Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Образование длиною в жизнь: опыт Казахстана

Постоянный автор нашего журнала Людмила Кашук представляет опыт развития системы непрерывного образования Республики Казахстан. Как могут убедиться читатели, дружественный Казахстан так же, как и Россия, находится в поиске оптимальной модели этой сферы общественных отношений.

Просмотров: 4426
КАШУК Людмила Ивановна – доцент кафедры менеджмента Инновационного Евразийского университета (Республика Казахстан, г. Павлодар), кандидат экономических наук, доктор PhD, почетный декан ИнЕУ.

В сентябрьском номере журнала редакция открыла обсуждение темы «Образование через всю жизнь: опыт, модели, перспективы», опубликовав интервью с представителем Комитета Госдумы РФ по образованию Григорием Балыхиным «Выбор есть всегда».

Сегодня постоянный автор нашего журнала Людмила КАШУК представляет опыт развития системы непрерывного образования в Республике Казахстан. Как могут убедиться читатели, дружественный Казахстан так же, как и Россия, находится в поиске оптимальной модели этой сферы общественных отношений.

Смена парадигмы «образование на всю жизнь» на «образование длиною в жизнь» выявила новое для Республики Казахстан понятие – «непрерывное образование». Содержание этого термина многими воспринимается неоднозначно, и тому есть несколько причин. С одной стороны, оно ассоциируется с трехуровневой системой подготовки «бакалавриат – магистратура – докторантура», переход на которую осуществлен в национальной образовательной системе республики в рамках Болонского процесса. Эта система ориентирована как на присвоение квалификаций (бакалавриат), так и на присуждение в установленном порядке академических (магистратура) и ученых степеней (докторантура). С ее введением процесс получения образования стал многоуровневым (довузовская, вузовская и послевузовская подготовка), многоступенчатым (школа, колледж, вуз, магистратура, докторантура) и непрерывным – в буквальном смысле этого слова.

До недавнего времени результаты единого национального тестирования (ЕНТ) давали возможность выпускникам средней школы поступать в колледжи и вузы республики. Диплом колледжа позволял продолжить обучение в вузе по родственной специальности. Диплом вуза, при успешной сдаче вступительных экзаменов, предполагал продолжение обучения в профильной (один год) или научно-исследовательской (два года) магистратуре и, соответственно, в докторантуре. Согласно типологии, предложенной ЮНЕСКО, этот вид непрерывного образования принято называть формальным, то есть обеспечивающимся специальными образовательными учреждениями, по установленным стандартам, с привлечением специально подготовленных кадров.

В 2012 году вышеописанная система дала сбой – реализация возможности получения непрерывного образования на этапе «колледж – вуз» в республике стала весьма проблематичной. Введение для выпускников колледжей комплексного тестирования (КТ) как обязательной процедуры при поступлении в вуз привело к тому, что в нынешнем году свыше 65 процентов выпускников колледжей республики не смогли преодолеть установленный пороговый уровень проходного балла. Основная причина кроется в том, что состав и содержание предметов, по которым проходит КТ, ориентированы на среднюю школу. Стоит признать, что сегодня в Казахстане введение КТ рассматривается в большей степени не как объективная необходимость, продиктованная задачей повышения качества образования, а как инструмент решения существующих проблем, причем не всегда системных.

Развитие в Казахстане послевузовского формального непрерывного образования также вызывает много вопросов. В концепции развития системы образования страны сформулирован ряд задач по функционированию новой модели послевузовского образования, в числе которых создание нормативно-правовой базы, разработка механизма приоритетного финансирования подготовки докторов по программе PhD и создание условий, обеспечивающих востребованность профессиональных кадров, имеющих названную ученую степень. Если формат концепции в той или иной степени понятен, то механизмы ее реализации, мягко говоря, не бесспорны. Выдача диплома доктора PhD государственного образца с присвоением ученой степени вместо академической в республике сопровождается аккумулированием подготовки по программам PhD в отдельно взятых вузах с закрытием уже действующих лицензированных (!) программ PhD во всех прочих. Финансовые и семейные проблемы, связанные с необходимостью смены места жительства для продолжения обучения, заставляют многих перспективных соискателей отказываться от продолжения обучения. Таким образом, «обучение в течение всей жизни», определенное программой развития образования до 2020 года как «образование для всех», в настоящее время в рамках формального послевузовского образования имеет свое вполне конкретное «лицо».

В отличие от формального непрерывного образования, которое как система в Республике Казахстан имеет определенные контуры и механизмы финансирования (средства государственного и местного бюджетов и собственные средства обучающихся), неформальное непрерывное образование, представленное в основном программами повышения квалификации, четких системных атрибутов по большому счету лишено. Основными формами повышения квалификации являются российские и казахстанские программы МВА, семинары-тренинги, предлагаемые отечественными и зарубежными консалтинговыми структурами.

В республике очевидна тенденция возрастающей роли предприятий в финансировании повышения квалификации своих работников (как правило, через организацию корпоративных семинаров-тренингов), что в большей степени объясняется коммерческими интересами, чем таким понятием, как «социальная ответственность бизнеса». Степень участия государства в финансировании неформального
непрерывного образования ограничивается налоговыми льготами, которые для бизнеса существенного интереса не представляют.

К 2020 году в Казахстане планируется создание ваучерной системы переквалификации взрослого населения, которая позволит индивидууму самостоятельно выбирать виды, формы, темпы, сроки обучения и сами организации, предоставляющие подобные услуги. В обозримой перспективе на ваучерную систему планируется перевод системы повышения квалификации учительских кадров республики. В связи с этим уже возникли вопросы по поводу степени самостоятельности такого выбора и его возможных рамочных параметров, ведь инфраструктурно ваучерная система уже сегодня во всех регионах представлена сетью институтов повышения квалификации, консалтинговых структур и аналогичных структур в составе вузов. Остается пока не решенной и проблема, кто и как будет оценивать качество этих программ и услуг.

Переход на систему непрерывной многоуровневой подготовки в Республике Казахстан осуществлялся на фоне трансформационных процессов в системе внешней оценки качества организаций образования: в национальную систему оценки качества образования (НСОКО) была введена новая процедура – аккредитация. Однако уже первый опыт проведения в 2001 году государственной аккредитации вузов Казахстана «засвидетельствовал» ее формальный характер и полное дублирование механизма аттестации как по процедуре проведения, так и по содержанию. По этой причине проведение процедуры аккредитации было приостановлено. Впервые национальную аккредитацию по стандартам, адаптированным к международным, вузы республики прошли в 2010 году.

Несмотря на приближенность формата национальной аккредитации к аналогичным международным процедурам, ее содержание имеет свою специфику и в некоторой степени тяготеет к процедуре государственной аттестации. Так, если процедура международной аккредитации предполагает использование количественных показателей – по большей части как статистического инструментария для доказательства систематического совершенствования и повышения качества, то в процедуре национальной аккредитации они используются как нормативные уровни, фиксированно определяющие это качество (традиционный подход к оценке качества в рамках государственной аттестации).

На первом заседании аккредитационного совета при Министерстве образования и науки Республики Казахстан в мае 2012 года в городе Астане был утвержден национальный реестр №1 аккредитационных органов высших учебных заведений и колледжей страны. В числе 6 агентств, вошедших в список, 2 агентства из Казахстана (в их числе Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании – НКАОКО), 2 – из Германии, 1 – из Австрии, 1 – из США. Аккредитация признается МОН РК, если она проводится аккредитационными агентствами, внесенными в реестр №1, казахстанскими и зарубежными – при аккредитации образовательных программ и только казахстанскими – при институциональной аккредитации.

Национальные аккредитационные агентства функционируют в качестве неправительственных некоммерческих учреждений, что, в принципе, можно рассматривать как один из шагов по развитию в сфере образования государственно-частного партнерства (ГЧП). Следует отметить, что в сфере образования – высшего, в частности, – ГЧП не отличается высокой интенсивностью. Структуры бизнеса в решении этой проблемы все еще инертны.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Национальная модель аккредитации: опыт Казахстана
Опыт высшей школы Казахстана: стратегия обеспечения качества
Закон о распределении бюджетных мест: опыт Казахстана
Творческое образование - опыт Казахстана
Система высшего образования республики Казахстан
Будущее независимой аккредитации в Казахстане
Факторы конкурентоспособности экономистов
Интеграционные аспекты в оценке качества образования
В Казахстане создана национальная система оценки качества образования
Адаптированная модель дуальной технологии. Опыт Казахстана

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ