Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Национальная модель аккредитации: опыт Казахстана

Основная цель национальной модели аккредитации Казахстана – в создании системы обеспечения и оценки качества образования для подготовки высококвалифицированных кадров для различных отраслей экономики, повышения конкурентоспособности национальной системы высшего образования, интеграции в мировое образовательное сообщество.

Просмотров: 5111
ШАХАНОВА Нуриля Жаксыбековна – директор Национального аккредитационного центра Министерства образования и науки Республики Казахстан, кандидат исторических наук, доктор философских наук

Формирование механизмов гарантии качества высшего образования – актуальная проблема для любого государства. Ключевые понятия нашего времени – «прорыв», «инновационные технологии», «конкурентоспособность» и многие другие – неразрывно связаны с подготовкой профессиональных кадров для всех отраслей экономики, науки, политики, здравоохранения, бизнеса. Образование осмысливается как стратегически важное, если не приоритетное, направление развития современных постиндустриальных обществ и государств. Оборотной стороной доступности образования, к которой стремится любое общество, может стать снижение качества. Аккредитация как раз и является основным инструментом его гарантии.

Наличие национальной системы аккредитации значимо по многим причинам. И, прежде всего, это одно из ключевых требований для интеграции в Болонский процесс. Также взаимное признание документов об образовании осуществимо только для аккредитованных организаций на основании соглашений по ЕврАзЭС и СНГ.

С учетом этого основная цель национальной модели аккредитации Казахстана видится в создании системы обеспечения и оценки качества высшего образования для максимального удовлетворения образовательных потребностей личности, подготовки высококвалифицированных кадров для различных отраслей экономики и жизнедеятельности общества, повышения конкурентоспособности национальной системы высшего образования, интеграции в мировое образовательное сообщество.

***

Первый этап формирования казахстанской модели аккредитации относится к 2005-2009 годам.

Одним из зачинателей внедрения института общественно-профессиональной аккредитации был Центральноазиатский фонд развития менеджмента (CAMAN, Алматы) – неправительственное объединение вузов Центральной Азии, которым в 2005 году были разработаны стандарты и критерии в области экономического и бизнес-образования и создана региональная система аккредитации CAMEQ.

Следует отметить и вклад Европейской комиссии и программ «ТЕМПУС» и «ТАСИС» в развитие систем оценки качества высшего образования через финансирование ряда совместных с Министерством образования и науки Республики Казахстан международных проектов. Серия обучающих семинаров для вузов Центральной Азии, в том числе Казахстана, была проведена также проектами EdNet и Business & Economic education USAID (США).

***

Учитывая важность формирования механизма обеспечения качества высшего образования, его объективности и доступности обществу, было решено поэтапно перевести аккредитацию из сферы государственного контроля, осуществляемого министерством образования и науки, в общественнопрофессиональную. Постановлением Правительства Республики Казахстан (2005) было создано несколько республиканских государственных казенных предприятий министерства образования и науки: Республиканский центр «Дошкольное детство», Республиканский центр подтверждения и присвоения квалификации, Республиканский научно-практический центр «Учебник», Национальный центр оценки качества образования, а также Национальный аккредитационный центр (НАЦ). Все они со временем оказали заметное влияние на процесс повышения качества образования, разработку долгосрочных программ развития системы образования.

Руководство Национального аккредитационного центра разработало и зарегистрировало в органах юстиции необходимые учредительные документы, прежде всего устав, в котором были прописаны основные направления деятельности центра. Также в рамках Государственной программы развития образования (2005-2010) НАЦ и Министерством образования и науки Республики Казахстан проведена большая работа по формированию и совершенствованию законодательной базы процесса аккредитации вузов.

Прежде всего, вопросы аккредитации нашли отражение в ст. 58, гл. 8 «Аккредитация организаций образования» закона Республики Казахстан «Об образовании» (2007). Здесь обозначены формы осуществления аккредитации (институциональная и специализированная), а также право вузов на прохождение международной аккредитации в имеющих международное признание зарубежных агентствах. Были также утверждены Правила аккредитации образования (2007) и Инструкция по организации и проведению аккредитации организаций образования (2008).

Национальным аккредитационным центром в эти годы были разработаны и изданы государственные стандарты (ГОСО) по институциональной аккредитации и проведена колоссальная работа по сбору данных для подготовки экспертов по оценке качества образования. В различных регионах страны проведены семинары и тренинги по подготовке вузов к процессу самооценки.

В этот период некоторые вузы инициативно подали заявки на прохождение международной аккредитации образовательных программ – Казахская государственная строительно-архитектурная академия, Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова, – проведя серьезную работу по самооценке программ, успешно завершившуюся в 2008 году сертификацией зарубежных агентств.

На основе Общенационального плана основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных посланий главы государства народу Казахстана (2005-2007) и программы Правительства на 2007-2009 годы был разработан план Министерства образования и науки республики, предусматривающий, в том числе и осуществление перехода на международную модель аккредитации вузов (п. 81).

Была также разработана бюджетная программа «Обеспечение качества образования», согласно которой 5 национальным вузам на период 2008-2011 годов выделено финансирование для прохождения аккредитации 10 образовательных программ (по 2 программы от вуза) в различных зарубежных аккредитационных агентствах. Наряду с международной стипендиальной программой президента «Болашак», данная программа является беспрецедентной заботой государства о гарантировании качества высшего образования.

Согласно утвержденным Стратегическим направлениям деятельности Минобразования и науки Республики Казахстан на 2009-2011 годы создание механизмов контроля качества образовательных услуг провозглашено приоритетной задачей. В 2009-2011 годах, кроме международной аккредитации 10 образовательных программ 5 национальных вузов за счет бюджетных средств (о чем речь шла выше), предусмотрена аккредитация вузов международными аккредагентствами за счет внебюджетных средств вузов (2009 год – 3 вуза, 2010 год – 5 вузов, 2011 год – 5 вузов), а также аккредитация вузов отечественными аккредагентствами. Планируется проведение институциональной аккредитации медицинских вузов. В настоящее время подготовлены ГОСО по институциональной аккредитации вузов медицинского профиля, разработанные в полном соответствии с международными критериями.

Таким образом, в период с 2005 по начало 2009 года выполнена серьезная работа по формированию национальной модели аккредитации и приближению качества обучения в ведущих казахстанских вузах к международным стандартам. И, пожалуй, главным отличительным аспектом этого этапа является перевод аккредитации из сферы государственного контроля в общественно-профессиональную, конкурентную среду.

***

Вэти годы Национальный аккредитационный центр Казахстана стал ассоциированным членом ряда зарубежных сетей обеспечения качества: в частности, ENQA (Европейской сети), APQN (Тихоокеанской сети), ЕСОКО (Евразийской системы оценки качества). Однако для получения статуса полноправных членов и регистрации НАЦ в Европейском регистре аккредитационных агентств предстоит преодолеть большой промежуточный путь.

Большое значение НАЦ придает членству в Евразийской сети обеспечения качества образования – ЕСОКО, объединяющей аккредитационные организации России, Беларуси, Кыргызстана, Латвии, Молдовы, Эстонии. Как видно из списка, не все страны имеют аккредитационные агентства/ центры и основанные на координации их деятельности системы обеспечения качества образования. В этой области предстоит большая созидательная работа.

Особенно плодотворные отношения сложились у Национального аккредитационного центра Республики Казахстан с Национальным аккредитационным агентством в сфере образования Российской Федерации. В октябре 2008 года состоялось совместное участие в международном семинаре по вопросам качества высшего образования в Алматы. Недавно было осуществлено совместное издание материалов по Болонскому процессу. Планируется подписание Договора о сотрудничестве, особенно в части обмена экспертами по внешней оценке качества образовательной деятельности вузов.

Конструктивное сотрудничество национальных аккредитационных органов – это, по существу, зеркальное отражение стратегического партнерства Казахстана и России во всех областях экономического, политического, культурного сотрудничества, в том числе в сфере образовательной политики.

***

Академическое и вузовское сообщество Казахстана в настоящее время ориентировано на реализацию Долгосрочной программы развития образования до 2020 года. На первом этапе (2009-2011) будет продолжена работа по дальнейшему совершенствованию законодательной базы аккредитации вузов, в частности определению механизмов регистрации/сертификации аккредорганов.

При Министерстве образования и науки будет создан Казахстанский регистр аккредитационных органов, который будет осуществлять регистрацию аккредитационных центров/агентств, отвечающих определенным критериям. Это важно, поскольку, помимо Национального аккредитационного центра, в стране появляются новые аккредитационные органы, по-разному позиционирующие себя в пространстве гарантии качества образования. И число их будет расти, особенно в части специализированных агентств, как в плане образовательных программ, так и уровней образования.

Необходимо добиться широкого представительства в Казахстане зарубежных аккредитационных агентств по страновому/региональному признаку, по специализации и другим критериям. На настоящий момент наиболее активно представлено агентство ASIIN – Агентство по аккредитации программ в области инженерии, информатики, математики и естественных наук (Германия). Несколько образовательных программ подали заявку в ABET (США) и АОИР (Российская Федерация).

Предстоит также серьезная работа по гармонизации национальных стандартов аккредитации с мировыми, или признаваемыми таковыми. В частности, с Европейскими стандартами и руководящими принципами обеспечения качества в высшем образовании (ESG). Эта работа неизбежно сопряжена с процедурой подписания Болонской декларации, которая планируется руководством Министерства образования и науки Республики Казахстан в этот период.

Необходимым звеном является формирование в вузах культуры внутренней самооценки и самоанализа, необходимых для проведения национальной аккредитации в соответствии с международными требованиями. Будет продолжена подготовка национальных экспертов по оценке качества образования и экспертизе документов об образовании. Планируется проведение тренингов по подготовке внешних экспертов по аккредитации с участием зарубежных консультантов.

***

Вокруг аккредитации создается своего рода «силовое поле притяжения», осуществляется активный обмен опытом между вузами и факультетами, внедряется идея корпоративной солидарности. Для широкого освещения опыта первых казахстанских вузов, прошедших международную аккредитацию образовательных программ, Национальный аккредитационный центр издает с сентября 2008 года журнал «Высшее образование в Республике Казахстан. Аккредитация и нострификация», задачей которого является обсуждение вопросов национальной и международной аккредитации вузов и их образовательных программ, признания и нострификации документов, выданных зарубежными организациями образования, и др.

Для методического сопровождения и поддержки аккредитации НАЦ издается серия методической литературы «Библиотека ректора». В первый том вошли материалы по нормативно-правовой базе процедуры аккредитации, признания и нострификации, а также мировой практике институциональной и специализированной аккредитации, обзору зарубежных аккредитационных агентств, согласованным стандартам и критериям аккредитации. Второй том посвящен теме Болонского процесса. Третий том представлен трехъязычным (англо-русско-казахским) словарем базовых терминов в области образования.

Центром разработаны и утверждены в соответствующих органах логотип и знак аккредитации НАЦ. В настоящее время от вузов страны подано 50 заявок на прохождение институциональной аккредитации.

Все эти процессы будут происходить на фоне дальнейшей интеграции Национального аккредитационного центра МОН РК в деятельность международных сетей обеспечения качества высшего образования. В частности, планируется большая работа по получению следующего статуса в члены ENQA – кандидата.

Центром постоянно осуществляется «обратная связь» с корпоративным миром: проведение социологических опросов, анкетирования с целью оценки степени удовлетворенности рынка труда выпускниками вузов, определения Генерального рейтинга вузов (20062008). Начата разработка методики проведения рейтинга образовательных программ, подготовлен проект меморандума о сотрудничестве с отраслевыми ассоциациями Национальной экономической палаты «Атамекен».

***

На втором этапе реализации долгосрочной программы развития образования (2012-2014) предполагается дальнейшее активное участие НАЦ и ректорского корпуса в мероприятиях, проводимых международными сетями обеспечения качества в высшем образовании (конференции, семинары, тренинги, форумы и др.), дальнейшее развитие культуры внутренней самооценки и самоанализа вузов. Будет продолжено издание серии методической литературы НАЦ «Библиотека ректора» и журнала «Высшее образование в Казахстане. Аккредитация и нострификация». Надеемся, что возрастет количество заявок вузов в НАЦ, зарубежные и независимые аккредитационные агентства на прохождение институциональной/специализированной аккредитации. Эта работа найдет широкое отражение в СМИ, на телевидении, в журнале «Высшее образование».

Регулярно будут проводиться межвузовские семинары, тренинги, конференции по обмену опытом прохождения аккредитации. Предполагается возрастание мобильности студентов и ППС, увеличение числа совместных с зарубежными вузами программ, так называемых «сэндвич-программ», практики выдачи двойного диплома.

Вне всякого сомнения, число независимых аккредитационных агентств, в том числе специализированных (по направлениям подготовки), будет неуклонно возрастать в силу запросов рынка образовательных услуг.

***

Задачи следующих этапов видятся в расширении числа вузов, прошедших национальную процедуру институциональной и программной аккредитации в соответствии с международными требованиями, в активном прохождении вузами/образовательными программами аккредитации независимых и зарубежных аккредитационных агентств, получении ими зарубежных сертификатов/дипломов аккредитации. Таким образом, постоянная внутренняя работа вузов по совершенствованию системы обеспечения качества предоставляемых образовательных услуг постепенно оформится в ясную корпоративную культуру. Предполагается вовлечение общественных и профессиональных объединений, ассоциаций по специальностям в экспертизу качества образовательных программ.

Планируется активное участие казахстанских вузов в международном академическом рейтинге университетов мира. Предполагается «узнаваемость» казахстанских дипломов, высокий уровень конкурентоспособности выпускников казахстанских вузов на мировом рынке труда.

В рамках дальнейшей подготовки национальных экспертов по оценке качества образования и экспертизе документов об образовании планируется участие казахстанских экспертов в составе групп академического аудита в процедуре аккредитации зарубежных университетов, их образовательных программ.

Предполагаются серьезная работа по достижению НАЦ статуса полного члена и регистрации в Европейском и др. регистрах аккредитационных агентств, активное участие в мероприятиях, проводимых международными и европейскими рейтинговыми агентствами и сетями обеспечения качества образования.

«Планов громадье» представляется возможным при усилении творческого сотрудничества систем аккредитации Казахстана и России, взаимного обмена опытом. Ведь базовые ценности у нас едины: Человек – Общество – Отечество – Знание – Любовь – Духовность…

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: нуриля шаханова, болонский процесс, качество образования, казахстан, содружество, ао-28

Похожие материалы:
Сопряжение профессиональных и образовательных стандартов
Будущее независимой аккредитации в Казахстане
Опыт высшей школы Казахстана: стратегия обеспечения качества
Адаптированная модель дуальной технологии. Опыт Казахстана
Сравнительный анализ национальных рамок квалификаций России и Казахстана
В Казахстане создана национальная система оценки качества образования
О развитии национальной системы оценки качества образования в Казахстане
Интеграционные аспекты в оценке качества образования
Обеспечение качества образования в Казахстане
IV Ассамблея Евразийской сети обеспечения качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве
В соответствии с документом стороны будут совместно развивать шахматный спорт на территории...
Первый Байкальский международный салон образования объединит профессионалов в области новых образовательных технологий
С 22 по 24 ноября 2018 года в Иркутске в выставочном комплексе «Сибэкспоцентр» впервые пройдет...
В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
Студенты ТюмГУ разрабатывают приложение для управления учётными данными на основе биометрической...
Из журнала
#96Международная аккредитация должна стать обязательной
#95Выпускники СГУГиТ востребованы на всех континентах
#98Слово редактора к №98
#100В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образования
#98Общество «Знание» и Кубанское казачье общество основали техникум
Информационная лента
09:07Сотрудничество СПбГИКиТ с зарубежными партнерами и корпорацией Canon Inc.
08:56Новая образовательная программа повышения квалификации ВятГУ и ООО «Нанолек»
08:53БГТУ им.В.Г.Шухова и Ферганский политех создадут российско-узбекский факультет
08:43РЭУ им. Г.В. Плеханова презентовал программы и проекты по цифровой экономике для институциональных инвесторов
08:26СКФУ стал международной площадкой для диалога о проблемах инклюзивного образования