Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инклюзия не просто включение

К числу проблемных областей, которые необходимо ликвидировать, чтобы построить в России инклюзивную образовательную вертикаль, принадлежат научно-методическое обеспечение учебного процесса и получение необходимых знаний родителями. Свое мнение о положении дел в этих областях высказал директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев.

Просмотров: 4077
Николай МАЛОФЕЕВ директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования, академик РАО, профессор

К числу проблемных областей, которые необходимо ликвидировать, чтобы построить в России инклюзивную образовательную вертикаль, принадлежат научно-методическое обеспечение учебного процесса и получение необходимых знаний родителями. Высказать свое мнение о положении дел в этих областях редакция попросила директора Института коррекционной педагогики Российской академии образования, академика РАО, профессора Николая МАЛОФЕЕВА.

– Николай Николаевич, как вы оцениваете положение дел в сфере научно-методического обеспечения учебного процесса инклюзивного образования? Существуют ли в России какие-либо свои инновационные методики, программы, разработки для инклюзивного образования людей с ограниченными возможностями здоровья?

– Прежде чем оценивать положение дел, давайте договоримся, что следует понимать под инклюзивным образованием. Первым отечественным нормативным документом, содержащим официальное толкование данного термина, является закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 года, № 16. Он определяет инклюзивное образование как «совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений». Казалось бы, все ясно, суть – совместное обучение (воспитание). Однако многие сторонники инклюзии настойчиво отвергают экспериментально проверенные и методически обеспеченные отечественные модели интегрированного обучения. Основное возражение, насколько я могу судить, состоит в том, что интеграция – это «замаскированное» специальное обучение. На протяжении многих десятилетий огромное количество детей-инвалидов получало качественное школьное и профессиональное образование благодаря технологиям специального обучения. Так чем же они плохи?

Убеждён, инклюзия – одна из форм интегрированного образования. Интеграция понимается нами – сотрудниками Института коррекционной педагогики Российской академии образования – как процесс совместного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Инклюзия как простое «включение» ребёнка в обычный детский сад или школу, чьи педагогические коллективы не владеют специальными технологиями и методиками обучения, не обеспечивает удовлетворение особых образовательных потребностей. Устранение физических и психологических барьеров, безусловно, крайне важно. Но сможет ли ребенок-инвалид получить соответствующее его возможностям образование, после того как по удобному пандусу въедет в здание школы, где все будут смотреть на него «как на равного»? Искренне удивляюсь, когда адепты «инклюзии без специального образования», сообщая о своих успехах, печалятся о том, что пока отсутствуют нормативно-законодательная база, научно-методическое обеспечение и педагогические кадры. Образно говоря, нас убеждают: вкус у рекламируемого блюда будет отменный, кастрюля есть, осталось придумать рецепт, найти исходные продукты и повара.

После сказанного легче дать ответ на вопрос о научно-методическом обеспечении учебного процесса в условиях интеграции (инклюзии) и наличии инновационных методик. Новация состоит в масштабном переходе на новые организационные условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В этом направлении следует вести поиск и ждать оригинальных решений. А что касается содержания и методов образования детей, прежде редко попадавших в массовую школу, здесь тайн нет. Эту проблему Институт коррекционной педагогики решает достаточно успешно на протяжении столетия. Только за последние годы разработан
проект специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Если он будет принят, это, на наш взгляд, позволит любому ребёнку вне зависимости от тяжести заболеваний достигать с помощью специального обучения максимально доступного уровня развития. Кроме того, для детей с ограниченными возможностями здоровья разработаны, экспериментально апробированы и успешно внедряются вариативные модели образовательной интеграции. Институт предлагает модели интеграции (инклюзии), учитывающие интересы ребенка и его семьи, отечественный опыт специального образования, а также российские реалии. Совместно с Московским институтом открытого образования ИКП РАО более десяти лет проводит переподготовку воспитателей и педагогов дошкольных и школьных учреждений, осуществляющих интегрированное (инклюзивное) образование.

Крайне важно, чтобы уникальные знания, накопленные отечественной дефектологической наукой, стали достоянием педагогов и всех других специалистов, занимающихся сегодня инклюзией.

Инклюзия, являясь ведущей тенденцией исторического момента, не должна подменять собой систему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими – традиционными и инновационными. Включенный (язык не поворачивается говорить «инклюзированный») в общеобразовательную среду ребенок-инвалид остается под патронатом инклюзии: он либо учится в специальном классе (группе) при массовом учреждении, воспитывается в смешанной дошкольной группе, либо, учась в обычном классе (группе), обязательно получает коррекционную помощь. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.

– Как вы думаете, где будут получать необходимые знания родители детей с ограниченными возможностями здоровья? Предусматриваются ли для них какие-либо проекты и программы?

– Хороший вопрос. За последние пятнадцать лет заказчиком образования детей с ограниченными возможностями здоровья, наряду с государством, стали неправительственные организации, защищающие права инвалидов, и, что ещё важнее, родители. Согласно российскому законодательству, папы и мамы выбирают учебное заведение, форму обучения для своего ребенка. Однако не бывает прав без обязанностей. На родителей ложится ответственность за принятое решение. А правильность решения, если не сказать адекватность, во многом зависит от информации, которой они обладают. Хотелось бы, чтобы близкие малышу взрослые точно оценивали его потенциальные возможности, ясно понимали плюсы и минусы специального, интегрированного, инклюзивного образования. Родители нуждаются в знаниях о проблемах своего ребенка и возможных способах их разрешения. В последние два-три года департаменты образования регионов, в которых наиболее активно развивается инклюзивное образование, организуют своего рода всеобучи для семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Москва, например, активно издает и распространяет среди заинтересованных граждан и организаций материалы, подробно рассказывающие об успехах инклюзивного образования, учебных заведениях столицы, которые готовы принять детей-инвалидов. Полагаю, подобная работа должна интенсивно вестись во всех субъектах Российской Федерации.

Что касается просветительской деятельности ученых, то более десяти лет на сайте ИКП РАО публикуется бесплатный научно-методический журнал «Альманах Института коррекционной педагогики». Он позволяет любому заинтересованному пользователю – родителю, дефектологу, учителю или социальному работнику массовой школы, воспитателю дошкольного учреждения, другим пользователям – оперативно знакомиться с последними разработками научного учреждения по приоритетным направлениям модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в области интегрированного и инклюзивного образования. Время не стоит на месте. Новые технологии кардинально меняют и образовательное, и информационное пространство. Пятнадцать лет тому назад, запустив институтский сайт – первый в обсуждаемом проблемном поле, – мы гордились обретенными возможностями. Однако за минувшие годы уровень работы наших потенциальных пользователей в сети Интернет заметно повысился. Резко возросло число обращений от родителей, многие хотели бы, используя дистанционные технологии, получить консультации, принять участие в веб-семинаре. Сегодня такая возможность есть. С конца 2011 года в сети Интернет действует портал института http:// www.ikprao.ru, и ведущие специалисты института готовы оказывать консультативную помощь родителям, чьи дети начали учиться в условиях инклюзии.

– Вы являетесь руководителем экспертного совета по инклюзивному образованию, созданному в Государственной Думе РФ. С чего начнет работу ваш совет, какие вопросы будет обсуждать?

– Уточню: экспертного совета по специальному и инклюзивному образованию. Рад, что в него вошли представители разных регионов России, будут работать уполномоченные государственных и общественных организаций: например, ВОГ, ВОС, ВОИ. Профессиональная компетенция членов совета позволит обсуждать проблемы ранней помощи, дошкольного воспитания, всех ступеней школьного, а также профессионального и высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Крайне важно, что наши взгляды на инклюзивное и специальное образование различаются, это вселяет надежду, что дискуссии будут жаркими, а принимаемые решения – взвешенными и объективными. В ближайших планах совета обсудить возможность принятия специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья, проанализировать проблемы подготовки учительских кадров для инклюзивного образования, разработки нормативно-правой базы и методического обеспечения для школ, работающих в режиме инклюзивного образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Инклюзивное образование: жить и учиться среди равных
СКФУ стал международной площадкой для диалога о проблемах инклюзивного образования
Есть потенциал для развития равных возможностей
О развитии инклюзивного образования в стране
Украина: реальность и надежды образования взрослых
Развитие электронной библиотечной системы в России
Инклюзия и коррекция в школе на примере обучения глухих и слабослышащих детей
Система инклюзивного и коррекционного образования развивается в России
НГПУ: шаг в инклюзивное образование
Международная практика организации профессиональной ориентации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ