Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Tempus-4: экзамен по-рурски и страсбургски

Представляем вниманию читателей опыт европейских стран, Франции и Германии, в сфере оценки качества высшего профессионального образования. Влияют ли результаты оценки на финансирование университетов? Как проводятся экзамены: текущие и выпускные? Речь пойдет о медицинских вузах.

Просмотров: 2786
Е.Ю. ВАСИЛЬЕВА, проректор по качеству Северного государственного медицинского
университета, доктор педагогических наук

Каждый этап развития высшего профессионального образования имеет свои особенности. Так, например, современный период характеризуется переходом вузов на федеральные государственные стандарты третьего поколения и зарождением общественно-профессиональной аккредитации в РФ. В связи с этим возникают две проблемы. Одна – поиск новых методов и методик оценочных средств, предназначенных для измерения общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. Другая – определение мотивов участия вузов в общественно-профессиональной аккредитации и влияние ее результатов на взаимодействие учредителя и высшего учебного заведения.

Как решать подобные проблемы в медицинском вузе, может подсказать опыт европейских стран, в частности, Франции (Страсбургский университет) и Германии (Рурский университет в Бохуме). Ознакомиться с работой этих учебных заведений удалось в рамках реализации проекта TEMPUS-4 в октябре 2010 года и в июне 2011 года. В центре внимания были следующие вопросы: а как «у них» государство осуществляет оценку качества высшего профессионального образования? Влияют ли результаты оценки на финансирование университетов? Как проводятся экзамены: текущие и выпускные?

Внешняя оценка деятельности медицинских факультетов. Во Франции вузы проходят процедуру аккредитации с периодичностью один раз в четыре года. Ее осуществляет независимое агентство, которое предоставляет министерству здравоохранения итоговую оценку и дает рекомендации по улучшению деятельности образовательного учреждения.

Показатели аккредитации для университетов были пересмотрены в 2011 году. В настоящее время их 100. Они самые разнообразные и включают, например, оценку организации обучения, в том числе стажей (практик), прием студентов, международное сотрудничество, бюджет и прочее. Для оценки деятельности факультета предусмотрены такие отметки, как А+ (очень хорошо), А- (хорошо), В+ (плохо) и В- (очень плохо). От них зависит не только финансирование факультета, но и решение вопроса об открытии какой-либо мастерской образовательной программы. Так, чтобы открыть программу Master of Pedagogies, медицинский факультет должен по результатам аккредитации иметь итоговое заключение с отметкой А+.

Система контроля качества обучения. Процесс оценки знаний студентов на медицинском факультете Страсбургского университета далеко не формальный. В начале учебного года сначала специальная комиссия, а затем совет факультета рассматривают и утверждают вновь созданные или обновленные тестовые задания и клинические ситуационные задачи, разработанные профессорами. Вопросы и задания всегда обновляются на 100 процентов. Для студентов выпускается небольшая методичка, где сформулированы принципы и критерии оценки знаний, которые неукоснительно соблюдаются преподавателями.

Дважды в год студенты сдают экзамены. Провалившийся обязан повторно пройти обучение по данной дисциплине. Результаты экзаменов вывешиваются на стенде. Каждый студент имеет право на неразглашение полученной оценки. Если он захочет воспользоваться этим правом, то в списках напротив его фамилии в графе «результат» будет стоять прочерк.

Все экзамены на медицинском факультете проводятся в письменной форме, поэтому студенты ждут результатов около двух недель. Апелляция подается в течение одного года после сдачи экзамена. В течение того же периода разрешается запросить письменную работу и для иных целей. Если студент не сдал один экзамен, он может перейти на следующий курс и затем сдать экзамен с другой группой, если два и более – перевод на следующий курс не допускается. Устный экзамен проводится только на шестом курсе, у «постели больного».

Специальных дней для подготовки к экзамену не предоставляется. Перечень вопросов до сведения студентов не доводится. Известны только названия тем. Большинство студентов заучивает тексты наизусть и на экзамене как можно полнее раскрывает содержание вопроса, стремясь к тому, чтобы ответ содержал ключевые слова, наличие которых является обязательным условием при оценке письменной работы.

Студента могут удалить с экзамена, если заметят, что он пользуется шпаргалкой. Далее его приглашают на совет факультета для объяснений. Сюда, как и при решении любого вопроса, связанного с правами обучающихся, разрешается приходить со своим адвокатом.

Результаты текущего контроля кардинально не влияют на итоговую отметку за экзамен. Студент может не посещать лекции, но при этом теряет определенное количество баллов из 20 возможных. Потеря не является критичной, так как экзамен считается сданным при результате от 10 до 20 баллов.

Целевой структурированный клинический экзамен (Objective Structured Clinical Examination). Эта форма оценки качества подготовленности обучающегося применяется на медицинских факультетах и Страсбурга, и Бохума. Она дает возможность наблюдать и оценивать действия экзаменуемого при решении реальных или симуляционных задач. Для того чтобы успешно сдать экзамен, студент должен уметь диагностировать заболевания (сбор жалоб, анамнеза), применять методики и дополнительные методы исследования пациента, интерпретировать данные исследований, назначать лечение, обосновывать рекомендации по дальнейшему ведению больного. Кроме того, ему необходимо продемонстрировать способности к общению с пациентом с учетом соблюдения норм этики и деонтологии.

В течение экзамена студент «проходит маршрут», включающий несколько «станций» (в Страсбурге – 7), и на каждой его ожидают «пациент», преподаватель-экзаменатор и задание, в котором содержатся задача и вопросы. Для решения задачи отводится определённое время (7 минут). Затем звучит сигнал, означающий необходимость перейти на следующую станцию. Вот, для примера, несколько ситуаций, предлагаемых на экзамене по медицинской помощи в условиях первичного звена: обследование пациента с впервые выявленным синдромом диабетической стопы (нужно сообщить «больному» диагноз и объяснить, как жить дальше); подбор контрацепции для девушки-тинейждера (необходимо назначить оптимальный способ предохранения и объяснить правила использования контрацептивом); реакция на жалобы обследованного хронического больного (оценивается преимущественно отношение к пациенту, способность выслушать); вакцинация ребенка (следует составить план прививок и объяснить матери ребенка её дальнейшие действия).

Во время ответа студента преподаватель невозмутимо наблюдает за взаимодействием будущего врача и «пациента» и отражает результаты наблюдений в оценочном листе. В роли «пациентов» выступают врачи, интерны, иногда родственники преподавателей и даже актёры театра, которые за это получают небольшое денежное вознаграждение. Чтобы исключить контакт студентов, прошедших все станции, с теми, кому испытание только предстоит, перед экзаменом группа находится в одной аудитории, а после него – в другой, и ее не разрешается покидать до конца экзамена. Также должны быть сданы мобильные телефоны. Для каждого задания преподаватели разрабатывают балльную шкалу оценки. Результат экзамена сообщается через 15 дней.

Государственный экзамен. На медицинских факультетах Франции он проходит в начале июня одновременно в семи региональных центрах. За его содержание и организацию несет ответственность министерство здравоохранения. В начале каждого учебного года этот руководящий орган формирует группу профессоров, которые составляют задания к экзамену в виде клинических ситуационных задач междисциплинарного характера. В министерстве они проверяются экспертами и при необходимости дорабатываются и корректируются. Так формируется банк заданий, состоящий из 200-300 задач. Далее методом случайной выборки из него отбирается 9 задач для государственного экзамена.

В региональные центры задания доставляют в бронированных машинах. Экзамен проходит в письменной форме и длится четыре дня (примерно по четыре часа в день). Три дня отводится на решение клинических ситуационных задач, а на четвертый – выпускники работают с научной статьей и вопросами к ней, на которые должны дать ответы, демонстрируя междисциплинарные знания.

Проверка письменных работ идет неделю. По результатам госэкзамена составляется рейтинг выпускников. Тот, кто зарабатывает наибольшее количество баллов (максимум – 20), получает преференции при выборе места и специальности для дальнейшего обучения в интернатуре.

Система контроля качества обучения. На медицинском факультете Рурского университета реализуются две модели обучения: традиционная и экспериментальная, в основе которой лежит технология проблемно-ориентированного обучения (ПОО).

При традиционном обучении кафедры сами планируют процесс и содержание оценки знаний студентов по конкретной учебной дисциплине, а при проблемно-ориентированном обучении этот вопрос курирует центр медицинской дидактики. ПОО не предполагает выставление отметок по предметам доклинического цикла обучения. Но после второго курса все студенты сдают первый государственный экзамен, а проверяет их работы центр медицинской дидактики.

Оценка, полученная на экзамене, не разглашается (в списках вместо фамилии ставятся условный номер и отметка). Результаты экзаменов, как правило, не комментируются, но на лекциях для последующих потоков преподаватели обращают внимание на темы и вопросы, которые вызвали наибольшие затруднения у предыдущей группы обучающихся.

При экспериментальной технологии экзамены в основном письменные. На устных предпочтение отдается тестам, 85 процентов содержания которых составляют вопросы с одним правильным ответом и 5 процентов предполагают реферативный (развернутый) ответ.

За два с половиной года обучения студенты сдают три объемных письменных междисциплинарных экзамена. Текст заданий занимает до 77 страниц. Проверяют ответы несколько человек – специалисты по разным дисциплинам. Проверка и обобщение результатов длятся около 6 недель. Количество баллов, которое необходимо набрать для успешной сдачи экзамена, равняется 120. При этом в университете принята числовая система выставления отметок – от 1 до 6 баллов.

В проблемно-ориентированном обучении в качестве дополнительного способа оценки знаний используется эссе.

Консультации перед экзаменом при использовании этой технологии не предусмотрены. На подготовку к первому государственному экзамену (после второго семестра) выделяется 4 недели, на подготовку к последующим – до 2-х недель.

Продолжительность письменного экзамена – от 4 до 5 часов. На каждое тестовое задание отводится минимум полторы минуты. Во время промежуточного и итогового контроля студентам не разрешается пользоваться учебными программами, справочниками и прочими источниками информации. За шпаргалку могут удалить с экзамена.

Студент имеет право на апелляцию и просмотр своей экзаменационной работы. Пересдача экзамена допускается два раза.

Инновационные средства оценки. Для оценки эффективности обучения после окончания каждого семестра используется Progress Test Medicine. Он включает 200 вопросов, охватывающих весь шестилетний курс обучения на медицинском факультете. Его результаты официально не учитываются.

Для прохождения тестирования студент обязан явиться в указанное время на факультет и получить отметку о явке. Процедуру можно не проходить, но это тоже будет результат. Обычно бланки Progress Test Medicine заполняют 35 процентов студентов, занимающихся по традиционной технологии обучения, и 80-90 процентов – по проблемно-ориентированной. Такая разница объясняется особенностью экспериментальной технологии, позволяющей студентам понять важность экзамена для себя и оценки собственного прогресса в обучении.

В Германии Progressive Test Medicine обновляют два раза в год. В этот процесс вовлечены 10 университетов страны. Задания, которые они разрабатывают, проходят экспертизу. В настоящее время банк вопросов включает около 20 тыс. заданий.

Каждый университет имеет право присылать свои задания в центр, где они проходят экспертизу. Если вопрос отобрали для банка, университету-разработчику снижают стоимость теста, а она немалая: включая персональный анализ каждой работы, доставку результатов каждому студенту по почте, подготовку обобщенных результатов тестирования для декана факультета и прочее, – от 15 до 20 тыс. евро в год. Сроки обработки ответов составляют приблизительно два месяца, после чего студент лично получает по почте результаты. В адрес руководства факультета поступают только обобщенные итоги, как по курсам обучения, так и по факультету в целом.

Смысл инновационного тестирования руководство факультета видит в том, чтобы внести коррективы в планы обучения, оценить качество преподавания, сравнить результаты обязательного экзамена и теста. По количеству правильных ответов судят о прогрессе обучающихся.

Государственный экзамен на медицинском факультете проводится в письменной и устной формах и занимает несколько дней. Письменный экзамен в виде теста длится три дня. Задания основаны на реальных случаях и включают вопросы из самых разных дисциплин. Ежедневно выпускнику предлагается один случай и вопросы к нему. Ответы сканируют, а далее их в течение двух-трех недель проверяет Институт медицинских и фармацевтических тестовых вопросов (IMMP). Результаты высылаются по почте каждому выпускнику.

Следующие два дня экзамен проходит в устной форме. Задания для него разрабатывают профессора, IMMP, а утверждает IMMP.

Результаты госэкзамена на 20 процентов определяют финансирование факультета. В Германии даже составляется рейтинг результатов госэкзамена медицинских факультетов. Он доступен для деканов, но общественность с ним не знакомят. Однако списки выпускников с указанием полученных отметок помещаются в Интернете.

Выводы. Наблюдения, анализ нормативной и педагогической литературы позволили нам определить существенные особенности политики в области оценки медицинского образования во Франции и Германии.

В этих странах разработаны концептуальные основы аккредитации вузов, оценки кадров, теоретические и практические модели и процедуры оценки. Обозначился общий подход к оценке качества профессионального, в том числе медицинского образования. На первое место государство ставит профессиональный уровень преподавательского корпуса, его научную и педагогическую состоятельность. Другие критерии – уровень контингента абитуриентов, организации академической работы, оснащения университета лабораторным и аудиторным оборудованием – играют значительную, но не определяющую роль. Оценка деятельности педагогов со стороны обучающихся позволяет значительно повысить требования к качеству работы преподавателей.

Методы и методики оценки качества подготовки выпускников медицинских факультетов определяются и регулируются государством, а методы и методики оценки текущей аттестации обучающихся – факультетом университета с привлечением общественных органов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Системы гарантии качества "новой Европы"
Развитие медицинского образования на современном этапе
Новый научно-образовательный проект Чувашского госуниверситета
Опыт Японии в привлечении иностранных студентов
Правильный выбор стратегии развития вуза
Слагаемые успеха высшего образования Китая
Развитие стоматологии на Европейском Севере
Международная практика организации профессиональной ориентации
Российское и зарубежное медицинское образование
Об особенностях современной системы образования в КНР

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ