Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Украина: реальность и надежды образования взрослых

В 2000-е годы на Украине была сделана безуспешная попытка принять закон «Об образовании взрослых». На результат повлияло противоположное отношение к содержанию закона: общественность рассчитывала на государственную поддержку, а государство – на извлечение финансовой выгоды. В перспективе национальная политика в сфере образования взрослых в стране будет развиваться и изменяться.

Просмотров: 1891
С.И. БОЛТИВЕЦ, председатель Всеукраинского координационного бюро «Образование взрослых Украины», доктор психологических наук
Политика, законодательство и финансирование

Образование взрослых осуществляется в законодательных рамках Украины, определенных Конституцией, общим законом «Об образовании» и пятью рамочными законами, касающимися, в том числе, и образования персонала: «Об общем среднем образовании», «О дошкольном образовании», «О внешкольном образовании», «О профессионально-техническом образовании», «О высшем образовании». Также в стране действует закон «О научной и научно-технической деятельности».

Конституция Украины гарантирует каждому гражданину право на образование, обеспечение разных форм обучения. Полное общее среднее образование является бесплатным и обязательным для каждого, высшее и профессионально-техническое – бесплатным только в государственных и коммунальных учебных заведениях. Кроме того, основной закон позволяет реализовать программы бесплатного профессионального обучения и переобучения взрослых с их последующим трудоустройством согласно полученной новой квалификации. Но второе и последующее высшее образование можно получить только за деньги. Кстати, несмотря на то что две трети населения Украины являются бедными, страна считается рекордсменкой по стоимости платного высшего образования, опережая даже США, где плата за обучение в частных высших школах составляет 38 процентов всех затрат (против 55).

В основных правительственных документах Украины декларируется идея «превращения получения образования в процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека». Однако в реальности образование взрослых не институциализировано. Государственной политикой в этом направлении ведает Министерство образования и науки, где в департаменте высшего образования имеется сектор образования взрослых, который состоит из двух сотрудников, занимающихся в основном вопросами повышения квалификации специалистов на факультетах последипломного образования вузов. В 2009-2010 годах на создание условий для обучения на протяжении всей жизни, осуществление программ удовлетворения культурных и духовных потребностей граждан было выделено примерно 9,8-10,7 млн. евро (1/22 часть от общей суммы финансирования высшего и последипломного образования), однако эти средства ушли на повышение квалификации дипломированных специалистов.

На Украине не практикуется выделение грантов для общественных организаций, которые занимаются обучением взрослых, а деятельность международных доноров поставлена под контроль правительства различными подзаконными актами. В частности, проекты и программы регистрируются в Государственном реестре при Министерстве экономики и по вопросам европейской интеграции. Процедура регистрации довольно сложная и требует большого количества согласований в министерствах. По усмотрению государственных органов с программных счетов действующих проектов, финансируемых из-за рубежа, разрешается изымать до половины средств. К контролю над финансированием привлекаются налоговые, таможенные, статистические и другие государственные органы, а также их экспертные советы и рабочие группы. Все это и в первую очередь практика изъятия средств создает опасность коррупции.

В государственном бюджете ежегодно предусматривается в среднем от 1,3 до 1,9 процента ВВП на высшее узкоспециализированное образование, но исключаются любые отступления по отношению к взрослым вне получения диплома бакалавра или магистра первый раз в жизни после окончания полной средней школы.

Министерство труда и социальной политики финансирует обучение примерно 6-8 тыс. безработных, что составляет всего 0,2-0,3 процента от их общего количества. Остальные за необходимую им профессиональную подготовку должны платить деньги. Налоговые и финансовые стимулы для поощрения развития образования в течение всей жизни законодательством не предусмотрены.

В 2004 году под влиянием бюро «Образование взрослых Украины» в стране была сделана безуспешная попытка принять закон «Об образовании взрослых». На результат повлияло прямо противоположное отношение к содержанию закона: общественность рассчитывала на государственную поддержку в виде налоговых льгот и финансовых поощрений обучающимся взрослым, а государство – на извлечение финансовой выгоды от образования взрослых.

Провайдеры мероприятий

В стране действует 17 министерств и около 70 комитетов и служб государственной власти, которые имеют в своем подчинении учебные заведения для подготовки, повышения квалификации руководителей и специалистов каждой конкретной отрасли Украины. Высшие учебные заведения, выполняющие эту функцию, подчинены 23 центральным органам исполнительной власти. Деятельность высшей школы контролируют 42 организации.

На 1 января 1990 года количество специалистов с высшим образованием, обучавшихся в отраслевых институтах повышения квалификации на протяжении месяца не реже одного раза в пять лет, составляло 16,3 млн. человек.

На 1 января 2009 года их число сократилось до 678 тыс. человек, причем минимальный 144 -156-часовой стандарт обучения уменьшился вдвое (до 72 часов).

Среди платежеспособных и особенно богатых людей популярно личное обучение при помощи нанятых инструкторов и тренеров. Учится эта категория граждан в основном владению огнестрельным оружием, верховой езде, фигурному вождению внедорожных автомобилей, управлению личными яхтами и частными самолетами, уходу за страусами, змеями, тиграми и другими экзотическими животными, завезенными в личные угодья. Взрослые, имеющие средний достаток, предпочитают платное обучение вождению автомобиля, пользованию компьютером, владению иностранным языком. Среди беднейших слоев населения традиционно распространены неформальные кружки по интересам и группы самообучающихся микросоциальных сообществ, где люди учатся друг от друга играть на украинских национальных инструментах, овладевают хоровым и сольным пением, декоративным искусством, вышиванием одежды, кузнечным ремеслом, резьбой по дереву и другими видами украшения человека и создания красивой среды.

Провайдерами образования взрослых являются три организации: общество «Знание» Украины, имеющее открытый Университет современных знаний и выпускающее литературу для обучения, общество «Просвита», также издающее литературу и получающее незначительные правительственные субсидии, и Всеукраинское координационное бюро «Образование взрослых Украины», которое при информационной поддержке Международного института обучения на протяжении всей жизни ЮНЕСКО объединяет усилия общественных, кооперативных и государственных организаций в деле обучения и самосовершенствования малоимущего населения, особенно лиц третьего возраста.

Потребности в обучении

Основные потребности образования взрослых связаны с естественным миропониманием, нарушенным в пору господства коммунистической идеологии. Это восстановление исторической памяти личности в контексте пережитых народом репрессий, расстрелов, выселений, голода, украинский язык, вытесненный из сознания людей в восточных и южных областях страны, а также развитие общественного самосознания, которое в Западной Европе имеет название «гражданского образования».

Бюро «Образование взрослых Украины» провело опрос 796 взрослых в возрасте от 35 до 79 лет, что позволило выделить репрезентативную выборку образовательной активности, в которой преобладают женщины – более 79 процентов из всех приславших ответы. Опрос показал, что среди секторов образования взрослых преобладает профессиональное образование, которое частично финансируется из госбюджета, средств предприятий, работодателей и личных средств обучающихся. Люди учатся, потому что хотят получить новое место работы либо более оплачиваемую должность или наоборот – чтобы не потерять работу из-за недостаточной квалификации.

Наиболее низким образовательным уровнем отличаются заключенные – примерно 140 тыс. человек. Около 9 тыс. Из них не имеют начального образования и являются функционально неграмотными: не умеют ни читать, ни писать. Это следствие прекращения финансирования школ в тюрьмах в период 1994-2004 годов.

Ощущается потребность в распространении среди взрослых знаний о здоровом образе жизни, но пока эта работа носит формальный характер. Учреждения здравоохранения выпускают листовки и стенгазеты для уже заболевших людей, сохраняя тем самым примитивные традиции советского периода. Образовательные мероприятия для злоупотребляющих алкоголем, наркозависимых и больных неизлечимыми заболеваниями организуются периодически: во время выборов – с целью привлечения голосов потенциальных избирателей, в иные дни – для рекламы дорогих фармацевтических препаратов или как реакция местных властей на требования общественных организаций. Специальных финансируемых государством программ, направленных на оздоровление этих групп населения, нет.

Научные исследования в области андрагогики

Украина обладает объемной базой научных исследований в сфере гуманитарных и естественных наук, которые обеспечивают уникальные возможности для обучения и подготовки андрагогов. Эта база сосредоточена в Академии педагогических наук Украины. В частности, Институт психологии им. Г.С. Костюка, который входит в ее состав, проводит исследования психологических закономерностей обучения взрослых. Кроме того, под влиянием бюро «Образование взрослых Украины» научно-исследовательский Институт педагогики и психологии профессионально-технического образования реорганизован в Институт педагогического образования и образования взрослых и в его составе открыт отдел андрагогики. Оговоримся сразу: точно так же, как педагогика является наукой, изучающей образование, в том числе обучение и воспитание, как практику, так и андрагогика является составляющей частью, разделом педагогической науки, а образование взрослых – изучаемой ею практикой. На наш взгляд, по мере развития научных исследований в области обучения и личностного  совершенствования взрослого человека ситуация изменится и педагогика и педагогические исследования войдут составной частью в онтогенетическое изучение образовательного развития человека на протяжении всей жизни, которое и является предметом андрагогики.

В высших учебных заведениях с 1997 года идет подготовка магистров по специальности «Педагогика высшей школы», которая обеспечивает эти заведения квалифицированными преподавателями, но подготовка андрагогов не проводится из-за их невостребованности. Взрослых обучают специалисты из университетов, институтов усовершенствования учителей и других учреждений. Обычно они имеют ученую степень кандидата или доктора наук (в западноевропейской практике эквивалентом является доктор философии и доктор хабилитированный) и проявляют особые способности работать именно с такими аудиториями.

Международное сотрудничество

Основным международным проектом Украины в сфере образования взрослых является Всеукраинское координационное бюро «Образование взрослых Украины», легитимизированное Министерством юстиции страны 9 августа 2000 года. Этот проект был поддержан Институтом образования ЮНЕСКО, а деятельность бюро представлена на Европейском региональном семинаре ЮНЕСКО и Европейской Комиссии «Средства демократизации образования взрослых» 1-6 декабря 2001 года в Брюсселе.

Начиная с 2000 года, проведено 12 национальных недель образования взрослых, в которых приняли участие андрагоги, общественные и государственные деятели Финляндии, России, Чехии, Польши, Грузии, Армении, Азербайджана, Словакии, Германии, Кении, Швейцарии, Монголии, Канады, Литвы, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, США, Турции и других стран. В тринадцатый раз это мероприятие по традиции состоится 11-17 сентября 2012 года.

Для совершенствования в области образования и культуры взрослым будут предложены такие направления, как «Уникальное культурное наследие ЮНЕСКО Украины», «Радиоэкологическое образование взрослых: опыт жизни после Чернобыльской катастрофы», «Развитие творческого интеллекта взрослых в условиях обучения на протяжении всей жизни: исследования и психологические навыки» и другие.

Основные вызовы будущего

Основным вызовом будущего для Украины является старение населения, что приводит к изменению его структуры.

Ожидается, что через десять-пятнадцать лет треть граждан страны будут составлять люди, достигшие 60 и более лет.

Системе образования придется переориентироваться на образовательные запросы взрослых, на расширение возможностей индивидуализации обучения и его содержательного разнообразия. И если в настоящий момент люди отдают предпочтение сиюминутному обучению инструментальным навыкам, способствующим приспособлению к быстро меняющейся конъюнктуре рынка и технологий, то в перспективе возрастет значение экзистенционального содержания: открытие смысла новых жизненных этапов и их соотнесение с вечными ценностями человеческой культуры.

Людям зрелого возраста уже недостаточно будет привычного авторитета ранее приобретенных знаний, должностей, отличий. В связи с этим увеличатся их индивидуальные запросы в области личностного и духовно-интеллектуального роста. Более значимой станет интеллектуальная креативность. Произойдет разграничение людей старшего возраста. Те, из них, которые не справятся с темпом усложнения общественных отношений, остановятся в своем развитии, могут маргинализироваться. И эта категория будет нуждаться в специальных программах образовательной и социальной поддержки.

Национальная политика в сфере образования взрослых будет развиваться и изменяться. Произойдет переход к поощрению и стимулированию тех, кто помогает нуждающимся в знаниях. В перспективе на базе бюро «Образование взрослых Украины» будет создано Национальное агентство образования взрослых с правом законодательной инициативы, функциями контроля за органами государственной власти и полномочиями относительно прекращения их действий, направленных на образовательную дискриминацию взрослого населения.

Со временем идея объединенной Европы найдет свое отражение в политике Европейского Союза по отношению к Украине, и самое главное – граждане страны осознают, что культура Украины должна развиваться как неотъемлемая часть культуры Европы. Развивая эту интеграционную тенденцию, бюро «Образование взрослых Украины» систематически разрабатывает и вносит в Международный институт обучения на протяжении всей жизни ЮНЕСКО разнообразные предложения о проведении в стране европейских региональных и всемирных мероприятий.

Вселяет надежду то, что состояние и перспективы развития образования взрослых в недалеком будущем станут предметом обсуждений и слушаний Европейской Комиссии, Европейского Парламента и других ведущих европейских организаций. В этих мероприятиях будет участвовать Международный институт обучения на протяжении всей жизни ЮНЕСКО.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Lifelong Learning наступает и выигрывает
Образование в течение жизни в России и мире
Инклюзия не просто включение
Внутреннее и международное сотрудничество: проекты и эффекты
Международная практика организации профессиональной ориентации
Григорий Балыхин о непрерывном образовании
Образование для работающих: возможности и проблемы
Развитие электронной библиотечной системы в России
Уральский государственный экономический университет отпраздновал 50-летие
Технология измерения образовательной активности

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ