Международная практика организации профессиональной ориентацииПроблема выбора профессии очень актуальна для выпускников школы. Взрослым также приходится учиться, переучиваться или менять профессию. Важное значение профессиональная ориентация имеет для страны в целом, поскольку речь идет о будущей производительной силе общества. Просмотров: 4616
Лоцманы в неспокойном море труда
Проблема выбора профессии очень актуальна для выпускников школы. Но неменьшее значение она имеет и для страны, поскольку речь идет о будущей производительной силе общества. Между тем многие школьники, поступая в колледж или вуз, ориентируются на зарплату и баллы по ЕГЭ, а потом всю жизнь страдают, выполняя нелюбимую работу или занимая должность, которой не соответствуют. Часто молодые люди не знают, как заполнять резюме, разговаривать с работодателями, строить карьеру... Учиться, переучиваться или менять работу – приходится взрослым. И немало встречается таких людей, которые теряются в подобных ситуациях. С какой стороны ни посмотри, профессиональная ориентация и консультирование – острый вопрос. Современные терминыСогласно общепринятому определению, под термином «профессиональная ориентация» подразумеваются услуги, направленные на помощь лицам любого возраста и в любой момент их жизни в выборе возможностей обучения, образования и занятости, включающие мероприятия по ознакомлению с миром профессий и спецификой различных видов профессиональной деятельности. Как правило, этот термин применяется в комбинации с другим – «консультирование по вопросам развития карьеры», означающим деятельность по развитию способностей людей управлять собственной карьерой. В настоящее время оба термина используются в контексте обучения в течение всей жизни, а содержание видов деятельности, для определения которых они служат, изменяется в соответствии с уровнем развития экономики и рынка труда. Если раньше цель деятельности служб, предоставляющих услуги по профессиональной ориентации, консультированию, планированию карьеры и занятости, можно было определить как «информирование людей с целью помочь принять решение», то сейчас такие службы предназначены для того, чтобы помогать становлению самодостаточных граждан, способных эффективно справляться с множественными изменениями в сфере занятости, реализовываться профессионально и извлекать при этом пользу для себя и собственных семей. Требования к консультантамМеждународный опыт показывает, что профессиональная ориентация осуществляется как специально подготовленными специалистами, так и преподавателями или консультантами, для которых она не является основным занятием, хотя и требует определенных компетенций по сотрудничеству с родителями, выпускниками, представителями деловых кругов, профсоюзов и негосударственных организаций. В средних школах это обязанность каждого учителя. Иногда определенные разделы программы профориентации реализуются сторонними организациями, имеющими тесные контакты с миром труда. В таких случаях заключается официальный договор о сотрудничестве: пример – Германия. В международной практике принято устанавливать требования к компетенциям лиц, которые оказывают услуги в области профессиональной ориентации и консультирования. Делается это на основании трех документов: Европейской рамки аккредитации (EAF), Сборника стандартов качества для консультантов в сфере профессиональной ориентации и консультирования (MEVOC) и Европейского сертификата в сфере профессиональной ориентации (ECGC). Первый документ обеспечивает оценку подготовки кандидата по четырем видам деятельности: предоставление информации в сфере профориентации, консультирование по выбору карьеры, осуществление групповой профориентации, поддержка клиентов и представление их интересов. Вид деятельности выбирает сам кандидат на аккредитацию. Процедура предполагает наблюдение за выполнением практической деятельности на рабочем месте. По каждому виду деятельности консультант работает как со студентами, так и со взрослым населением. Компетенции по работе с другими целевыми группами (мигранты, лица с ограничениями здоровья, заключенные и др.) могут быть сертифицированы дополнительно. Второй документ содержит требования по четырем группам компетенций: образование и карьера, практика консультирования, личность, умения в области ИКТ. В каждой группе 12 стандартов и 35 компетенций. Требования разработаны группой экспертов из Австрии, Германии, Великобритании, Нидерландов, Румынии, Польши. Третий – Европейский сертификат в сфере профессиональной ориентации, введенный в действие 31 октября 2009 года. Практический экзамен на сертификат основан на стандартах MEVOC. Профориентация и консультирование в большинстве стран Европы являются дополнительной специальностью практических работников других областей. Продолжительность подготовки специалистов и консультантов варьируется от трех недель до пяти лет. При этом, как показывают исследования, краткосрочные программы не позволяют сформировать и развить знания и умения, необходимые для такой работы, а долгосрочные иногда характеризуются избыточностью теоретического содержания – как правило, по психологии. Подготовка кадровРастущие требования к компетенциям консультантов привели к необходимости разработки соответствующих программ высшего и последипломного образования. Так, например, Университет Западного Лондона в Великобритании реализует магистерскую программу в сфере профессиональной ориентации и развития карьеры, рассчитанную на один год очного обучения или три года обучения без отрыва от работы. Успешно освоившие ее выпускники регистрируются в Реестре практикующих работников, формируемом Институтом профессиональной ориентации (Institute of Career Guidance). В Австрии, где закон требует обучать школьных консультантов на рабочем месте, учителя-предметники, чтобы освоить необходимые компетенции, должны посещать семинары. В последнее время продолжительность такого обучения увеличилась. В Нидерландах работают четыре центра обучения, которые проводят двухгодичные очно-заочные курсы для учителей и других специалистов, занимающихся обучением молодежи. В этой стране те, кто работает в сфере профориентации и консультирования, не обязаны проходить даже краткосрочное обучение, потому что там отсутствуют стандарты компетенций персонала. В Чешской Республике существует раздельная подготовка в области профориентации и консультирования для молодых преподавателей и преподавателей со стажем. В обоих случаях и те, и другие должны иметь высшее педагогическое образование первого цикла, плюс диплом магистра по любой специальности и пройти дополнительный курс в вузе по профилю консультирования. Для повышения квалификации специалистов, имеющих степень не ниже бакалавра, более 40 стран используют Международную программу подготовки консультантов по вопросам карьеры, разработанную в США. После ее освоения выдается сертификат участника Global Career Development Facilitator Programme (GCDF). Продолжительность обучения 120 часов. Другой пример – программы по профориентации, предназначенные для повышения квалификации специалистов, имеющих степень не ниже бакалавра. Они не интегрированы в государственные стратегии развития образования и занятости. В целом имеется немало проблем, связанных с подготовкой кадров. Например, оставляет желать лучшего качество информации о рынке труда, от чего во многом зависит эффективность работы по вопросам планирования карьеры. И только в некоторых странах имеются национальные стратегии развития систем профориентации и консультирования. Сети сотрудничестваТак как вопросы развития карьеры становятся все актуальнее, обмен опытом в этой области активизировался и сформировались сети сотрудничества, куда входят такие организации, как Международный центр развития карьеры и государственной политики (ICCDPP), Международная ассоциация образовательного и профессионального консультирования (International Association for Educational and Vocational Guidance). В декабре 2011 года в Будапеште состоялся 6-й Международный симпозиум по развитию карьеры и государственной политике, в котором приняли участие 127 представителей 31 страны. Участники симпозиума пришли к выводу, что эффективность и качество профессиональной ориентации и развития карьеры в основном обусловлены компетенциями специалистов, которые занимаются этой деятельностью и, следовательно, для них нужны профессиональные стандарты, привязанные к рамкам обеспечения качества и национальным рамкам квалификаций. В настоящее время в сферу профориентации и консультирования входят новые области, такие как признание неформального и спонтанного обучения, аккредитация ранее полученного обучения, использование Европейской рамки квалификаций и Европейской системы зачетных единиц. Все это требует формирования у специалистов необходимых компетенций. Как добиться эффективности?Мировое сообщество накопило обширный арсенал методов профессиональной ориентации. Среди них можно выделить как достаточно эффективные семинары и занятия по интеграции в рынок труда, формирование компетенций по составлению резюме и поведению на собеседовании, профессиональную подготовку на предприятиях, формирование общих или базовых умений (soft skills), востребованных работодателями (коммуникативных умений, умений работы в команде, креативности и т.д.). Важно отметить, что все это включается в содержание соответствующих образовательных программ старшей ступени средней школы, колледжей или вузов. При этом самую большую пользу в выборе профессии приносит реализация программ ученичества и программ обучения на рабочем месте, направленных на приобретение базовых профессиональных умений, так как они дают кандидатам возможность принять обоснованное решение по выбору профессиональной траектории. Как показывают европейские исследования, в ближайшем будущем предприятиям и организациям потребуются специалисты высокой квалификации, четко понимающие свою роль и подготовленные к неопределенности на рынке труда. Выпускники школ и учреждений профессионального образования не всегда соответствуют этим требованиям, причем не только по вине несовершенных программ, но также из-за не совсем адекватного понимания будущей деятельности, возможностей обучения, трудоустройства и дальнейшего развития карьеры. В европейских странах, как и в России, нередко наблюдаются расхождения между потребностями общества в кадрах и интересами учащихся и их семей. Другими словами, сталкиваются объективные и субъективные факторы, и их необходимо привести в соответствие. Это и является важнейшей целью профориентационной работы. В рамках общего среднего образования большое значение имеет просвещение школьников, предполагающее ознакомление с социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, перспективами их развития и районами распространения, особенностями развития рынка труда. На старшей ступени средней школы деятельность в этом направлении, помимо информационного сопровождения, включает еще и профильную подготовку для формирования базовых профессиональных умений и моделей поведения, позволяющих или выйти на рынок труда, или наметить траекторию образования. Во многих странах на этой ступени происходит четкое разделение образовательных траекторий на академические и профессионально ориентированные. По мнению международных экспертов, оптимальная комплексная модель работы с учениками, бросившими школу, и молодежью из групп риска сформирована в Скандинавских странах. Она основана на индивидуальном подходе и сочетает личностное, образовательное и профессиональное консультирование с целым рядом других услуг: например, по сохранению здоровья, обеспечению жильем, развитию уверенности в своих силах, обучению на рабочем месте. А это предполагает сотрудничество специалистов по профориентации с другими категориями профессионалов. Отдельные элементы такой модели используются в других европейских странах. За пределами Европы, в канадском Квебеке, разработана концепция профориентации для средней школы (L’École orientante), в соответствии с которой планирование личностного и карьерного развития считается одной из пяти важнейших областей изучения в школьной программе. Законодательное обеспечениеВо многих странах перечень услуг в области профессиональной ориентации и консультирования и порядок их предоставления регулируется законодательно. Так, в Германии существует Рамочный акт о высшем образовании, предписывающий вузам «информировать студентов и абитуриентов о возможностях и условиях, содержании, структуре и требованиях курса обучения» и предоставлять им консультации по предмету в сотрудничестве с органами, ответственными за профессиональную ориентацию. В ряде стран формируются новые институциональные инициативы. В Великобритании в 2001 году Национальная ассамблея учредила службу профориентации «Карьеры Уэльса» («Careers Wales»), которая включает в свою структуру сеть центров по сбору и обработке информации о рынке труда. Служба работает с гражданами всех возрастов, а для групп риска (юноши и девушки в возрасте 15-16 лет) проводит интенсивный краткосрочный профориентационный курс «Ворота для молодежи» («Youth Gateway»). Школы и колледжи служба консультирует по вопросам содержания профориентационных занятий, обучения преподавателей и создания библиотек. Согласно законодательству Финляндии, ответственность за профессиональную ориентацию возложена на средние школы, и соответствующая дисциплина является частью национальной образовательной программы. В этой стране установлен межотраслевой принцип предоставления услуг в области профориентации и консультирования в сотрудничестве со службами занятости и социальными службами. Обучение в течение всей жизниПо отношению к людям, имеющим опыт трудовой деятельности, профессиональная ориентация и консультирование направлены на развитие компетенций и поддержку карьеры, а также на содействие гражданам в ситуациях, сопровождающих смену профессии, потерю работы. Активно действует Европейская сеть по вопросам политики в области профориентации в течение всей жизни (ELGPN), сформированная в 2007 году и охватывающая 31 страну (2 из них имеют статус наблюдателя). Деятельность сети ориентирована на устранение барьеров для обучения граждан независимо от возраста и становление организационных форм и системных механизмов, обеспечивающих высокий уровень доступа, эффективности и качества обучения граждан любого возраста. К началу 2011 года в странах-участницах ELGPN были сформированы национальные форумы по вопросам обучения в течение всей жизни. Они помогают привлекать к решению вопросов министерства образования и труда (занятости), структуры, предоставляющие услуги по профориентации, включая средние школы, учебные заведения профессионального образования, вузы, а также государственные службы занятости, организации гражданского общества, предприятия, фирмы – словом, все заинтересованные стороны. Долгосрочной целью сотрудничества в рамках этих форумов является создание глобальной целостной системы профориентации в течение всей жизни, которая предоставляла бы всем гражданам информацию и консультирование, поддерживающие их возможности получить образование, правильно выбрать профессиональную траекторию и приобрести умения, востребованные рынком труда. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|