Инклюзия не просто включениеК числу проблемных областей, которые необходимо ликвидировать, чтобы построить в России инклюзивную образовательную вертикаль, принадлежат научно-методическое обеспечение учебного процесса и получение необходимых знаний родителями. Свое мнение о положении дел в этих областях высказал директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев. Просмотров: 4077
К числу проблемных областей, которые необходимо ликвидировать, чтобы построить в России инклюзивную образовательную вертикаль, принадлежат научно-методическое обеспечение учебного процесса и получение необходимых знаний родителями. Высказать свое мнение о положении дел в этих областях редакция попросила директора Института коррекционной педагогики Российской академии образования, академика РАО, профессора Николая МАЛОФЕЕВА. – Николай Николаевич, как вы оцениваете положение дел в сфере научно-методического обеспечения учебного процесса инклюзивного образования? Существуют ли в России какие-либо свои инновационные методики, программы, разработки для инклюзивного образования людей с ограниченными возможностями здоровья? – Прежде чем оценивать положение дел, давайте договоримся, что следует понимать под инклюзивным образованием. Первым отечественным нормативным документом, содержащим официальное толкование данного термина, является закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 года, № 16. Он определяет инклюзивное образование как «совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений». Казалось бы, все ясно, суть – совместное обучение (воспитание). Однако многие сторонники инклюзии настойчиво отвергают экспериментально проверенные и методически обеспеченные отечественные модели интегрированного обучения. Основное возражение, насколько я могу судить, состоит в том, что интеграция – это «замаскированное» специальное обучение. На протяжении многих десятилетий огромное количество детей-инвалидов получало качественное школьное и профессиональное образование благодаря технологиям специального обучения. Так чем же они плохи? Убеждён, инклюзия – одна из форм интегрированного образования. Интеграция понимается нами – сотрудниками Института коррекционной педагогики Российской академии образования – как процесс совместного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Инклюзия как простое «включение» ребёнка в обычный детский сад или школу, чьи педагогические коллективы не владеют специальными технологиями и методиками обучения, не обеспечивает удовлетворение особых образовательных потребностей. Устранение физических и психологических барьеров, безусловно, крайне важно. Но сможет ли ребенок-инвалид получить соответствующее его возможностям образование, после того как по удобному пандусу въедет в здание школы, где все будут смотреть на него «как на равного»? Искренне удивляюсь, когда адепты «инклюзии без специального образования», сообщая о своих успехах, печалятся о том, что пока отсутствуют нормативно-законодательная база, научно-методическое обеспечение и педагогические кадры. Образно говоря, нас убеждают: вкус у рекламируемого блюда будет отменный, кастрюля есть, осталось придумать рецепт, найти исходные продукты и повара. После сказанного легче дать ответ на вопрос о научно-методическом обеспечении учебного процесса в условиях интеграции (инклюзии) и наличии инновационных методик. Новация состоит в масштабном переходе на новые организационные условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В этом направлении следует вести поиск и ждать оригинальных решений. А что касается содержания и методов образования детей, прежде редко попадавших в массовую школу, здесь тайн нет. Эту проблему Институт коррекционной педагогики решает достаточно успешно на протяжении столетия. Только за последние годы разработан Крайне важно, чтобы уникальные знания, накопленные отечественной дефектологической наукой, стали достоянием педагогов и всех других специалистов, занимающихся сегодня инклюзией. Инклюзия, являясь ведущей тенденцией исторического момента, не должна подменять собой систему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими – традиционными и инновационными. Включенный (язык не поворачивается говорить «инклюзированный») в общеобразовательную среду ребенок-инвалид остается под патронатом инклюзии: он либо учится в специальном классе (группе) при массовом учреждении, воспитывается в смешанной дошкольной группе, либо, учась в обычном классе (группе), обязательно получает коррекционную помощь. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь. – Как вы думаете, где будут получать необходимые знания родители детей с ограниченными возможностями здоровья? Предусматриваются ли для них какие-либо проекты и программы? – Хороший вопрос. За последние пятнадцать лет заказчиком образования детей с ограниченными возможностями здоровья, наряду с государством, стали неправительственные организации, защищающие права инвалидов, и, что ещё важнее, родители. Согласно российскому законодательству, папы и мамы выбирают учебное заведение, форму обучения для своего ребенка. Однако не бывает прав без обязанностей. На родителей ложится ответственность за принятое решение. А правильность решения, если не сказать адекватность, во многом зависит от информации, которой они обладают. Хотелось бы, чтобы близкие малышу взрослые точно оценивали его потенциальные возможности, ясно понимали плюсы и минусы специального, интегрированного, инклюзивного образования. Родители нуждаются в знаниях о проблемах своего ребенка и возможных способах их разрешения. В последние два-три года департаменты образования регионов, в которых наиболее активно развивается инклюзивное образование, организуют своего рода всеобучи для семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Москва, например, активно издает и распространяет среди заинтересованных граждан и организаций материалы, подробно рассказывающие об успехах инклюзивного образования, учебных заведениях столицы, которые готовы принять детей-инвалидов. Полагаю, подобная работа должна интенсивно вестись во всех субъектах Российской Федерации. Что касается просветительской деятельности ученых, то более десяти лет на сайте ИКП РАО публикуется бесплатный научно-методический журнал «Альманах Института коррекционной педагогики». Он позволяет любому заинтересованному пользователю – родителю, дефектологу, учителю или социальному работнику массовой школы, воспитателю дошкольного учреждения, другим пользователям – оперативно знакомиться с последними разработками научного учреждения по приоритетным направлениям модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в области интегрированного и инклюзивного образования. Время не стоит на месте. Новые технологии кардинально меняют и образовательное, и информационное пространство. Пятнадцать лет тому назад, запустив институтский сайт – первый в обсуждаемом проблемном поле, – мы гордились обретенными возможностями. Однако за минувшие годы уровень работы наших потенциальных пользователей в сети Интернет заметно повысился. Резко возросло число обращений от родителей, многие хотели бы, используя дистанционные технологии, получить консультации, принять участие в веб-семинаре. Сегодня такая возможность есть. С конца 2011 года в сети Интернет действует портал института http:// www.ikprao.ru, и ведущие специалисты института готовы оказывать консультативную помощь родителям, чьи дети начали учиться в условиях инклюзии. – Вы являетесь руководителем экспертного совета по инклюзивному образованию, созданному в Государственной Думе РФ. С чего начнет работу ваш совет, какие вопросы будет обсуждать? – Уточню: экспертного совета по специальному и инклюзивному образованию. Рад, что в него вошли представители разных регионов России, будут работать уполномоченные государственных и общественных организаций: например, ВОГ, ВОС, ВОИ. Профессиональная компетенция членов совета позволит обсуждать проблемы ранней помощи, дошкольного воспитания, всех ступеней школьного, а также профессионального и высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Крайне важно, что наши взгляды на инклюзивное и специальное образование различаются, это вселяет надежду, что дискуссии будут жаркими, а принимаемые решения – взвешенными и объективными. В ближайших планах совета обсудить возможность принятия специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья, проанализировать проблемы подготовки учительских кадров для инклюзивного образования, разработки нормативно-правой базы и методического обеспечения для школ, работающих в режиме инклюзивного образования. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|