Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

О развитии национальной системы оценки качества образования в Казахстане

C 2017 года система обеспечения качества образования Республики Казахстан входит в новую стадию развития, когда основная роль отводится процедуре международной аккредитации.

Просмотров: 588

Материал опубликован в журнале №93 от 20.02.2017.

ЖУМАГУЛОВА Алина Бакытжановна

директор Независимого агентства аккредитации и рейтинга, кандидат юридических наук.

Национальная система обеспечения качества образования в Казахстане

Одним из ключевых факторов обеспечения качества является конкурентоспособность человеческого капитала, которая, в свою очередь, определяется соответствием системы образования не только внутренним потребностям страны, но потребностям мирового рынка труда.

Как независимая аккредитация способствует повышению каче­ства образования? Казахстанский опыт представляет Независимое агентство аккредитации и рейтинга (НААР).

КАЗАХСТАН за четверть века независимости добился многого в модернизации системы образования. Присоединение к Болонскому процессу позволило провести позитивные изменения в системе высшего образования, совершенствовать систему обеспечения качества. Так, национальная система обеспечения качества (НСОКО) включает как внешний, так и внутренний контроль качества образования, а ее основные задачи связаны с внешней оценкой учебных достижений обучающихся на всех уровнях образования, а также с оценкой деятельности участников образовательного процесса, совершенствованием процесса преподавания и обучения, обеспечением преемственности результатов оценки между ступенями непрерывной системы образования, сопоставительным мониторингом соответствия национальных государственных общеобязательных стандартов образования (ГОСО) международным образовательным стандартам.

С 2011 года в стране начался процесс формирования института аккредитации как системы внешней оценки качества. Неслучайно, одним из основных параметров Болонского процесса выступает аккредитация как процедура официального подтверждения соответ­ствия объекта (организации образования или учебной программы) установленным критериям. Замена государственной аттестации на независимую аккредитацию стала для

Казахстана принципиальным шагом вперед. И что очень важно, статус и полномочия аккредитации закреплены законодательно, определены ее независимость и добровольность, разработаны механизмы, стимулирующие прохождение внешней оценки качества образования. При этом государство оставило за собой право отбора аккредитационных агентств через процедуры их признания и включения в Национальный реестр аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных программ.

Введение аккредитации – это не просто заимствование зарубежного опыта, а осознанный процесс, поскольку сертификация, проводимая аккредитационными органами в соответствии с международными стандартами, свидетельствует о знаке качества образования, доверии общества, госорганов, родителей, студентов к образовательной деятельности вузов и колледжей.

С 2017 года система обеспечения качества образования РК входит в новую стадию развития, когда основная роль принадлежит процедуре международной аккредитации. Законодательно определено, что организации образования имеют право проходить международную аккредитацию в зарубежных или национальных аккредитационных органах, являющихся полноправными членами международных европейских сетей по обеспечению качества и внесенных в реестр уполномоченного органа в области образования.

В настоящее время аккредитацию в Казахстане проводят Независимое агентство аккредитации и рейтинга (НААР) и ряд других аккредитационных агентств, отечественных и зарубежных, которые признаны Министер­ством образования и науки РК и включены в Национальный реестр аккредитационных органов.

НААР – признанное как в стране, так и за рубежом агентство по обеспечению качества образования. Проведена очень большая работа и накоплен первый казахстанский опыт независимой оценки качества. За пять лет деятельности в Независимом агентстве аккредитации и рейтинга прошли институциональную аккредитацию 46 организаций образования, и 1 223 образовательных программы разных уровней обучения аккредитованы.

В канун празднования двадцатипятилетия независимости Казахстана НААР получило международное европейское признание, став первым национальным аккредитационным органом среди агентств стран Центральной Азии, имеющим статус полноправного члена Европейской ассоциации по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA). Это высокая оценка деятельности агентства как авторитетной экспертной организации, а также свидетельство соответствия процедур внешней оценки качества европейским стандартам. В этом, несомненно, заслуга не только сотрудников агентства, но и экспертного сообщества, всех заинтересованных сторон, активно вовлеченных в процесс аккредитации.

Для НААР официальное признание агент­ства на европейском и международном уровнях выступает одной из ключевых стратегических задач. Работа по вступлению в международные сети по обеспечению качества велась с момента основания. Так, НААР с 2011 года является полноправным членом INQAAHE, CHEA, IREG, промежуточным членом APQN. С 2015 года НААР пополнило ряды полноправных членов такой не менее авторитетной европейской сети, как CEENQA – Сеть агентств по обеспечению качества в области высшего образования стран Центральной и Восточной Европы.

Благодаря полноправному членству в признанных международных европейских сетях аккредитованные НААР организации образования и образовательные программы будут иметь статус прохождения международной аккредитации. И это оправдано: вузы заинтересованы в получении международной аккредитации, ведь от этого зависит право выдавать дипломы государственного образца и получать государственный заказ на подготовку кадров.

Именно в этом и заключается значение государственного стимулирования вузов к прохождению аккредитации. Согласно закону РК «Об образовании» с 1 января 2017 года выдача дипломов государственного образца и финансирование на подготовку кадров с высшим образованием на основе образовательного гранта будут осуществляться лишь в организациях, прошедших международную аккредитацию. Более того, с 1 января 2020 года эти механизмы стимулирования будут также задействованы и в системе профессионального образования.

ВАЖНО то, что международная аккредитация предоставляет казахстанским вузам возможность позиционировать себя на конкурентном поле, подтверждать свой высокий статус. С одной стороны, это позволяет улучшать общественное мнение о вузе, нести ответственность за качество предоставляемого образования, привлекать для поступления талантливую молодежь, а с другой – это свидетельство роста авторитета национального аккредитационного органа и повышение спроса на услуги аккредитации.

НААР как полноправный член ENQA призван продвигать политику и стратегические задачи организации на национальном уровне, содействовать европейскому сотрудничеству в области обеспечения качества, вносить свой вклад в гармонизацию европейского пространства высшего образования. Очевидно, что этот высокий статус позволяет агентству проводить международную аккредитацию в странах, подписавших Болонскую декларацию, а также Центрально-Азиатского региона.

Агентство не останавливается на достигнутом и предпринимает дальнейшие шаги для реализации стратегической задачи по вхождению в EQAR – Европейский реестр аккредитационных агентств, получивших высокую степень доверия по результатам экспертной оценки их деятельности. Прежде всего решение по включению в EQAR зависит от результатов успешного прохождения внешней оценки ENQA и соответствия европейским стандартам ESG.

По итогам аудита эксперты ENQA отметили, что в стандартах НААР нашли отражение рекомендации ESG – 2015 к системе обеспечения качества, инструменты объективности, прозрачности, независимости, информированности и доступности, отвечающие новым вызовам в контексте интеграции национальной системы высшего образования.

Примечательно, что стандарты ESG предполагают широкое вовлечение стейкхолдеров в деятельность агентств, участие в составе комиссии международных экспертов, тем самым обеспечивается прозрачность внешней оценки качества. С этой целью при НААР созданы экспертные советы по высшему, медицинскому, техническому и профессиональному образованию, а также комиссия по рассмотрению апелляций и жалоб. При этом механизм апелляции оказывает существенное влияние на эффективность процедур аккредитации НААР, повышает ответственность всех вовлеченных в процесс оценки качества.

Агентство активно развивает социальное партнерство с ассоциациями и профессиональными объединениями, в числе которых Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» (НПП), Национальная медицинская ассоциация РК и другие. Соответствующие меморандумы подписаны с социальными партнерами, которые активно привлекаются, во-первых, к совершенствованию стандартов аккредитации, установлению их большего соответствия требованиям работодателей к подготовке квалифицированных кадров, во-вторых, к пополнению баз данных квалифицированными экспертами, участию в работе экспертных групп и советов. Эксперты, рекомендованные профессиональными объединениями, проходят обучение, в ходе которого у них формируются компетенции проведения внешнего аудита и модели независимого поведения. Так, с 2015 года в рамках меморандума с НПП «Атамекен» проводится обучение работодателей, рекомендованных региональными палатами.

Что касается внешней оценки качества, то ее проводят эксперты из представителей академической общественности, включая работодателей, обучающихся, зарубежных экспертов. Существенно то, что независимые эксперты устанавливают степень соответствия организации образования или образовательных программ стандартам качества и дают рекомендации по их улучшению. Поэтому и говорят об общественно-профессиональной оценке качества образования.

Самым важным критерием для аккредитации, основанной на принципе добровольности и независимости, выступает доверие к лицам, принимающим решение по аккредитации. Так, в состав аккредитационного совета НААР входят представители Мажилиса Парламента РК, неправительственных и общественных организаций, национальных компаний, научно-исследовательских институтов, студенчества, которые были рекомендованы государственными органами, ассоциацией вузов РК, Национальной палатой предпринимателей «Атамекен», Комитетом по делам молодежи РК. Очевидно, именно хорошей репутации в академическом, научном или профессиональном сообществе склонны верить стейкхолдеры, и именно она способствует принятию объективного решения по оценке качества. Деловая репутация членов аккредсовета НААР – «добавочная стоимость» профессионалов в обеспечении качества образования, заработав которую, они получают доверие со стороны общественности и государства.

Работа агентства строится на принципах обратной связи и взаимовыгодного партнерства, максимальной ответственности за принятые обязательства. Агентством разработаны механизмы внешней и внутренней обратной связи, что ведет к постоянному совершенствованию его работы. Ежегодно проводится анализ мнений потребителей услуг, изучаются ожидания вузов от внешней оценки качества и влияние аккредитации на дальнейшее их развитие. Опрос экспертов позволяет также улучшить процедуры обеспечения качества, содержание стандартов и их критериев.

НААР развивает взаимовыгодное сотрудничество и с признанными зарубежными агентствами по обеспечению качества высшего образования. Подписаны соглашения о двустороннем сотрудничестве с такими организациями, как Фонд международной аккредитации программ в области бизнес-администрирования (FIBAA, Германия), Агентство по аккредитации образовательных программ в области инженерии, информатики, естественных наук и математики (ASIIN e.V., Германия), Совет по аккредитации бизнес-школ и программ (ACBSP, США), Национальный центр профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентр, Россия), Инсти­тут аккредитации, сертификации и обеспечения качества (ACQUIN, Германия), Национальное аккредитационное агентство в сфере образования (Росаккредагентство, Россия), Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК, Россия), Агентство по развитию высшего образования и гарантии качества (HEA, Босния и Герцеговина), Центр академической информации (Латвия). Зарубежные партнеры оказывают содействие в процедурах внешней оценки качества НААР, участвуют в совместных мероприятиях и номинируют зарубежных экспертов в составы внешних экспертных комиссий агентства.

Активная работа с учебными заведениями не прерывается и после того, как они прошли аккредитацию в агентстве. Здесь задействован такой механизм постаккредитационных процедур, как периодический мониторинг выполнения рекомендаций. Заметим, процессы совершенствования качества образования носят не дискретный, а по сути своей непрерывный характер.

Таким образом, созданная в Казахстане система независимой аккредитации как процедура внешней оценки зарекомендовала себя положительно. Аккредитация выступает эффективным инструментом обеспечения качества, престижа и хорошей репутации вуза, доверия общества к качеству подготовки выпускников и благоприятно сказывается на реализации основных параметров Болонского процесса.

​Независимое агентство аккредитации и рейтинга разработало и имеет исключительные авторские права на стандарты институциональной и специализированной аккредитации по всем уровням образования.

Стандарты аккредитации вузов и образовательных программ разработаны на основе Европейских стандартов качества образования (ESG) с учетом национальных особенностей казахстанского образования.

 

Институциональные стандарты высшего и послевузовского образования

  1. Стратегическое развитие и обеспечение качества.
  2. Руководство и менеджмент.
  3. Разработка и утверждение образовательных программ.
  4. Студентоцентрированное обучение, преподавание и оценка успеваемости.
  5. Обучающиеся.
  6. Профессорско-преподавательский состав.
  7. Научно-исследовательская работа.
  8. Финансы.
  9. Образовательные ресурсы и системы поддержки студентов.
  10. Управление информацией.
  11. Информирование общественности.

 

Стандарты специализированной (программной) аккредитации

  1. Управление образовательной программой.
  2. Разработка и утверждение образовательной программы.
  3. Студентоцентрированное обучение, преподавание и оценка успеваемости.
  4. Обучающиеся.
  5. Профессорско-преподавательский состав.
  6. Образовательные ресурсы и системы поддержки студентов.
  7. Управление информацией.
  8. Информирование общественности.
  9. По отдельным специальностям.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Национальная модель аккредитации: опыт Казахстана
Опыт высшей школы Казахстана: стратегия обеспечения качества
Сопряжение профессиональных и образовательных стандартов
Будущее независимой аккредитации в Казахстане
Оценка качества подготовки выпускников Финуниверситета
Адаптированная модель дуальной технологии. Опыт Казахстана
В Казахстане создана национальная система оценки качества образования
Обеспечение качества образования в Казахстане
Липецкий машиностроительный колледж развивает социальное партнерство
Интеграционные аспекты в оценке качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ