Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Социальная ответственность высших учебных заведений

Программа воспитательной деятельности университета «Туран-Астана» (Казахстан) ориентирована на обновление ее содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечение интеграции учебного и воспитательного процессов.

Просмотров: 1517
А.Ш. ТАНИРБЕРГЕНОВА, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин
университета «Туран-Астана», кандидат педагогических наук (Республика Казахстан, г. Астана)
К.К. БАЗАРБАЕВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Опыт воспитательной деятельности в университете «Туран-Астана» Республики Казахстан

Императив сегодняшнего дня – процесс воспитания  – в сфере профессионального образования должен базироваться на постоянном творческом педагогическом поиске. В век жесткой конкуренции на первый план неизбежно выходит человеческий фактор, поэтому одной из первостепенных задач учебного процесса в высших учебных заведениях стало воспитание высококвалифицированных специалистов, талантливых личностей с высокими духовными качествами.

Можно констатировать, основными тенденциями развития вузов Республики Казахстан являются интеллектуальное и нравственное воспитание студентов, обретающее сегодня новый смысл. Таким образом, обязанность воспитания обучающихся и формирования у них навыков по защите и отстаиванию прав человека, умения ценить демократические ценности в качестве социальной ответственности возложена на высшие учебные заведения.

В концепции воспитательной работы университета «Туран-Астана» отражены основные подходы, содержащиеся в Комплексной программе воспитания в организациях образования Республики Казахстан, Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года и других основополагающих правительственных документах. Программа воспитательной деятельности ориентирована на обновление ее содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечение интеграции учебного и воспитательного процессов.

Стержнем всего воспитательного процесса в вузе, безусловно, является воспитание нравственности и формирование духовности, что обеспечивает становление личности человека на основе усвоения системы гуманистических, культурных ценностей, развития всех ее сущностных сфер. Воспитательная деятельность осуществляется по двум направлениям: в ходе учебного процесса – во время аудиторных занятий; через внеаудиторную работу – в свободное от учебных занятий время студентов и преподавателей. Сегодня целесообразно выделить такие характерные составляющие этой работы, как вовлечение обучающихся в разнообразную творческую деятельность, в ходе которой осуществляется воспитание и развитие личности – патриотическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, экологическое, физическое, религиозное, экономическое, правовое, семейно-бытовое.

Вместе с тем в рамках социально-ролевого подхода к воспитанию человек является компонентом множества социальных систем: семьи, коллектива, профессиональной группы, этноса, общества. Поэтому содержание воспитания соотносится с системой ценностных отношений к себе, своей семье, учебному заведению, окружающим людям, Родине, планете.

Воспитание в университете «Туран-Астана» представляет процесс управления различной деятельностью и общением студентов в соответствии с целевыми установками учебной, научно-исследовательской, трудовой, духовно-нравственной, спортивно-оздоровительной работы.

Общей целью воспитания студентов необходимо считать разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с профессиональным высшим образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота. Главной задачей этой деятельности является создание условий для активной жизнедеятельности студентов, гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Воспитательный процесс осуществляется по следующим основным направлениям:

  • развитие гражданственности и патриотизма;
  • профилактика правонарушений;
  • пресечение религиозного экстремизма;
  • формирование антикоррупционной культуры у студентов, сотрудников и ППС;
  • повышение уровня правовой грамотности студентов университета;
  • укрепление здоровья студентов и формирование здорового образа жизни;
  • профессиональная ориентация;
  • участие студентов в общественно-культурных мероприятиях города, области, республики.

Гражданско-патриотическая, правовая культура и поликультурность подразумевают формирование гражданской позиции и патриотизма, развитого национального самосознания. Это невозможно без следования принципам культуры межнациональных отношений, социальной и религиозной толерантности, основанных на гуманизме, любви и уважении к языку, истории и обычаям казахского народа, сохранении и развитии его лучших традиций, изучении, приятии и освоении культур других народов Казахстана. Особое значение в современных условиях приобретает формирование правосознания обучающихся, готовности противостоять негативным проявлениям в студенческой среде. В этом виде воспитательной работы интегрированы гражданская, правовая, патриотическая, поликультурная составляющие.

В основе поликультурного воспитания лежит этнокультурное образование, которое направлено на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания, в свою очередь базирующейся на идее культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей мировой уровень технической и информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями.

Особое место, с нашей точки зрения, должна занимать история культуры. Этот предмет в наибольшей степени отвечает задачам формирования поликультурного индивида. И если он преподается как история искусств, история мировой и национальной философии, история обычаев и традиций, история национальной одежды и моды и прочее, то это способствует воспитанию многомерной, духовно развитой личности, ценящей и знающей национальную и мировую культуру.

Именно образованный человек причастен к исторической и культурной традиции. Он ощущает принадлежность к определенной общности и народу, у него сформированы культурные потребности: стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам.

Другое образовательное требование – понимание и принятие иной культуры. Лишь при взаимодействии, диалоге культур проявляются отличительные особенности каждой из них.

В рамках эстетического воспитания студенты университета «Туран-Астана» посещают музеи, театры, художественные выставки, концерты классической музыки, с целью физического воспитания – принимают участие в соревнованиях по всем видам спорта, акциях за здоровый образ жизни. Этническое воспитание включает участие в конкурсах «Кыз сыны», «Дарын», «Жігіт султаны», встречи с представителями диаспор народов, проживающих на территории Казахстана, участие в фестивале молодежи. В рамках экономического воспитания проходят круглые столы, дебатные турниры, декады экономических дисциплин, для экологического развития – выставка «Красная книга Казахстана», викторины, приуроченные ко Дню заповедников и национальных парков, всемирному Дню земли, экологические субботники.

Гражданско-правовое образование в вузе является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания и обеспечивает тесную взаимосвязь высшего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире.

К числу эффективных методов формирования гражданственности следует отнести целенаправленное развитие у студентов лучших личностных черт и качеств. Это доброта, любовь к родной земле, чувство коллективизма, высокая нравственность, упорство в достижении цели, дух дерзания, готовность к сочувствию и сопереживанию людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания.

Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности у студенческой молодежи являются факты проявления гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм поведения.

Воспитывая гуманность у студентов, нужно помнить о том, что действия личности должны соответствовать общим нормам и правилам совместной жизни.

Анализ условий и принципов гуманистического воспитания в вузах дает возможность определить характер измерений. Это уважительное отношение к различным группам населения (инвалидам, беженцам и другим); возможность сохранения представителями всех культур общества своих обычаев и традиций; солидарность и взаимодействие при выполнении совместных действий; употребление добрых слов в общении с людьми; сохранение принципа равноправия (в том числе, допуск студентов к широкому самоуправлению); освоение социальных ценностей, равные права на получение знаний, независимо от гендерной принадлежности, особенностей психологии, национальности, принадлежности к каким-либо группам.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Факторы конкурентоспособности экономистов
Воспитательная работа в Асановском аграрно-техническом техникуме
Проектирование программ высшего образования: опыт Казахстана
Творческое образование - опыт Казахстана
Инновации в воспитательной работе со знаком качества
Воспитательный процесс в Октябрьском экономическом техникуме
Адаптированная модель дуальной технологии. Опыт Казахстана
Физическая культура студента – прочная опора личности
Интеграционные аспекты в оценке качества образования
Формирование личности – основа воспитательной системы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ