Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Социальная ответственность высших учебных заведений

Программа воспитательной деятельности университета «Туран-Астана» (Казахстан) ориентирована на обновление ее содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечение интеграции учебного и воспитательного процессов.

Просмотров: 1517
А.Ш. ТАНИРБЕРГЕНОВА, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин
университета «Туран-Астана», кандидат педагогических наук (Республика Казахстан, г. Астана)
К.К. БАЗАРБАЕВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Опыт воспитательной деятельности в университете «Туран-Астана» Республики Казахстан

Императив сегодняшнего дня – процесс воспитания  – в сфере профессионального образования должен базироваться на постоянном творческом педагогическом поиске. В век жесткой конкуренции на первый план неизбежно выходит человеческий фактор, поэтому одной из первостепенных задач учебного процесса в высших учебных заведениях стало воспитание высококвалифицированных специалистов, талантливых личностей с высокими духовными качествами.

Можно констатировать, основными тенденциями развития вузов Республики Казахстан являются интеллектуальное и нравственное воспитание студентов, обретающее сегодня новый смысл. Таким образом, обязанность воспитания обучающихся и формирования у них навыков по защите и отстаиванию прав человека, умения ценить демократические ценности в качестве социальной ответственности возложена на высшие учебные заведения.

В концепции воспитательной работы университета «Туран-Астана» отражены основные подходы, содержащиеся в Комплексной программе воспитания в организациях образования Республики Казахстан, Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года и других основополагающих правительственных документах. Программа воспитательной деятельности ориентирована на обновление ее содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечение интеграции учебного и воспитательного процессов.

Стержнем всего воспитательного процесса в вузе, безусловно, является воспитание нравственности и формирование духовности, что обеспечивает становление личности человека на основе усвоения системы гуманистических, культурных ценностей, развития всех ее сущностных сфер. Воспитательная деятельность осуществляется по двум направлениям: в ходе учебного процесса – во время аудиторных занятий; через внеаудиторную работу – в свободное от учебных занятий время студентов и преподавателей. Сегодня целесообразно выделить такие характерные составляющие этой работы, как вовлечение обучающихся в разнообразную творческую деятельность, в ходе которой осуществляется воспитание и развитие личности – патриотическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, экологическое, физическое, религиозное, экономическое, правовое, семейно-бытовое.

Вместе с тем в рамках социально-ролевого подхода к воспитанию человек является компонентом множества социальных систем: семьи, коллектива, профессиональной группы, этноса, общества. Поэтому содержание воспитания соотносится с системой ценностных отношений к себе, своей семье, учебному заведению, окружающим людям, Родине, планете.

Воспитание в университете «Туран-Астана» представляет процесс управления различной деятельностью и общением студентов в соответствии с целевыми установками учебной, научно-исследовательской, трудовой, духовно-нравственной, спортивно-оздоровительной работы.

Общей целью воспитания студентов необходимо считать разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с профессиональным высшим образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота. Главной задачей этой деятельности является создание условий для активной жизнедеятельности студентов, гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Воспитательный процесс осуществляется по следующим основным направлениям:

  • развитие гражданственности и патриотизма;
  • профилактика правонарушений;
  • пресечение религиозного экстремизма;
  • формирование антикоррупционной культуры у студентов, сотрудников и ППС;
  • повышение уровня правовой грамотности студентов университета;
  • укрепление здоровья студентов и формирование здорового образа жизни;
  • профессиональная ориентация;
  • участие студентов в общественно-культурных мероприятиях города, области, республики.

Гражданско-патриотическая, правовая культура и поликультурность подразумевают формирование гражданской позиции и патриотизма, развитого национального самосознания. Это невозможно без следования принципам культуры межнациональных отношений, социальной и религиозной толерантности, основанных на гуманизме, любви и уважении к языку, истории и обычаям казахского народа, сохранении и развитии его лучших традиций, изучении, приятии и освоении культур других народов Казахстана. Особое значение в современных условиях приобретает формирование правосознания обучающихся, готовности противостоять негативным проявлениям в студенческой среде. В этом виде воспитательной работы интегрированы гражданская, правовая, патриотическая, поликультурная составляющие.

В основе поликультурного воспитания лежит этнокультурное образование, которое направлено на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания, в свою очередь базирующейся на идее культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей мировой уровень технической и информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями.

Особое место, с нашей точки зрения, должна занимать история культуры. Этот предмет в наибольшей степени отвечает задачам формирования поликультурного индивида. И если он преподается как история искусств, история мировой и национальной философии, история обычаев и традиций, история национальной одежды и моды и прочее, то это способствует воспитанию многомерной, духовно развитой личности, ценящей и знающей национальную и мировую культуру.

Именно образованный человек причастен к исторической и культурной традиции. Он ощущает принадлежность к определенной общности и народу, у него сформированы культурные потребности: стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам.

Другое образовательное требование – понимание и принятие иной культуры. Лишь при взаимодействии, диалоге культур проявляются отличительные особенности каждой из них.

В рамках эстетического воспитания студенты университета «Туран-Астана» посещают музеи, театры, художественные выставки, концерты классической музыки, с целью физического воспитания – принимают участие в соревнованиях по всем видам спорта, акциях за здоровый образ жизни. Этническое воспитание включает участие в конкурсах «Кыз сыны», «Дарын», «Жігіт султаны», встречи с представителями диаспор народов, проживающих на территории Казахстана, участие в фестивале молодежи. В рамках экономического воспитания проходят круглые столы, дебатные турниры, декады экономических дисциплин, для экологического развития – выставка «Красная книга Казахстана», викторины, приуроченные ко Дню заповедников и национальных парков, всемирному Дню земли, экологические субботники.

Гражданско-правовое образование в вузе является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания и обеспечивает тесную взаимосвязь высшего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире.

К числу эффективных методов формирования гражданственности следует отнести целенаправленное развитие у студентов лучших личностных черт и качеств. Это доброта, любовь к родной земле, чувство коллективизма, высокая нравственность, упорство в достижении цели, дух дерзания, готовность к сочувствию и сопереживанию людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания.

Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности у студенческой молодежи являются факты проявления гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм поведения.

Воспитывая гуманность у студентов, нужно помнить о том, что действия личности должны соответствовать общим нормам и правилам совместной жизни.

Анализ условий и принципов гуманистического воспитания в вузах дает возможность определить характер измерений. Это уважительное отношение к различным группам населения (инвалидам, беженцам и другим); возможность сохранения представителями всех культур общества своих обычаев и традиций; солидарность и взаимодействие при выполнении совместных действий; употребление добрых слов в общении с людьми; сохранение принципа равноправия (в том числе, допуск студентов к широкому самоуправлению); освоение социальных ценностей, равные права на получение знаний, независимо от гендерной принадлежности, особенностей психологии, национальности, принадлежности к каким-либо группам.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Воспитательная работа в КурскГТУ
Факторы конкурентоспособности экономистов
Развитие внеучебной деятельности студентов
Воспитание личности и гражданина
Проектирование программ высшего образования: опыт Казахстана
Студенческое самоуправление как фактор повышения конкурентоспособности выпускника
Многовариантность образовательного пространства
Социальная деятельность как часть воспитательного процесса
Методология создания единого воспитательного пространства
Профилактика наркомании как направление воспитательной работы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ