Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Коммерциализация дополнительного профессионального образования

Клиентоориентированность – одна из ключевых характеристик дополнительного профессионального образования. В условиях коммерциализации системы ДПО площадкой максимального совмещения интересов слушателей и преподавателей могут стать учреждения, организованные в форме обществ с ограниченной ответственностью.

Просмотров: 103

Материал опубликован в журнале №100 от 25.12.2017.

ПОДОПРИХИН Николай Михайлович

ректор Центрально-черноземного Воронежского электронного технического института, кандидат экономических наук, доцент.

Коммерциализация в системе ДПО

Клиентоориентированность – одна из ключевых характеристик дополнительного профессионального образования. В условиях коммерциализации системы ДПО площадкой максимального совмещения интересов слушателей и преподавателей могут стать учреждения, организованные в форме обществ с ограниченной ответственностью.

Отвечая потребностям

Как сделать эффективной систему дополнительного профессионального образования с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика? Ключевым моментом в решении этой задачи является коммерциализация. Такая установка основана на признании ДПО составляющей внебюджетной деятельности подведомственных вузов и позитивном восприятии появления разнообразных форм собст­венности на базе образовательных организаций.

Как сделать эффективной систему дополнительного профессионального образования с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика? Ключевым моментом в решении этой задачи является коммерциализация.

В качестве коммерческого проекта система ДПО может функционировать либо в форме посредничества между заказчиком и компетенциями (преподавателями), либо формировать свои компетенции, актуальные для потребностей заказчиков, либо создавать новые потребности, ориентированные на инновационные образовательные продукты. Вкакой форме это будут реализовывать учреждения ДПО – очной, заочной дистанционной или электронной – их личное дело. Все вопросы и требования здесь могут зависеть только от пожеланий слушателя – единственного фактора и условия, иск­лючающего ситуацию вынужденного приобретения документа об образовании вместо получения качественной образовательной услуги.

С точки зрения максимального удовлетворения потребностей заказчика в системе ДПО особую роль играют форма обучения, доступность (как в смысле удобства посещения занятий по времени, так и в плане содержания и формы изложения учебного материала), уникальность образовательных программ (ОП) и своевременность получения компетенций. Другими словами, приобретение слушателем новых знаний должно быть организовано по принципу «быстро, качественно, недорого». В этом отношении показательны «малые образовательные учреждения» (МОУ), организованные в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО).

Для крупных государственных или негосу­дарственных образовательных организаций невыгодно разрабатывать большое количество ОП, ориентированных на одного или двух слушателей. Для повышения рентабельности в этих случаях стараются набирать группы, анонсируя ОП и устанавливая сроки приема заявок. Зачастую группа считается рентабельной, если включает от 10 и более слушателей.

В свою очередь, МОУ ориентированы на индивидуальный подход. В этом случае мобильность ОП напрямую зависит от способности максимально быстро найти соответствующий профессорско-преподавательский контингент. МОУ становятся образовательной площадкой совмещения интересов преподавателей и слушателей с правом выдачи документов установленного образца о пройденных курсах повышения квалификации или профессиональной подготовки. Рассмотрим порядок создания и регламентацию деятельности этих структур.

Приобретение слушателем новых знаний должно быть организовано по принципу «быстро, качественно, недорого». В этом отношении показательны «малые образовательные учреждения», организованные в форме обществ сограниченной ответственностью.

Сильное звено

При создании МОУ необходимы заявление о государственной регистрации по утвержденной форме, решение о создании юридического лица в виде протокола, договора, учредительные документы (устав), документ об уплате государственной пошлины. Регистрация регулируется федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц[1]. Отказ в ней может последовать в случае несоответствия документов закону и нарушения порядка образуемого юридического лица.

Если юридическое лицо не осуществляет образовательный процесс в качестве основного вида деятельности, это вовсе не означает, что оно не имеет права заниматься ею вообще. Такое становится возможным при условии получения соответствующей лицензии. Закон «Об образовании в Российской Федерации» относит подобные организации к осуществляющим обучение.

Примечательно, что к таковым могут относиться не только некоммерческие организации, но и юридические лица любых организационно-правовых форм. Вместе с тем статьей 31 ФЗ № 273 установлен ряд ограничений для программ, по которым такие организации могут осуществлять образовательную деятельность. Любое юридическое лицо может реализовывать лишь программы профессио­нального обучения, образовательные программы дошкольного и дополнительного образования. Единственное условие – предоставление образовательных услуг должно являться дополнительным видом деятельности. При этом требования к лицензированию ОП для обществ с ограниченной ответст­венностью и некоммерческих образовательных организаций одинаковы.

Важные нюансы

Одновременно следует учитывать два момента. Во-первых, учреждения, реализующие военные профессиональные программы, могут создаваться только Правительством РФ. Во-вторых, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением могут быть созданы только федеральными органами исполнительной власти РФ и (или) субъектов РФ.

Ориентируясь на статью 2 закона «Об образовании в Российской Федерации», следует различать такие организации, как:

  •  образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых она была создана;
  •  организация – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную в качестве ее дополнительного вида;
  •  образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение; в соответствии с указанным законом к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено законом.

Важно понимать, что, когда речь заходит об образовательной организации, основной ее целью должно являться удовлетворение нематериальных потребностей граждан, выражающееся в обучении, развитии и воспитании. В связи с этим образовательные организации могут осуществлять свою деятельность только в качестве некоммерческих.

Таким образом, МОУ в форме ООО – это организация, осуществляющая образовательную деятельность, но ни в коей мере не образовательная организация. Основное ее преимущество– максимальная мобильность в совмещении интересов слушателей и преподавателей. Гибкость ОП и применение всех видов и форм обучения позволяют обеспечивать высокое качество образовательного процесса. Все это делает МОУ в системе ДПО эффективной и жизнеспособной структурой.

[1] Подробнее

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: точка зрения, ао-100, малые инновационные предприятия, дополнительное профессиональное образование

Похожие материалы:
Федеральная инновационная площадка Архангельской области
Приоритетные направления развития ДПО педагогического вуза
О необходимых изменениях в системе непрерывного образования с позиции бизнеса
ДПО: независимая оценка и признание качества
Дополнительное профессиональное образование работников АПК
Заокский университет дает качественное образование в христианской среде
Четыре условия непрерывного образования машиностроителей
МИЭТ объявляет набор слушателей на практические семинары по энергосбережению
Аккредитационные коллизии ДПО
Дополнительное образование: найти нишу, чтобы не зайти в тупик

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#98Развитие сетевого взаимодействия в школе
#107Кадровый потенциал ракетно-космической отрасли
#99Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова дает качественное образование
#111Задачи «на вырост»
#110Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний