Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Будущее независимой аккредитации в Казахстане

Об этапах становления системы аккредитации учебных заведений Республики Казахстан, своем видении ее перспектив рассказывает научный руководитель Независимого казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании (НКАОКО-IQAA) Шолпан Каланова.

Просмотров: 4404

С 2012 года в РК внедрена новая система аккредитации, благодаря которой, по прогнозам, учебные заведения страны выйдут на новую ступень обеспечения качества образования

КАЛАНОВА Шолпан Муртазовна – научный руководитель Независимого казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании, доктор педагогических наук, профессор.

Развитие человеческого капитала в Республике Казахстан осуществляется в новых для образовательной системы условиях, связанных с вхождением в Болонский процесс (2010). Как известно, важнейшим вектором здесь является борьба за обеспечение качества образования.

Об этапах становления системы аккредитации учебных заведений, своем видении ее перспектив рассказывает научный руководитель Независимого казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании (НКАОКО-IQAA) Шолпан КАЛАНОВА.

Работа над ошибками

Согласно закону «Об образовании» процедура аккредитации в Казахстане получила законодательное оформление в 1999 году в форме государственной аккредитации высших учебных заведений. В 2001 году государственная аккредитация существенно упрочила свои позиции. В июне президентом страны был подписан закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования». В июле вышло постановление правительства «Об утверждении правил государственной аккредитации организаций образования». В соответствии с этими документами проведение аккредитации, принятие решения об аккредитации вузов и ведение соответствующего реестра было возложено на министерство образования и науки, процедура рассмотрения заявок – на консультативно-совещательный орган, в част¬ности, совет по аккредитации организаций образования.

На основе разработанных МОН РК количественных показателей комплексной оценки вузов – по аналогии с российской системой государственной аккредитации – были собраны статистические данные от вузов. Результатом явилось решение об аккредитации 59 вузов (47 государственных и 12 частных) на основании 27 показателей их деятельности.

Итогом этого шага стала резкая критика министерства образования и науки РК в СМИ со стороны частных вузов. Как следствие – государственная аккредитация была приостановлена почти на десять лет.

Сегодня, по прошествии времени, отчетливо видны допущенные ошибки. И первая из них – недопустимость концептуальных выводов о деятельности вузов на основе исключительно статистических показателей. Стало ясно, что прежде чем запускать в серию процедуру госаккредитации, необходимо было лучше изучить различные методологии ее проведения, учесть богатый международный опыт.

В новой редакции закона РК «Об образовании», принятой в июле 2007 года, аккредитация была прописана уже как добровольная процедура. Участие в ней, впрочем, не влекло за собой ощутимых последствий для вузов, поскольку в Казахстане полным ходом шла государственная аттестация. Тем не менее вузы шаг за шагом стали готовиться к аккредитации – факт ее наличия, несомненно, улучшал имидж высшего учебного заведения в глазах общественности.

Без сомнения, на первом этапе становления системы аккредитации в Казахстане российский опыт был очень полезен. Многие из известных российских экспертов в области аккредитации в разное время приезжали в Казахстан и знакомили коллег с накопленным опытом: это профессора В.С. Сенашенко, Е.Н. Геворкян, Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов, В.А. Самойлов и многие другие.

Политическая воля плюс законодательная база

Новый этап в развитии независимой аккредитации учебных заведений Казахстана стал возможен благодаря политической воле президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и разработке правительством страны ряда важнейших стратегических документов: Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, Государственной программы развития образования (ГПРО) на 2011-2020 годы. Кроме того, была создана законодательная основа для оценки качества образования: в октябре 2011 года парламентом Казахстана были внесены изменения и дополнения в закон «Об образовании». Во всех названных документах значение аккредитации в обеспечении качества образования было поднято на новый уровень и сделан акцент на независимую аккредитацию.

Назовем концептуальные изменения, зафиксированные в названных государственных нормативных правовых актах:

  • передача государственным органом части своих полномочий неправительственному сектору в свете поручений президента РК правительству по сокращению контрольно-надзорных функций (2011);
  • развитие системы государственно-частного партнерства в системе образования в различных формах и на различных уровнях.

Так, согласно ГПРО на 2011-2020 годы, с 2012 года аккредитация осуществляется некоммерческими неправительственными организациями. Государство передало часть своих полномочий неправительственному сектору, оставив за собой право выбора поставщиков услуг аккредитации путем их признания и включения в Национальный реестр аккредитованных органов. В конце декабря 2011 года МОН РК издало приказ о порядке и требованиях по ведению национальных реестров аккредитационных органов, в котором отражены требования, предъявляемые к казахстанским и зарубежным агентствам.

В положении о Национальном реестре четко прописано, что институциональная аккредитация будет проводиться казахстанскими агентствами, а специализированная (программная) – может проводиться любым из агентств, вошедшим в реестр. В настоящее время в реестр вошли 2 казахстанских, в том числе Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании, и 4 зарубежных агентства.

В поправках к закону об образовании закреплено наличие переходного периода – до 2014-2015 годов, в течение которого национальная аккредитация и государственная аттестация будут существовать параллельно. В течение этого времени государственная аттестация будет осуществляться только в неаккредитованных вузах и по неаккредитованным образовательным программам. С 2014-2015 учебного года государственная аттестация будет полностью заменена национальной институциональной и специализированной (программной) аккредитацией для вузов и колледжей.

Необходимо акцентировать, с 2015 года в соответствии с буквой закона государственный заказ на подготовку бакалавров и магистров будут получать только вузы, прошедшие институциональную и программную аккредитации.

Так государство будет стимулировать учебные заведения к прохождению независимой национальной аккредитации, поскольку размещение государственных образовательных заказов на подготовку специалистов, или грантов, предусмотрено только для аккредитованных учебных заведений. Более того, аккредитованные учебные заведения с аккредитованными образовательными программами получают право выдавать выпускникам дипломы собственного образца, которые будут признаваться государством.

Честность и прозрачность

На сегодня Независимым казахстанским агентством по обеспечению качества в образовании (НКАОКО-IQAA) на основе изучения и анализа стандартов и критериев зарубежного опыта разработаны процедуры и стандарты независимой национальной аккредитации . В процессе их разработки были учтены лучшие практики, зарубежный опыт – в частности, США и европейских стран-подписантов Болонской декларации, – а также предложения казахстанских вузов. Агентством использовались документы, имеющие глобальный характер: Руководство по надлежащей практике INQAAHE, Европейские стандарты и руководство по обеспечению качества (ESG). В соответствии с ними процедуры аккредитации складываются из следующих основных этапов:

  • самооценка, проводимая вузом, на основе которой готовится отчет;
  • внешний аудит деятельности вуза, который проводит команда экспертов;
  • принятие решения аккредитационным советом агентства (аккредитовать, аккредитовать с условием, не аккредитовать).

Подчеркнем, принципы независимой аккредитации в Казахстане базируются на добровольности; честности и прозрачности; объективности и независимости – внутренняя и внешняя оценка проводится объективно, независимо от третьих лиц (государственных органов, вузов и общественного мнения); ответственности организаций образования – основная доля ответственности за качество высшего образования ложится на сами вузы; конфиденциальности – представленная информация используется агентством конфиденциально; информированности – информация по аккредитации вуза для заинтересованных лиц размещается на веб-сайте агентства.

Обычно вуз готовит отчет о самооценке – в зависимости от подготовленности к процедуре – от шести месяцев до двух лет. Как правило, в процесс самообследования вовлекается весь коллектив учебного заведения. Это преподаватели, студенты, администраторы и рядовые сотрудники. В ходе процедуры выявленные недочеты устраняются.

В соответствии с европейскими стандартами внешний аудит в рамках институциональной аккредитации НКАОКО проводится командой, состоящей из национальных экспертов – ректора или проректора вуза, руководителей структурных подразделений, работодателей, студентов и международных экспертов. В качестве последних агентством привлекаются ректоры, проректоры, экс-ректоры и проректоры, эксперты из различных стран мира (всего 14 стран), среди которых Австрия, Болгария, Германия, Великобритания, Польша, Словакия, США, Россия, Румыния, Чехия, Франция и другие.

Что касается состава аккредитационного совета НКАОКО, то в него входят представители министерства образования и науки, профессионалы в сфере образования, в числе которых депутаты парламента, которые ранее работали в системе высшего образования, заместитель председателя национальной индустриальной палаты, президенты ассоциаций – высших учебных заведений и колледжей, эксперты и докторанты.

Полученный опыт убеждает: деятельность неправительственных негосударственных агентств позволяет государственной системе управления учебными заведениями обеспечить баланс между развитием самоуправления организаций образования и эффективной оценкой качества образования. В то же время она играет роль мощной системы мотивации для вузов, действительно стремящихся поднять подготовку специалистов на качественно новый уровень, позволяет вовлечь всех заинтересованных лиц, в том числе работодателей, в процесс улучшения качества образования.

  1. НКАОКО вошло в Национальный реестр аккредитационных органов № 01, учрежденный МОН РК, 27 июня 2012 года. Сертификат, дающий право на проведение институциональной и специализированной (программной) аккредитации учебных заведений Казахстана, действителен до июня 2017 года.
  2. http://naric-kazakhstan.kz/ru/realizatsiya-bolonskogo-protsessa/obespechenie-kachestva-obrazovaniya
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
В Казахстане создана национальная система оценки качества образования
Адаптированная модель дуальной технологии. Опыт Казахстана
Обеспечение качества образования в Казахстане
Национальная модель аккредитации Казахстана
Аккредитация: новый виток или бег по кругу?
Опыт высшей школы Казахстана: стратегия обеспечения качества
Сопряжение профессиональных и образовательных стандартов
О развитии национальной системы оценки качества образования в Казахстане
Национальная модель аккредитации: опыт Казахстана
Интеграционные аспекты в оценке качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ