Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Адаптированная модель дуальной технологии. Опыт Казахстана

Современные тенденции развития системы образования Республики Казахстан, обусловленные разработкой национальных рамок квалификаций и профессиональных стандартов и переходом высших учебных заведений на вузовские стандарты качества, диктуют необходимость формирования интегрированной модели компетенций.

Просмотров: 291
Людмила КашукЛ.И. КАШУК, и.о. профессора департамента экономики и менеджмента Инновационного Евразийского университета (Республика Казахстан, г. Павлодар), кандидат экономических наук

СОВРЕМЕННЫЕ тенденции развития системы образования Республики Казахстан, обусловленные разработкой национальных рамок квалификаций и профессиональных стандартов и переходом высших учебных заведений на вузовские стандарты качества [1], диктуют необходимость формирования в системе непрерывного многоуровневого образования интегрированной модели компетенций. Такая модель должна охватывать среднее техническое образование, бакалавриат, магистратуру, соответствовать требованиям работодателей к знаниям, навыкам и умениям выпускников и способствовать развитию в системе «учебное заведение – производство» эффективных форм и механизмов социального партнерства, которые обеспечат активное участие корпоративного сообщества в ее формировании и реализации.

За рубежом – в частности, в Германии – среди таких механизмов широкое распространение получила дуальная технология, внедрение которой в Республике Казахстан рассматривается как одна из приоритетных задач развития учреждений системы технического и профессионального образования (ТиПО) и высшей школы [2]. Дуальная технология обучения в зарубежной практике подготовки выпускников принята как эффективная форма организации учебного процесса, позволяющая готовить специалистов не на «рынок труда», а адресно, в соответствии с запросами работодателей.

Ориентированная на непосредственную подготовку специалистов к практической профессиональной деятельности, дуальная технология предполагает прямое участие работодателей в разработке компетентностной модели выпускника и процессе подготовки кадров. От традиционной системы обучения она отличается направленностью и степенью приближенности содержания подготовки к реальным условиям хозяйствующих субъектов.

В условиях глобализации развитие дуальной технологии идет по двум направлениям. С одной стороны, она транслируется в развивающиеся страны ведущими западными фирмами, использующими эту технологию. С другой – мировое образовательное пространство, включая постсоветские государства, объективно приходит к осознанию дуальной технологии как важного механизма социально ответственной и экономически эффективной подготовки кадров. Фактор низкой доступности человеческих ресурсов требуемого уровня квалификации в Государственной программе индустриально-­инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы назван барьером для индустриального развития [3].

Мировое образовательное пространство, включая постсоветские государства, объективно приходит к осознанию дуальной технологии как важного механизма социально ответственной и экономически эффективной подготовки кадров.

ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ внимание на постсоветском пространстве – например, в России и Казахстане – уделяется вопросам дуальной технологии: публикуются исследовательские обзоры, статьи, защищаются диссертации, обобщается первый опыт внедрения этой технологии в профессиональных лицеях и системе среднего профессионального образования.

Вместе с тем, выступая на II Темиртауском форуме, посвященном проблемам внедрения дуальной формы обучения в учреждениях ТиПО Республики Казахстан, эксперт, глава представительства Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) Райнер Герц отметил, что стране необходима уникальная казахстанская модель. Нельзя перенять один в один германскую модель, можно лишь взять какие­то элементы, что, по мнению эксперта, в первую очередь обусловлено национальными особенностями развития бизнеса [4].

В 1995-1999 годах – в ходе реализации казахстанско-германского проекта «Содействие профессиональному образованию в Казахстане» при поддержке Германского центра по техническому сотрудничеству (GTZ) – дуальная система обучения прошла испытание в трех казахстанских пилотных профессиональных лицеях: на базе профессиональных школ – №1 города Алматы и села Красный Яр Акмолинской области, а также Павлодарского бизнес-колледжа. Студенты находились непосредственно на предприятиях 60 процентов времени обучения, процесс организовывался и оплачивался работодателями.

Однако далее эксперимента дело не пошло. Многие эксперты объясняют это следствием азиатского финансового кризиса и значительным превышением предложения рабочей силы, в том числе и квалифицированной, на рынке труда. Несомненно, эти факторы внесли свой «вклад» и в формат, и в содержание реализуемой в рамках национального пространства модели дуальной технологии.

Несмотря на многоаспектный подход и предпринимаемые меры по развитию дуальной технологии, осуществляемые в Республике Казахстан, и прежде всего, в системе учреждений технического и профессионального образования, ситуация сегодняшнего дня объективно несет все «старые» проблемы, чему в немалой степени способствовал и мировой экономический кризис (2008). При этом к проблеме перепроизводства рабочей силы добавилась другая, классифицированная работодателями как «кадровый голод» – результат несоответствия содержания подготовки реальным потребностям хозяйствующих субъектов. Очевидно, что решением указанной проблемы может стать дуальная технология. Но тогда должна заработать схема: производство (запрос на подготовку) – учреждение образования (подготовка по запросу) – производство (трудоустройство).

В настоящее время эта схема не работает по ряду причин: предприятия заняты решением проблемы выживания, процесс подготовки кадров носит нерегулируемый массовый характер. Поясним: госзаказ в контингенте вузов республики до недавнего времени составлял не более 20 процентов, а региональное бюджетное финансирование в системе ТиПО носит в значительной степени социально ориентированный характер, а не адресный, отраслевой.

Неслучайно, вице-премьер Республики Казахстан Бердыбек Сапарбаев на совещании работников образования в этом году отметил низкую эффективность внедрения дуальной технологии в системе ТиПО страны, указав на необходимость адресной подготовки и изменение ее структуры в сторону увеличения объема практики до 60 процентов [5]. Однако решение этого вопроса наталкивается на существующее в системе ТиПО жесткое государственное регулирование структуры и содержания подготовки.

Открытым остается и вопрос формы запроса на подготовку со стороны производства, который касается, прежде всего, формата социального партнерства между работодателями и учреждениями образования. По итогам Темиртауского форума по внедрению в Казахстане дуального обучения в 2012 году «Фонд национального благосостояния «Самрук­-Казына» в рамках меморандума о сотрудничестве предоставил возможность прохождения практики на базе своих дочерних компаний. Из них 6 уже в 2012 году заключили договоры с 22 учреждениями ТиПО. Следует отметить, что эта позитивная практика имеет тенденцию к росту. Однако тренд свидетельствует скорее о готовности производства предоставлять базу для организации производственной практики, чем о развитии дуальной технологии. Предприятия не участвуют в разработке содержания учебных планов и организации учебного процесса, отсутствует практика адресной подготовки, о чем также в своем выступлении говорил вице-премьер Б. Сапарбаев.

Внедрение дуальной технологии в Республике Казахстан рассматривается как одна из приоритетных задач развития учреждений системы технического и профессионального образования и высшей школы.

ОДНИМ из примеров попытки решения названной проблемы является опыт деятельности Красноармейского аграрно­технического колледжа (Павлодарская область). В 2014 году в рамках проекта «Модернизация системы профессионального и технического образования» структура рабочего учебного плана в колледже была пересмотрена и адаптирована под условия сельскохозяйственного производства. Объем теоретической и практической подготовки составил 50 на 50 процентов, в том числе 16 учебных недель отводилось на обучение в условиях производства; теоретические циклы, ориентированные на завершенность изучения дисциплины (или блока тем), чередуются с практическими циклами, ориентированными на формирование навыков по изученному блоку курсов.

И все же в целом, как показывает практика, учреждения ТиПО всемерно изучают потребности работодателей и адаптируют подготовку специалистов под их интересы, а предприятия, принимая обучающихся на практику, в дальнейшем не всегда становятся местами их трудоустройства.

На II Темиртауском форуме в качестве одной из мер по решению проблем развития в республике дуальной технологии было названо внесение в проект Предпринимательского кодекса по инициативе Министерства образования и науки РК (МОН РК) норм по квотированию рабочих мест – от 3 процентов и более – для практики и трудоустройства молодых специалистов. Было предложено также уменьшить налогооблагаемый доход работодателей на сумму расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров с коэффициентом 1,5 [6].

В 1998 году в рамках финансируемого фондом «Евразия» проекта «Улучшение качества подготовки специалистов экономического профиля для северных и центральных регионов Казахстана» при поддержке МОН РК на дуальную систему, в качестве эксперимента, был переведен ряд экономических специальностей Павлодарского университета (ныне – Инновационный Евразийский университет) [7].

Интегрированная модель

РУП - рабочий учебный план
УМКд - учебно-методический комплекс дисциплин

ИННОВАЦИОННЫМ Евразийским университетом в рамках финансируемых МОН РК научно-исследовательских работ в 2015 году реализуется проект «Разработка интегрированной модели многоуровневой подготовки инженерных кадров для второй и третьей индустриальной пятилеток на основе дуальной технологии и социального партнерства», ставший логическим продолжением процесса интеграции вуза и бизнеса региона.

В результате работы над проектом вузом получены конкретные результаты. Представим пошаговые действия по реализации разработки интегрированной модели подготовки инженерных кадров на основе дуальной технологии и социального партнерства:

  • разработка потенциально ожидаемой работодателями модели компетенций (в разрезе навыков) специалистов конкретного профиля (по уровням подготовки) и ее согласование (экспертиза) с работающими выпускниками данной специальности и преподавателями учебных заведений, ведущих подготовку по аналогичной специальности;
  • согласование модели компетенций с работодателями (по профилю основных мест трудоустройства выпускников) и ее последующее утверждение учебным заведением;
  • определение состава дисциплин, формирующих указанные в модели навыки (вузы РК имеют право самостоятельно определять содержание подготовки по структуре, составу и содержанию. – Прим. авт.) и формирование рабочего учебного плана на принципах дуальной технологии (увеличен объем производственной практики, учебный процесс построен по принципу цикличности и модульности); модель носит матричный характер и отражает все дисциплины, формирующие тот или иной навык;
  • содержание рабочих учебных программ (РП) и заданий на практику по конкретной дисциплине отражает совокупность знаний, навыков и умений, которые данная дисциплина формирует; при этом в РП в разрезе тем указываются развиваемые навыки и перечень заданий, их формирующих;
  • состав и содержание тем дисциплин оценивается работодателями по балльной системе на важность и значимость для формирования сформулированных навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Национальной рамки квалификаций. Совместный приказ министра труда и социальной защиты населения РК от 24 сентября 2012 года, № 373-е­м и министра образования и науки РК от 28 сентября 2012 года, № 444. Зарегистрирован в Министерстве юстиции РК 19 октября 2012 года, № 8022.

2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана, 2010. – С. 48, 4.

3. Государственная программа индустриально­-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы. Утверждена постановлением Правительства РК от 31 декабря 2013 года, № 1497. – С. 6.

4. Эксперт Райнер Герц рассказал, почему Казахстан взял за образец модель дуального образования Германии. Электронный ресурс: http://thenews.kz/2013/04/27 /1370973.html.

5. Вице­-премьер Б. Сапарбаев подверг резкой критике систему дуального образования в РК. Электронный ресурс: http://thenews.kz/2013/04/27 /1370973.html.

6. Более 120 организаций и предприятий Казахстана внедряют элементы дуального обучения. Электронный ресурс: http://thenews.kz/2013/04/26/1370673.html.

7. Шеломенцева В.П. Дуальная система обучения в вузе студентов экономического профиля. Материалы республиканского семинара «Использование дуальной системы в подготовке специалистов экономического профиля», МОН РК, Павлодарский университет, г. Павлодар, 1999 (27-28 сентября). – С. 4-12.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Национальная модель аккредитации: опыт Казахстана
Интеграционные аспекты в оценке качества образования
Сопряжение профессиональных и образовательных стандартов
Будущее независимой аккредитации в Казахстане
О развитии национальной системы оценки качества образования в Казахстане
В Казахстане создана национальная система оценки качества образования
Обеспечение качества образования в Казахстане
Образование длиною в жизнь: опыт Казахстана
Региональный аспект независимой оценки качества образования
Опыт высшей школы Казахстана: стратегия обеспечения качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ