Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.Национальный аккредитационный совет подвел итогиТрадиционно учебный год завершился заседанием Национального аккредитационного совета. Рассмотрению материалов по аккредитации предшествовали два важных вопроса, вынесенных на обсуждение: анализ результатов федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата и обсуждение проекта новых стандартов международной профессионально-общественной аккредитации. Просмотров: 424
Время выбрало НАС
Как помочь дедушкеФедеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата был инициирован Ассоциацией ведущих вузов по экономике и менеджменту (АВВЭМ), в частности, НИУ ВШЭ, Финансовым университетом при Правительстве РФ, РАНХиГС при Президенте РФ и другими ведущими вузами страны. Испытание проводилось по 10 направлениям подготовки в течение десяти дней, с 20 по 30 апреля 2015 года. – Экзамен добровольный, но ряд вузов всерьез обсуждает возможность ввести его как обязательный, – предварил обсуждение вопроса председатель совета, академик Виктор Болотов. Это и понятно, целый ряд правительственных документов и нормативные акты профильного ведомства прописали необходимость введения процедуры независимой оценки результатов обучения не только на уровне среднего общего образования, но и для выпускников среднего профессионального и высшего образования. Кроме того, в этом году выпуск в высших учебных заведениях составляет 1,5 млн. бакалавров и специалистов, и, следовательно, уже назрела необходимость в объективной внешней оценке качества их подготовки. С анализом результатов, принципами и технологией проведения экзамена членов совета ознакомил генеральный директор Научноисследовательского института мониторинга качества образования Владимир Наводнов. – Это был действительно экзамен, а не тестирование. Для каждого участника сформировали практически индивидуальный экзаменационный билет из двух частей. Первую, полидисциплинарную, – студент мог составить сам по принципу выбора не менее четырех дисциплин из предложенных пяти-десяти по направлению подготовки. Казалось бы, немного, но для этого было создано 86 банков заданий! Вторая часть представляла собой кейс-задания. Это совершенно новый подход в системе оценивания, который позволяет предложить студенту квазиреальную задачу для оценки не только знаний и навыков, но и полученных компетенций. Чтобы понять, что такое квазиреальная задача, В.Г. Наводнов привел пример: внук по просьбе деда должен предложить наиболее выгодный и надежный вариант размещения средств на депозит одного из известных банков страны. Выполнить такую просьбу можно, имея хорошие знания, аналитические способности и практические навыки. Кейс-задания составлены таким образом, чтобы оценить степень сформированности у выпускника практических компетенций. В отличие от ЕГЭ, который до сих пор проходит с использованием специальных бланков и сканеров, экзамен для бакалавров разработан на основе современных информационных технологий в режиме on-line и без привлечения экспертов для оценки. Это утяжелило разработку самих заданий, но существенно сократило расходы на привлечение человеческих ресурсов. Для проведения экзамена были организованы 70 базовых площадок по всей стране – от Владивостока до Калининграда, к которым предъявлялись серьезные требования: наличие не менее 100 компьютеров с подключением к сети интернет, ведение веб-трансляции, квалифицированный и мотивированный персонал.
Кроме того, составление рейтингов не является (и не должно являться) целью экзамена. Главный результат такого эксперимента в том, что впервые в федеральном масштабе был осуществлен эксперимент по прямому измерению качества образования – до настоящего времени в высшей школе оценка проходила скорее опосредовано: например, в мониторинге эффективности, где оценивается число иностранных студентов, потраченных на науку денег и прочее. Главным мотивирующим фактором для участия в экзамене, по утверждению первого проректора Финансового университета при Правительстве РФ Н.М. Розиной, являлось решение вуза по зачету при поступлении в магистратуру золотых сертификатов, полученных на экзамене. – Это и элемент портфолио для рынка труда, работодателя, – поддержал В.А. Болотов. – И он будет работать. Попробуйте сегодня устроиться бухгалтером без сертификата «1С», который выдают учебные центры – между прочим, негосударственного. Или сертификаты TOEFL принимаются фирмами, в которых активно используется английский. Важные замечания для развития проекта высказала директор центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Е.Ю. Карданова: – Нужно не скрывать качество измерительных материалов – наоборот, рассчитать степень их надежности, а также учитывать уровень сложности разных задач в разных дисциплинах, которые вправе выбрать студент. Советник ректора РАНХиГС при Президенте РФ Е.А. Карпухина отметила, что необходимо усиливать часть экзамена с «case-study». Независимо от того, по каким стандартам мы будем работать – ФГОС ВО или стандартам четвертого поколения – содержательное ядро подготовки студентов будет единым, без этого не может состояться ни один профессионал. Это дает возможность использовать материалы для всех вузов. Кроме того, результаты экзамена – это важная аналитика для руководства вузов. – Мы никому не навязывали и никого не заставляли участвовать в экзамене. Мы провели опрос студентов, и выяснилось, что те, кто профессионально ориентирован и хочет карьерного роста, очень заинтересованы в сдаче таких экзаменов. Они понимают, что в дальнейшем им придется сдавать множество профессиональных экзаменов, и это для них дополнительная тренировка. И второе… Выяснилось, что по отдельным дисциплинам студенты справились блестяще, а в междисциплинарных бизнес-кейсах провалились. Это потрясающий инструмент для оценки качества подготовки и понимания того, как мы учим студентов учиться и решать практические задачи. Качество подготовки – это персональная ответственность каждого студента, основа для профессионального тренинга и роста. Решение Нацаккредсовета содержало ряд конструктивных предложений.
|
![]() Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании» № 6 (106) 2018 «Перемен! Мы ждем перемен». В контексте трансформаций российской системы госаккредитации строчка известной песни приобретает отличный от первоначального эмоциональный оттенок. Так случилось, что связанные с оценкой качества образования перемены врываются в жизнь научно-педагогического сообщества чуть ли не каждую пятилетку. Судя по всему, на очереди следующая. Об этом и не только читайте в новом номере «АО». ![]() Все опросыОпросы
Партнеры
![]() ![]() ![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|