Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Синхронизация стандартов

Каким образом образовательные стандарты будут подстраиваться под профессиональные? Что изменится в работе образовательных организаций с принятием данного законопроекта? Эти и многие другие вопросы обсудили участники Всероссийского практического семинара «Профессиональные стандарты в профессиональном образовании», который проходил недавно в Москве.

Просмотров: 132

В конце апреля Президент РФ Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Так, вносятся изменения, закрепляющие обязательность применения профессиональных стандартов работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определённой трудовой функции, в случае, если указанные требования установлены кодексом, другими федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами страны.

Каким образом образовательные стандарты будут подстраиваться под профессиональные? Что изменится в работе образовательных организаций с принятием данного законопроекта? Эти и многие другие вопросы обсудили участники Всероссийского практического семинара «Профессиональные стандарты в профессиональном образовании», который проходил недавно в Москве.

Открытые вопросы

Еще в начале апреля, выступая на встрече с депутатами Госдумы РФ, министр труда и социальной защиты Максим Топилин сообщил, что в настоящее время уже готовы 446 профстандартов: «До конца весенней сессии мы планируем внести в Госдуму законопроект, который будет создавать систему независимой оценки профессиональных квалификаций.<…> Это необходимо, для того чтобы оценку знаний выпускников проводили не вузы и учебные заведения, а специализированные центры под эгидой работодателей. Сейчас мы вместе с профсоюзами и работодателями пытаемся прописать этот механизм». И вот закон подписан.

Интерес к вопросам использования профстандартов в профобразовании растёт. С одной стороны, образовательные организации готовы к тому, чтобы внести содержащиеся в профстандартах требования в основные образовательные программы. Такая работа проводится уже давно, поскольку ФГОС СПО обязывает их учитывать требования работодателей. Кроме этого, профстандарты могут быть использованы и в качестве основы для ежегодного фактического (а не формального) обновления программ.

С другой стороны, необходимо отметить качественную составляющую профессиональных стандартов. Разработка их в авральном режиме – за январь-март утверждено около 150 профстандартов, – даёт повод сомневаться в качестве. Не исключено, что разработчики пойдут по пути наименьшего сопротивления и возьмут (и уже берут) за основу существующие образовательные стандарты СПО. Позволит ли подобный подход учесть запросы рынка труда? Вопрос остаётся открытым.

Кроме этого, появляется и другой вопрос: нужен ли в принципе законопроект о синхронизации стандартов? Ведь в законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 11, ч. 7, ФЗ-273) и ряде подзаконных актов (например, в постановлении Правительства РФ от 5 августа 2013 года, № 661) уже есть положения, обязывающие учитывать профессиональные стандарты при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Это лишь часть тех проблем, с которыми предстоит работать профессиональным образовательным организациям. Руководители колледжей и техникумов, принявшие участие во Всероссийском практическом семинаре «Профессиональные стандарты в профессиональном образовании», выразили активное стремление их решать.

Семинар провела федеральный эксперт по разработке примерных основных профессиональных образовательных программ СПО, куратор разработки и внесения изменений в ФГОС СПО Елена Зачёсова. Соведущим выступил заместитель руководителя центра начального, среднего, высшего и дополнительного образования Федерального института развития образования Минобрнауки РФ, кандидат исторических наук Фёдор Дудырев. Вместе с участниками встречи они проанализировали пошаговый алгоритм формирования различных образовательных программ: профобучения, основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, учитывающих требования профстандартов.

Пошаговый алгоритм

В результате проведенного на семинаре коллективного анализа алгоритм формирования образовательных программ с учётом требований профстандартов был представлен следующим образом.

Шаг первый. Создание рабочей группы, в которую должны войти не только руководители образовательных организаций и педагогические работники, но и работодатели.

Шаг второй. Выбор профстандартов, на основе которых будут разрабатываться профессиональные образовательные программы.

Анализ, проведённый участниками семинара, показал, что даже на этапе поиска необходимого документа образовательные организации могут столкнуться с проблемами, потому что не всегда название профессионального стандарта совпадает или синонимично с названием программы.

Некоторые профстандарты необходимо учитывать лишь частично, выбирая из них ту или иную обобщенную трудовую функцию. Также в СПО есть программы, которые должны быть составлены с учетом двух или трех профстандартов.

Интересные выводы получили участники группы, занявшиеся разработкой программы профобучения «Повар». Они проанализировали один из первых профстандартов, который разработала Федерация рестораторов и отельеров, и пришли к выводу, что есть расхождения предложенного профессионального стандарта с ЕТКС. Федерация снизила уровень квалификации повара: в профстандарте помощник повара соответствует повару в едином тарифно-квалификационном справочнике.

Шаг третий. Сопоставление ФГОСов и профстандартов. Здесь необходимо учитывать, что терминология профстандартов и ФГОС СПО отличается, поскольку первые описывают деятельность, а вторые – характеристики выпускника, овладевшего деятельностью.

Шаг четвертый. Формирование результатов освоения программ с учётом профессионального стандарта. На основе выводов, сделанных при сопоставлении ФГОС и профстандартов, необходимо составить перечень результатов освоения образовательной программы.

Шаг пятый. Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе.

Шаг шестой. Формирование структуры и содержания программы.

Шаг седьмой. Разработка учебного плана и календарного графика.

Шаг восьмой. Экспертиза образовательной программы, в которой могут принять участие представители работодателей или их объединений, представители обучающихся (студенты, аспиранты, выпускники), педагоги, участвовавшие в реализации программы, так как они смогут дать оценку дидактической целесообразности программы.

Таким образом, комплексная работа по проектированию программ профессионального образования с учетом профстандартов позволит, не дожидаясь синхронизации стандартов, проводить подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, которые будут востребованы на рынке труда.

Редакция благодарит за предоставленные для статьи материалы компанию «Академия профессионального развития».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: профессиональные стандарты, качество образования, образовательные стандарты, СПО, ао-79

Похожие материалы:
В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО
Липецкий машиностроительный колледж развивает социальное партнерство
Подготовка конкурентоспособных специалистов среднего звена в Великом Новгороде
Качество образования зависит не от статуса вуза
Социальное партнерство – инновационный ресурс развития
Актуализация ФГОС при внедрении новых профессиональных стандартов
Экспресс-форум: представители СПО о профессиональном стандарте педагога
Сопряжение профессиональных и образовательных стандартов
Двойное опережение подготовки педагогов
В РГСУ обсудили профстандарты в социальной сфере

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#105Дайджест № 105 «Аккредитация в образовании»
#103Серноводский аграрно-технический колледж отмечает девяностолетие
#95Региональные инновационные площадки развивают СПО
#102Проблемы организации инклюзивного образования в России
#103Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова стал инновационным центром региона
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани