Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Образование длиною в жизнь: опыт Казахстана

Постоянный автор нашего журнала Людмила Кашук представляет опыт развития системы непрерывного образования Республики Казахстан. Как могут убедиться читатели, дружественный Казахстан так же, как и Россия, находится в поиске оптимальной модели этой сферы общественных отношений.

Просмотров: 4430
КАШУК Людмила Ивановна – доцент кафедры менеджмента Инновационного Евразийского университета (Республика Казахстан, г. Павлодар), кандидат экономических наук, доктор PhD, почетный декан ИнЕУ.

В сентябрьском номере журнала редакция открыла обсуждение темы «Образование через всю жизнь: опыт, модели, перспективы», опубликовав интервью с представителем Комитета Госдумы РФ по образованию Григорием Балыхиным «Выбор есть всегда».

Сегодня постоянный автор нашего журнала Людмила КАШУК представляет опыт развития системы непрерывного образования в Республике Казахстан. Как могут убедиться читатели, дружественный Казахстан так же, как и Россия, находится в поиске оптимальной модели этой сферы общественных отношений.

Смена парадигмы «образование на всю жизнь» на «образование длиною в жизнь» выявила новое для Республики Казахстан понятие – «непрерывное образование». Содержание этого термина многими воспринимается неоднозначно, и тому есть несколько причин. С одной стороны, оно ассоциируется с трехуровневой системой подготовки «бакалавриат – магистратура – докторантура», переход на которую осуществлен в национальной образовательной системе республики в рамках Болонского процесса. Эта система ориентирована как на присвоение квалификаций (бакалавриат), так и на присуждение в установленном порядке академических (магистратура) и ученых степеней (докторантура). С ее введением процесс получения образования стал многоуровневым (довузовская, вузовская и послевузовская подготовка), многоступенчатым (школа, колледж, вуз, магистратура, докторантура) и непрерывным – в буквальном смысле этого слова.

До недавнего времени результаты единого национального тестирования (ЕНТ) давали возможность выпускникам средней школы поступать в колледжи и вузы республики. Диплом колледжа позволял продолжить обучение в вузе по родственной специальности. Диплом вуза, при успешной сдаче вступительных экзаменов, предполагал продолжение обучения в профильной (один год) или научно-исследовательской (два года) магистратуре и, соответственно, в докторантуре. Согласно типологии, предложенной ЮНЕСКО, этот вид непрерывного образования принято называть формальным, то есть обеспечивающимся специальными образовательными учреждениями, по установленным стандартам, с привлечением специально подготовленных кадров.

В 2012 году вышеописанная система дала сбой – реализация возможности получения непрерывного образования на этапе «колледж – вуз» в республике стала весьма проблематичной. Введение для выпускников колледжей комплексного тестирования (КТ) как обязательной процедуры при поступлении в вуз привело к тому, что в нынешнем году свыше 65 процентов выпускников колледжей республики не смогли преодолеть установленный пороговый уровень проходного балла. Основная причина кроется в том, что состав и содержание предметов, по которым проходит КТ, ориентированы на среднюю школу. Стоит признать, что сегодня в Казахстане введение КТ рассматривается в большей степени не как объективная необходимость, продиктованная задачей повышения качества образования, а как инструмент решения существующих проблем, причем не всегда системных.

Развитие в Казахстане послевузовского формального непрерывного образования также вызывает много вопросов. В концепции развития системы образования страны сформулирован ряд задач по функционированию новой модели послевузовского образования, в числе которых создание нормативно-правовой базы, разработка механизма приоритетного финансирования подготовки докторов по программе PhD и создание условий, обеспечивающих востребованность профессиональных кадров, имеющих названную ученую степень. Если формат концепции в той или иной степени понятен, то механизмы ее реализации, мягко говоря, не бесспорны. Выдача диплома доктора PhD государственного образца с присвоением ученой степени вместо академической в республике сопровождается аккумулированием подготовки по программам PhD в отдельно взятых вузах с закрытием уже действующих лицензированных (!) программ PhD во всех прочих. Финансовые и семейные проблемы, связанные с необходимостью смены места жительства для продолжения обучения, заставляют многих перспективных соискателей отказываться от продолжения обучения. Таким образом, «обучение в течение всей жизни», определенное программой развития образования до 2020 года как «образование для всех», в настоящее время в рамках формального послевузовского образования имеет свое вполне конкретное «лицо».

В отличие от формального непрерывного образования, которое как система в Республике Казахстан имеет определенные контуры и механизмы финансирования (средства государственного и местного бюджетов и собственные средства обучающихся), неформальное непрерывное образование, представленное в основном программами повышения квалификации, четких системных атрибутов по большому счету лишено. Основными формами повышения квалификации являются российские и казахстанские программы МВА, семинары-тренинги, предлагаемые отечественными и зарубежными консалтинговыми структурами.

В республике очевидна тенденция возрастающей роли предприятий в финансировании повышения квалификации своих работников (как правило, через организацию корпоративных семинаров-тренингов), что в большей степени объясняется коммерческими интересами, чем таким понятием, как «социальная ответственность бизнеса». Степень участия государства в финансировании неформального
непрерывного образования ограничивается налоговыми льготами, которые для бизнеса существенного интереса не представляют.

К 2020 году в Казахстане планируется создание ваучерной системы переквалификации взрослого населения, которая позволит индивидууму самостоятельно выбирать виды, формы, темпы, сроки обучения и сами организации, предоставляющие подобные услуги. В обозримой перспективе на ваучерную систему планируется перевод системы повышения квалификации учительских кадров республики. В связи с этим уже возникли вопросы по поводу степени самостоятельности такого выбора и его возможных рамочных параметров, ведь инфраструктурно ваучерная система уже сегодня во всех регионах представлена сетью институтов повышения квалификации, консалтинговых структур и аналогичных структур в составе вузов. Остается пока не решенной и проблема, кто и как будет оценивать качество этих программ и услуг.

Переход на систему непрерывной многоуровневой подготовки в Республике Казахстан осуществлялся на фоне трансформационных процессов в системе внешней оценки качества организаций образования: в национальную систему оценки качества образования (НСОКО) была введена новая процедура – аккредитация. Однако уже первый опыт проведения в 2001 году государственной аккредитации вузов Казахстана «засвидетельствовал» ее формальный характер и полное дублирование механизма аттестации как по процедуре проведения, так и по содержанию. По этой причине проведение процедуры аккредитации было приостановлено. Впервые национальную аккредитацию по стандартам, адаптированным к международным, вузы республики прошли в 2010 году.

Несмотря на приближенность формата национальной аккредитации к аналогичным международным процедурам, ее содержание имеет свою специфику и в некоторой степени тяготеет к процедуре государственной аттестации. Так, если процедура международной аккредитации предполагает использование количественных показателей – по большей части как статистического инструментария для доказательства систематического совершенствования и повышения качества, то в процедуре национальной аккредитации они используются как нормативные уровни, фиксированно определяющие это качество (традиционный подход к оценке качества в рамках государственной аттестации).

На первом заседании аккредитационного совета при Министерстве образования и науки Республики Казахстан в мае 2012 года в городе Астане был утвержден национальный реестр №1 аккредитационных органов высших учебных заведений и колледжей страны. В числе 6 агентств, вошедших в список, 2 агентства из Казахстана (в их числе Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании – НКАОКО), 2 – из Германии, 1 – из Австрии, 1 – из США. Аккредитация признается МОН РК, если она проводится аккредитационными агентствами, внесенными в реестр №1, казахстанскими и зарубежными – при аккредитации образовательных программ и только казахстанскими – при институциональной аккредитации.

Национальные аккредитационные агентства функционируют в качестве неправительственных некоммерческих учреждений, что, в принципе, можно рассматривать как один из шагов по развитию в сфере образования государственно-частного партнерства (ГЧП). Следует отметить, что в сфере образования – высшего, в частности, – ГЧП не отличается высокой интенсивностью. Структуры бизнеса в решении этой проблемы все еще инертны.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Факторы конкурентоспособности экономистов
Будущее независимой аккредитации в Казахстане
Обеспечение качества образования в Казахстане
Творческое образование - опыт Казахстана
Проектирование программ высшего образования: опыт Казахстана
В Казахстане создана национальная система оценки качества образования
Национальная модель аккредитации: опыт Казахстана
Социальная ответственность высших учебных заведений
Адаптированная модель дуальной технологии. Опыт Казахстана
Система высшего образования республики Казахстан

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ