Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ДПО: как покинуть периферию?

Дополнительное профессиональное образование, позволяющее специалисту быть востребованным на рынке труда, приобретает в наши дни первостепенное значение. О проблемах и перспективах развития ДПО рассказывает заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию Виктор Шудегов.

Просмотров: 1024

Дополнительное профессиональное образование, позволяющее специалисту быть востребованным на рынке труда и являющееся одним из условий перехода к инновационной экономике, приобретает в наши дни первостепенное значение. О проблемах и перспективах развития ДПО рассказывает заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Виктор ШУДЕГОВ.

– Виктор Евграфович, вопрос о совершенствовании системы ДПО сегодня выделяют как один из самых актуальных. С чем это связано?

– Дополнительное профессиональное образование должно выйти на первое место по овладению компетенциями в соответствии с запросами реальной экономики. Посудите сами: в середине прошлого века объем знаний удваивался каждые пятьдесят лет, что позволяло человеку довольствоваться полученным им профессиональным образованием в течение всей жизни. Сейчас специалисту необходимо обновлять свои знания каждые три года, а в ближайшее время это будет происходить ежегодно. Решение о ежегодном повышении квалификации каждым работником было принято в Республике Корея, и дополнительное профессиональное образование в этой стране стало целой отраслью индустрии.

Необходимо, чтобы в России ДПО развивалось опережающими темпами, но, к сожалению, эта сфера по-прежнему находится на периферии образовательного законодательства. Если сегодня в стране за год 760 тыс. человек повышают квалификацию, то понадобится девяносто лет, чтобы 68 млн. работников всех отраслей обновили свои знания. Можно представить, сколько предстоит сделать в этой области образования.

– Объём работы, действительно, поражает. Но, как говорил Прутков, нельзя объять необъятное. Какими должны быть первые шаги по развитию системы дополнительного профессионального образования?

– Начать работу следует с мониторинга востребованности специалистов в регионах. В Дагестане, например, работает 80 юридических институтов, а жизнь утверждает, что лучше было бы подготовить работников ресторана традиционной кухни или развивать декоративно-прикладное искусство. Действительно, где трудоустроить столько юристов?

Другой пример. Сейчас Сочи готовится к проведению Олимпийских игр, и даже таксисты там нужны со знанием английского языка, хотя бы на бытовом уровне. Но кто этих людей будет готовить? Поэтому органам власти субъектов федерации или муниципалитетам следовало бы уточнить потребность в специалистах, и лишь потом ставить вопрос об открытии учебного заведения того или иного профиля.

– Увеличение числа студентов в учреждениях ДПО не в 90, а даже в 3-4 раза представляет собой трудно реализуемую задачу. Насколько значимым подспорьем может стать образование на расстоянии?

– Если бы сегодня было принято решение о ежегодном повышении квалификации работающего населения, то никакие организации ДПО не справились бы с таким объемом работы. Нужно идти путем развития дистанционного образования, как это было сделано в Южной Корее. Но проблема ещё в нашем менталитете. Жители Кореи очень добросовестно относятся к учебе и, в отличие от россиян, сами ищут знания по профессии, если чувствуют, что это им необходимо. У нас же, к сожалению, дистанционное обучение, как и заочное, считается некачественным и не пользуется доверием. В Великобритании более 50 университетов предлагают дистанционные программы постдипломного обучения, но там никому и в голову не приходит друг за друга учиться, а в России это можно видеть сплошь и рядом.

Но, тем не менее, в стране утверждается следующая парадигма: независимо от места проживания, профессии или формы предоставления знаний должна существовать возможность повышения квалификации.

– Небольшие узкопрофильные предприятия часто не в состоянии организовать дополнительное профессиональное образование на территориальном уровне, а обучение специалистов редких профессий в федеральном масштабе более затратно. Какой же вам видится идеальная структура ДПО?

– Система дополнительного профессионального образования не должна стремиться к единообразию. Напротив, она представляется гибкой, приспособленной к переменам в жизни региона или отрасли производства, чутко реагирующей на экономические новшества. Например, рабочие автосервиса и работники комбинатов бытового обслуживания не освоили в свое время опыт работы с импортной техникой. Но жизнь требует кардинального перепрофилирования специалистов-практиков, и потому здесь непочатый край работы для системы ДПО. В таких ситуациях, наверное, невзирая на затраты, следует вести обучение в межрегиональных или всероссийских центрах подготовки.

С другой стороны, узкопрофильные специальности более мобильны, а их развитие во многом определяется рынком. Поскольку появляется контингент желающих пройти переподготовку или повышение квалификации, им нужно идти навстречу. Приведу пример из жизни: молодой человек решил стать фитнес-тренером, и преподавателю, оказывается, выгодно работать даже с тремя учениками, хотя существуют определенные экономически эффективные требования по численности обучающихся в группе. В любом случае человек не должен чувствовать себя на периферии образовательной среды.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Проблемы дополнительного образования в свете нового закона
Плата плагиата
Создание школы XXI века надо начинать заново
Четыре условия непрерывного образования машиностроителей
Нужно ли государству негосударственное образование?
Дополнительное образование: найти нишу, чтобы не зайти в тупик
Профессиональное самообразование – безграничный ресурс
Прорывные технологии с приставкой «нано»
Межрегиональный отраслевой ресурсный центр в Тольятти
Религия как компонент образовательного процесса

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ