Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Сопряжение профессиональных и образовательных стандартов

Анализ международных тенденций в сфере образования выявил создание в современных условиях новой культуры обучения, которая отвечает объективным требованиям экономики постиндустриальной стадии развития общества и формируется на основе интеграции теории и практики образования.

Просмотров: 207

Материал опубликован в журнале №91 от 18.11.2016.

ПАК Юрий Николаевич ПАК Юрий Николаевич – проректор по УМО Карагандинского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор
ИМАНОВ Марат Омирбекович ИМАНОВ Марат Омирбекович – заведующий кафедрой дизайна, архитектуры и прикладной механики Карагандинского государственного технического университета, кандидат технических наук, доцент
ПАК Дмитрий Юрьевич ПАК Дмитрий Юрьевич – доцент кафедры геофизики и геологии Карагандинского государственного технического университета, кандидат технических наук
ШИЛЬНИКОВА Ирина Олеговна ШИЛЬНИКОВА Ирина Олеговна – старший методист УМО Карагандинского государственного технического университета

Анализ международных тенденций в сфере образования выявил создание в современных условиях новой культуры обучения, которая отвечает объективным требованиям экономики постиндустриальной стадии развития общества и формируется на основе интеграции теории и практики образования, обеспечения его взаимодействия со сферой труда. В этих условиях национальная рамка квалификаций (НРК) служит основой сопряжения профессиональных и образовательных стандартов.

Рамка квалификаций: нормативные основы

Общество будущего задает общую цель экономики и системы образования – получение конкурентоспособных, самостоятельных и ответственных кадров, способных и мотивированных к саморазвитию в течение всей жизни в условиях нестабильности и подвижности квалификаций.

В зарубежной практике понятие «рамка квалификаций» является инст­рументом сопряжения сфер труда и образования и основой обновления национальной системы квалификаций, построенной на принципах прозрачности получения квалификаций, объективности, независимости их оценивания и систематичности обновления, что дает импульс к эффективному экономическому росту страны. Рамка квалификаций рассматривается как системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. С её помощью проводится измерение и взаимосвязь результатов обучения, устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении. Разработка и внедрение НРК подразумевает формирование методологической основы для принципиальных изменений в системе образования и национальной системе квалификаций.

Проблематика в области развития НРК в разных странах примерно схожа [1]. В программном документе «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда» президентом Н.А. Назарбаевым в числе прочих было дано поручение Правительству РК [2]:

  • разработать и принять План поэтапной разработки национальной системы квалификаций на период до 2020 года;
  • активизировать работу по созданию независимой системы подтверждения квалификации для выпускников вузов и колледжей.

В рамках выполнения данного поручения Трудовой кодекс [3] был дополнен «главой 10-1. Национальная система квалификаций».

В сентябре 2012 года утверждена национальная рамка квалификаций, в 2013 и 2014 годах в неё вносились изменения [4]:

  • в части предназначения НРК добавлено «1) разрабатывать на единой методологической основе профессиональные и образовательные стандарты»; убрано «3) планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту»;
  • в основные термины и понятия внесены определения «квалификация», «уровень квалификации», «вид трудовой деятельности», «область профессиональной деятельности», «трудовая функция», «профессиональная задача», «профессия», «компетенция», «функциональная карта»; убраны определения «национальная система квалификаций» и «опыт»;
  • из «раздела 1. Общие положения» выделен «раздел 2. Структура национальной рамки квалификаций с акцентом на знания и умения, а также на квалификации и компетенции»;
  • в самой структуре национальной рамки квалификаций была произведена замена: «знания» на «требования к знаниям», «умения и навыки» на «требования к умениям», «личностные и профессиональные компетенции» на «требования к трудовым функциям».

Новая редакция: плюсы и минусы

В марте 2016 года Республиканской трехсторонней комиссией по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений утверждена новая редакция НРК. Обращает на себя внимание полная идентичность 5 и 6 уровней рамки в части знаний, умений и навыков, а также личностных и профессиональных компетенций. При этом пятый уровень предполагает «послесреднее образование, (прикладной бакалавриат), практический опыт, не менее двух лет обучения в бакалавриате или трех лет освоения программ специального высшего образования, практический опыт», а шестой уровень предполагает «высшее образование – бакалавриат, специалитет, ординатура и практический опыт».

В ст. 20 Закона РК «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 9.04.2016) прописано: «Образовательные программы послесреднего образования направлены на подготовку квалифицированных рабочих кадров, специалистов среднего звена и прикладного бакалавра из числа граждан, имеющих среднее образование (общее среднее или техническое и профессиональное)» и далее «по завершению обучения и прохождения итоговой аттестации обучающимся присваивается квалификация «специалист среднего звена», «прикладной бакалавр».

Отождествление пятого и шестого уровней нарушает принципы непрерывности, преемственности и последовательного повышения требований к результатам обучения, основанных на компетенциях, которые положенны в основу разработки НРК, что даёт повод говорить о заниженных требованиях, предъявляемых в части высшего образования.

Следует признать неудачными формулировки ряда определений (в особенности определения «навыки»):

  • квалификация – официальное признание ценности освоенных компетенций для рынка труда и дальнейшего образования и обучения, дающее право на осуществление трудовой деятельности;
  • знания – информация, нормы, используемые в индивидуальной и профессиональной деятельности;
  • умение – контролируемые работником действия, соответствующие требованиям норм деятельности;
  • навыки – не контролируемые работником действия, соответствующие требованиям норм деятельности.

Непонятна мотивация такого перехода, тем более что национальные рамки квалификаций 2012 и 2014 годов содержали вполне адекватную формулировку этих понятий:

  • квалификация – степень профессиональной подготовленности работника к выполнению конкретного вида работы;
  • знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящиеся к сфере обучения или работы, компонент квалификации, который должен подвергаться оценке;
  • умение – способность применять знания и проявлять компетентность с целью осуществления трудовой деятельности и решения задач (применение логического, творческого и практического мышления).

К положительным моментам следует отнести возврат к описанию требований к личностным и профессиональным компетенциям (см. рис. 1), в силу того что НРК служит основой для разработки отраслевых рамок квалификаций и далее – профессиональных стандартов.

Рисунок 1.

Личностные и профессиональные компетенции

Возврат к личностным и профессиональным компетенциям отвечает также требованиям Госстандартов высшего и послевузовского образования, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2016 года № 292, предписывающих разрабатывать профессиональные компетенции по каждой специальности высшего образования на основе профессиональных стандартов.

Казахстанский опыт: проблемы и перспективы

Национальная рамка квалификаций РК представляет собой структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда, разрабатывается на основе Европейской рамки квалификаций и содержит восемь квалификационных уровней. Рамка определяет единую шкалу квалификационных уровней для разработки отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов, обеспечивая межотраслевую сопоставимость квалификаций, и является основой для системы сертификации квалификаций (см. рис. 2).

Рисунок 2. Национальная рамка квалификаций как основа сопряжения сфер труда и высшего образования

Национальная рамка квалификаций

В национальной рамке квалификаций приводится структурное описание требований к знаниям, умениям и навыкам, личностным и профессиональным компетенциям. Детализация этих требований осуществляется в отраслевых рамках квалификаций и профессиональных стандартах.

По состоянию на 14 сентября 2016 года утратили силу ранее утвержденные и опубликованные на сайте информационно-правовой системы нормативных правовых актов РК «Əділет» отраслевые рамки квалификаций в сферах геологии, оптовой и розничной торговли, строительной индустрии, металлургии, легкой промышленности, статистики, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, архивного дела и управления документацией, органов внутренних дел РК, электроэнергетики, машиностроения, химического производства, информационно-коммуникационных технологий, нефтегазовой отрасли, гражданской авиации, системы здравоохранения, космической деятельности, в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, интеллектуальной собственности и регистрации недвижимого имущества, геодезии и картографии, землеустройства, кадастра.

Сведений об утверждении новых отраслевых рамок квалификаций, в том числе в других сферах, нет. Тем не менее разработка проектов профессиональных стандартов продолжается.

Первый казахстанский опыт создания профессиональных стандартов показал, что разработка большинства из них была начата без утверждения отраслевых рамок квалификаций. В большинстве утвержденных профстандартов содержится неполный перечень трудовых функций. Слабо представлены требования к знаниям, умениям, личностным и профессиональным компетенциям [5]. В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы отмечено [6]: «Уполномоченные государственные органы и объединения работодателей соответствующих сфер деятельности продолжат работу по разработке и пересмотру отраслевых рамок квалификаций. На их основе объединениями работодателей будут разрабатываться профессиональные стандарты и утверждаться национальной палатой предпринимателей. В соответствии с этим вузы будут разрабатывать образовательные программы на основе профессиональных стандартов. К 2019 году 45 процентов образовательных программ высшего и послевузовского образования будут основаны на квалификационных компетенциях профессиональных стандартов».

Развитие национальной системы квалификаций в Казахстане немыслимо без паритетного участия заинтересованных сторон (сферы труда и системы образования) в формировании квалификационной характеристики выпускника-специалиста в формате компетенций. Работодатели в проф­стандартах указывают прикладной аспект знаний и умений работника, который необходим ему для выполнения конкретных работ в рамках трудовых функций. А что нужно, для того чтобы он обладал этими знаниями, умениями и компетенциями, – вопрос к сфере образования. Это актуализирует необходимость привлечения в качестве разработчиков профессиональных стандартов не только экспертов-профессионалов в определённой отрасли экономики, но и представителей университетской системы: в частности, учебно-методических объединений вузов РК [4].

На основе профессиональных стандартов и требований реального сектора экономики должна формироваться образовательная политика и система сертификации квалификации специалистов. Ядром национальной системы квалификаций должны стать профессиональные и образовательные стандарты, обеспечивающие взаимосвязь между профессиональной подготовкой и требованиями меняющейся экономики.

Понятия «профессиональные компетенции» и «профессиональный стандарт» настолько тесно взаимосвязаны, что их нежелательно отделять друг от друга. К сожалению, если понятие «профессиональный стандарт» в РК законодательно определено, то нет однозначного толкования понятия «профессиональные компетенции», что создаёт трудности в развитии национальной системы квалификаций.

Развитие национальной системы квалификаций и формирование профессиональных стандартов не должны превратиться в пропагандистскую кампанию для имитации активных действий по сопряжению требований сферы труда и системы образования. Хочется верить, что Национальная палата предпринимателей станет организационно- методологическим центром, способным сыграть роль системного интегратора в разработке профессиональных стандартов как инновационной основы для совершенствования образовательных стандартов высшего образования.

Список литературы

  1. Есенина Е.Ю. Национальная рамка квалификаций (Международный опыт использования) // «Профессиональное образование в России и за рубежом». – 2013. – № 4 (12). – С. 14-20.
  2. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда // «Казах­станская правда». – 2012. – 10 июля.
  3. Трудовой кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.02.2012 г.) / Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Əділет». URL: http://adilet.zan.kz.
  4. Пак Ю.Н., Шильникова И.О., Пак Д.Ю. Формирование национальной системы квалификаций и ее сопряжение с образовательными стандартами // «Alma mater». – 2014. – № 11. – С. 51-58.
  5. Газалиев А.М., Пак Ю.Н. Станут ли профессиональные стандарты основой для формирования образовательных стандартов нового поколения? // «Современное образование». – 2014. – № 3 (95). – С. 20-29.
  6. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016‑2019 годы / Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Əділет». URL: http://adilet.zan.kz.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: образовательные стандарты, качество образования, казахстан, профессиональные стандарты, ао-91, содружество

Похожие материалы:
Адаптированная модель дуальной технологии. Опыт Казахстана
В Казахстане создана национальная система оценки качества образования
Опыт высшей школы Казахстана: стратегия обеспечения качества
Интеграционные аспекты в оценке качества образования
IV Ассамблея Евразийской сети обеспечения качества образования
Будущее независимой аккредитации в Казахстане
Национальная модель аккредитации: опыт Казахстана
Обеспечение качества образования в Казахстане
О развитии национальной системы оценки качества образования в Казахстане
Синхронизация стандартов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
I Всероссийский форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture’19
Ключевые темы форума: управление и оптимизация процессов СПО, маркетинг и эффективные инструменты...
Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и...
Новый виток развития колледжа
Костромской областной медицинский колледж им. Героя Советского Союза С.А. Богомолова является...
Подтверждая высокий статус российской музыкальной школы
Российская академия музыки имени Гнесиных была первым российским вузом, прошедшим не только...
В СФУ пройдёт конференция по информатизации образования
24–27 сентября 2019 года в Институте космических и информационных технологий СФУ пройдёт III...
Из журнала
#102Евгений Ямбург о школьном образовании, о свободе, о России, о будущем
#102Ленинградский областной колледж культуры и искусства отметил восьмидесятилетие
#99Современные подходы к оценке качества образования в России и мире
#97Инициативы Минобрнауки РФ в сфере общего образования
#101Педагогический колледж, школа и детский сад вместе готовят педагогов и воспитателей
Информационная лента
09:05Открыт прием заявок на участие в олимпиадах по общественным коммуникациям «PR-Олимп-2019»
09:05В ЮУрГУ на региональном этапе «РобоФеста» покажут искусство управления дронами и запустят роботов на Луну
09:03Всероссийский конкурс креативных проектов и идей по развитию социальной инфраструктуры «НЕОТЕРРА»
09:01Физики БФУ им. И. Канта разработали методику определения состава микропластика из Балтийского моря
09:00Петербургский и Туринский Политех будут развивать нефтегазовую отрасль