Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Форум членов ENQA

Форум стал площадкой для обсуждения таких проблем, как обновление структуры членства в ассоциации, позиции ENQA в отношении инструментов прозрачности, анализ результатов процедур внешней экспертизы агентств-членов ENQA. Для участия в мероприятиях своих представителей делегировали 44 организации сферы гарантии качества высшего образования из 22 стран.

Просмотров: 6047

Новые игроки – новые форматы

Ж.О. КУЗЬМИНЫХ, кандидат педагогических наук, начальник отдела по связям с общественностью Нацаккредцентра

На один день Гаага, судебная столица мира, 4 марта 2011 года стала еще и европейской столицей гарантии качества: здесь прошли внеочередная Генеральная Ассамблея и Первый форум членов Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA), организованные совместно с Аккредитационной организацией Голландии и Фландрии (NVAO).

Поводы и встречи

Причиной созыва внеочередной Генеральной Ассамблеи послужила необходимость обсуждения и решения организационных вопросов, связанных с переносом юридического адреса из Хельсинки (Финляндия) в Брюссель (Бельгия) и перерегистрацией.

Первый форум членов ENQA стал логическим продолжением Генеральной Ассамблеи. Он был открыт как для агентств-членов организации, так и для организаций, ассоциированных и аффилированных с ней. Решение о регулярном проведении таких форумов было принято Генеральной Ассамблей ENQA в 2010 году. Их цель – повышение роли организаций-участников в решении внутренних вопросов ассоциации.

Форум стал площадкой для обсуждения таких проблем, как обновление структуры членства в ассоциации, позиция ENQA в отношении инструментов прозрачности, анализ результатов процедур внешней экспертизы агентств-членов ENQA.

Для участия в мероприятиях своих представителей делегировали 44 организации сферы гарантии качества высшего образования из 22 стран. Россию представляли три аккредитационных агентства: Нацаккредцентр, АККОРК, Росаккредагентство.

Структура, нуждающаяся в пересмотре

Открыл форум Падрайг Уолш, глава Комиссии по качеству университетов Ирландии (IUQB) и Ирландского Совета по присвоению квалификаций высшего и профессионального образования (HETAC), докладом «Членство в ENQA: на пути к большей открытости». Доклад был подготовлен созданной в ноябре 2010 года рабочей группой по изучению возможности диверсификации структуры членства в ENQA и содержал обзор современной ситуации в сфере гарантии качества Европы, анализ взаимосвязи между критериями членства в ENQA и стандартами ESG1, а также предложения по изменению действующей структуры членства.

По итогам состоявшихся дискуссий этот документ будет вынесен на рассмотрение очередной Генеральной Ассамблеи ENQA, которая состоится в Бухаресте 6-7 октября 2011 года.

В чем же причина столь активных действий ENQA по пересмотру структуры членства, хорошо зарекомендовавшей себя на протяжении десяти лет существования ассоциации? Прежде всего, в значительном изменении расстановки сил на европейской арене гарантии качества высшего образования.

Стандарты и неофиты

Ход и логика развития систем гарантии качества в странах-участницах Болонского процесса предопределили то, что за последнее десятилетие в Европе сформировалось устойчивое представление о «традиционных» агентствах внешней гарантии качества. Как правило, это национальные или региональные финансируемые государством организации, которые на регулярной основе осуществляют обязательную экспертизу/аккредитацию учреждений высшего образования либо отдельных образовательных программ. В большинстве случаев «традиционные» агентства – либо монополисты в сфере гарантии качества в своей стране, либо государство допускает здесь незначительную конкуренцию.

Агентствам такого типа было относительно нетрудно достичь соответствия Европейским стандартам ESG по «ключевым» для агентств внешней гарантии качества показателям. Как правило, национальные законодательные системы в той или иной степени предусматривали юридическую возможность обязать вузы к регулярному прохождению процедур гарантии качества посредством финансируемых или признанных государством агентств.

Поскольку основным критерием членства в ENQA является значительное соответствие ESG, именно «традиционные» агентства гарантии качества составили основную часть действующих полноправных членов ассоциации.

Любую подсистему современного общества отличают динамизм, многовариантность, многомерность. Сфера гарантии качества высшего образования не исключение: за десять лет состав игроков на европейском поле внешней гарантии качества стал гораздо разнообразнее. Наряду с «традиционными» агентствами, здесь сегодня активно работают и другие организации, отличающиеся от первых целями, задачами и направлениями деятельности.

Четко выделяются сертификационные организации, присваивающие так называемый «знак качества» (quality labels) программам профессиональной подготовки и сочетающие деятельность в области гарантии качества с маркетинговой функцией (брендированием). Активно работают также организации, область деятельности которых имеет отношение как к гарантии качества, так и к профессиональному признанию. Кроме того, в Европе существует давняя традиция вузовских сетей, одной из целей которых является гарантия качества, но они имеют организационную структуру не агентства, а сети.

В основе деятельности таких организаций – добровольное прохождение вузами или образовательными программами внешней экспертизы, что затрудняет или делает невозможным соответствие данных организаций стандартам ESG. Сфера деятельности таких агентств зачастую выходит за рамки национальных границ, а значит, признание компетентными государственными органами также становится весьма проблематичным.

Таким образом, организации нового типа не только не соответствуют в своей деятельности стандартам ESG, но зачастую просто «не вписываются» в формат «агентства гарантии качества». Вместе с тем, они могут играть значительную роль в сфере гарантии качества в масштабах европейского пространства высшего образования.

Сотрудничество актуально

Изменения в сфере гарантии качества высшего образования, несомненно, представляют собой вызов для ENQA как ассоциации агентств гарантии качества европейского образовательного пространства, в частности, в связи с принятым в Хельсинки Стратегическим планом ассоциации на 2011-2015 годы. Согласно этому документу, важнейшими задачами ENQA являются:

  • вовлечение агентств гарантии качества из всех стран европейского образовательного пространства с целью достижения максимальной открытости;
  • признание ENQA в качестве основного источника экспертного знания и информации в области гарантии качества на европейском уровне;
  • признание ENQA как предпочтительного партнера во всех инициативах, имеющих отношение к развитию систем гарантии качества на европейском уровне.

В контексте решения данных задач ENQA не может оставить без внимания появление на европейской арене гарантии качества агентств нового типа и стремится мотивировать их к сотрудничеству.

Вице-президент ENQA Фиона Крозье отметила, что нельзя не учитывать изменение реалий и допустить, чтобы ENQA и европейская сфера гарантии качества существовали параллельно, независимо друг от друга. Назрела необходимость пересмотреть структуру членства в ENQA и предложить возможности для активного вовлечения различных организаций в работу ассоциации.

Рабочая группа ENQA предложила несколько вариантов обновления структуры членства в ENQA и стимулирования создания и развития агентств гарантии качества в тех странах европейского образовательного пространства, в которых нет агентствучастников ENQA. Если развивающиеся агентства участвуют в ENQA в ассоциированном статусе, она должна активно содействовать развитию этих агентств, с тем чтобы это позволило им получить статус кандидата или полноправного члена ассоциации. Для развитых агентств ENQA, имеющих ассоциированный статус, ассоциация может предложить новую категорию членства, которая позволила бы им более активно участвовать в работе ENQA, не требуя при этом полного соответствия агентства ESG.

Выступая перед участниками Первого форума, Падрайг Уолш представил проект новой категории членства в ENQA – ассоциированное членство для агентств, которые соответствуют «основным» стандартам ESG. Для того чтобы организации, имеющие на настоящий момент ассоциированный статус или не имеющие формальных отношений с ENQA (например, сертификационные отраслевые агентства), были заинтересованы стать ассоциированными членами, необходим стимул.

Ревизия структуры членства в ENQA имеет двойную цель: с одной стороны, обеспечить соблюдение соответствия европейским стандартам и рекомендациям ESG как необходимого предварительного условия полного членства в ENQA, с другой стороны – предложить возможности для участия в работе ENQA новым, не традиционным для европейской гарантии качества агентствам.

Инструменты прозрачности: позиция ENQA

Важное место в повестке работы форума было отведено обсуждению Меморандума ENQA об инструментах прозрачности, который представил для обсуждения Ахим Хопбах, президент ENQA.

Прозрачность – понятие многомерное, а значимость и достоверность информации о качестве высшего образования определяются целями, для которых эта информация необходима: выбор программы или вуза для обучения, принятие стратегических решений на уровне отдельного вуза или системы образования в целом, подтверждение эффективности деятельности вуза. Соответственно, подчеркнул А. Хопбах, и инструменты прозрачности служат разным целям, хотя в определенной степени дополняют друг друга.

Согласно Меморандуму ENQA, значимость инструментов прозрачности с точки зрения гарантии качества высшего образования и двух ее основных функций – подотчетности и совершенствования – выглядит следующим образом.

Болонские инструменты прозрачности (структуры квалификаций, приложение к диплому, Европейская система взаимозачета кредитов ECTS и др.) выступают как важные ориентиры для гарантии качества образования. Рейтингование и ранжирование вузов повышают их подотчетность посредством информирования общественности, однако не способствуют совершенствованию работы вузов. В частности, по результатам рейтингов сложно судить о потенциале и перспективах учебных заведений. Таким образом, рейтинги и кластеризацию следует рассматривать не как инструменты гарантии качества образования, а как источники информации определенного типа, полезной для систем гарантии качества. В свою очередь, системы гарантии качества могут предоставлять количественную информацию о различных аспектах деятельности образовательной программы или вуза для сравнительных исследований.

К обсуждению Меморандума ENQA об инструментах прозрачности были привлечены представители заинтересованных сторон: Европейской ассоциации учреждений высшего образования (EURASHE), Ассоциации европейских университетов (EUA), Европейского студенческого союза (ESU), а также Европейской организации работодателей Business Europe.

Позицию работодателей Европы относительно инструментов прозрачности выразил Хеннинг Детлеф (Business Europe): «Нам как ассоциации работодателей необходимо получить полную картину о качестве образования от агентств гарантии качества, включая информацию из рейтингов. Однако мы понимаем, что понятие «доверие» никогда не будет применимо к рейтингам уже в силу неоднозначности из методологии. В современном мире роль агентства гарантии качества не должна сводиться к выполнению обслуживающих, вспомогательных функций. Сейчас агентство гарантии качества призвано выступать защитником интересов студентов как потребителей образовательных услуг».

Мнение студентов прозвучало от лица Алана Пола (ESU): «Студенты нуждаются в достоверной информации. Что рейтингов будет все больше – это факт. Что студенты и другие заинтересованные стороны будут черпать информацию из рейтингов, а не только из отчетов об экспертизах, проведенных агентствами гарантии качества, – тоже факт. Общество должно доверять этим данным, поэтому тем, кто предоставляет такую информацию, важно уметь ответить на вопросы: что мы делаем для того, чтобы люди получали правдивую информацию? как мы проверяем эти данные? Только так будет крепнуть доверие к системе гарантии качества».

Безусловно, оценка вузов или программ должна проводиться не ради самой процедуры оценки и не только в интересах академического сообщества и органов управления образованием. Механизмы оценки (гарантия качества, аккредитация) также должны стать инструментами прозрачности, то есть доверия к качеству образования, условием повышения мобильности студентов и преподавателей, привлекательности и конкурентоспособности европейского образовательного пространства.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
НАЦАККРЕДСОВЕТ: миссия выполнима
Европейские рекомендации, российские решения
ENQA: вопросов больше, чем ответов
Высокое качество и превосходство в высшем образовании
ENQA: российский опыт в европейском документе
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Гарантия качества высшего образования
О чем еще говорят… европейцы
Росаккредагентство: быть или не быть в ENQA?
Форум ENQA-2012: жаркие дискуссии в холодном Париже

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ