Адаптированная модель дуальной технологии. Опыт КазахстанаСовременные тенденции развития системы образования Республики Казахстан, обусловленные разработкой национальных рамок квалификаций и профессиональных стандартов и переходом высших учебных заведений на вузовские стандарты качества, диктуют необходимость формирования интегрированной модели компетенций. Просмотров: 294
СОВРЕМЕННЫЕ тенденции развития системы образования Республики Казахстан, обусловленные разработкой национальных рамок квалификаций и профессиональных стандартов и переходом высших учебных заведений на вузовские стандарты качества [1], диктуют необходимость формирования в системе непрерывного многоуровневого образования интегрированной модели компетенций. Такая модель должна охватывать среднее техническое образование, бакалавриат, магистратуру, соответствовать требованиям работодателей к знаниям, навыкам и умениям выпускников и способствовать развитию в системе «учебное заведение – производство» эффективных форм и механизмов социального партнерства, которые обеспечат активное участие корпоративного сообщества в ее формировании и реализации. За рубежом – в частности, в Германии – среди таких механизмов широкое распространение получила дуальная технология, внедрение которой в Республике Казахстан рассматривается как одна из приоритетных задач развития учреждений системы технического и профессионального образования (ТиПО) и высшей школы [2]. Дуальная технология обучения в зарубежной практике подготовки выпускников принята как эффективная форма организации учебного процесса, позволяющая готовить специалистов не на «рынок труда», а адресно, в соответствии с запросами работодателей. Ориентированная на непосредственную подготовку специалистов к практической профессиональной деятельности, дуальная технология предполагает прямое участие работодателей в разработке компетентностной модели выпускника и процессе подготовки кадров. От традиционной системы обучения она отличается направленностью и степенью приближенности содержания подготовки к реальным условиям хозяйствующих субъектов. В условиях глобализации развитие дуальной технологии идет по двум направлениям. С одной стороны, она транслируется в развивающиеся страны ведущими западными фирмами, использующими эту технологию. С другой – мировое образовательное пространство, включая постсоветские государства, объективно приходит к осознанию дуальной технологии как важного механизма социально ответственной и экономически эффективной подготовки кадров. Фактор низкой доступности человеческих ресурсов требуемого уровня квалификации в Государственной программе индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы назван барьером для индустриального развития [3].
ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ внимание на постсоветском пространстве – например, в России и Казахстане – уделяется вопросам дуальной технологии: публикуются исследовательские обзоры, статьи, защищаются диссертации, обобщается первый опыт внедрения этой технологии в профессиональных лицеях и системе среднего профессионального образования. Вместе с тем, выступая на II Темиртауском форуме, посвященном проблемам внедрения дуальной формы обучения в учреждениях ТиПО Республики Казахстан, эксперт, глава представительства Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) Райнер Герц отметил, что стране необходима уникальная казахстанская модель. Нельзя перенять один в один германскую модель, можно лишь взять какието элементы, что, по мнению эксперта, в первую очередь обусловлено национальными особенностями развития бизнеса [4]. В 1995-1999 годах – в ходе реализации казахстанско-германского проекта «Содействие профессиональному образованию в Казахстане» при поддержке Германского центра по техническому сотрудничеству (GTZ) – дуальная система обучения прошла испытание в трех казахстанских пилотных профессиональных лицеях: на базе профессиональных школ – №1 города Алматы и села Красный Яр Акмолинской области, а также Павлодарского бизнес-колледжа. Студенты находились непосредственно на предприятиях 60 процентов времени обучения, процесс организовывался и оплачивался работодателями. Однако далее эксперимента дело не пошло. Многие эксперты объясняют это следствием азиатского финансового кризиса и значительным превышением предложения рабочей силы, в том числе и квалифицированной, на рынке труда. Несомненно, эти факторы внесли свой «вклад» и в формат, и в содержание реализуемой в рамках национального пространства модели дуальной технологии. Несмотря на многоаспектный подход и предпринимаемые меры по развитию дуальной технологии, осуществляемые в Республике Казахстан, и прежде всего, в системе учреждений технического и профессионального образования, ситуация сегодняшнего дня объективно несет все «старые» проблемы, чему в немалой степени способствовал и мировой экономический кризис (2008). При этом к проблеме перепроизводства рабочей силы добавилась другая, классифицированная работодателями как «кадровый голод» – результат несоответствия содержания подготовки реальным потребностям хозяйствующих субъектов. Очевидно, что решением указанной проблемы может стать дуальная технология. Но тогда должна заработать схема: производство (запрос на подготовку) – учреждение образования (подготовка по запросу) – производство (трудоустройство). В настоящее время эта схема не работает по ряду причин: предприятия заняты решением проблемы выживания, процесс подготовки кадров носит нерегулируемый массовый характер. Поясним: госзаказ в контингенте вузов республики до недавнего времени составлял не более 20 процентов, а региональное бюджетное финансирование в системе ТиПО носит в значительной степени социально ориентированный характер, а не адресный, отраслевой. Неслучайно, вице-премьер Республики Казахстан Бердыбек Сапарбаев на совещании работников образования в этом году отметил низкую эффективность внедрения дуальной технологии в системе ТиПО страны, указав на необходимость адресной подготовки и изменение ее структуры в сторону увеличения объема практики до 60 процентов [5]. Однако решение этого вопроса наталкивается на существующее в системе ТиПО жесткое государственное регулирование структуры и содержания подготовки. Открытым остается и вопрос формы запроса на подготовку со стороны производства, который касается, прежде всего, формата социального партнерства между работодателями и учреждениями образования. По итогам Темиртауского форума по внедрению в Казахстане дуального обучения в 2012 году «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» в рамках меморандума о сотрудничестве предоставил возможность прохождения практики на базе своих дочерних компаний. Из них 6 уже в 2012 году заключили договоры с 22 учреждениями ТиПО. Следует отметить, что эта позитивная практика имеет тенденцию к росту. Однако тренд свидетельствует скорее о готовности производства предоставлять базу для организации производственной практики, чем о развитии дуальной технологии. Предприятия не участвуют в разработке содержания учебных планов и организации учебного процесса, отсутствует практика адресной подготовки, о чем также в своем выступлении говорил вице-премьер Б. Сапарбаев.
ОДНИМ из примеров попытки решения названной проблемы является опыт деятельности Красноармейского аграрнотехнического колледжа (Павлодарская область). В 2014 году в рамках проекта «Модернизация системы профессионального и технического образования» структура рабочего учебного плана в колледже была пересмотрена и адаптирована под условия сельскохозяйственного производства. Объем теоретической и практической подготовки составил 50 на 50 процентов, в том числе 16 учебных недель отводилось на обучение в условиях производства; теоретические циклы, ориентированные на завершенность изучения дисциплины (или блока тем), чередуются с практическими циклами, ориентированными на формирование навыков по изученному блоку курсов. И все же в целом, как показывает практика, учреждения ТиПО всемерно изучают потребности работодателей и адаптируют подготовку специалистов под их интересы, а предприятия, принимая обучающихся на практику, в дальнейшем не всегда становятся местами их трудоустройства. На II Темиртауском форуме в качестве одной из мер по решению проблем развития в республике дуальной технологии было названо внесение в проект Предпринимательского кодекса по инициативе Министерства образования и науки РК (МОН РК) норм по квотированию рабочих мест – от 3 процентов и более – для практики и трудоустройства молодых специалистов. Было предложено также уменьшить налогооблагаемый доход работодателей на сумму расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров с коэффициентом 1,5 [6]. В 1998 году в рамках финансируемого фондом «Евразия» проекта «Улучшение качества подготовки специалистов экономического профиля для северных и центральных регионов Казахстана» при поддержке МОН РК на дуальную систему, в качестве эксперимента, был переведен ряд экономических специальностей Павлодарского университета (ныне – Инновационный Евразийский университет) [7]. РУП - рабочий учебный план ИННОВАЦИОННЫМ Евразийским университетом в рамках финансируемых МОН РК научно-исследовательских работ в 2015 году реализуется проект «Разработка интегрированной модели многоуровневой подготовки инженерных кадров для второй и третьей индустриальной пятилеток на основе дуальной технологии и социального партнерства», ставший логическим продолжением процесса интеграции вуза и бизнеса региона. В результате работы над проектом вузом получены конкретные результаты. Представим пошаговые действия по реализации разработки интегрированной модели подготовки инженерных кадров на основе дуальной технологии и социального партнерства:
ЛИТЕРАТУРА 1. Об утверждении Национальной рамки квалификаций. Совместный приказ министра труда и социальной защиты населения РК от 24 сентября 2012 года, № 373-ем и министра образования и науки РК от 28 сентября 2012 года, № 444. Зарегистрирован в Министерстве юстиции РК 19 октября 2012 года, № 8022. 2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана, 2010. – С. 48, 4. 3. Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы. Утверждена постановлением Правительства РК от 31 декабря 2013 года, № 1497. – С. 6. 4. Эксперт Райнер Герц рассказал, почему Казахстан взял за образец модель дуального образования Германии. Электронный ресурс: http://thenews.kz/2013/04/27 /1370973.html. 5. Вице-премьер Б. Сапарбаев подверг резкой критике систему дуального образования в РК. Электронный ресурс: http://thenews.kz/2013/04/27 /1370973.html. 6. Более 120 организаций и предприятий Казахстана внедряют элементы дуального обучения. Электронный ресурс: http://thenews.kz/2013/04/26/1370673.html. 7. Шеломенцева В.П. Дуальная система обучения в вузе студентов экономического профиля. Материалы республиканского семинара «Использование дуальной системы в подготовке специалистов экономического профиля», МОН РК, Павлодарский университет, г. Павлодар, 1999 (27-28 сентября). – С. 4-12. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|