Социальная ответственность высших учебных заведенийПрограмма воспитательной деятельности университета «Туран-Астана» (Казахстан) ориентирована на обновление ее содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечение интеграции учебного и воспитательного процессов. Просмотров: 1517
Опыт воспитательной деятельности в университете «Туран-Астана» Республики КазахстанИмператив сегодняшнего дня – процесс воспитания – в сфере профессионального образования должен базироваться на постоянном творческом педагогическом поиске. В век жесткой конкуренции на первый план неизбежно выходит человеческий фактор, поэтому одной из первостепенных задач учебного процесса в высших учебных заведениях стало воспитание высококвалифицированных специалистов, талантливых личностей с высокими духовными качествами. Можно констатировать, основными тенденциями развития вузов Республики Казахстан являются интеллектуальное и нравственное воспитание студентов, обретающее сегодня новый смысл. Таким образом, обязанность воспитания обучающихся и формирования у них навыков по защите и отстаиванию прав человека, умения ценить демократические ценности в качестве социальной ответственности возложена на высшие учебные заведения. В концепции воспитательной работы университета «Туран-Астана» отражены основные подходы, содержащиеся в Комплексной программе воспитания в организациях образования Республики Казахстан, Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года и других основополагающих правительственных документах. Программа воспитательной деятельности ориентирована на обновление ее содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечение интеграции учебного и воспитательного процессов. Стержнем всего воспитательного процесса в вузе, безусловно, является воспитание нравственности и формирование духовности, что обеспечивает становление личности человека на основе усвоения системы гуманистических, культурных ценностей, развития всех ее сущностных сфер. Воспитательная деятельность осуществляется по двум направлениям: в ходе учебного процесса – во время аудиторных занятий; через внеаудиторную работу – в свободное от учебных занятий время студентов и преподавателей. Сегодня целесообразно выделить такие характерные составляющие этой работы, как вовлечение обучающихся в разнообразную творческую деятельность, в ходе которой осуществляется воспитание и развитие личности – патриотическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, экологическое, физическое, религиозное, экономическое, правовое, семейно-бытовое. Вместе с тем в рамках социально-ролевого подхода к воспитанию человек является компонентом множества социальных систем: семьи, коллектива, профессиональной группы, этноса, общества. Поэтому содержание воспитания соотносится с системой ценностных отношений к себе, своей семье, учебному заведению, окружающим людям, Родине, планете. Воспитание в университете «Туран-Астана» представляет процесс управления различной деятельностью и общением студентов в соответствии с целевыми установками учебной, научно-исследовательской, трудовой, духовно-нравственной, спортивно-оздоровительной работы. Общей целью воспитания студентов необходимо считать разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с профессиональным высшим образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота. Главной задачей этой деятельности является создание условий для активной жизнедеятельности студентов, гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Воспитательный процесс осуществляется по следующим основным направлениям:
Гражданско-патриотическая, правовая культура и поликультурность подразумевают формирование гражданской позиции и патриотизма, развитого национального самосознания. Это невозможно без следования принципам культуры межнациональных отношений, социальной и религиозной толерантности, основанных на гуманизме, любви и уважении к языку, истории и обычаям казахского народа, сохранении и развитии его лучших традиций, изучении, приятии и освоении культур других народов Казахстана. Особое значение в современных условиях приобретает формирование правосознания обучающихся, готовности противостоять негативным проявлениям в студенческой среде. В этом виде воспитательной работы интегрированы гражданская, правовая, патриотическая, поликультурная составляющие. В основе поликультурного воспитания лежит этнокультурное образование, которое направлено на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания, в свою очередь базирующейся на идее культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей мировой уровень технической и информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями. Особое место, с нашей точки зрения, должна занимать история культуры. Этот предмет в наибольшей степени отвечает задачам формирования поликультурного индивида. И если он преподается как история искусств, история мировой и национальной философии, история обычаев и традиций, история национальной одежды и моды и прочее, то это способствует воспитанию многомерной, духовно развитой личности, ценящей и знающей национальную и мировую культуру. Именно образованный человек причастен к исторической и культурной традиции. Он ощущает принадлежность к определенной общности и народу, у него сформированы культурные потребности: стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам. Другое образовательное требование – понимание и принятие иной культуры. Лишь при взаимодействии, диалоге культур проявляются отличительные особенности каждой из них.
Гражданско-правовое образование в вузе является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания и обеспечивает тесную взаимосвязь высшего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире. К числу эффективных методов формирования гражданственности следует отнести целенаправленное развитие у студентов лучших личностных черт и качеств. Это доброта, любовь к родной земле, чувство коллективизма, высокая нравственность, упорство в достижении цели, дух дерзания, готовность к сочувствию и сопереживанию людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания. Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности у студенческой молодежи являются факты проявления гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм поведения. Воспитывая гуманность у студентов, нужно помнить о том, что действия личности должны соответствовать общим нормам и правилам совместной жизни. Анализ условий и принципов гуманистического воспитания в вузах дает возможность определить характер измерений. Это уважительное отношение к различным группам населения (инвалидам, беженцам и другим); возможность сохранения представителями всех культур общества своих обычаев и традиций; солидарность и взаимодействие при выполнении совместных действий; употребление добрых слов в общении с людьми; сохранение принципа равноправия (в том числе, допуск студентов к широкому самоуправлению); освоение социальных ценностей, равные права на получение знаний, независимо от гендерной принадлежности, особенностей психологии, национальности, принадлежности к каким-либо группам. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|