Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Синхронизация стандартов

Каким образом образовательные стандарты будут подстраиваться под профессиональные? Что изменится в работе образовательных организаций с принятием данного законопроекта? Эти и многие другие вопросы обсудили участники Всероссийского практического семинара «Профессиональные стандарты в профессиональном образовании», который проходил недавно в Москве.

24.04.2015
Просмотров: 110

В конце апреля Президент РФ Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Так, вносятся изменения, закрепляющие обязательность применения профессиональных стандартов работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определённой трудовой функции, в случае, если указанные требования установлены кодексом, другими федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами страны.

Каким образом образовательные стандарты будут подстраиваться под профессиональные? Что изменится в работе образовательных организаций с принятием данного законопроекта? Эти и многие другие вопросы обсудили участники Всероссийского практического семинара «Профессиональные стандарты в профессиональном образовании», который проходил недавно в Москве.

Открытые вопросы

Еще в начале апреля, выступая на встрече с депутатами Госдумы РФ, министр труда и социальной защиты Максим Топилин сообщил, что в настоящее время уже готовы 446 профстандартов: «До конца весенней сессии мы планируем внести в Госдуму законопроект, который будет создавать систему независимой оценки профессиональных квалификаций.<…> Это необходимо, для того чтобы оценку знаний выпускников проводили не вузы и учебные заведения, а специализированные центры под эгидой работодателей. Сейчас мы вместе с профсоюзами и работодателями пытаемся прописать этот механизм». И вот закон подписан.

Интерес к вопросам использования профстандартов в профобразовании растёт. С одной стороны, образовательные организации готовы к тому, чтобы внести содержащиеся в профстандартах требования в основные образовательные программы. Такая работа проводится уже давно, поскольку ФГОС СПО обязывает их учитывать требования работодателей. Кроме этого, профстандарты могут быть использованы и в качестве основы для ежегодного фактического (а не формального) обновления программ.

С другой стороны, необходимо отметить качественную составляющую профессиональных стандартов. Разработка их в авральном режиме – за январь-март утверждено около 150 профстандартов, – даёт повод сомневаться в качестве. Не исключено, что разработчики пойдут по пути наименьшего сопротивления и возьмут (и уже берут) за основу существующие образовательные стандарты СПО. Позволит ли подобный подход учесть запросы рынка труда? Вопрос остаётся открытым.

Кроме этого, появляется и другой вопрос: нужен ли в принципе законопроект о синхронизации стандартов? Ведь в законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 11, ч. 7, ФЗ-273) и ряде подзаконных актов (например, в постановлении Правительства РФ от 5 августа 2013 года, № 661) уже есть положения, обязывающие учитывать профессиональные стандарты при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Это лишь часть тех проблем, с которыми предстоит работать профессиональным образовательным организациям. Руководители колледжей и техникумов, принявшие участие во Всероссийском практическом семинаре «Профессиональные стандарты в профессиональном образовании», выразили активное стремление их решать.

Семинар провела федеральный эксперт по разработке примерных основных профессиональных образовательных программ СПО, куратор разработки и внесения изменений в ФГОС СПО Елена Зачёсова. Соведущим выступил заместитель руководителя центра начального, среднего, высшего и дополнительного образования Федерального института развития образования Минобрнауки РФ, кандидат исторических наук Фёдор Дудырев. Вместе с участниками встречи они проанализировали пошаговый алгоритм формирования различных образовательных программ: профобучения, основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, учитывающих требования профстандартов.

Пошаговый алгоритм

В результате проведенного на семинаре коллективного анализа алгоритм формирования образовательных программ с учётом требований профстандартов был представлен следующим образом.

Шаг первый. Создание рабочей группы, в которую должны войти не только руководители образовательных организаций и педагогические работники, но и работодатели.

Шаг второй. Выбор профстандартов, на основе которых будут разрабатываться профессиональные образовательные программы.

Анализ, проведённый участниками семинара, показал, что даже на этапе поиска необходимого документа образовательные организации могут столкнуться с проблемами, потому что не всегда название профессионального стандарта совпадает или синонимично с названием программы.

Некоторые профстандарты необходимо учитывать лишь частично, выбирая из них ту или иную обобщенную трудовую функцию. Также в СПО есть программы, которые должны быть составлены с учетом двух или трех профстандартов.

Интересные выводы получили участники группы, занявшиеся разработкой программы профобучения «Повар». Они проанализировали один из первых профстандартов, который разработала Федерация рестораторов и отельеров, и пришли к выводу, что есть расхождения предложенного профессионального стандарта с ЕТКС. Федерация снизила уровень квалификации повара: в профстандарте помощник повара соответствует повару в едином тарифно-квалификационном справочнике.

Шаг третий. Сопоставление ФГОСов и профстандартов. Здесь необходимо учитывать, что терминология профстандартов и ФГОС СПО отличается, поскольку первые описывают деятельность, а вторые – характеристики выпускника, овладевшего деятельностью.

Шаг четвертый. Формирование результатов освоения программ с учётом профессионального стандарта. На основе выводов, сделанных при сопоставлении ФГОС и профстандартов, необходимо составить перечень результатов освоения образовательной программы.

Шаг пятый. Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе.

Шаг шестой. Формирование структуры и содержания программы.

Шаг седьмой. Разработка учебного плана и календарного графика.

Шаг восьмой. Экспертиза образовательной программы, в которой могут принять участие представители работодателей или их объединений, представители обучающихся (студенты, аспиранты, выпускники), педагоги, участвовавшие в реализации программы, так как они смогут дать оценку дидактической целесообразности программы.

Таким образом, комплексная работа по проектированию программ профессионального образования с учетом профстандартов позволит, не дожидаясь синхронизации стандартов, проводить подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, которые будут востребованы на рынке труда.

Редакция благодарит за предоставленные для статьи материалы компанию «Академия профессионального развития».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: профессиональные стандарты, качество образования, образовательные стандарты, СПО, ао-79

Похожие материалы:
Социальное партнерство – инновационный ресурс развития
В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО
Основные образовательные программы: проектирование, реализация, экспертиза
Двойное опережение подготовки педагогов
Ключ к профессиональному успеху
Сопряжение профессиональных и образовательных стандартов
Болонский процесс: 15 лет интеграции
Подготовка конкурентоспособных специалистов среднего звена в Великом Новгороде
Дуальная подготовка в системе аграрного образования
Актуальность и перспективы дуального обучения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Дайджест № 103 «Аккредитация в образовании»
О главном результате дополнительного образования, от каких учителей исходит активное...
В МИЭТе создают базовую станцию 5G
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (НИУ МИЭТ)...
Преподаватели ИРНИТУ выступили лекторами Горной школы в Забайкалье
В Забайкальском крае завершился VII Всероссийский молодежный форум «Горная школа -2018»....
Преподаватели БАГСУ представляют республику на Всемирном конгрессе социологов.
С 15 по 21 июля в Торонто (Канада) проходит 19-ый Международный конгресс социологов «Power,...
Major/Minor, или Что нужно знать о новой модели образования ТюмГУ?
Одним из преимуществ индивидуальной образовательной траектории в ТюмГУ считается возможность...
Из журнала
#93Духовно-нравственное воспитание студентов
#90Развитие академической мобильности французских студентов
#93Слово редактора №93
#90Программа развития Северо-Кавказского федерального университета
#92Модернизация ДПО как гарантия качества
Информационная лента
08:23Преподаватели БАГСУ представляют республику на Всемирном конгрессе социологов.
08:15Студентов CDIO научат работать в условиях, когда нет права на ошибку
08:51Преподаватели ИРНИТУ выступили лекторами Горной школы в Забайкалье
11:36В МИЭТе создают базовую станцию 5G
17:12Major/Minor, или Что нужно знать о новой модели образования ТюмГУ?