандидат педагогических наук, доцент

Д.Ю. ПАКД.Ю. ПАК, доцент кафедры геофизики и геологии Карагандинского государственного технического университета, кандидат технических наук

Следуя интеграционным процессам, Казахстан в 2010 году подписал Болонскую декларацию, став сорок седьмым участником построения единого европейского образовательного пространства. Ключевым принципом сообщества является обеспечение качества образования на основе сопоставимых критериев его оценки [1].

В КАЗАХСТАНЕ сформирована национальная система оценки качества образования (НСОКО), включающая различные процедуры контроля и оценки: лицензирование, аттестацию, аккредитацию, лицензионный контроль, промежуточный государственный контроль (внешняя оценка учебных достижений), рейтинги (см. рис.).

Следует отметить, что существующие в казахстанской системе высшего образования процедуры лицензирования и государственной аттестации как подтверждение качества образования со стороны государства были введены раньше, чем во многих европейских странах.

Повышения эффективности образовательных реформ в современном Казахстане можно ожидать при системном анализе и учете важнейших факторов, оказывающих сущностное влияние на высшее образование. Среди них:

  • углубление интеграционных процессов в рамках Болонских преобразований с учетом казахстанских реалий;
  • продолжающийся демографический кризис и массовизация высшего образования;
  • неразвитость национальной системы квалификаций, отсутствие качественных профессиональных стандартов по большинству приоритетных отраслей экономики;
  • трансформация рынка труда и дисбаланс в структуре спроса и предложения востребованных специальностей и профессий;
  • возрастающая значимость интеллектуального потенциала для устойчивого развития экономики;
  • слабое взаимодействие системы высшего образования и сферы труда.

Учитывая эти факторы и высокую динамику перемен в глобальном образовательном пространстве, необходимо смещать акценты от знаниево-центрированной модели к компетентностному подходу в высшем образовании, позволяющему перейти от воспроизведения знаний к междисциплинарно-интегрированным требованиям к результатам образования.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ и качество в условиях массовизации высшего образования стали ключевыми параметрами социально-­экономического развития. При этом эффективность обычно оценивается как управленческо-­экономическая категория, а качество – как многоаспектная интегральная характеристика результатов образовательной деятельности.

До настоящего времени нет общепринятого определения понятия «качество». Это объясняется тем, что различные аспекты термина не поддаются адекватному формализованному представлению. Кроме того, основные стейкхолдеры образовательного процесса – студенты и их родители, преподаватели вузов, работодатели, администрация вузов, исполнительный орган в лице Минобрнауки РК – как субъекты управления с разными целевыми функциями имеют разные смыслово-содержательные понятия о качестве.

Рисунок. Национальная система оценки качества образования.

Проблема определения понятия «качество образования» связана и с неоднозначностью самого процесса образования. Дискуссионным остается вопрос: образование – это услуга или социальное благо? С одной стороны, качество обеспечивается уровнем и содержанием образовательных программ, качеством ППС, развитостью инфраструктуры образовательного и научного процессов. С другой – качество результатов обучения зависит от уровня подготовки абитуриентов и уровня мотивации студентов к активной учебе [2].

В высшем образовании качество можно рассматривать двояко: как результат образовательной деятельности и как процесс, направленный на достижение запланированных результатов. Поэтому необходимо проводить грань между процессом и результатом, дифференцируя уровни образования и требования к качеству со стороны различных заказчиков.

Под качеством как результатом понимается интегральная характеристика, отражающая степень соответствия достигнутых образовательных результатов нормативным требованиям. Такая характеристика выполняет лишь ориентирующую функцию, поскольку составляющие интегральной характеристики могут меняться в соответствии с целями образования. Если в качестве приоритета рассматриваются требования рынка труда, то совокупность показателей трансформируется в конкретные профессиональные компетенции.

При оценке качества как образовательного процесса (чаще всего при аккредитации) учитывается совокупность составляющих: качество преподавания, качество образовательных программ и ППС, уровень научных исследований, материально-­технические ресурсы, уровень информатизации, развитость системы управления качеством и прочее. Таким образом, понятие «качество образования» носит комплексный характер, объединяя параметры всех компонентов обучения, условий и результатов образовательного процесса. Приведенные характеристики следует рассматривать как пунктирное обозначение этого сложнейшего параметрического понятия, требующего глубоких методологических исследований.

Все существующие виды контроля направлены в первую очередь на выявление некачественного образования и развитие инструментов повышения качества. Здесь речь идет о стимулировании внутривузовских систем менеджмента качества и независимой аккредитации. В условиях глобализации и перехода к единому образовательному пространству рынок образовательных услуг претерпевает изменения. Неблагоприятная демографическая ситуация усиливает внимание к внешним процедурам оценки качества, которые необходимо превратить в неотъемлемую часть внутривузовской культуры качества.

АККРЕДИТАЦИЯ в Казахстане стартовала в 2001 году. Процедура, получившая название государственной аккредитации, была проведена МОН РК на основе заявительного принципа: вузы предоставляли информацию по 27 статистическим показателям. Эта процедура подверглась критике, и ее проведение в Казахстане было приостановлено – почти на восемь лет.

В 2009-2010 годах силами Национального аккредитационного центра МОН РК началась институциональная аккредитация вузов Казахстана.

Новый этап в аккредитации вузов начался в 2011 году. Внесение изменений в закон РК «Об образовании», утверждение Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы позволили перенести процедуру независимой аккредитации в конкурентную среду. Был утвержден Национальный реестр аккредитационных органов, куда вошли два казахстанских агентства – НКАОКО и НААР и четыре зарубежных – ASIIN и ACQUIN (Германия), AQA (Австрия), ABET (США). Институциональную аккредитацию проводят только казахстанские агентства, а специализированную (программную) аккредитацию образовательных программ – любое из названных.

В 2015 году государственная аттестация будет полностью заменена институциональной и специализированной аккредитацией для вузов, а государственный контроль будет осуществляться государственными органами в форме лицензионных проверок. Эти решения представляются стратегически правильными в условиях глобализации образования.

Следует признать востребованным механизм признания достижений образовательных учреждений РК в области качества на основе стандартов и рекомендаций независимых аккредитационных агентств. Аккредитация становится фокусом новых отношений, инструментом конкуренции, поскольку вузы могут представить общественности и работодателям дополнительные гарантии качества обучения. Иными словами, процедура аккредитации на законодательном уровне признается важнейшим элементом регулирования рынка образовательных услуг. Этим самым государство частично уходит от монопольного права оценки качества.

Вузы и научно-педагогическая общественность активно поддержали институт аккредитации как новую модель независимой оценки качества образования. Начиная с 2012 года, только через НААР аккредитовано более 300 образовательных программ, более 20 казахстанских вузов успешно выдержали институциональную аккредитацию. Через НКАОКО институциональную аккредитацию прошли более 40 вузов, более 500 образовательных программ – процедуру специализированной аккредитации.

Начатые в Казахстане процессы аккредитации представляют собой общественно-­профессиональную оценку качества образования, существенными отличиями которой являются независимость, объективность и гласность. Такой подход к обеспечению качества вызывает доверие со стороны вузов, способствует повышению их конкурентных преимуществ – привлекательности для абитуриентов и востребованности их выпускников у работодателей [3].

Автономия вузов в рамках Болонского процесса реализована в казахстанской высшей школе путем отказа в 2012 году от ГОС специальностей и формирования образовательных программ с высоким уровнем академической свободы. Вместо ГОС специальностей в действие введены два ГОС, утвержденных постановлением правительства республики (ГОС бакалавриата и ГОС послевузовского образования). Эти стандарты носят рамочный характер, не учитывают специфики той или иной специальности. В них не прописана квалификационная характеристика выпускника с описанием функций профессиональной деятельности, требований к профессиональным компетенциям и отсутствует концентрированное изложение содержания образовательной программы по циклам дисциплин. Иными словами, нет предмета для осуществления государственного контроля. Отсюда вполне логичным представляется решение об отказе с 2015 года от процедуры государственной аттестации.

В сфере образования Казахстана множество контрольно-надзорных процедур: госаттестация – один раз в пять лет (с 2015 года отменена), аккредитация – институциональная и специализированная, международная аккредитация образовательных программ, плановый контроль соблюдения законодательства и лицензионных требований – один раз в пять лет, внешняя оценка учебных достижений – ежегодно. Такой избыточно развитой системы контроля нет ни в одной стране мира. Как тут не вспомнить крылатое выражение – у семи нянек дитя без глазу.

Проблема обеспечения качества образования усугубляется расширением бюрократизации. Глава государства на одном из совещаний с руководителями министерств и ведомств в минувшем году критически отметил, что в учебных заведениях развито формальное бумаготворчество. Нескончаемые плановые и внеплановые проверки, во многом дублируя друг друга, отвлекают преподавателей от педагогической и научной работы и закрепляют «двойные стандарты». Необходимо минимизировать эти контрольно-проверочные процедуры. В этой связи отказ от госаттестации следует расценивать как логическое продолжение начатой в стране демократизации высшего образования.

МОН РК необходимо ужесточить процедуру выдачи лицензий и постлицензионного контроля. Учреждения, дающие некачественное образование, должны уйти с рынка образовательных услуг. Плановые проверки на соответствие лицензионным требованиям и соблюдение законодательства следует осуществлять на основе кардинально обновленной правовой базы, исключив давно устаревшие нормативы. Грамотно поставленная методология лицензионной проверки и контроля должна стать альтернативой уходящей в историю процедуры государственной аттестации [4].

В ходе парламентских слушаний в 2014 году «О качестве и перспективах подготовки кадров в системе ТиПО, высшего образования для отраслей экономики» была дана критическая оценка состоянию и перспективам подготовки специалистов. В погоне за университетскими рейтингами, показателями академической мобильности и международного сотрудничества на второй план отошли вопросы качественного обновления образовательных программ. Но они крайне актуальны, и их решение немыслимо вне социального партнерства высшей школы со сферой труда. Сегодня доля работодателей, участвующих в подготовке кадров, не превышает 1 процента, в то время как в развитых странах этот показатель находится на уровне 30.

В ПОСЛАНИИ народу «Стратегия «Казахстан – 2050» президент Нурсултан Назарбаев поставил задачу развития национальной системы квалификаций и создания независимой системы подтверждения квалификаций специалистов. Государство не должно одновременно предоставлять образовательные услуги и оценивать их качество.

Индустриально-инновационный этап развития Казахстана сопровождается изменением структуры экономики и увеличением спроса на квалифицированную рабочую силу. Наблюдается качественный разрыв между спросом и предложением. Квалификация работников не в полной мере удовлетворяет работодателей, а система образования продолжает развиваться в автономной логике, которая не коррелирует с требованиями рынка труда.

Основным вектором модернизации высшей школы должно стать развитие социального партнерства вузов и профессиональных объединений работодателей в проектировании профессиональных стандартов и практикоориентированных образовательных программ, основанных на компетентностной модели выпускника. Профессиональные стандарты должны стать «дорожной картой» для каждой профессии. Отсутствие качественных профессиональных стандартов по многим направлениям и профессиям сдерживает разработку компетентностно­ориентированных образовательных программ, не позволяет обеспечить сопряжение процедур итоговой аттестации выпускников и сертификации квалификаций бакалавров. К сожалению, как отметила Тамара Дуйсенова, министр труда и социальной защиты населения РК (с августа 2014 года министр здравоохранения и социального развития РК. – Прим. ред.), в этом вопросе наблюдается недостаточная консолидация работодателей по отраслям и слабое взаимодействие между вузами и работодателями. Нужны дополнительные усилия для межотраслевой координации в разработке нормативно-правового обеспечения социального партнерства «вуз – работодатель» в контексте развития национальной системы квалификаций [5].

Низкая эффективность образовательных реформ стала притчей во языцех. Бюджетное финансирование высшего образования на уровне около 0,4 процента ВВП ничтожно мало в сравнении со странами ОЭСР (2,2 процента). Это является причиной низкого уровня оплаты труда ППС, дефицита высококвалифицированных научно-педагогических работников, широко практикуемого совместительства, сопряженного с ущербом качеству обучения. Нормативно­-правовые риски обусловлены частой сменой образовательных приоритетов, отсутствием системности в реформах. На системной основе происходит смена министров образования (за последние двадцать лет сменилось двенадцать глав этого ведомства), а дело модернизации остается «живее всех живых».

Установленные более четверти века назад нормативы соотношения штата ППС и контингента обучающихся давно устарели. Высокая годовая нагрузка преподавателя (850-900 часов) не способствует повышению качества обучения. Такая нагрузка (примерно в три раза выше, чем у зарубежного профессора) не оставляет времени на научно-исследовательскую и учебно-методическую работу. В зарубежных вузах будущие бакалавры не изучают такой объемный цикл общеобразовательных дисциплин (социология, политология, основы права, история, языки, философия, основы безопасности жизнедеятельности и другие). В этой связи в Госпрограмме развития образования на 2011-2020 годы планировалось уменьшение доли общеобразовательных дисциплин с 25 до 15 процентов за счет передачи ряда вузовских дисциплин в программу школьного профильного обучения. Однако подобной трансформации не произошло.

Европейские эксперты в процессе международной аккредитации образовательных программ по техническим направлениям отмечали чрезмерную загруженность ППС аудиторными занятиями, достаточно высокую аудиторную нагрузку студентов, относительно низкую мобильность обучающихся и ППС, насыщенность учебных планов дисциплинами социально-­гуманитарной направленности. Сегодня при оценке эффективности вузов используются такие критерии, как количество иностранных студентов, приглашенных из-за рубежа ученых, студентов, выезжающих за пределы страны на академический период, и прочие подобные. Все эти критериальные оценки заимствованы из практики деятельности зарубежных аккредитационных агентств. Безусловно, они способствуют формированию единого пространства высшего образования, приобретению международного опыта в области организации учебного процесса и контроля качества. Однако целесообразность их внедрения в практику казахстанской высшей школы требует глубокого анализа и дополнительных исследований.

Актуальными следует признать организационно-методические меры по развитию национальной системы оценки качества в направлении существенного обновления нормативно-правовой базы и совершенствования механизма лицензионного контроля и независимой аккредитации.

НА КОНФЕРЕНЦИИ министров, ответственных за высшее образование в странах­-участницах Болонского процесса, в Бухаресте (2012) отмечена целесообразность пересмотра европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования, чтобы повысить их четкость, применимость и полезность для систем высшего образования [6]. Речь не идет о фундаментальных изменениях: некоторые критерии, рекомендации нуждаются в уточнении и дополнении с учетом современных реалий.

Требуется системное обобщение опыта работы всех агентств, входящих в Национальный реестр, включая и казахстанские, – НААР и НКАОКО, которым необходимо принять меры для вхождения в европейскую сеть агентств гарантии качества (EQAR). Важно поддерживать высокое качество экспертизы и планку требований с тем, чтобы аккредагентства не превратились в фабрику по выдаче сертификатов об аккредитации. Что касается стандартов, критериев и рекомендаций по оценке качества, то целесообразным представляется акцент на студентоцентрированное образование.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Пак Ю.Н., Газалиев А.М. Болонский процесс и казахстанские реалии. Караганда: Изд-во КарГТУ, 2012, 417 с.
  2. Пак Ю.Н., Пак Д.Ю. Концептуальные аспекты обеспечения качества ВПО в контексте Болонских реформ // «Alma mater» («Вестник высшей школы»), 2012, № 8, с. 42-48.
  3. Мотова Г.Н. Кому достанется флейта? // «Аккредитация в образовании», 2013, № 6(66), с. 14-19.
  4. Пак Ю.Н. Образование: управление качеством – путь к прогрессу // «Казахстанская правда», 2014, 30 декабря.
  5. Дуйсенова Т. Разработка профессиональных стандартов – веление времени // «Казахстанская правда», 2013, 18 октября.
  6. Хопбах А. Современное состояние и перспективы развития гарантии качества в ЕНЕА // «Аккредитация в образовании», 2012, № 8(60), с. 22-23.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Интеграционные аспекты в оценке качества образования
В Казахстане создана национальная система оценки качества образования
Обеспечение качества образования в Казахстане
Будущее независимой аккредитации в Казахстане
Адаптированная модель дуальной технологии. Опыт Казахстана
Сопряжение профессиональных и образовательных стандартов
Национальная модель аккредитации: опыт Казахстана
Независимая аккредитация на Украине: вопрос остается открытым
Что сдерживает развитие профессионально-общественной аккредитации?
Национальная модель аккредитации Казахстана

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ